Верхний баннер
01:21 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Крупным планом

09.09.2010 | 22:00
Премьера ТЮЗа «Соло для часов с боем».

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Вот мы начинаем новый сезон программы «Крупным планом». Я хочу сказать, что и театральный сезон, собственно говоря, уже начался, пермская опера открыла свои двери. Сегодня открывает свой сезон «Театр-театр». Также открыл уже свой сезон театр «У моста». «Сцена-Молот» в эти выходные открывает свой сезон. Ну, и Театр юного зрителя не заставит себя долго ждать. Первая премьера этого театра – спектакль «Соло для часов с боем», поставленный по пьесе Освальда Заградника, откроет очередной, новый сезон Театра юного зрителя. И, собственно, о этой премьере мы будем говорить сегодня в рамках программы «Крупным планом». У нас сегодня так получилось, что день института культуры. Утром у нас был ректор института культуры, а сейчас у нас в гостях профессор Пермского Государственного Института Искусства и Культуры Виктор Афанасьевич Ильев. Здравствуйте, Виктор Афанасьевич.

Виктор Ильев: Здравствуйте.

Ведущий: Ну, мы будем говорить сегодня с Виктором Афанасьевичем не столько, как с педагогом, сколько как с режиссером нового спектакля Театра юного зрителя. «Соло для часов с боем». Появление этого названия событие неоднозначное. С одной стороны, пьеса была написана в 70-х годах, если я не ошибаюсь.

В.И.: Да, да.

Ведущий: И тогда же поставлена во МХАТе Олегом Ефремовым. Потом мы все видели…

В.И.: Видео.

Ведущий: …телевизионный спектакль, тогда очень популярный был жанр. И мало, какие театры, брали эту пьесу. Хотя пьеса, действительно, замечательная, очень такая…

В.И.: Игровая.

Ведущий: …душещипательная, игровая. Но после МХАТа, после того, что было показано телевидением, мало, кто решался повторить это. И, с другой стороны, есть Театр юного зрителя. Мы уже привыкли, что в пермском театре, помимо того, что туда приглашают детей, малышек, школьников, туда приглашают всегда и взрослую публику. И, в основном, героями спектакля для взрослой публики становились взрослые люди. А здесь не столько взрослые люди, сколько пожилые. Главные герои пьесы «Соло для часов с боем» пожилые люди. И вот первый вопрос, Виктор Афанасьевич, у меня к вам. Почему именно в Театре юного зрителя? Почему именно эта пьеса?

В.И.: Я с удовольствием отвечу на этот вопрос. Ну, прежде всего, могу сказать, что это выбор главного режиссера театра Михаила Юрьевича Скоморохова.

Ведущий: То есть, это не ваша…

В.И.: Он предложил этот вариант. И, если честно говорить, я прочитал пьесу, и как-то мне показалось, что от меня она очень далека. Потом еще раз я прочитал. И вдруг я понял, что это про нас, про всех живущих. Оказывается, эта пьеса на все времена. Есть поколения. Есть молодое поколение. Есть пожилые люди, забытые богом, забытые родными и государством. Еще одна деталь очень важная. Поэтому вот появление такой пьесы в репертуаре вообще-то мудрая политика художественного руководителя театра, потому как вы очень верно сказали в своем вступительном слове, что Театр юного зрителя, он не только для малышей, школьников. А в этом театре играют драматургию, которая будет любопытна всем одновременно - и для взрослых, и для детей, и в совместном приобщении. Но эта пьеса удивительно, что там встречается два поколения – совсем юное и пожилые, пенсионеры. Вот в этом еще. И, наверное, вот проблема стариков – это больная проблема. Речь идет о культуре нашей России, потому что здесь я вижу именно этот пласт. Если таковая отсутствует, то это можно проверить через отношение к старикам.

Ведущий: Сегодня есть такое выражение, и фильм знаменитый вышел - «Старикам здесь не место».

В.И.: Да, да.

