Верхний баннер
05:23 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

10.06.2012 | 15:05
Что такое идеальный детский сад?
Теги: дети

Ведущий: Мы продолжаем воскресный вечер на пермском «Эха». Мы хотели построить разговор так, чтобы представить несколько позиций. Мы планировали, что у нас будет сеть частных детских садов, детский сад с особым направлением и муниципальный детский сад. И - удивительная вещь! - мы не смогли найти человека, который бы представил в эфире эту сторону муниципальных детских садов. Наотрез, люди идут в отказ. Для меня - непонятная ситуация. Мы же даже не проблему зовём обсудить, мы зовём нарисовать картинку!
Когда мы обсуждали, какую тему нам взять, выбрали детские сады, и наверно, потому что для меня это актуально, как для мамы. Лето, мамы не устраивают летом детей в детские сады, ну потому что лето, бабушки, дача, какой детсад, лучше за город, а с осени вопрос актуализируется. А думать о том, какой детский сад выбрать, надо сейчас. Поэтому цель эфира – дать картинку родителям. Просьба, к нашим гостям: продолжите предложение «Идеальный детский сад – это...».

Марина Безусова: Идеальный детский сад – это тот, в который ходят мои дети. То есть мой детский сад.

Ведущий: Развейте мысль

М.Б.: Судя по моей практике, по опыту, по стажу 7-летнему, более чем 7-летнему, очень приятно, когда ребёнок бежит в детский сад и уходить не хочет. Наверно, это и есть идеальный детский сад. Потому что ребёнок может оценить детский сад всесторонне, в течение дня. Ни одна проверка ни Роспотребнадзора, ни Госпожнадзора, ни нашего любимого Департамент ни одну оценку не даст. Ребята там находятся с утра и до вечера, и если он бегом бежит к своему любимому воспитателю, наверно, это и есть идеальный детский сад.

Ирина Черемных: Идеальный детский сад - это там, где детей не воспитывают и не обучают в том понимании этих слов, которые мы туда вкладываем, потому что чем меньше воспитатель говорит, тем лучше, как я начинаю понимать из своего опыта. Потому что тогда создаются условия для раскрытия внутренних возможностей и для проявления себя как такового. Потому что наше воспитание частенько строится на запретах. Вседозволенность, конечно, не практикуется у нас, но наблюдать больше ребёнка, видеть, к чему он склонен - наверно, это главная задача для воспитателя и родителя.

Лилия Михайлова: На самом деле, тяжело продолжать, Ирина уже сказала, у мне возникает мысль, что идеальный детский сад – это где ребёнку комфортно и гармонично себя чувствовать. Покой должен быть!

Ведущий: Спутали мне все карта, я хотела задать каверзный вопрос: а вот вы, мол, исходите из позиции «Маме видней» (в том смысле что взрослые лучше знают) или вы исходите от ребёнка? Но своими ответами вы уже дали ответ на этот вопрос. А вы пытались сделать срез, опрос, поговорить с детьми: как они видят идеальный детский сад?

М.Б.: Ну я не могу назвать это опросом или срезом, просто было тематическое занятие, на котором дети старшего подготовительного возраста рисовали рисунки на тему «Мой любимый детский сад». Не идеальный, но не все-таки дети...

Ведущий: Идеальный – слово взрослого мира.

М.Б.: Мы на радио, я не могу показать рисунки, к сожалению.

Ведущий: Попробуйте описать.

М.Б.: Яркие краски, улыбающиеся лица. Как ни странно, большие игрушки. Ну, вот то, что я помню, это было в начале учебного года ещё. Но то, что быстренько всплывает – вот это.

Ведущий: Люди там есть?

М.Б.: Да, я же говорю, улыбающиеся лица

Ведущий: Воспитателей как изображают?

М.Б.: С улыбкой тоже на лице.  И все воспитатели в яркой одежде и с очень пышными причёсками.

Ведущий: Ирина, вы пошли от отрицания, вы сказали: детский сад не должен обучать и воспитывать. А в чём тогда его задача?

