Когда твой отпрыск на глазах огромного числа незнакомых или знакомых людей закатывает истерику, ощущения не из приятных. Но есть способы выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. О них сегодня и поговорим.
Для начала надо разобраться, а что мы, собственно, боимся потерять в результате детской истерики. В нашей родительской культуре самый большой страх – это потерять лицо. «Я плохая мать, ребенок не слушается меня». И это тупиковая реакция, потому что, ориентируясь на мнения и советы окружающих, шансов выйти из ситуации достойно практически нет. На самом деле, главная ценность, которую надо постараться сберечь – это контакт с ребенком. И действовать технологично.
В первую очередь, успокоиться самому. Это простое правило универсально: ты можешь успокоить другого, только когда спокоен сам. Во-вторых, убедиться, что истерика ребенка безопасна для него самого (например, что на полу, куда он повалился, нет битого стекла) и относительно безвредна для окружающих. Если рядом спят малыши, лучше крикуна утащить подальше. В-третьих, не вступать в дискуссии относительно предмета истерики – любая аргументация в этой ситуации бессмысленна, – а попытаться определить ее истинную причину. Если этот нервный срыв вызван объективными факторами; устал, голодный, хочет пить – надо как можно скорее постараться причину устранить. Если же истерика носит явно манипулятивный характер, поддаваться на провокацию и рвать отношения с ребенком или начинать манипулировать им в ответ тем более бессмысленно и даже вредно. Гораздо лучше для вас обоих будет, если маленький скандалист почувствует в вас человека, владеющего ситуацией, способного подняться над ней. Изолируйте его от аудитории, но не бросайте. Будьте неподалеку. Дайте понять, что в любой момент, когда ему надоест орать и валяться, вы будете готовы на контакт с ним.