Ведущий: И вы имеете в виду отношение, когда люди, и у многих, особенно у молодежи, люди слово, извините, «пенсионер» ассоциируются со словом «обиженный».

В.И.: Да.

Ведущий: Оскорбленный…

В.И.: Отживший свое.

Ведущий: …который несет только проблемы. И, вроде как, нам надо идти дальше, а они нас тянут назад, не думая совершенно, что это люди

В.И.: Это равносильно тому, чтобы сказать, что мы есть, но мы никому не нужны. Вот и все. Мы здесь, но мы мешаем окружающим, как это ощущают себя пенсионеры.

Ведущий: Наши ведь пенсионеры в нашей стране вообще особые люди. Это люди, жизнь которых пришлась на советское время, это люди, которым обещали счастливое будущее. И они верят в это счастливое будущее. И они оказались обманутыми, с одной стороны. И, кроме того, и сегодня еще и лишними. Мы так переходим в какую-то социальную сферу. Ведь люди после 45, вроде бы это не пожилые люди, уже никому не нужны. Им уже не устроиться на работу.

В.И.: Не устроиться на работу, отношение к женщине, которая подходит именно к такому рубежу, простите меня, 45 лет.

Ведущий: Это очень опасно потерять работу.

В.И.: Это страшное явление. Поэтому мы как-то теряем мудрость ведь в том, чтобы мы увидели отношение к старикам. Вот на востоке, там существуют традиции. Это, прежде всего, отношение к старикам. Для них это не только авторитет. Но, простите меня, это ведь мудрость, прежде всего. Это же передается на уровне генной памяти – отношение к старикам. Это же жизненные традиции, которые передаются. Кто их будет передавать? Почему все существует у нас отдельно? Молодежь воспринимает стариков как что-то ненужное, отжившее. Вообще, они мешают.

Ведущий: Мешающие.

В.И.: Мешают жить. Конечно. Если сейчас речь идет о том, чтобы добавить пенсию возраст там, постарше, и так далее. Простите меня, сегодня старики не доживают до 60 лет. Вот все, что можно сказать. И вот как раз пьеса про это.

Ведущий: Ну, вот слушающие нас, особенно, если молодые радиослушатели, у них может сложиться превратное впечатление, что это очень грустная, тяжелая пьеса, где, в общем, опять будут те же самые проблемы. Но ведь это, на самом-то деле, в чем-то комическая и замечательная легкая пьеса. И она не только для публики пенсионного возраста. Не будет ходить… ведь на это только советы ветеранов будут собирать.

В.И.: Это удивительная пьеса

Ведущий: Чтоб сломать нам эту грустную нотку.

В.И.: Да, это удивительная пьеса в том, что вот такие старики, как в этой пьесе, они живут прекрасно, удивительно. У них есть свой мир. И молодежи можно только позавидовать, потому что в этой пьесе, вот я и говорю, два поколения. И в результате оказывается, что молодое поколение живет будущим, а старики живут прошлым.

Ведущий: И стар, и млад, называется.

В.И.: Да, и стар, и млад. И пьеса удивительна тем, что молодежи, действительно, в этой пьесе вначале непонятно, почему эти взрослые люди, старики превращаются в детей. Они ведут себя, как дети. Им так удобно по этим пятницам. Конечно, зритель, который не знает пьесу, но хотя бы кратенько так раскрыть немножечко.

Ведущий: Да, давайте в двух словах.

В.И.: По пятницам старики Дома престарелых собираются у пенсионера, лифтера пана Абеля, и каждый вечер у них, как сегодня мы выражаемся, тусовки идут. Вот стариковские тусовки. Это удивительный мир, это мир иллюзий, мир фантазий. Они здесь хулиганят, им живется здесь просто прекрасно. Они ждут всю неделю вот эту пятницу. И по пятницам они переодеваются и приезжают сюда к пану Абелю.

Ведущий: Я, насколько помню, они ведь все живут в пансионате.

В.И.: Они живут в Доме для престарелых.