И.Ч.: Задача, скорей всего, в том, чтобы создать определённые условия. Определённую среду, в которой бы ребёнок жил и играл, потому что самая основная задача для ребёнка –это наиграться. Самая большая проблема всех школьников первых классов – в том, что они не наигранные дети. Им не предоставили возможность поиграть всласть. И поэтому задача детского сада - создавать определённую правильную среду, в которой для детей доступны природные материалы в первую очередь. В идеале - свободный доступ к воде и песку. Это в идеале. Ну у нас брёвна, доски, даже молотки с гвоздями есть и вообще просто природные материалы, ракушки, камушки. Самая популярная игрушка - сушёные бобы в корзине Это создаёт для ребёнка правильное направление развития. Он благодаря этим игрушкам должен много чего придумать сам, то есть развитие фантазии. Контакт с природными материалами даёт возможность более естественной среды воспитания.

Ведущий: Вы вновь бежите впереди паровоза, впереди всех моих вопросов! И про игрушки, и про пространство уже сказали. Главная задача детского сада, я услышала, дать ребёнку наиграться?

И.Ч.: Конечно, не только. Воспитать и определённые правильные привычки, и определённый режим дня, который позволит ребёнку чувствовать себя безопасно. Эти главней задачи.

Ведущий: Марина, сформулируйте задачу.

М.Б.: У меня в прошлом году в сентябре старший сын стал первоклассником. И – да, проблема существует. Дети не наигрались. Они приходят в первый класс, и он несёт популярных этих бакуганов туда, машинки маленькие. Он понимает, что в школу пришёл учиться, но хочет играть. Огромное спасибо нашему учителю, что не запрещает это делать, и были у них 10-минутки, когда они могли достать игрушки.  И огромное спасибо за это понимание, за такую отзывчивость. Да, дети должны наиграться, у них должна быть свободная среда, свобода для действия. Но обучать-то мы всё равно должны! Согласно ФГТ (федеральные государственные требования) новых, обучение не ведётся, но есть организованная деятельность, когда ребёнок, играя, учится. В любом случае мы не можем просто дать ему наиграться и выпустить в первый класс.

И.Ч.: Речь не идёт о том, чтобы не обучать ничему. В процессе игры он обучается сам.

Ведущий: Вопрос - как обучать?

И.Ч.: В нашем понимании что такое обучение? Дать ребёнку букварь. Чтобы он выучил буквы и цифры. И конкретно всё это воспринял, и писал, считал, и всё...

М.Б.: Нет, Ирина, ну вот поймите. Ко мне приходят родители многие и говорят: «Ребёнку 3 года или 2,5, мы хотим пойти в группу с 4-летками и 5-летками». Я спрашиваю: «А почему?» «А потому что мы уже умеем читать и писать». И тут начинается моя работа, когда нужно объяснить родителю, что: поймите, ваш ребёнок не готов психологически, социологически, да, вы умеете читать и писать, этому можно и в 2 года научиться, и в полтора года дети начинают читать, есть методики...

Ведущий: Зачем?!

М.Б.: ...но при этом ребёнок не готов психологически абсолютно. Он должен знать, что такое хорошо, что такое плохо, откуда идёт дождик, он должен знать то, что вокруг него. Он должен уметь говорить «спасибо», «пожалуйста». Это ведь тоже обучение. Про это не надо забывать. Он должен делать мыльные перчаточки, мыть ручки правильно, должен правильно ходить на горшочек - этому мы учим до 3 лет. Дальше мы начинаем тот багаж вкладывать, с которым он должен прийти в первый класс. Не так-то просто сесть за парту, когда ты не знаешь элементарных основ.

Ведущий: У меня есть перед глазами два примера, две мамы с детьми одинакового возраста. Одна мама водила сына на занятия под названием «Букварь», и в результате ребёнок не может смотреть на буквы, ему это не надо, неинтересно, он их видеть не может. Другая мама тоже занималась с ребёнком, они учились читать, но делали это в ненавязчивой игровой форме, и ребёнок с удовольствием занимается. Вопрос не в том, надо или не надо. А в том, как ты это делаешь.

