Верхний баннер
14:14 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Пятнашки

14.09.2014 | 20:34
"Журналисты, которые умеют держать руку на пульсе жизни, знают, когда им нужно дать журналистику, а когда публицистику", - Галина Куличкина

- Ваши звания можно перечислять бесконечно - журналист, преподаватель, театральный критик...

- Член Большого жюри по информационным спорам пермской организации Союза журналистов России.

- Даже так! То есть, вы умеете вести диалог.

- Приходится.

- Вы воспитали множество журналистов. Как вырастить журналиста, что он должен из себя представлять.

- Я хочу сначала поблагодарить радио "Эхо Перми" за то, что мне дали возможность высказать свои мысли именно в сентябре. Именно сейчас начался новый учебный год и многие родители отвели своих детей в школу. Я хочу сказать о переходе на систему бакалавриата. Он дал возможность выбора дисциплин, но студенты иногда затрудняются с выбором, как и мы все, потому что мы сейчас живем в "роскошном хаосе". Множество возможностей затрудняют этот выбор. Университет не испытывает недостатка в абитуриентах, желающих стать журналистами. Кафедра существует более 10 лет и динамично развивается. Некоторые наши студенты занимают престижные места на конкурсах и т.д. Но, поскольку система образования реформируется, студентов гложет то, что они бегут по верхушкам знаний. Когда они приходят на конкретное место работя, от них требуются глубокие знания в какой-то одно отрасли. Универсальный журналист, который востребован, никогда не будет воспитан, если не будет взаимодействия преподавателя, студента и той социальной среды, в которой они находятся.

Не у всех есть одинаковые стартовые возможности, кто-то вынужден подрабатывать. Снизился срок обучения. Это больной для меня вопрос. Я считаю, что именно пять лет должны учиться ребята. Часто именно на пятом году они становятся настоящими профессионалами, у них открывается креативная энергия, что дает им уверенность в себе.

Наша кафедра также дает студентам возможность найти себя во многих сферах профессиональной деятельности - это и пресс-службы, корпорации... Именно пятилетний курс обучения позволяет получить специализацию.

Вторая проблема в том, что понижен статус преподавателя вуза, что заставляет его совмещать свою деятельность. Это не дает возможности дать студентам все, что было бы можно.

- Я отучилась пять лет. Помню, что когда пришла на работу, у меня были знания, но требовалось от меня совсем другое. Сначала впадаешь в шок. Тебя этому не учили. Это показывает, что теории мало. Обязательно должна быть практика. о не все зависит от практиканта. Многое зависит и от того, кто принял на практику.

- Практическая журналистика переживает свои реформы и трансформации. Студент должен понимать, в какое СМИ он идет - коммерческое, социальное или другое. Там разные приоритеты. Все СМИ находятся в очень тяжелой ситуации - с одной стороны, всем дана свобода слова, с другой - за свободу слова приходится расплачиваться - кормить самого себя самостоятельно. Экономическая зависимость оказалась тяжелым бременем для многих СМИ. Студент должен это понимать. Многие законотворческие акты ссорят СМИ. Закон о муниципальных образованиях позволяет муниципалитетам иметь больше одного СМИ. Одно финансируется, другое - независимое. У них идет война за информацию. Зачастую они забывают или даже не знают, что существует кодекс профессиональной этики журналиста и невольно нарушают его.

Студенты задают вопрос: назовите СМИ, где можно зарабатывать деньги и при этом говорить правду. Такими вопросами они заставляют нас задуматься. С Молодой человек столкнулся с проблемой, когда ему не хочется писать заказные материалы. Ему говорят - ну и дурак.

Жизнь на постоянно ставит в ситуацию выбора и для нас главное - научить делать выбор. Многие считают, что молодое поколение инфантильное. Мне бы не хотелось так максималистски утверждать, студенты бывают разные. Но социальная практика действительно ослаблена. Сейчас технические средства дают возможность максимально исключить поездки журналиста, его контакты.

- Сейчас у многих СМИ конкуренция за оперативность. не страдает ли при этом качество информации?

- Россия вступила в глобальное информационное общество в 2000 году. В ученой среде есть мнения, что онлайн информация позволяет нам делать выбор. Мы можем мгновенно передать информацию, но нам надо время, чтобы выдать аналитику. А думающий мир ждет аналитики. И даже если сам журналист не может выдать аналитику и обращается к специалистам, то и сами специалисты часто не могут оценить значимость события. Большое видится на расстоянии. В профессии журналиста должны присутствовать постоянные тематические задания со своим бэкграундом. Имея это, он порою может давать свои заключения, не требующие мнения специалистов, которые, кстати, могут давать заключения, выгодные им и власти.

- Вы говорили, то многие журналисты не знают о международном кодексе журналистов.

