Верхний баннер
12:12 | ПЯТНИЦА | 26 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

28.04.2014 | 22:00
"Мы формируем у детей традицию выходить в социум, демонстрировать результаты своей деятельности", - Галина Титлянова, директор ДЮЦ "Рифей"

- Я уже ударилась немножко в воспоминания. В середине 90-х годов, когда я была еще школьницей, пришла в Дом пионеров, был он тогда еще домом пионеров?

 

Ирина Лебедева: Да, Юля, он тогда был домом пионеров, потому что наш Дом пионеров дольше всех сохранил это имя. Все давно уже переделались в центры, школы творческого развития, дворцы детства. А наш долго сохранял название Дом пионеров. Почему? Потому что мы решила, что здесь главные слова пионер, то есть первый. И тогда в нашем Доме пионеров завелись первые в нашей тогда еще области первый полит-клуб «Диалог», первый театр моды детской, и как вы говорите, первое объединение юных авторов, которое они назвали «Наш домик».

 

- Ну, я этого еще не говорила, на самом деле. Но действительно, я туда пришла, как начинающий поэт. У меня было такое ощущение, что тогда, в середине 90-х все держалось на одном энтузиазме. Времена были не самые легкие для заведения дополнительного образования. Как сейчас обстоят дела, насколько вам сейчас легко, комфортно жить, по сравнению с тем, что было тогда?

 

Галина Титлянова: Вы знаете, времена легкими не бывают никогда. Все зависит только от восприятия. Если время воспринимаешь как какие-то возможности интересные, то тогда и груз не давит так, как он давит, когда понимаешь, что все тяжело, все плохо, что надо бороться, что надо что-то выбивать, пробивать. Живем мы очень хорошо

 

- Поздравляю с этим.

 

Галина Титлянова: И всегда у собеседников это вызывает такую ироничную улыбку, почему это хорошо? Да потому что у нас больше 3000 детей, котоыре занимаются своим любимым делом. Это значит, что рады почти 6000 родителей, пап и мам, рады бабушки и дедушки, потому что дети не просто свободное время проводят как-то. А они творчески развиваются, устраивают разные концерты, самые разнообразные сборы проводят. И родители здесь тоже наши помощники. И дети просто счастливые люди.

 

- А какой возраст у вас?

 

Галина Титлянова: От 5 до 18 лет. В основном, конечно, это школьники. Дошкольников у нас всего около 60 человек всего. Но на самые разные возрасты у нас совершено разнообразные предложения. Для  младших детей, в соответствии с их возрастными потребностями, и с представлениями о том, что интересно, у нас одни коллективы, для среднего и старшего, естественно, другие. Потому что возраст дает отпечаток на развитие каждого ребенка, в данном случае подростка и старшеклассника.  И конечно, старшеклассники, это и «Союз друзей», которому огромное количество лет, но они сохранили свои традиции и  даже их расширяют. И если раньше в основном…

 

- Это Пушкинский клуб.

 

Галина Титлянова: Да.

 

- Ему точно больше 20 лет, потому что когда я пришла, он уже был.

 

Галина Титлянова: Ему 25 лет недавно исполнилось. Надо сказать, что они сейчас…

 

- 27, поправляет Ирина Александровна.

 

Галина Титлянова: 27 сейчас. Они сейчас участвуют у нас в том числе в проекте «Мобильное дополнительное образование», когда они у нас выезжают на территории края, и учат лидерству сельских старшеклассников. Что совершено является новым в сегодняшнем образовании. А может быть, если мы вспомним то, что было в далеком прошлом Дома пионеров, то это была норма.

 

- Когда пионерские отряды брали шефство над территориями.

 

Галина Титлянова: Да, да, да.

 

- Давайте, если мы чуть-чуть вернулись в прошлое. Всегда существовало 2 направления дополнительного образования. Это профильное, музыкальное, художественное, куда шли люди самоопределившиеся. И были такие клубы по месту жительства и более крупные заведения, как Дома пионеров, куда люди приходили, котоыре не понимали, куда они идут. Или как? Зачем приходили школьники, пионеры в Дома пионеров? Я бы хотела даже спросить про ваше детство, у вас же тоже были Дома пионеров?