М.Б.: Я бы хотела привести пример из собственного опыта. Мой сын старший, когда заканчивал «подготовишку» - на дворе май, а он не умеет читать и не хочет. У него есть любовь - Лера. И он говорит: «Мама, ну зачем мне учиться читать? Лера замечательно читает, а я умею считать».

Ведущий: Мы друг друга дополняем.

М.Б.: Да. И в один прекрасный момент он говорит одному из воспитателей: «Я вас увольняю». Она говорит: «Хорошо, садись и пиши приказ на увольнение». И тут до моего мальчика дошло! Что уметь-то нужно. Не поверите, он научился читать за 2 недели. Сейчас в классе мы не первые, но и далеко не последние. То есть зачем в 2 года...

И.Ч.: Сколько был ему лет?

М.Б.: Ему было уже семь.

Ведущий: Сейчас школа требует - и мы не можем не принимать эти правила игры  - чтобы ребёнок в первый класс пришёл с определёнными навыками. Как сделать так, чтобы и этим условиям соответствовать, и при этом чтобы у ребёнка интерес к знанию не отбить? Это ведь сверхзадача.

И.Ч.: У нас опыт двухлетних выпусков, и можно сказать так: каждому овощу своё время. Есть определённое время, когда ребёнок должен научиться одному, есть определённое время, когда он должен научиться другому.
У нас есть теория семилетних циклов: когда до 7 лет, пока не появится 4 первых коренных зуба, ребёнок не готов к обучению как таковому. Потому что это первое костное образование, которое высвобождает именно жизненные силы ребёнок. А до 7 лет у ребёнка формируются все внутренние органы. То есть вот рождается он таким сжатым, у него же нет полостей, и пока он развивается, растёт, у него эти органы раздвигаются и встают каждый на своё место. А вот в этот момент ему даётся абстракция - буквы и цифры, написанные на бумаге. Черные буквы на белой бумаге. Для него это абсолютная абстракция. Ребёнок ведь конкретен, ему нужно конкретно! Если ты сказал, что это блин, значит, он его должен это съесть. А тут – абстракция... Сколько сил уходит, чтобы ему это понять и переработать. А если он в это время занимается именно собственным развитием, физическим в первую очередь, развитием своих навыков, преодолением...
Приходит учитель в 6 лет  в наш садик, и он занимается с детьми чем? Они учат образы букв. То есть они их рисуют, они про них рассказывают сказки, они их воображают, они двигаются определённым способом. У нас есть ритмические игры. И благодаря этому девочки наши приходят в школу, и если остальные дети в переменку стоят на ушах и строят домики, в которых они хотят жить, то наши девочки сидят и пишут в прописях, потому что им это интересно. Жажда знаний у них такая непреодолимая. Вот моя внучка... Мы же детский сад тоже организовали для себя...

М.Б.: Это как у всех!

И.Ч.: Она просто сама научилась читать, мы её держали за подол буквально, мы не давали. Она научилась сама всем буквам, научилась их складывать, Лилия расскажет, как она ходила и читала все надписи, какие только возможно. Вот эта жажда знаний проявляется настолько сильно, что ребёнок хочет учиться, и он получает знания с большей пользой. А если ты начинаешь пихать в 4 года, то в 5 лет бабушки говорят: «Такая проблема, ребёнок не хочет читать!» Конечно, он не хочет читать!

М.Б.: Ну ещё есть проблема, что родители действительно научили. У меня был такой мальчик. Мама пришла и говорит: «Мы умеем считать до 1000». Говорю: «Молодцы». Но при этом он садится и не понимает, что такое цифра 2. То есть 2 плюс 2 мы сложить не можем. 5 минут 3 сделать не можем. Он не понимает значения самого слова. Что 5 - это пять пальцев. Но зато мы как стихотворение рассказываем цифры до 1000! Ну, вот это большая проблема. Родители – да, научили, да, умеем, а зачем, а как, а почему?

И.Ч.: Важнее в этом возраст научиться ритмически двигаться. У нас есть правильные игры, мы стихи учим под движенья рук, хлопаем, ритм отбиваем.

Вед: А почему это важно?

