25 октября по старому стилю, 7 ноября по новому стилю в столице начались события, которые в дальнейшем назовут Великой октябрьской революцией. Как это было, вспоминаем ежедневно в программе «Пермские истории. Год 1917» на «Эхо Москвы в Перми», 91.2 FM.
Революционные события 1917 года привели к закрытию первого Пермского ипподрома.
Ипподром в нашем городе появился летом 1903 года. Во второй половине XIX века конные бега в Перми устраивались зимой на льду реки Камы. Сезон длился достаточно недолго: пермяки были благоразумны, в отличие от многих современных рыболовов, и, как только время подходило к весне, бега прекращались. Никто под лёд не уходил.
В 1897-м пермское общество подало губернатору прошение о выделении территории для обустройства ипподрома. Власти отдали место за чертой тогдашнего города – в районе современного «тихого Компроса», там, где сейчас располагается Дворец культуры имени Солдатова.
На выделенной территории была проведена масштабная работа по устройству профессионального ипподрома. Большой вклад, и организационный, и финансовый, в создание Пермского ипподрома внёс представитель знаменитой купеческой династии Сергей Михайлович Грибушин.
Усилия Грибушина и других пермских любителей конного спорта увенчались успехом. 29 июня 1903 года «при громадном стечении народа», в присутствии губернатора Александра Петровича Наумова состоялось торжественное открытие ипподрома. Здесь не только устраивали бега, но совершали показательные полёты на аэропланах первые русские лётчики.
С этим связано курьёзное событие, главным героем которого стал небезызвестный поэт-футурист, друг Маяковского и Мейерхольда, пермяк Василий Каменский. Он был натурой разносторонней. Увлёкшись авиационным делом, Каменский решил преподнести землякам необычный подарок, а заодно – прославиться и «прогреметь» в родных краях. Ему действительно удаётся «прогреметь», в прямом смысле слова. Взлетая, самолёт поэта-авиатора зацепился за трос и грохнулся с большим треском. К счастью, сам Каменский отделался лёгким конфузом.
В период революционной разрухи и гражданской войны стало не до конных бегов. Хозяйственные постройки постепенно растащили на дрова. Только в 1923 году Пермский ипподром возобновляет работу, причём уже на новом месте – в районе Липовой горы. Начинается кочевая история Пермского ипподрома. Менее чем за век ипподрому придётся ещё трижды переехать с места на место.
Фото из личного архива потомков купцов Грибушиных, публикуется впервые.