 

Ирина Лебедева: Конечно.

 

- А вы вот ходили в дом пионеров?

 

Ирина Лебедева: Я ходила.

 

- А зачем вы туда ходили?

 

Ирина Лебедева: А потому что было интересно. И как вы говорили, заниматься именно предметным творчеством. Какой предмет. Сначала это было рукоделие в младших классах, потом это была фотография, с 5 класса, раньше не брали. А потом уже видите, такая интересная диалектическая взаимосвязь, ты занимаешься делом, предметным творчеством, и тут же у вас появляется... Вот вас возьми, поэтический клуб, сочинять учитесь. Но вы же не замыкаетесь только в этом? Вы же обязательно выходите в общество, в социум, происходит такая незаметная социализация ребенка, подростка, юноши. Вот это самое главное. Потому что своим делом ты несешь сове дело в люди, и ты им и себя утверждаешь, и радуешь других. Вот это самое главное. И вот именно в период очень сложный, в период 90-х начала 2000-х у нас очень много таких клубов возникло, где ребенок получал не только навыки предметного творчества, но и умел себя как-то хорошо презентовать в обществе, в социуме.

 

- Я так понимаю, что эта традиция так и сохранилась?

 

Ирина Лебедева: Да, да, да.

 

- В этом отношении ничего не изменилось и роль социализации, которую выполняли дома пионеров для большинства школьников, сейчас детско-юношеские центры продолжают выполнять.

 

Ирина Лебедева: Да.

 

- А что имелось?

 

Галина Титлянова: Знаете, нельзя сказать, что ничего не изменилось. Изменилась жизнь. И  современной жизни больше обращают внимание на индивидуальную траекторию развития. Скажу так, вообще почти как работник образования. коллективное творчество считается вторичным, мы же поддержали вот эту традицию, и то, что раньше было нормой, сейчас является инновацией.

 

- Какую традицию?

 

Галина Титлянова: Традиция, когда выходят дети в социум, могут предъявить результат своей деятельности окружающим людям. Умение отдавать, вот это то, что  мы формируем сейчас у детей.

 

- А что вы понимаете под социумом? Чем описывается, ограничивается?

 

Галина Титлянова: Вы знаете, ни чем не ограничивается. Наверное, только рамками вселенной.

 

- Ну, вы же не взаимодействуете с детьми Африки?

 

Галина Титлянова: Ну, дети Африки на те конкурсы, те фестивали, конечно, не приезжают, но начиная с Индустриального  района, в котором мы находимся. Мы работаем с различными общественными организациями, с предприятиями района, когда наши дети выходят и показывают, что же такое детство и чем интересным оно наполнено. Мы выходим с детьми на самые разные творческие площадки. И самое главное, что создаем эти творческие площадки. Мы расширяем границы, и область почти вся уже, если такую карту сделать, сеткой покрыта, где мы были, где мы выходили в социум, потому что мы прекрасно понимаем, что многие сельские жители просто не могут сейчас приехать в город по разными причинам. А воспринимают они нас не просто как детей, они воспринимают нас как настоящих артистов. Очень хорошо нас знают в России, потому что фестивали, конкурсы, котоыре проводит Россия, это, конечно здорово. И надо сказать, когда мы выходим в Петербург и проводим там игровые программы, идут смотреть Пермь и «Рифей». Для них это фактически одно и то же. И естественно, мы очень любим наши выездные фестивали, где ребята погружаются в культуру других стран и народов…

 

- То есть, вы за границу с ними ездите?

 

Галина Титлянова: Да, достаточно много таких поездок. И мы понимаем, что мир, что понимание формируется не на высоком уровне, а здесь, когда общаются равные среди равных, и культура объединяет. И у нас никогда не бывает разницы с тем, откуда мы, из Прибалтики, с Урала, из Украины, из Молдавии, из Греции. Мы все понимаем прекрасно друг друга, делимся своим мастерством и творчеством.

 

- У меня перед встречей с вами был вопрос от одной из моих коллег, которая узнала, что вы придете к нам на эфир, ребенок у нее занимается в вашем коллективе, в духовом оркестре, по-моему…

 

Галина Титлянова: Центр духовой музыки. Интереснейший коллектив.

