Верхний баннер
14:15 | ПЯТНИЦА | 26 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Крупным планом

20.04.2010 | 22:00
«Крупным планом». Симфоническая музыка в заводских цехах.

Ведущий: Добрый день, дамы и господа. В студии ведущая Нина Соловей. Судя по всему, симфоническому оркестру пермской оперы стало тесно не только в оркестровой яме, но и в тех художественных рамках, которые диктует репертуар музыкального театра. И вот в грядущее воскресенье любители симфонической и электронной музыки вместе с исполнителями проекта Reutoff и пермским оркестром на несколько часов оккупируют один из цехов «Мотовилихинских заводов». О концерте «Музыка машин» мы говорим сегодня в рамках программы «Крупным планом». Я с удовольствием представляю гостя нашей студии. Главный дирижер пермского театра оперы и балета Заслуженный деятель искусств России, народный артист республики Башкортостан, а теперь Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Валерий Игнатьевич Платонов гость нашей студии. Здравствуйте, Валерий Игнатьевич.

Валерий Платонов: Здравствуйте, Ниночка.

Ведущий: Ну, во первых строках и во первых словах нашего эфира позвольте вас поздравить с этой заслуженной наградой, с этой премией. На мой взгляд, эта премия дорога еще и тем, что все-таки, как вы однажды сказали, и в нашем эфире, в том числе, музыка в театре музыкальном первична. И что бы ни придумывал режиссер, как бы ни оформил сцену художник, как бы ни стояли стулья, если нет единого звучания – нет ничего, нет спектакля. И, конечно, эта награда, она дорогого стоит. Я думаю, и вам, и музыкантам, и всему коллективу, и нашему городу, в том числе. Валерий Игнатьевич, не смотря на то, что мы сегодня собрались здесь, чтоб поговорить о «Мотовилихинских заводах», и о «шефском концерте», в кавычках, конечно, хотелось бы все равно поговорить немножко о «Золотой маске». Видели ли вы спектакли других музыкальных театров, которые выставлялись? Что за конкуренты у нас были?

В.П.: Ну, фестиваль «Золотая маска» так устроен, что, в общем, кроме москвичей, которые живут в Москве и показывают свои же спектакли в Москве же, вот они имеют возможность видеть спектакли конкурентов, которые привозятся из других городов. А мы, в общем, такой возможности лишены абсолютно. Поэтому я ни малейшего представления не имею, каков спектакль…

Ведущий: То есть, как всегда, вы приехали, показали свой спектакль?

В.П.: Да. …каков спектакль «Лючия ди Ламмермур», который получил «Маску», как лучший спектакль, я не знаю, что такое «Гамлет (датский) (российская) комедия» Кобекина. Уж, тем более, наверно, мало, кто знает, что такое «Князь Игорь» Новосибирского театра, потому что этот спектакль вообще не привозился в Москву. И жюри ездило в командировку в Новосибирск отсматривать его там. Потому… фестиваль так устроен, что мы лишены возможности реальных представлений о том, какова конкуренция, кто конкурент.

Ведущий: Вас уже поставили перед фактом.

В.П.: Да, да. Тем не менее, в общем, как-то так, поскольку наш театр лет 15, наверно, последних ежегодно принимает участие в этом фестивале, ежегодно показывает свои спектакли, свою продукцию в Москве, уже выработался определенный, так сказать, тип отношения к этому. И этот тип отношения заключается в том, что самая главная задача, которая ставится перед собой, перед коллективом, это показать наш продукт, наши спектакли самым необычным образом. И в этом, собственно говоря, наша профессиональная честность, наш профессиональный долг и наша профессиональная самоотдача. И когда это происходит, тогда, в общем, уже радостно, да, получили мы «Маску» или не получили. Но вот нынче так получилось, что и качество работы нашей, всего коллектива, подчеркиваю, всего коллектива, было замечательным. И, в общем, вот итогом получилась «Маска», которая, безусловно, очень важна, очень нужна. Потому что это признание коллег, это признание музыкальной общественности, музыкальной театральной общественности. Признание того факта, что вот в этом сезоне в области музыкального театра лучшая работа по части, так сказать, музыкальной была вот в нашем театре.