Ведущий: Только он в квартире живет.

В.И.: Только у него есть своя собственная коморка, у этого бывшего лифтера бывшая комната вот лифтера. Старик, который воспитал внука, который в свое время был в детском доме. В общем, такая история достаточно, может быть, грустная. Там комедия почему? Потому что текст написан блистательно автором. Я не могу сказать, что это совершенно блестящая пьеса. Но она написана очень по-доброму.

Ведущий: Вот это очень важно. Сегодня не хватает добрых пьес.

В.И.: Там нет чернухи, там совершенно другой мир. Я даже я могу сказать, что не иллюзорный мир. Каждый человек, в каком бы возрасте он не находился, он должен находить стимул жизненный для жизни. Эти старики друг друга поддерживают. Вот это очень важно. Они живут этим. Почему? Если общество отказалось, если в Доме для престарелых нет, а мы прекрасно понимаем, там ведь нет того уюта домашнего. Это старики, которых, простите меня, оставили близкие люди. В этом-то трагедия.

Ведущий: Да хоть как там будет хорошо и по-домашнему, если вот это внутри, что я не нужен…

В.И.: Конечно. Они живут вот этой духовной жизнью. То есть, называется… Старики не случайно говорят в пьесе – все есть. И праздники проводят, и елочку украшают.

Ведущий: И любовные истории у них там есть.

В.И.: Обязательно.

Ведущий: И свои интрижки.

В.И.: Ну, а как же. Такие тонкие. Представляете, несколько мужиков влюблены в пани Конти. В эту старуху, совершенно безумную старуху со своим прошлым. Я не могу, конечно, рассказывать полностью содержание этой пьесы. Но мужчины, старики влюблены в одну женщину. Для них она вообще воплощение мечты. Может быть, того, что не случилось в юности, в молодости, а вот сейчас случилось на склоне лет. В это удивительная история, рассказанная автором.

Ведущий: А линия молодых героев.

В.И.: Линия молодых героев, конечно, эта линия строится по контрасту. Она и в пьесе так написана. Конечно, реалии, которые были 30 лет тому назад в спектакле, поставленном Ефремовым и Васильевым, все-таки 30 лет – это огромная очень разница в каком-то нравственном восприятии, мышлении.

Ведущий: Но тема-то все та же. Внук говорит своему деду – ну и что, и какая у тебя карьера? Сегодня ведь то же самое, когда дети говорят своим родителям – ну и что? Ну и учились…

В.И.: Ну и что? Я не хочу жить, как ты жил. Я не хочу унижаться, вот как ты всю жизнь унижался и носил чемоданы. Лифтер. И чем удивительна пьеса, что вот ребята, ну, в первой части всего этого спектакля мы видим сегодняшних ребят. Вот такие, какие они есть на улице. Но важно, что там внутри спрятано. Они нормальные ребята. Но у них нет примера. Они не знают, что старики, оказывается, могут быть для них воплощением некого идеального.

Ведущий: Могут помочь.

В.И.: Помочь могут. И что удивительно, что у стариков есть удивительная жизнь. И даже, знаете, зависть какая-то. Им так хорошо. Они не могут понять, че вы собираетесь-то по пятницам. Это же ненормально, это вообще толпа, это зверинец какой-то.

Ведущий: Сидите, чулок вяжите.

В.И.: Оказывается, им так хорошо, что молодежи, вообще, дальше некуда. Они собираются где-то в подъезде, а старики здесь тусуются. По-настоящему тусуются. У них свои интересы. У каждого в этой пьесе, что удивительно, у каждого старика есть своя мечта. Казалось бы, ну, сиди, действительно, вяжи чулок. Нет ничего подобного. У них есть мечта. И они ее выполняют.

Ведущий: И эти люди, то есть, живут не прошлым, а будущим.

В.И.: Будущим, получается, так. Хотя прошлое для них оно для них замечательно, это естественно. Это уже мы говорим проблема возраста.

Ведущий: Трава зеленее.