 

- Вопрос-то был связан с финансированием всех этих замечательных поездок. Сейчас центр активно отправляет детей на гастроли, для участия в конкурсах, фестивалях. За счет чего это все происходит?

 

Галина Титлянова: Здесь используется принцип смешанного финансирования. Частично мы финансируем за счет учреждения. Частично за счет родителей. Например, 2 мая наш образцовый детский коллектив духовой музыки выезжает в Волгоград. 47 мальчишек едут туда.

 

- Там только мальчики занимаются?

 

Галина Титлянова: Да, только мальчики, их 60 человек. Это, конечно удивительный коллектив, потому что у них есть интереснейшая форма, каждый имеет свои духовые инструменты. Каждый имеет свой репертуар. Причем, надо казать, что начинают заниматься в этом коллективе дети,  не имеющие музыкального образования. И в конце первого года они уже играют в оркестре. Как этого добивается педагог, это удивительно, когда человек только осваивает нотную грамоту, а с другой стороны уже играет в оркестре каждый свою партию. И вот они едут сейчас в Волгоград. Понятно, что частично финансирование идет за счет «Рифея», частично финансирование идет за счет департамента культуры Перми. И те музыкальные инструменты, которые у нас приобретены, они в больше степени приобретены у нас за счет помощи депутатов пермской городской думы. Потому что развиваться такой вид творчества, конечно, надо. У нас в городе таких коллективов всего 2. Наш такой огромные 60 человек, и 14 человек в 6-й школе. Умирает потихоньку это. Но мы не даем возможности прекратить существование этого коллектива. Потому что это очень востребовано. В этот коллектив ходят в основном подростки. И им, естественно, надо чем-то выделяться среди окружающих. Чем выделяться? Можно найти много разных моментов. Но если ты в форме, если к тебе все окружающие относятся как к офицеру, так и говорят, офицеры идет. Если ты выходишь в парк Миндовского и проводишь такие самые замечательные концерты, если ты выступаешь в Волгограде, и будешь представлять Россию…

 

- Россию? Это международный конкурс?

 

Галина Титлянова: Да, это международный конкурс. Летом, кстати, они ездили в Германию, фестиваль Саксониада в неразборчиво и тоже выступили удачно.

- И все-таки, в каких пропорциях финансируются эти поездки. Вся эта красота, о которой вы говорите родителями и государством?

 

Галина Титлянова: Вы знаете, здесь пропорции установить очень сложно. Потому что, что значит поездка. Поездка это ведь не только сели в поезд, поехали, поели, вышли из поезда. Сели в  автобус, доехали до гостиницы, прожили в гостинице и там поели. Поездка это и предварительная подготовка. Она ведется бесплатно. Каждый ребенок большое количество часов в течение недели, ну, 10 - 14 часов. Обучение бесплатное. Ну, процентов, наверное, 20 дороги оплатили за счет «Рифея» в этом году, остальное за счет родительских средств. И родители здесь не имеют ничего против, потому что это развитие их детей. Другой возможности развития у этих подростков может просто не быть. И родители это прекрасно понимают.

 

- Сейчас у нас сфера дополнительно образования переживает очередные непростые времена. Я знаю, указ президента о том, что все дополнительное образование должно стать абсолютно бесплатным. Для многих образовательных организаций стало вызовом, в том числе для музыкальных школ. Как вы переживаете эту ситуацию, поменяется ли в вашей жизни,  в вашей системе финансирования что-то в связи с этим?

 

Галина Титлянова:  Вы знаете, у вас не совсем верная информация. Вообще в ближайшем будущем, если уж мы говорим о цифрах, нам надо довести процент детей, занимающихся в системе дополнительного образования до 75. И в документах нормативно-государственных написано, из них не менее 50% бесплатно. То есть, достаточно большая часть дополнительного образования, не зависимо от ведомства, культура, физическая культура и спорт, образование, будут не только на бюджетной основе, но и на платной. И здесь надо смотреть, а за что же родители будут готовы платить. Понятно, социально значимые коллективы у  нас идут на бюджетной основе.

 

- Это какие, например. Понятно, духовики.