И.Ч.: Потому что  формирование ритмической части позволяет ребёнку в дальнейшем в процессе обучения правильно делать то же сложение, чтению помогает. Воспитывает внутреннее состояние ритма и чувство ритма, когда выстраиваются те же стихи, тот же счёт, когда предметно он себе начинает представлять.

Л.М.: Человек ритмичен.

И.Ч.: Если ты считаешь количество мешочков, косточек либо по пальчикам, по пальчикам ещё рано, с пальчиками позже... Вот когда ты выложил три мешочка...

М.Б.: Три грибочка.

И.Ч.: Да, три грибочка... Сейчас мы обобщение делаем, мы по парам раскладываем различные предметы, они смотрят, что по парам можно разложить не только по цвету форме, назначению, различными способами можно.

А.С.: Я читала, что основная задача детского сада - подготовить ребёнка к тому, чтобы он мог нормально находиться в социальной среде школьной, чтобы он к школе уже умел знакомиться, ссориться, мириться, делиться, просить помощи, предлагать помощь.

И.Ч.: В этом суть игры. Когда ребёнок играет, он же учится в первую очередь социальным навыкам. Не сам по себе  сидит один, хотя бывают и такие моменты, но потом в результате того, что другому тоже нужен этот кубик или эта машинка, происходит определённый диалог. Маленькие дети с трудом в эти диалоги вступают, начинают плакать и кричать, а взрослые начинают драться, потому что мне же тоже надо... Это и есть социальная адаптация, когда они взаимодействуют друг с другом. А потом дети, становясь постарше, начинают организовывать общие игры. У нас разновозрастная группа, с 3 до 7 лет, они начинают организовывать такие игры, в которые включены все дети. То есть старшие включают младших. Старшие между собой тоже делят сферы влияния, потому что один старший, другой старший...
 
М.Б.: От этого никуда не денешься.

И.Ч.: Что самое главное: когда ребёнок вырастает в такой небольшой группе, порядка 15 человек, у нас меньше... Этот старший ребёнок (а их обычно один, два три) - он чувствует себя королём. Вот он - самый главный, на него накладывается определённая ответственность.

Ведущий: Но важно, чтобы он именно чувствовал ответственность, а не превосходство.

И.Ч.: Да. Ты отвечаешь за младших, ты смотришь, этим помог... Определённые привилегии у старших, определённые у младших. У нас пример есть: мальчик на год позже пошёл в школу именно потому, что он этот год пробыл в садике и почувствовал себя самым старшим и самым значимым. И, вы знаете, если в 7 лет, он не мог высидеть и 15 минут, то сейчас он стал сам заниматься.

Ведущий: Пойдем по конкретным ступенькам. Роль воспитателей. Вы, Ирина, сказали, что, скорее, он должен наблюдать, чем вмешиваться. А где эта грань? Когда он должен вмешаться?  Мне интересно: вот 2 малыша выясняют отношения, ссорятся. Надо дать им возможность доссориться, разобраться самим или есть повод вмешаться?

И.Ч.: Это строго индивидуальная задача, иногда надо дать возможность доссориться самим, а иногда вмешаться, естественно, чтобы смертоубийства не произошло. Ну а так, по сути, без конфликтов не проходит ничто, и возможность ссориться и договариваться... Задача обучить тому, что не всё решается насильственным путём. А иногда нужно просто спросить, сказать. То есть я их учу говорить: «Дай, пожалуйста». Иногда это срабатывает, но не всегда.

М.Б.: Воспитатель, скажем, смотрит за детками. Но, как бы это грубо не звучало, я всё-таки захожу и говорю своим воспитателям: девочки, мы не пасём детей, мы их воспитываем. Воспитатель должен участвовать в жизни детей. В идеале воспитатель - друг детей. Если он становится другом, подружкой, участником, ему легче договориться, легче донести информацию, которую она бы хотела донести. Но просто стоять и смотреть – не дай бог, уволю сразу.

Ведущий: На мамском популярном интернет-ресурсе описан такой момент - когда ребёнок сдаётся на руки воспитателю. Казалось бы: что такого, обычный, рутинный момент...

Л.М.: Очень серьёзное дело.