В.И.: Да, все тогда было лучше, нежели сейчас. Конечно, трава была другая, и солнце было другое. Ну, в этом есть и прелесть, потому что очень важно сохранить, вот взять из этого прошлого, юности взять самое лучшее, самое удивительное, чтоб было, что вспомнить и передать другим поколениям. Вот что должны ребята подхватить вот в этой пьесе. Она и заканчивается вот той историей, когда ребята стали что-то понимать в этом.

Ведущий: Вот Сергей спрашивает. «И все-таки мне кажется, что на этот спектакль лучше купить билеты моей маме, чем идти самому с девушкой»

В.И.: Вы знаете, что, в общем, спектакль, я могу сказать, он и для молодежи, потому что, простите меня, там почти целый акт посвящен молодежи сегодняшней. Вы даже поймете все реалии сегодняшнего дня.

Ведущий: А вы как-то переделывали текст?

В.И.: Нет, мы ничего не переделали. Но мы сделали очень современно это все. Современные ритмы, современные танцы.

Ведущий: То есть, это не ретро спектакль 80-х годов.

В.И.: Ни в коем разе. Нет. Это сегодняшний спектакль. Музыка сегодняшняя, все абсолютно. Это сегодняшнее. И ощущение, кто-то сказал, ощущение такое, как будто он сегодня написал эту пьесу. Там этого нет. Мы не уходили в прошлое, ретро мы не строили. Нам это будет неинтересно просто. Потому что тема, она касается всех поколений.

Ведущий: И вам неинтересно, и зрителям.

В.И.: И нам… Да, да, да. Поэтому для молодежи все там есть в этой пьесе.

Ведущий: Поэтому идите вместе с родителями обязательно.

В.И.: Да, да.

Ведущий: И с девушкой в том числе, Сергей.

В.И.: Да, да, да. Там любовь. Очень много любви, кстати. Все решено в современном ключе, могу вам сказать. Все узнаваемо. Все реалии.

Ведущий: Виктор Афанасьевич, актеры, когда встретились с этой пьесой, как они восприняли? Актеры Театра юного зрителя. И, насколько я понимаю, играют в основном главные роли как раз старшее поколение…

В.И.: Ведущие.

Ведущий: Ведущие актеры. Хотя в Театре юного зрителя нет такого, что, вроде как там, народные или заслуженные артисты, они где-то выходят иногда раз в году, бенефицианты такие. Они играют. Вот как они восприняли это? Многие ведь не соответствуют возрасту в пьесе?

В.И.: Ну, будем говорить, так, что по возрасту, ну, как бы, у автора написано немножечко постарше поколение.

Ведущий: Да, да, да, вот я про это.

В.И.: И актеры, они не этого возраста, как указано в пьесе, где там 80 лет. Вы прекрасно понимаете, я не могу ничего говорить о спектакле Московского Художественного театра. Но там играли за 70, в общем, 80-летние старики.

Ведущий: Сегодня, извините, за каламбур, столько не живут.

В.И.: Да, столько и не живут, действительно. Поэтому 30 лет тому назад люди шли, конечно, посмотреть Андровскую, Яншина, Грибова, этих знаменитых актеров. Мы не шли по этому пути. Мы брали актеров где-то вот возраст такой вот, пенсионный, будем говорить. Вот таким образом. Заняты ведущие актеры театра старшего поколения.
Играет, в принципе, все старшее поколение театра, будем так говорить. Это заслуженные артисты России, известные актеры.

Ведущий: Ну, им понятны эти темы? Либо они, как актеры, в принципе, могут себе представить. Или все-таки они говорят, что, да, я тоже с этим встречаюсь сегодня? Они ведь востребованы в реальной-то жизни.

В.И.: Да, да, конечно. Ну, знаете, у них же тоже есть родители. И дальше жизнь вокруг бурлит. Потом вы прекрасно понимаете, что актеры очень восприимчивые. У них такая тонкая структура внутренняя, что любая болячка, с которой они встречаются на улице, доводит их до всяческих таких потрясений внутренних. А тонкая структура. Поэтому, я не думаю… даже не было таких проблем, когда прочитали пьесу…

Ведущий: Что мне это непонятно, да?