 

Галина Титлянова: Например, шоу-театр «Бибигон» 60 человек. Образцовый детский коллектив. Театр моды «Стиль» образцовый детский коллектив, хореографический ансамбль «Красава». Образцовый детский коллектив. Вокальный ансамбль «Камертон» образцовый коллектив. Ансамбль аккордеанистов баянистов образцовый детский коллектив. Центр духовой музыки я уже называла, и наши «Мажоретки». Кроме того, я называла эти 8 образцовых коллективов, но надо сказать, что 2711 детей у нас занимаются полностью на бесплатной основе.

                        

- Из трех тысяч.

 

Галина Титлянова: Это достаточно большая такая цифра. Причем, из этих 3000 на смешанном финансирование занимаются остальные 290 человек. Но это смешанное финансирование, когда ребятам и родителям не хватает того обучения, которое они проходят бесплатно, и они хотели бы получить еще какое-то дополнительное образование сверх того, которое они получают.

 

- А какие предметы или дисциплины, какие направления у вас идут на такой полукоммерческой основе?

 

Галина Титлянова: На такой полукоммерческой основе у нас идет в основном программа «Образ». Это школа полного дня, когда ребята с утра и до вечера находятся у нас, когда ребята занимаются в различных творческих коллективах. Здесь они по бюджету получают тот норматив часов, который определен департаментом образования…

 

- 10 часов в неделю, по-моему?

 

Галина Титлянова: Нет, первый год обучения 3 часа, второй до 5. Третий до 8. И четвертый и более годы до 10 часов. А все, что сверх этого норматива, естественно, платно. Но здесь родители довольны. Потому что, ну я сама, как родитель в свое время, когда дети у меня обучались в школе, я прекрасно понимаю, что сейчас вопросы безопасности очень волнуют каждого взрослого человека. Как ребенок дошел до школы, как он пришел из школы, поел или не поел. Многие дети даже не умеют разогреть, не то, чтобы приготовить себе еду. Вышел, не вышел погулять. Да, лучше бы, наверное, не вышел. Потому что опасно одного ребенка отправлять погулять. Кто с ним зашел в лифт. Кто с ним зашел в квартиру. Пришли или не пришли друзья. Вопросов множество.

 

- То есть, по сути, у вас получается такая продленка?

 

Галина Титлянова: Нет, продленка,  это когда камера хранение, а у нас школа творческого развития. Вообще, эта программа «Образ» у нас лауреат всероссийского конкурса авторских программ, она является уникальной в России. Кстати, поделюсь радостью нашей, мы недавно вернулись из Белгорода. С международной ярмарки инновационных образовательных проектов. И из 300 проектов, котоыре были признаны лучшими, и попали на международную ярмарку, наш проект, школа полного дня попал в 7-у самых лучших. И с аукциона был продан, потому что этот опыт решила приобрести Белгородская область и внедрять у себя. Потому что не знают, какие пути, какие механизмы, какая нормативная база требуется для того, чтобы это организовать.

 

- Я первый раз слышу, чтобы такие программы образовательные продавались с аукциона. А можно уточнить цену.

 

Галина Титлянова: Это коммерческая тайна (смеются)

 

- Хорошо ладно.

 

Галина Титлянова: Поэтому есть огромное количество модулей, их 22. И из этих модулей дети и родители набирают себе такой набор, делают, составляется модульная программа. Это и шоу-театр «Бибигон», это и музыкально-эстетическое развитие, это и ремесла Прикамья, и многие другие. В зависимости от того, какой выбор сделан. Конечно, программы эти огромной популярностью пользуются и у детей, и естественно у родителей. Потому что мы должны понимать, что мы работаем на всех. Заказчики наши, это и дети, и родители, и учредители, и общество, и государство, и мы должны вот эти моменты обязательно учитывать.

 

- Сколько часов получается ежедневно ребенок проводит в ДЮЦ «Рифей».

Галина Титлянова: С утра и до полшестого. Он приходит на уроки сначала…

 

- То есть, он получает и основное образование у вас?