Ведущий: Я процитирую: «Ребёнку комфортно, когда его «передают» от одной привязанности к другой, причём, с его согласия, а не просто ставят перед фактом: вот новый человек, потрудись к нему привязаться. Мама приводит ребёнка в садик, несколько минут дружелюбно беседует с воспитательницей, ребёнок, глядя на маму, чувствует, что опасности нет. После беседы с мамой,  воспитательница присаживается, стараясь настроиться на ребёнка, когда инстинкт привязанности задействован, и ребёнок даёт согласие на то, что теперь его рабочая привязанность — воспитательница, можно начинать свою работу». Вот такой сложный процесс простой передачи ребёнка. Ещё говорится, воспитателю рекомендация: «Пожалуйста, сделайте так, чтобы ваши глаза загорались при виде каждого ребёнка. Не важно, что это за ребёнок, делайте так с каждым. Считайте, что только что вошедший в комнату ребёнок — имено тот, которого вы ждали всю свою жизнь». И здесь же говорится, что поэтому нельзя во время тихого часа менять воспитателей. Это вообще возможно в современном мире?

Л.М.: Больше момент адаптации нужен, когда ребёнок первые разы приходит. Потому что привязанность, она выстраивается со временем, и дальнейший приход - он уже привязался, он нормально, адекватно реагирует. Естественно, воспитателю лучше с улыбкой всегда встречать детей, но вот этот тонкий момент, он наступает уже произвольно, входит в привычку. То же самое с тихим часом. Если ребёнок знает, что каждый день воспитатели меняются, что если сегодня его с утра встретила Ирина, то во второй половине дня встретит Яна - для него нет уже проблем проснуться и увидеть другого воспитателя. Это правильно мама сказала, но это, получается, так на первых этапах выстраивания взаимоотношений.

Ведущий: Вот нет у нас представителя муниципального детского сада... Слушайте, но каждого ребёнка встречать с тем, что это - тот ребёнок, которого вы ждали всю жизнь...

Л.М.: Это идеальный вариант.

Ведущий: Идеальный, хорошо, но в группе с какой численностью он возможен?

Л.М.: Ну не 27 человек.

Ведущий: Тут, скорее, сыграет другое. Если ребёнок пришел в нормальном, спокойном состоянии, ты его принимаешь, он спокойно идет раздеваться и заниматься своими делами, главное его не дёргать  в этот момент. А вот если он пришёл в плохом настроении, вот тогда надо проявить внимание, интерес, отвлечь, тогда это срабатывает. Иногда бывает, что с плачем забираем, потому что такое настроение плохое, что никак... Хотя успокаиваются через 2 минуты.

Ведущий: Марина, что вы думаете об оптимальной численности. 30 человек – перебор?

М.Б.: Да, перебор. Но обратимся к нашему федеральному законодательству. Там написано идеально, до 3 лет – 15 человек, с 3 до 7 лет – 20 человек.

Ведущий: Ирина, Вы согласны?

И.Ч.: Да, скорей всего.

Ведущий: Я открыла ссылку, где читала представление мамы об идеальном детском саду. Я цитирую: «Садик находится рядом с домом. Много развивающих игр в достаточном ассортименте. Проветривают комнату не в присутствие детей. Перед выходом на улицу каждый ребёнок должен осматриваться, всё ли он правильно надел. После сауны следить, чтобы не пили холодные напитки и не ели холодные фрукты». Во-первых, очень материальное представление. Говорится о каких-то материальных моментах и вещах. Ну а во-вторых - оно такое детальное, это представление!

М.Б.: Это мама, и она, конечно, в первую очередь заботится о здоровье ребёнка. Холодные фрукты, сок...

Ведущий: Мы не можем защитить от всего!

М.Б.: Невозможно, но очень хочется, ведь правда, хочется защищать от всего. Мои подрастут мальчишки, и в 35 лет мне захочется защитить их от всех напастей. Конечно, мама обо всём думает. И какие колготочки надели, и сколько кофточек, и застёгнуты ли все пуговки, и какой температуры сок, и какая температура в группе, и не прошёл ли он во время тихого часа мимо открытого окошка... Это естественно, это нормально. Это, скорее, нормально, чем ненормально.