В.И.: Нет, нет, абсолютно. Знаете, у нас, в нашей стране это так понятно.

Ведущий: Что все боятся этого.

В.И.: Конечно. На западе на эту тему как-то очень сложно говорить. Очень сложно, потому что там старик, который выходит на пенсию, или старуха, она…

Ведущий: Наступает счастливое время.

В.И.: Да. Она надела брючки, на велосипед и вперед. Я видел в Москве вот совсем недавно, смотрю, музей, старуха. У меня ощущение, что ей 120 лет. Еле передвигается. У нее блестят глаза, она такая восторженная. Там даже звука, ничего уже, простите меня, нет. Но я вижу счастливое существо. Приехала из-за границы. Вот и все. Это время наступает, вот когда человек свободен.

Ведущий: Ну, я недавно встретилась с чудом у нас. Выходит из магазина мужчина, ну, лет 75 уже есть. Достаточно в возрасте мужчина. И солнце светило. И он говорит: «Милая, как хорошо-то, посмотри-ка». И я понимаю, что я так давно не видела людей вот этого возраста улыбающихся. Просто солнце. Ты посмотри, как солнечно. Какая жизнь-то хорошая у нас. И пошел счастливый, прямо подпрыгивающим. Я думаю, ведь это вообще нонсенс.

В.И.: Сохранить в этом возрасте стремление не только жить, а жить красиво, и быть счастливым. Вот эта пьеса именно об этом. Быть счастливым в любом возрасте. И сохранять. Надо никогда не забывать о том, что рядом есть твои внуки, твои дети, окружающие. Они должны видеть счастливых стариков. Вот то, что передается. Мы видим, Конечно, к сожалению угрюмых стариков, которые идут по улице в мешковатых таких пальто, когда они, наклонившись, идут, и, простите меня, считают плевки на земле. Это ужасно. Там есть, от чего. А вот как сохранить все абсолютно в себе, вот этот стимул жить и радоваться жизни. Людям ведь дано очень мало. Очень мало. Это ж не черепахи. Очень небольшой промежуток. Но как сделать так, чтоб вот этот небольшой промежуток, который тебе отвел бог…

Ведущий: Не пропустить бездарно.

В.И.: Да, не пропустить, потому что время, оно заканчивается. Ведь не случайно так предопределено природой, что у каждого есть свой цикл. Цикл. Передается следующее. Так все мудро выстроено в природе. Все мудро. Но, к сожалению, бог смотрит на нас и удивляется. Ребята, как много я вам дал всего, как много. Радуйтесь. Утром встаете – радуйтесь. Открываете окно – наконец-то, дождик идет. Наконец-то холодно. После жары. А мы что видим сейчас? Холодно уже. Забыли жару уже. Ах, это счастье. Жара – это несчастье. Постоянно несчастье.

Ведущий: Сейчас холодно. Дайте нам жару, дайте ???????(неразборчиво).

В.И.: А вы знаете, это наша природа. Это наш менталитет российский. Постоянно страдать. Бесконечно.

Ведущий: Поэтому в семье, где, в общем, пожилому человеку оказывают и внимание, и почет, и любят его, он все равно говорит – эх, не цените вы меня.

В.И.: Конечно.

Ведущий: То есть, и для них тоже этот спектакль, получается.

В.И.: Получается, для них. Я еще раз говорю, что там нет возраста для этого спектакля, исключая, конечно, малышей. Это понятно. А вот для молодежи и для людей разных возрастов это пьеса для них, для всех.

Ведущий: Ну, про актеров мы уже сказали. Ведущие актеры. Я знаю, что оформлением спектакля занимается художник Александр Казначеев.