 

Галина Титлянова: Он получает и основное образование у нас, но это учителя школы проводят уроки на нашей базе. Мы же пустуем первую половину дня. Дети-то все в школе. А демографическая ситуация такая, что классов становится все больше, поэтому часть классов организована на нашей базе.

 

- Это рассчитано только на начальную школу?

 

Галина Титлянова: Это рассчитано на начальную школу. На 4 года обучения. Когда ребята переходят в свои школы в 5-й класс, в лицеев 8 или в  102 школу, они делают выбор в отношении тех предметов, тех программ, которые им приглянулись. Потому что они в начальной школе, в 1-м классе ребенок редко готов сделать самостоятельный выбор, и чаще за него этот выбор делают родители. И наша задача, чтобы выбор родителей был интересен ребенку, и чтобы за 4 года не произошло никакого разочарования. А в пятом классе меняются жизненные приоритеты. Иной жизненный опыт. Иные взаимоотношения со сверстниками и со старшими. И поэтому выбор будет совершенно другой. Может быть, аналогичный. Многие  дети у нас остаются в тех коллективах, котоыре они закончили в течение 4 лет. Им это, конечно, очень нравится. Потому что они могут практически все. Они прекрасно поют, они прекрасно танцуют, они прекрасно выступают. Они очень мобилизовываются хорошо. Они очень упорядочены. Вообще мы с Ириной Александровной всегда говорим, наши дети получают раннее социальное взросление. То есть, вроде бы первый класс, но как много они умеют, и как они отличаются от сверстников в обычных школах.

 

- Сколько у вас человек обучаются по такой программе?

 

Галина Титлянова: По такой программе у нас обучаются 6 классов. 150 человек.

 

- И по сколько детей

 

Галина Титлянова: По 25 человек класс.

 

- То есть, формально они являются учениками либо 8 лицея, либо 102 школы. Получается, что начальное звено этих организаций просто занимается на вашей базе?

 

Галина Титлянова: Да.

 

- Давно у вас такая история

 

Галина Титлянова: История давно, просто она несколько менялась. Но уже 18 лет у нас такие классы. Раньше это называлось класс искусств. Потом мы просто начали набирать по одному классу, чтобы ребята не росли как в резервации, особо созданной. Чтобы они могли прекрасно общаться друг с другом. Чтобы создать условия, не похожие на школу, а когда они понимают, что они не единственные, что они не центр вселенной. У нас есть такая детская общественная организация, которая называется республика «Риферия». И у них жизнь там кипит, прямо не знаю как. У них огромное количество событий. И очень важно, что события являются центральным звеном и образовательной программы и социально-значимой деятельности. Для наших детей, например, очень интересны такие события, как объединения двух субъектов России в один едины Пермский край. И мы всегда это событие отмечаем. Для наших  детей очень интересными событиями являются праздники народного календаря, и мы всегда их отмечаем. Для наших детей  интересными событиями являются события, котоыре позволяют окунуться в культуру других народов. У нас, например, в республике «Риферия» уже в течение 6 лет проходят такие праздники как праздник пельменя. Праздник киселя, праздник каши. Потому что с одной стороны мы все понимаем, что пельмени, это русская еда. Но если мы спросим украинцев, они скажут, что вареники это их еда. Если мы спросим итальянцев, равиоли – это их еда. Если мы спросим китайцев…

 

- Понятно. У меня возникает вопрос, вы говорите, нашим детям интересно объединение двух субъектов Российской Федерации, им интересны народные праздники, традиции. Я же знаю этих детей. У меня у самой такие дети подрастают. Это дети, котоыре с головой уходят в виртуальный мир. Они прекрасно разбираются во всех компьютерных играх, котоыре сейчас выходят, они ходят со своими смартфонами.  И если честно, у меня возникают большие сомнения, что это действительно детский интерес, а не интерес педагогов, которые с ними работают.