Ведущий: Ваша ведь задача усложнялась еще и тем, что это была премьера, вообще, музыкального произведения Чайковского.

В.П.: Ну, безусловно.

Ведущий: Ее ж не слышали. И вот так вот представить, чтоб она была услышана.

В.П.: Безусловно. Нет, ну тут, так сказать, сложностей достаточно много. И, слава богу, мы их все преодолели. И результат, в общем, замечательный.

Ведущий: И чтоб текст прозы звучал, как музыка.

В.П.: Да, да, да. Единственное, что некий вот у меня остается некий осадок – это не присуждение премии композитору. Потому что я глубоко убежден, что это замечательная опера, это замечательная музыка. Ну, и потом, если бы эта музыка была недостаточно хороша, наверное, не нашлось бы ни у меня, ни у исполнителей оркестра, хора, солистов тех ресурсов художественных, на которых можно было бы показать такое качество.

Ведущий: А на «Золотой маске» дают разве композиторам?

В.П.: Да. Вот уже, по-моему, третий сезон или второй, сейчас точно не помню, есть номинация «Лучший композитор в музыкальном театре». Нынче эту «Маску» получил Владимир Кобекин. Он уже получил вторую «Маску». Потому что первая была за Александра Македонского в прошлом сезоне. Честно говоря, я не знаю, может быть, у него его опера «Гамлет» и много лучше.

Ведущий: Может, там расхождение-то было в один голос. Никто же не знает.

В.П.: Да. Но, тем не менее, мне досадно очень, что композитор эту «Маску» не получил.

Ведущий: Я слышала, что зал сначала очень тяжело принимал спектакль.

В.П.: Ну, это, знаете, это нормально. Потому что ведь и у нас, и на премьере, и на всех спектаклях, которые мы в течение сезона сыграли, первый акт публика, как бы, пытается «въехать»…

Ведущий: Что это?

В.П.: Что это такое? И не сразу понимают. Тем более, что первый акт заканчивается просто вот на полуслове, что называется. Просто обрывается. И публика в некотором роде в недоумении бывает. Но там реакция… и самое главное даже не реакция зала итоговая, а то, как зрители воспринимали этот спектакль, то, как они слушали. Я, как дирижер, это всегда ощущаю вот спиной, каждой клеточкой. В зале стояла гробовая тишина. То есть, вот эта вольтова дуга между залом и сценой, между залом и спектаклем была в напряжении полнейшем от первой до последней ноты. И когда по окончании спектакля зал взорвался просто шквалом оваций, а потом, в конце концов, и встал, а московская публика…

Ведущий: Поднять их с кресел.

В.П.: Да …чтоб поднять их, да, это в очень исключительных случаях происходит. Поэтому… если б мы уже, в конце концов, просто не разошлись со сцены, то, наверно, аплодисменты могли продолжаться еще бесконечно. Поэтому я был глубоко убежден, и вот, как бы, ощущал, что публика приняла спектакль замечательно. И потом масса было отзывов, звонков, восхищенных мнений и так далее.

Ведущий: Очень хочется, чтобы у этого спектакля «Один день Ивана Денисовича» была счастливая гастрольная судьба.

В.П.: Ну, дай-то бог. Вообще, на самом деле, вот здесь даже вопрос не собственно в гастролях.

Ведущий: Ну, чтоб увидели люди.

В.П.: Очень хочется, чтобы этот спектакль увидели максимально большее количество людей, потому что этические какие-то, эмоциональные, так сказать, пружины и энергия, заложенные в спектакле, настолько сильны, что очень важно, чтобы это увидели, почувствовали и пережили как можно большее количество людей.

Ведущий: Или хотя бы трансляция.

В.П.: Да.

Ведущий: Была же как-то трансляция «Спящей красавицы», я помню.

В.П.: Да, да, да, может быть, и такая история. Ну, в общем…

Ведущий: Мы можем долго об этом говорить. Но нам нельзя уходить от темы. Самая главная наша тема – это концерт «Музыка машин», который состоится в это воскресенье. Итак, Валерий Игнатьевич, проект для симфонического оркестра. Я, конечно, шутила, иронизировала, говоря, что стало вам тесно в оркестровой яме. Но что, действительно, вас вывело к этому проекту, чтоб звучать на заводе? Хороша ли там акустика? Что это нас ждет?