В.И.: Александр Васильевич Казначеев. Ну, это удивительный человек удивительной культуры, интеллигентности. Он живет в этом спектакле. Пусть он меня простит. У него старенькая мама. У него такое внимание к маме. Ой, какое внимание у него. Там он весь вот там. Он рассказывал мне всевозможные истории, тонкие человеческие истории. И вдруг он попал в качестве художника в этот спектакль. Он с восторгом работает, у него удивительное оформление. Я безумно счастлив этому.

Ведущий: То есть, все совпало.

В.И.: Да, совпало просто. Понимаете, это очень важно, когда совпадает по внутреннему процессу.

Ведущий: Марина спрашивает: «Виктор Афанасьевич, а молодежь играют ваши ученики?»

В.И.: Я не могу так сказать. Они бывшие студенты нашего института, театрального отделения. Вот там один есть, который учился на курсе у Михаила Юрьевича. Ну, я у них там вел немножечко мастерство актера.

Ведущий: Там несколько составов, да?

В.И.: Да, два состава молодежи. Ну, будем говорить, там еще один состав, небольшие роли. Это наши ученики.

Ведущий: Ну, кто репетирует хотя бы вот молодых?

В.И.: Молодых… Павел Ознобишин репетирует. Стас репетирует, я фамилии не могу сейчас, потому что я по именам называю их. Александр Сумишевский, сын Александра Сумишевского.

Ведущий: Молодой.

В.И.: Молодой Сумишевский. Там же Виктор Максимов. Вот такая наша молодежь.

Ведущий: А девушки?

В.И.: А девушки, да. Девушки наши выпускницы. Кто у нас работает среди девушек? Даша, я могу сказать наша выпускница.

Ведущий: Попова Сюзанна.

В.И.: Попова Сюзанна. И там еще работает у нас, в программке посмотрите.

Ведущий: Но сейчас, Виктор Афанасьевич, я хочу вас попытать не просто, как режиссера Театра юного зрителя, а человека, который готовит новые кадры для нашей театральной культуры, и края, и России. Мне просто, действительно, любопытно ваше мнение, и слушатели просили у вас поинтересоваться. Последний год в нашем городе происходит огромное количество театральных, околотеатральных событий. Фестивальная жизнь захлестнула наш город. Это и «Территория», помните, в прошлом году был, это и «Пространство режиссуры» скоро будет, это в субботу стартует «Текстура». Есть у нас «Волшебная кулиса» - наш фестиваль, и так далее. Открылся новый театр. Мне бы хотелось узнать, как вы, будучи и преподавателем, и режиссером, человеком театральным, давно живущим в нашем городе, как вы оцениваете эти перемены? Насколько они действительно могут развить нашу театральную культуру? Либо это все прожекты.

В.И.: Вы знаете, что, я ко всему отношусь, если что-то появляется, новый театр, очень хорошо. Театры разные необходимы нашему городу. И нас может что-то не устраивать, естественно, потому что, простите меня, другая эстетика появляется в городе. Почему же я должен относиться так, как мне хочется этого? Я привыкаю к одному, вдруг появляется что-то другое. Очень разнообразен театральный мир во всем мире. И мы должны, конечно, в нашем городе видеть все. И жить вот этим, как сейчас у нас в городе постоянно говорят, пространством театральным.

Ведущий: Вот любопытная история. Раньше мы все время говорили - ну, что это такое, такой огромный город, миллионник практически. И у нас всего шесть театров.

В.И.: Да, мало театров.

Ведущий: Открывается новый театр. И все воспринимают в штыки. Куда нам еще театр?

В.И.: Вы знаете, это всегда было так. Во все времена. Если посмотреть газеты 30-20-х годов, так там вообще были лозунги – долой театр. Поэтому то, что происходит в нашем городе, я считаю, очень хорошо. Жизнь бурлит. А уж как ты относишься, это твое право. Наверно, кто-то будет привыкать. Какой-то спектакль, не «Театр-Театр», а «Сцена-Молот», новые спектакли, вот я смотрю там последний спектакль. Очень нравится. Это по стихам Павловой. Там моя студентка работает. И очень нравится этот спектакль. Поэтому я отношусь к этому весьма положительно. Я не могу сказать, что я оцениваю все спектакли вот так. Ну, как можно оценивать спектакль? Мне не нравится. Кому-то нравится. Это ж совершенно дело вкуса.