 

Галина Титлянова: Конечно. Мы не исключаем таких сомнений совершенно. Но в виртуальном мире ребенок почему оказывается? Ему не хватает общения. Ему нужно общение, когда кто-то его понимает. И вот виртуальный партнер ведет себя так, как бы ему хотелось. Дети соскучились по живому общению. Очень скучают. И ребенок приходит на предмет, остается у педагога. У нас педагоги особые. Вы ведь, когда занимались в поэтическом коллективе, вы ведь понимали, что педагог дополнительного образования, это не учитель. Иные отношения, иные вопросы можно спросить, можно даже спросить вопросы интимного характера. А как быть, а как? И почему? И очень многие ребята идут на предмет и остаются у педагога. И мы для этого делаем очень много. Потому что педагог должен понимать, а чем интересуются дети. Если педагог будет ментор, и будет говорить, ребята, вот это интересно, никто ему не поверит. А надо сделать так, чтобы не говорить, что это интересно, а чтобы ребенок сам это понял. И не просто так ребята приходят в «Барабанщицы», не просто так приходят в духовой центр, не просто так приходят в шоу-театр «Бибигон». Не просто так приходят в «Радужную мастерскую». У них свой личный интерес.

 

- Родители, наверное, их приводят?

 

Галина Титлянова: Нет. Только первый раз родители их приводят, и то не всех. Ведь огромное количество родителей, которые не сильно интересуются тем, чем заняты их дети. Но те события, которые проживают дети, им этого очень не хватает. Знаете, мы сейчас с Ириной Александровной выходили из «Рифея» стоял Витя Ликомцев, который, не с большой охотой занимался у нас в музыкальной студии. Казалось бы, зачем мальчику заниматься в музыкальной студии, изучать сольфеджио, музыкальную литературу, петь в хоре или в ансамбле. Когда он пришел в школу, где народу очень много, где он в принципе безразличен всем окружающим, он стал ходить в нашу музыкальную школу с таким удовольствием, может быть, даже не с увлечением, а с удовольствием. Потому что он здесь интересен, всегда спросят, как дела, всегда помогут, и он просто, даже когда занятия закончились, он сидит на вахте с вахтерами и общается, не хватает общения.

 

- Это мальчик из какой-то асоциальной семьи?

 

Галина Титлянова: Нет. Из нормальной семьи мальчик. Но родители очень много работают, им не до своего ребенка. Учителя сильно заняты, им тоже не до детей в своем классе.  И поэтому оказывается, что он интересен только там, где дети заняты делом. Ведь только дело объединяет.

 

Ирина Лебедева: Очень хочу добавить, вам будет удивительно, Юля, но до сих пор слова вашего можно сказать детского стихотворения, служат у нас определением дополнительного образования. Послушайте. «Есть человек, еще есть дело, то дело сердца и ума. Есть дом, построен он умело, и не похож на все дома»

 

- Это конечно, очень трогательно…

 

Ирина Лебедева: Это не столь трогательно, сколько сущность по-прежнему отражает. Потому что, что для ребенка важно. Человек, педагог и дело, которому он пришел учиться. И учит его вот этот мастер. А дом, я думаю, имеется в виду совершенно не здание, а нечто духовное, дом, который построен умело.

 

- На этой возвышенной ноте, конечно, можно было бы закончить программу, но я воспользуюсь тем, что у нас есть еще пара минут, и хочу попросить ваш комментарий на такое мое сомнение. Когда человек маленький приходит в ваш дом, проводит здесь все время своей начальной школы, либо он проводит время после уроков, здесь реализуется такая модель, которая иронично была озвучена в старой советской детской песне, драмкружок, кружок по фото, мне ее и петь охота. То есть, в отличие от, например, художественной школы, музыкальной школы, когда ребенок приходит и полностью себя отдает одному делу. Здесь получается разброс. Нет ли в этом рисков и опасностей, что человек каким-то одним делом может и не заниматься?

 

Галина Титлянова: Конечно, такой риск есть, когда есть разброс. Но когда мы подходим системно и выстраиваем эту систему в зависимости от того. Какие это дети, какой это возраст, какие это педагоги. И что требуется этим детям. Когда мы вникаем глубоко в суть, когда мы вникаем в содержание, выстраиваем его под ребенка. А не под свои амбиции, такой опасности нет.

 

- Каким образом можно выстроить содержание под ребенка. Главный принцип того, как вы это делаете, технологией поделитесь

 

Галина Титлянова: Надо просто верить в каждого ребенка. Уважать в нем человека. И тогда все будет порядке.


Обсуждение
1771
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.