В.П.: В общем, история вопроса давняя. Почти год назад у нас проходил последний «Дягилевский фестиваль». И в качестве гостей на фестиваль была приглашена группа Reutoff, которая в Органном зале, собственно говоря, исполняла музыку с таким названиями – «Музыка машин».

Ведущий: И вызвала неоднозначную реакцию.

В.П.: Безусловно, понятно, да. Потому что компьютерная музыка – это есть компьютерная музыка. И каждый, кто шел на этот концерт, должны были себе, по крайней мере, хотя бы представлять, что это такое в принципе, да. А когда там некие бабушки выходили и говорили, что это безобразие, я четко понимаю, что они совершенно не понимали, на что же они пришли. Я, к сожалению, не смог быть на концерте, потому что у меня был спектакль в этот вечер. Но после концерта мы собрались в кабинете Георгия Георгиевича, и долго беседовали, рассуждали. И вот тогда родилась идея – а почему бы нам не объединить усилия симфонического оркестра и группы Reutoff. Тем более, что, как бы, музыки для симфонического оркестра, посвященной вот этой теме машин, механизмов, в общем, достаточно много. В особенности в начале прошлого века, 20-е годы, да, очень много такой музыки было написано. Даже было целое направление – урбанизм. Кроме того, тут сработал еще и другой аспект. Все-таки Пермь – это индустриальный город по сути своей. Здесь огромное количество заводов всяких, разных. И было бы очень правильно, наверное, так сказать, осмыслить эту тему еще через эстетические какие-то параметры. Выбор наш пал на «Мотовилихинские заводы», потому что это…

Ведущий: Марка города и края.

В.П.: …это марка города, история. Более того, с точки зрения, как бы, индустриального вида внутри цеха, наверно, лучше, чем мы нашли на «Мотовилихинских заводах»…

Ведущий: Что это за цех?

В.П.: Это цех, я, честно говоря, не знаю, как он, наверно, называется, но что-то чуть ли не сталелитейный. И одним словом…

Ведущий: Там жарко будет?

В.П.: Я надеюсь, что там не будет жарко. Но то, что там огромное количество всяких механизмов, причем, громадных, бухающих, ухающих и так далее.

Ведущий: И они будут подыгрывать. Или остановится производство на время концерта?

В.П.: Ну, нет, конечно же, во время концерта производство, как таковое, остановится. Но мы предварительно договорились с руководством, что в какой-то момент, может быть, для некоего дополнительного фона эти станки, ну, может быть, не все, хотя бы один, будет включен. Безусловно, это необычный проект. Это проект, который… как бы это сказать? Должен просто неким образом обратить внимание, что индустриальная тема довольно серьезное место занимает в искусстве, в музыке, в частности. И, к сожалению, в последнее время, ну, в общем, последние-то лет 50, может быть, больше, я не знаю, не исследовал этот вопрос, но эта музыка стала все реже и реже исполняться. Но, тем не менее, там есть замечательные образцы. Ну, например, замечательная пьеса русского композитора Мосолова Александра, которая так и называется «Завод». Еще есть подзаголовок foundry, то есть «Сталелитейный завод», примерно так это называется. Это было, в общем, Мосолов был таким, ну, знаменем русского музыкального авангарда. Мы исполним Прокофьева из балета «Стальной скок» два номера, которые так и называются. Первый из них – «Машины», а второй - «Молоты». Я думаю, что молоты на «Мотовилихинских заводах» - это совсем замечательно.

Ведущий: Это актуально.

В.П.: Это актуально. Есть, например, замечательная пьеса, знаменитейшая пьеса, кстати, Артура Онеггера, которая называется «Пасифик 231». Пасифик – это паровоз, такой же, ну, солидный паровоз для того времени, который, так сказать, таскал по Европе Европейский экспресс. Он так называется – Пасифик 231. Вот Артур Онеггер сочинил пьесу, которая изображает движение этого паровоза.

Ведущий: Там мелодика-то хоть есть какая-то своя?