- Есть международный кодекс, есть российский. В некоторых организациях принят кодекс этики журналиста того или иного края. Мы приняли кодекс журналистов для Пермского края. Положением этого конкурса было создано жюри, которое уже тоже почти 10 лет работает. Мы надеемся, мы смогли решить все сложные задачи, которые перед нами стояли.

Многие журналисты попадают в сложную ситуацию, когда идут политические кампании. Недавно был случай в Чусовом. Начались информационные войны. Большое жюри предложило исключить одного журналиста из организации. не случайно в 90-е годы появилось выражение "журналистский мир". И нас поддержали. Так что, вопросы этики и культуры журналистов актуальны сегодня. Общая культура журналистской среды Пермского края начинает проникаться общепринятыми нормами этики.

Сейчас журналистами становятся не только те, кто окончил учебное заведение по этой специальности. Есть специальность "связи с общественностью". Там целый год изучают журналистику, учатся писать, могут публиковаться. Те из них, кто проявил литературный дар, умение сбора информации - они продолжают писать, находят себя в СМИ.

Журналистика, как искусство создания текста, востребована везде. Но это не только создание текста, это большой труд по сбору информации, проверки его на достоверность.

- Я заметила, что в журналистике у нас присутствуют и историки, и медики, и философы. Журналистикой может заниматься любой или все-таки какие-то данные должны быть для этого?

- Литературные данные, общая культура и личное неравнодушие к тому, что творится вокруг. Должна быть позиция "не могу молчать". Если человек не может молчать, а выражает это в слове, в картинке, он может прийти в журналистику. Но когда они приходят, они понимают, что этого мало, что требуется самосовершенствование для того, чтобы стать журналистом. Он может красиво выразить свое мнение, но это будет только его мнением. Я закончила филологический факультет. Однажды я попала на спектакль, после которого не могла молчать и написала рецензию. Тогда во многих СМИ вышли рецензии и мою не приняли, но предложили сходить на другой спектакль и написать еще.

Во всех СМИ ищут талантливых авторов. Очень многие известные русские писатели писали для СМИ. Российская журналистика изначально была социальной и просветительской. Михаил Булгаков зарабатывал на жизнь журналистикой, а Константин Симонов помог ему опубликовать "Мастер и Маргарита". Таких примеров масса.

Часто у журналистов есть социальные проекты, которые поражают обилием возможностей. "Коса - девичья краса" - в Суксуне, "Человек года" - газета Искра в Лысьве.

- Сейчас писатели реже появляются в качестве журналистов?

- Мы знаем журналистов, которые становятся писателями. Мы знаем писателей, которые время от времени обращаются к журналистике. Все зависит от социально-культурной и экономической ситуации. Была Великая отечественная война и все писатели становились журналистами. Была перестройка и Солженицын написал о том, как обустроить Россию, это опубликовали в Комсомольской правде. Журналисты, которые умеют держать руку на пульсе жизни, знают, когда им нужно дать журналистику, а когда публицистику. В этом их мастерство. Сейчас мало публицистических выступлений журналистов.

- Вы специалист по периодике. Раньше, в советское время в крае выпускалось огромное количество газет. Сейчас их все меньше и меньше. Мне интересно, газеты обречены на исчезновение?

- Этот вопрос волнует многих. Во многих развитых западных странах печатные СМИ на 90% поддерживаются журналистами. Это делается для того, чтобы печать не исчезла. такая опасность есть. О ней говорят журналисты. В очередной раз повысились почтовые расходы. Я считаю, что печатная пресса не исчезнет. Пока людям будет нужна аналитика, печатные СМИ будут существовать. Листок бумаги с напечатанной там статьей - это исторический документ. Он может быть сохранен на очень большой срок, в то время как web-страница через некоторое время исчезает. Количество печатных СМИ, конечно, сокращается на территории России. На территории пермского края примерно 40 печатных изданий и их количество мало меняется. Кроме того, растет количество корпоративных изданий. Корпоративная газета выполняет не только информационную функцию. Там может быть аналитика, история людей, предприятия, какие-то сплачивающие коллектив статьи. Такие газеты поддерживаются руководством, они живут и будут жить. Они востребованы среди людей.

- Назовите троих людей, из которых нам нужно будет выбрать следующего гостя программы "пятнашки".

- Отец Игорь, настоятель храма Георгия победоносца. Он умеет говорить о нравственных вопросах, которые всегда актуальны.

Петр Владимирович Юрков, художественный руководитель пермского музыкального театра "Орфей". Он делает то, чего сегодня никто в городе не делает - он воспитывает музыкальную культуру в детях.

Сергей Дмитриевич Лобанов, философ, которого очень любят студенты Пермской госакадемии, университета. Он умеет сказать самое главное.


Обсуждение
2694
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.