Ведущий: Но вы все равно не простой зритель.

В.И.: Я понимаю. Я вот участвую в «Волшебной кулисе» в качестве театрального критика, выезжаю по области и так далее. И мы смотрим спектакли. И когда появляются новые, современные тенденции, я считаю, что очень хорошо. Вот как мое восприятие, восприятие зрителя, не привыкшего… Все-таки мы отдалены от столичной жизни, давайте так говорить. Хотя есть телевидение. Ведь что-то видим. Но мы, к сожалению, не видим этих спектаклей даже по телевидению.

Ведущий: Мы их видим только спустя лет десять.

В.И.: Да, уже когда еще что-то появляется. Еще какой-то театр «Молот» появляется. А это все уже в прошлом. Поэтому, я думаю, что нужны формы, как говорил очень хорошо Треплев в «Чайке». Новые формы. Ну, вот, слава богу, новые формы появляются. Опять нам что-то не нравится. И Аркадиной это не нравится, естественно, и Тригорину не нравится. Ну, что делать? Всегда в нашей жизни должны быть «тригорины», «треплевы» и так далее. Кто знает, почему застрелился Треплев? Отчего? Ну, не дай бог этого. Поэтому я отношусь вот так. И то, что сейчас фестивали, вот будет фестиваль «Текстура», кино, театр о современности, я, кстати, участвую…

Ведущий: Вы в общественном совете?

В.И.: И в совете, и в качестве члена жюри. Вот по театру. И я посмотрел. Это сегодняшние пьесы. Я безумно рад, что я могу начитаться этих пьес. Присылают, я смотрю. Вот сейчас на курсе, у меня пятый курс и первый, на пятом курсе театр абсурда мы взяли тему. И ребята приносят и современные пьесы, и приносят известные пьесы абсурдистов. Почему? Потому что надо этому учить, простите меня. Как выражать свое отношение к этому изломанному миру, исковерканному?

Ведущий: Вам, артистам, режиссерам и особенно студентам, действительно, то, что сейчас происходит, может быть полезно.

В.И.: Они участвуют в этом.

Ведущий: Но насколько это востребовано и нужно нашей публике?

В.И.: Нескоро это будет востребовано, я сразу могу ответить.

Ведущий: То есть, это не нужно, потому что не надо скрывать, что билеты-то в кассах лежат.

В.И.: Лежат. И еще будет долгое время происходить этот процесс. Вы понимаете, один пришел, посмотрел. Какая-то очень удачная работа. Она попадет вот сюда. Мы ведь ко многим вещам не привыкли. Я помню, лет 20 тому назад я был на спектакле в Прибалтике. Смотрел спектакли. И, конечно, мы сидим, прибалтийские спектакли смотрим. Холодно, равнодушно смотрим. Литовцы в восторге полном. К нам не долетает. Мы ведь привыкли. У нас менталитет другой. Нам надо чувствовать. Нужно плакать, смеяться. А там воспринимают по-другому эту картинку. Знаете, такой интеллектуальный театр. Мы не привыкли…

Ведущий: А теперь у нас все Някрошусы и все из Литвы. Самые лучшие режиссеры.

В.И.: Да, да. Мы не привыкли к интеллектуальному театру. Наш зритель не привык к этому театру. Когда ассоциативный ряд выстраивается на площадке, когда надо в это время погружаться в это. Вы знаете, вот здесь парадокс в этом именно. Требуется время. Наверно, может быть, много времени будет. Я ведь знаю все, что происходит в нашем городе. И отлично знаю, что происходит. Всевозможные катаклизмы. Я считаю, это хорошо, что происходит так. Как, во что это выльется? Хотя у меня еще одна половинка этого восприятия в моих рассуждениях. Не забыть бы еще психологический театр. Это тоже важно очень. Сейчас мы должны быть и этим обеспокоены. В любой драматургии должен быть живой человек. Вот это я ставлю в первую очередь - живой человек. Мир как угодно может разрушаться на глазах. Но я должен следить за живой человеческой природой.