В.П.: Вы знаете, если хорошо вслушиваться, то там, конечно, есть и мелодика. Хотя, конечно, безусловно, главное, что композиторы преследовали, это средствами музыки, средствами звуков изобразить вот работу механизмов, их ускоряющийся пульс, их пыхтение, буханье и так далее. И это, в общем, замечательно делается. Узнается почти буквально, так сказать, вот работа какого-то парового молота, или, как этот пасифик разгоняется, набирает грандиозную скорость, а потом как-нибудь резко, резко, довольно энергично останавливается. Это вот само по себе вызывает восхищение и удивление. Хотя, конечно, для любителей, скажем, сладких, красивых мелодий, там, в общем, найдется мало, чего.

Ведущий: Но Свиридов-то ведь будет?

В.П.: Свиридов будет.

Ведущий: Там-то мелодика есть, родная, близкая сердцу многих россиян.

В.П.: Будет Свиридов. Будет сюита «Время, вперед!» Причем, в полном объеме, все шесть частей мы сыграем. Потому что это совершенно фантастического качества, замечательная музыка, которая… притом при всем там и «Фокстрот», и «Уральский напев», и «Частушка», всё, тем не менее, все части этой сюиты наполнены энергией индустриального созидания. Они все, от начала до конца, так или иначе, так сказать, в них слышен вот этот напор созидания. Я уже не говорю про, собственно, про последнюю часть, которая так и называется «Время, вперед!», и которая просто изображает вот вихрь нашего индустриального развития и движения.

Ведущий: Вы будете попеременно играть? Там, например, Reutoff, потом вы? Или у вас вместе?

В.П.: Ну, вы знаете, вот как в джазе музыканты собираются, они на пальцах договариваются, и потом играют. Вот примерно так. Конечно, мы же порепетируем вместе в субботу.

Ведущий: Уже на заводе порепетируете?

В.П.: Да, да, уже на заводе. Но пока что мы договорились только о принципах взаимодействия. Есть пьеса, вот Мосолова «Завод», мы сыграем вместе. То есть, и симфонический оркестр, и компьютерная музыка будет звучать одновременно. Потом где-то мы будем чередоваться. Если получится, то чередоваться будем прямо вот с перетеканием одного в другое. Одним словом, что в итоге получится, пока никто абсолютно точно не представляет. Есть пока у нас намерения, и мы готовимся к этим намерениям. Но как мы эти намерения соберем в кучу, соединим, совместим, покажет уже репетиция и сам концерт.

Ведущий: Люди, работающие на заводе, люди серьезные, занимающиеся делом, а не танцами, песнями, плясками. Как они вообще согласились на это предложение?

В.П.: Вы знаете, замечательно совершенно согласились. Более того, с восторгом восприняли нашу идею, и наше предложение. Предложили на выбор несколько цехов, которые мы посмотрели. Выбрали, я подчеркиваю, выбрали самый индустриальный, может быть, не самый чистый в смысле воздуха, и все, да, ну, такой, производственный…

Ведущий: Самый колоритный.

В.П.: Но самый колоритный. И мы очень надеемся, что рабочие «Мотовилихинских заводов» будут самыми, так сказать, многочисленными, самыми заинтересованными зрителями.

Ведущий: Вот. Они придут?

В.П.: Безусловно.

Ведущий: Но воскресенье не рабочий день. Хотя у них-то там, наверно, смены.

В.П.: Ну, я надеюсь. Собственно говоря, мы так и подгадывали дату концерта, вот нерабочий день. Потому что, когда рабочие смены, это очень проблематично, конечно.

Ведущий: Вы можете в прямом эфире выиграть билет на этот самый концерт, на это воскресенье. Внимание, вопрос, уважаемые радиослушатели, сколько всего «Золотых масок» в коллекции пермского театра оперы и балета? Сколько всего, вот за все годы существования «Золотой маски»? И, насколько я помню, 16 лет «Золотой маске», да?

В.П.: Да.

Ведущий: Вот сколько за 16 лет, каков наш урожай? Именно пермского театра оперы и балета. Звоните. Может быть, именно вы выиграете, может быть, именно вы знаете. Ну, и пришел вопрос от Ольги на сайт: «Скажите, пожалуйста, кто будет ведущим столь экстремального концерта?»