Л.М.: Для чего такая идеализация?

Ведущий: Я не согласна, что это нормально.

И.Ч.: А потом ребёнка в пять лет привозят на коляске и начинают с него снимать носочки и ботиночки.

М.Б.: Нет, ну я ведь не говорила о маразме.

И.Ч.: А в маразм очень быстро переходит. Даже трехлетний ребёнок, который не умеет одеваться сам совсем, это для меня абсурд.

М.Б.: У меня был в пять лет ребёнок, который ходил на горшок. Это перегиб. Надо чувствовать эту тонкую грань. Моему младшему сейчас полтора, он когда пошёл, в 10 месяцев падал, я его сама понимала. Когда сейчас он падает, я говорю: «Вставай сам». Наверное, надо чувствовать это.

И.Ч.: Разумная мать это всегда чувствует. Сейчас много неразумных.

Ведущий: Дело, наверно, не в том, разумный, неразумный, а порой голос авторитетов начинает заглушать естественную материнскую мудрость внутреннюю. В этом, наверное, проблема, а не в том, что мама дурочка.

И.Ч.: Тут ещё важен момент преодоления. Видела детей старше 3 лет, которым не позволялось, не предоставлялась возможность сделать что-то самому и сделать так, чтобы усилие приложить.

М.Б.: Такую работу с родителями, донести: «Уважаемые родители, вы самые лучшие родители, но вот в данной ситуации вы поступаете неправильно – наверно, это тоже должен на себя взять идеальный детский сад.

И.Ч.: Воспитание родителей – это большая проблема.

Ведущий: А вы занимаетесь воспитанием родителей?

И.Ч.: Да, у нас есть школа для родителей. Добровольная.

Ведущий: Расскажите, какие родители предъявляют к вам требования, чего просят: сделайте это, я хочу, чтобы было так. Каковы их ожидания, каковы их представления об идеальном детском саде? И что вы этими представлениями делаете?

Л.М.: Мне кажется, что в этом и проблема, с особыми представлениями не приходят. Они узнают, как и что происходит. Как проходит день, чем занимаются, что делают. И делают выводы, своих пожеланий - такого нет. Реально, если только на материальном уровне.

Ведущий: Это плохо?

Л.М.: На самом деле, мне кажется, что да.

Ведущий: А как должно быть?

И.Ч.: Должна быть середина. Родители должны понимать, что не с их ребёнком должны что-то делать. Они, родители, играют самую важную роль. Ребёнок до 7 лет живёт на подражании, он всё равно «пародирует» в первую очередь своих родителей, они - самые главные авторитеты. Потом уже может выйти авторитет воспитателя. Даже несмотря на то, что ребёнок находится в садике с 9 до 19 в течение 5 дней в неделю, тем не менее, для него главные - родители Я у детей интонации родительские слышу...

М.Б.: Прямо дословно

Ведущий: Да и в 2 года есть. Мой сын, как папа разговаривает по телефону.

И.Ч.: Однозначно. Они играют в те же игры, что видели дома. Они делают то же самое, у них даже отношение к детсаду, как у родителей. И вот когда ребёнок говорит: «У вас тут в детском саду...», начинаешь понимать, что что-то недоработано с родителями.
Однозначно, воспитывать родителей надо, рассказывать об определённых моментах жизни ребёнка, о том, как он себя чувствует, что необходимо.
У нас проводятся консультации, мы приглашаем или родители сами хотят, чтобы мы поговорили на эти темы, обращаются к психологу. Потому что на самом деле сейчас с детьми очень сложно, у них социальная адаптация, на самом деле, очень сильно хромает. Потому что пытаются напичкать знаниями, а упускают моменты, когда ребёнок должен развиваться просто естественно, когда он должен научиться бегать, прыгать, падать, залазить, чувство равновесия своё воспитывать.

Ведущий: Чувствовать тело, слышать тело.