Ведущий: А это уходит из театра?

В.И.: Я считаю, что уходит. Уходит. Сейчас режиссеры большей частью…

Ведущий: Озабочены новыми формами.

В.И.: Да, новыми формами. А вот работать с актером как-то… У некоторых это происходит - просто не умеют работать. У некоторых происходит – просто не хватает времени на это, и строит картинки. Такое развитие клипового мышления. Происходит этот процесс. А вот тонкая работа с актером, как великие говорили – «умереть в актере режиссеру». Вот сегодня это проблема. Кстати, актеры наши, блестящие актеры, они ведь мечтают о режиссере.

Ведущий: Который с ними поработает.

В.И.: Который с ними поработает, взорвет его природу и подойдет к его подсознанию. Мы, к сожалению, уходим в работе с актером вот… А ведь сколько открыто сегодня в плане актерского мастерства не только теоретических каких-то рассуждений, но уходит самое главное - это умение работать с актером. Все давно уже открыто. И Михаилом Чеховым открыто, и блестящими педагогами.

Ведущий: Мы выдумываем, велосипеды изобретаем.

В.И.: Вот, к сожалению, когда ты смотришь спектакль, вроде все придумано, все есть. Но я посмотрел картинку, мне хватает, ну, десяти минут, потом я останавливаюсь. Почему? Мне не зачем следить, я уже все понял, потому что вначале уже все сделано. И финал я уже предсказываю, даже если я не знаю пьесы. А вот когда я слежу за живым человеком, когда вдруг происходят процессы, как Захаров Марк говорил - «должны быть зигзаги в актерском мастерстве». Он пошел сюда, и вдруг - раз, нет, не то, что ты думал в зрительном зале. Там совсем другое будет. Бах. И все.

Ведущий: Виктор Афанасьевич, я не могу вас не спросить, как вы оцениваете состояние театров в нашем крае в малых городах? Вот это у нас Березники, Лысьва, Чайковский.

В.И.: Это, конечно, будем говорить так, все театры работают. Все театры работают, потому что я все спектакли видел и так далее. Но вы знаете, проблема в режиссерских кадрах.

Ведущий: Так она и у нас есть. Два театра сейчас вон без художественного руководителя у нас остались.

В.И.: Да, тоже проблема. Проблема режиссерских… Я могу сказать, что это по всей России. По всей России проблема режиссерских кадров.

Ведущий: А выпускники-то куда ж идут? И ваши выпускники.

В.И.: Да, но вы поймите, что все-таки режиссура любительского театра немножко другое. Вот актеры идут в театр.
Ведущий: Чем профессиональная.
В.И.: Конечно. Мы как-то к себе это не очень относим. А вот о других выпускниках я могу сказать одно-единственное. Они заканчивают учебные заведения в Петербурге и Москве и остаются только там, потому что есть возможность где-то работать. Они сюда не приедут. Будем так говорить.

Ведущий: Даже за этими фестивалями и событиями, которые сегодня происходят.

В.И.: Да, да, да. Им надо сразу засветиться. А здесь надо работать, очень много и кропотливо работать. А там можно засветиться.

Ведущий: Спасибо, Виктор Афанасьевич за интересный разговор. Я думаю, что мы встретимся на премьере обязательно.

В.И.: Пожалуйста.

Ведущий: Вам сил, терпения до премьеры.

В.И.: Спасибо.

Ведущий: Ну, и приходите к нам в студию. Поговорим.

В.И.: Спасибо.

Ведущий: Это была программа «Крупным планом».


Обсуждение
34980
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.