В.П.: Ну, там у нас, в общем, ведущий не предполагается. Поскольку это такое, в общем, ну, музыкальное осмысление вот этой темы. Я думаю, что мы обойдемся без объявлений, что мы сейчас будем играть, без перечисления названия частей и так далее. Поскольку, еще раз подчеркиваю, это не академический симфонический концерт.

Ведущий: Это эксперимент музыкальный.

В.П.: Это, скажем так, это выход музыки, так сказать… Ну, образно говоря, выход музыки в природу. То есть, выход индустриальной музыки конкретно в те условия, которые ее и породили. Поэтому я не думаю, что здесь нужен ведущий, и какие-то, так сказать, академические ??????? (неразборчиво).

Ведущий: А с другой стороны, было бы забавно. Выходит ведущий в жабо…

В.П.: Да, да, да, во фраке…

Ведущий: Начинаем…

В.П.: Да, начинаем… Ну, и так далее.

Ведущий: У нас есть звонок. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Наталья.

Ведущий: Вы хотите билет выиграть или вопрос задать?

Слушатель: Билет выиграть.

Ведущий: Ну, и сколько «Масок» в коллекции пермской оперы?

Слушатель: Шесть.

Ведущий: Шесть?

Слушатель: Да.

Ведущий: Вы, может, даже помните, за что пермская опера получала «Маски»?

Слушатель: Нет, к сожалению, не помню.

Ведущий: А откуда такая цифра?

Слушатель: Буквально недавно на сайте театра прочитала.

Ведущий: Вот, на сайте. Действительно, шесть «Масок» у пермской оперы. Вот шестую Валерий Игнатьевич привез не так давно. Я вас поздравляю, Наталья.

В.П.: И читайте сайт пермского театра.

Ведущий: Да, и читайте пермского театра сайт. И, кроме того, я хочу еще один вопрос задать, опять же, связанный с «Золотой маской». А за какой спектакль первую «Маску» получил пермский театр оперы и балета? За какой спектакль? Тогда, кстати, первые две «Маски», сразу две «Маски» завоевал пермский театр оперы и балета. Что это был за спектакль? Напомню, это был 1996 год, подсказываю, точнее. Спрашивают: «Скажите, пожалуйста, если пойдет моя бабушка, ей будет тяжело смотреть этот концерт?» Как настроена будет бабушка?

В.П.: Ну, смотря, как она будет настроена. Еще раз подчеркиваю, что тем, кто хочет услышать красивые, сладкие мелодии, в общем, наверно, лучше воздержаться от похода на этот концерт. А вот те, кто хотят пережить такие, в общем, не стандартные эмоциональные состояния, связанные с созерцанием и с восприятием, звуковым восприятием процесса, тяжелого процесса производства, вот тогда самое то, нужно прийти сюда.

Ведущий: Сергей спрашивает: «Музыканты будут, как обычно, во фраках? Или в рабочей одежде?» И в касках.

В.П.: Мы еще пока не решили. Но, кстати сказать, и по поводу комбинезонов мы обсуждали тему. Другой вопрос, сможем мы это решить или нет. И по поводу касок тоже. Потому что есть, кстати, прецедент, когда в Англии проходит концерт в касках. То есть, концерт состоялся впервые, когда театр был не достроен еще. Поэтому музыкантов обязали одеть каски. И с тех пор он традиционно, ежегодно в этот день проходит. И так и называется - «Концерт в касках».

Ведущий: Ну, кстати, я помню, был у нас в репертуаре спектакль «Мастер и Маргарита». И там была часть, тоже где-то проходила на заводе, чуть ли не под «Время, вперед!». Вот еще бы какую-то хореографическую сюиту…украсить.

В.П.: Ну, в общем, поскольку уже там хореографию разместить в цехе совсем уже негде, мы решили от хореографии воздержаться.

Ведущий: Зрителей-то более тысячи должно быть.

В.П.: Ну, в общем, да, хотя, думаю, что будет тесновато.

Ведущий: В тесноте, да не в обиде. Тем более, на заводе. Добрый день.

Слушатель: Добрый день. Это Зинаида Ивановна. Я не претендую на билет, потому что уже его купила. Но я хотела бы выразить свое восхищение. Валерий Игнатьевич, это настоящий крутой модернизма. И мне хотелось бы узнать, а вот интересно, некто Гельман, который с такой спесью относится к нашему городу, как бы, он только приносит сюда культуру, будет он на этом концерте или нет? Или вы не в курсе?