И.Ч.: Чувствовать тело в первую очередь. У нас пришёл мальчик, всего боялся, болел часто, равновесие у него было никудышное, скажем так. И, вы знаете, он сам решил эту проблему. Он садился на качели и час качался, всю прогулку. Ему надо было предоставить возможность почувствовать, где ему надо это проявить себя. И родители - то же самое, им нужно наблюдать своих детей, потому что у ребёнка каждый момент времени проявляется потребность того или иного, и ребёнок это чувствует очень хорошо, ему нужно предоставит эту возможность.

Ведущий: За эфиром во время новостей, здесь была небольшая дискуссия. Ирина говорила, что нахождение ребёнка с 8 утра до 8 вечера в детском саду - это проблема. Марина отвечала: а как по-другому, такова жизнь. Вот скажите: возможен ли какой-то компромисс здесь, как его достичь в современных условиях?

М.Б.: Наверно, остаётся только вздохнуть. Да, мы понимаем, что родители работают с утра до вечера, от этого никуда не деться, это реальность нашей жизни. Я не знаю, как эта проблема должна решаться и может ли быть решена, если нет бабушек, дедушек, которые могут забрать ребёнка пораньше, часиков в пять хотя бы. Ребёнок с родителями мало общается. То, что у них остаётся, если ребёнка забрали вечером в 19 часов: они приехали домой, поужинали и легли спать, утром встали, оделись и поехали в садик. Всё, общение на этом заканчивается. У нас есть один папа, который говорит: «Сделайте, пожалуйста, семидневку, мы будем приводить ребят 1 сентября и забирать 31 мая».

Ведущий: Расскажу историю вьетнамской девочки, она жила в украинской семье, а родители-вьетнамцы работали в это время на Украине, на рынке. И когда они уехали с девочкой во Вьетнам, она звонит на Украину и говорит: «Як сала хочется!» Она не умеет говорить по-вьетнамски, она скучает по салу... Получается, общения с родителями не было. И где родители тогда в этом ребёнке?

И.Ч.: Понимаете какой здесь ещё момент... Вот вы говорите, что родители работают, и вы их понимаете. Дело в том, что когда ребёнок приходит в детский сад и вступает в социальные нормы определённые – это для него тоже работа. Тяжёлая достаточно работа. Почему дети не хотят ходить в детский сад? Потому что им нужно преодолевать определённые свои границы, он же выходит за границы свои, потому что для него приходится общаться с кем-то, что-то просить, у нас проблема у многих детей - они не могут просить!

М.Б.: Это да.

И.Ч.: У нас один мальчик учился этому года два. Для них это - работа. Это взаимодействие и со взрослыми, и с детьми, и с самим собой, что в этой ситуации он будет делать. Ты сел, поплакал, да, тебе же как-то надо выйти из этого состояния. Тоже преодолеть. И поэтому для них находиться в детском саду идеальный вариант 5 часов. После этого ребёнку нужно быть одному. Чтобы прийти в себя и набраться сил для нового дня. И вот в этой ситуации, может быть, выход есть через няню. Даже нанять няню дополнительно к детскому саду. Потому что ребёнку нужно отдыхать. 5 часов идеальный вариант, но хотя бы в 17 часов забирать. С родителями современными очень сложно, потому что их практически нет. И, мало того, в выходные они тоже не умеют общаться с ребёнком. Проблема-то в чём? Они не мог ни поиграть, ни поговорить, и даже находясь рядом...

М.Б.: Да, но согласитесь, это не все.

И.Ч.: Конечно, не все. Они находятся рядом, но не рядом. Они о чём-то своём думают, и ребёнка не видят и не слышат. Вот это тоже очень серьёзная проблема, и почему мы родителей и учим, чтобы они находили общий язык со своими детьми.

М.Б.: Я не знаю насчёт 5 часов, ваше это личное мнение или взято из авторитетных источников. Но смена деятельности, она в любом случае есть. Сходить в физкультурный зал, потом он может побыть наедине, в спальню уйти, он может пообщаться с психологом, он может подойти к воспитателю и сказать: «Я хочу». Ну да, это касается тех деток, которые постарше, малышам тяжелее, но детям постарше... Ну, пять часов - очень мало получается.

Л.М.: А дома своё личное пространство, там ты делаешь, что хочешь и чувствуешь себя комфортно. Здесь всё равно ты пришёл в садик на работу.