В.П.: Ой, я просто не знаю, будет он или нет. Я сейчас приеду в театр и задам вопрос службам, отправили ли ему приглашение на этот концерт.

Слушатель: Но вам большое спасибо.

В.П.: Спасибо вам огромное.

Ведущий: Ну, в общем, все прогрессивные люди, либо хотя бы люди, которым любопытно, интересно, наверняка постараются попасть на этот концерт.

В.П.: Ну, я очень надеюсь на это и очень уверен, что в Перми достаточно людей, достаточно любителей искусства, как вот сейчас слушательница сказала – «крутой модернизм». Крутой модернизм интересен, который, в общем, интересно… На самом деле, сейчас надо вспоминать, а что же наши композиторы почти сто лет назад на эту тему писали.

Ведущий: И что мы забыли.

В.П.: И что мы забыли. И надо бы вспомнить это. Тут ведь еще и такой вот аспект, культурологический, скажем.

Ведущий: Сергей пишет: «Я в это воскресенье никак не смогу быть в городе. Будет ли повторение этого?»

В.П.: Повторения, к сожалению, не будет, как не повторяется, практически, ни одна симфоническая программа, что, я уже неоднократно говорил, вызывает большое огорчение у меня и у музыкантов. Поскольку усилия затрачиваются на подготовку гигантские.

Ведущий: Ну, а если успешно пройдет?

В.П.: Ну, не знаю. Это можно будет обсуждать. Но, боюсь, что уже до конца сезона, ну, просто уже негде будет это возобновить.

Ведущий: Но если люди с транспарантами появятся у театра оперы и балета, и в «Мотовилихинских» - концерт, концерт…

В.П.: Да, если публика потребует, мы как-то извернемся, и найдем возможность, где, когда это повторить.

Ведущий: Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Галина Петровна. Я вот хотела тоже сначала поздравить Платонова с этой замечательной победой. Мне тоже он очень нравится. И хотела бы ответить на вопрос. Мне кажется, что это были Куинджи с Андзором Шомахия.

Ведущий: Совершенно верно.

Слушатель: И опера была «Лючия ли Ламмермур».

Ведущий: Нет. Опера не та. Действительно, это были Андзор Шомахия и Татьяна Куинджи. Но…

Слушатель: Не та, да?

В.П.: Опера того же композитора, только другого названия.

Слушатель: Ой, вот, сейчас. Вылетело из головы.

Ведущий: Ну, подскажем? Ну, как не подскажем. Поможем, уже все-таки все равно человек назвал исполнителей.

В.П.: Самое главное, что назвал, да, обладателей этих «Масок». Это уже замечательно.

Ведущий: «Дон Паскуале».

Слушатель: Да, да, да. Точно.

Ведущий: «Дон Паскуале» тогда так благополучно открыл.

В.П.: Да, да. Это был, в общем, большой прорыв и большой триумф пермского театра. Причем, это, если мне не изменяет память, была чуть ли не одна из первых «Масок», где уже были задействованы музыкальные театры. Потому что начиналась «Маска», как известно, с театров драматических. И, конечно, это было серьезное свершение. Я тогда не работал в Перми, я был в Уфе. И у меня это вызвало просто фантастический, так сказать…

Ведущий: Гордость.

В.П.: Гордость, и радость, и эйфорию просто за пермяков. Я был безумно счастлив.

Ведущий: Ну, и как хорошо, что вы вернулись. Я помню, как я была в Уфе в театре оперы и балета. И когда узнали, вы откуда, из Перми – эх, переманили нашего Платонова.

В.П.: Замечательно.

Ведущий: Ну, что ж, наше время подходит к завершению. Осталось добавить, не как обычно я говорю - встретимся в театре. Встретимся, Валерий Игнатьевич…

В.П.: На заводе.

Ведущий: На заводе. В каске на заводе. Всего вам доброго. Еще раз поздравляю.

В.П.: Спасибо. Огромное спасибо.

Ведущий: Это была программа «Крупным планом».


Обсуждение
44440
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.