М.Б.: Вы знаете, я на некоторых своих деток смотрю и понимаю, что вот тут их личное пространство.

Л.М.: Это грустно!

М.Б.: Это грустно, это, конечно, грустно, но... Но это вот...

И.Ч.: Ну у нас в понедельник у детей отходняк.

М.Б.: У меня в понедельник дети так хорошо спят! Потому что я понимаю, что в выходные режим дня никто не соблюдал. Мы говорим родителям, что до 3 лет вы обязаны соблюдать режим дня, а с 3 лет вы можете немножечко пофилонить, но в  любом случае, в понедельник дети спят во время тихого часа замечательно.

Ведущий: Я понимаю, что могу выйти из студии сейчас, и вы уже сами закончите эфир. (смеются) Некоторые материальные вещи затронем. Обустройство пространства в идеальном детском саду. Я говорю и про помещение, и про пространство на улице. Какое оно? Какие характеристики?

М.Б.: Согласно новых СанПин, детский сад может не иметь своей прогулочной площадки.

Ведущий: Мы говорим про идеальный детский сад, СанПин к этому отношения не имеет.

М.Б.: Ой, как хорошо, замечательно. Потому что я с этим не согласна. Это должна быть отдельная площадка, огороженная от всех абсолютно, чтобы туда не могли зайти ни собачки, ни кошечки, ни люди с не очень хорошими намерениями. Ну, понятно, что она должна быть оборудована в идеале газончиками современными. В помещении - просторные игровые, отдельная спальня обязательно, отдельный спортзал, актовый зал, сенсорная комната...

Л.М.: Это что такое?

М.Б.: Это комната психологической разгрузки, если коротко.

И.Ч.: Мне кажется, должна быть просторная игровая, но смена пространства, как физкультурный зал и актовый зал для детей не очень хорошо, всё время адаптация происходит.

Ведущий: Я тоже вспоминаю, как из комнаты, где мы играем, нас сгоняют в актовый зал, ну это некомфортно.

И.Ч.: Лучше шведскую стенку.

М.Б.: Прямо в группе?

И.Ч.: Прямо в группе. Потом уголок сенсорной, разгрузочный, там, где песочек, водичка, кубики, другое.

М.Б.: Я с этим согласна. Но для детей до 3 лет. Старше – всё должно быть раздельно. Я не знаю, как вас сгоняли. Значит, вас неправильно сгоняли.

Ведущий: Дадим возможность ответить Ирине.

И.Ч.: Если всё вместе с одном помещении, середина свободна, чтобы дети могли заниматься определённым строительством. То есть для этого должны быть определённые материалы. Я видела группы в вальдорфском детском саду, всё просто было закрыто, это была игра, и наступил момент, когда всё убиралось, прибиралось по местам.
Закрытая площадка - это идеальный вариант, прямо вышел и туда попал. Но при этом мы любим гулять с детьми, за верёвочку берутся дети, и мы идём гулять в разные парки. А по пятницам ездим на трамвае, это самая замечательная разгрузка, когда они садятся в трамвай, мы едем в оперный садик или сквер Землячки, и они там гуляют на просторе. Для них смена обстановки обязательно. Они устают очень от одной площадки, вот мы гуляли в детском саду на площадке, они просто устали, и мы сами устали от неё.
И потом во время таких прогулок они же много видят, много узнают. Они видят разнообразную деятельность. Они могут увидеть, как трактор работает, трактор – это же святое дело, экскаватор или что-то случилось, копают, роют, с крыши снег сбрасывают. Для них это изумительное развлечение, и они с большим удовольствием ходят на прогулки.

Ведущий: И потом, мы понимаем, что немногие частные детсады имеют своё ограждение, просто по пальцам можно пересчитать тех, кто имеет. Не знаю, зачем говорю это под конец эфира, потому что если мы будем развивать эту тему, то уйдем глубоко, а для этого возможности уже нет. Не затронули несколько аспектов, увы, не успели в этом эфире, а  значит, будет следующий. Я благодарю наших гостей!  


Обсуждение
3560
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.