Верхний баннер
18:40 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:29, 24 октября 2014

«Критика до сих пор говорит, что 10 лет прошло, а никто лучше театра «У моста» не поставил МакДонаха в России», - Сергей Федотов

Ведущий: Катерина Шафиева

Гость: Сергей Федотов, художественный руководитель театра «У моста»

- Сегодня у нас одна большая тема. Закончился первый международный фестиваль Мартина МакДонаха, который инициировал театра «У моста». Потому что постановками занимается по его пьесам театр «У моста». Давайте ваше резюме, подведем итоги, когда начался фестиваль, что там было?

- Я не верил, что это возможно, где-то полгода назад родилась эта идея, когда мы поставили 7-ю пьесу Мартина МакДонаха, когда театр «У

«Критика до сих пор говорит, что 10 лет прошло, а никто лучше театра «У моста» не поставил МакДонаха в России», - Сергей Федотов
«Критика до сих пор говорит, что 10 лет прошло, а никто лучше театра «У моста» не поставил МакДонаха в России», - Сергей Федотов
моста» стал называться критиками не только первооткрывателем, но и единственным в мире театром, где идут все 7 пьес МакДонаха. В это время возникла мысль провести фестиваль. Но главная его цель не то, что у нас 7 пьес МакДонаха, а потому что хотелось провести такой фестиваль-лабораторию, фестиваль-мастер-класс, фестиваль, на котором кроме показа спектаклей будут проходить еще мастер-классы, лекции, исследования творчества МакДонаха. Потому что уже 10 лет мы играем МакДонаха, когда мы 10 лет назад поставили первую пьесу МакДонаха «Сиротливый запад», я не думал, что будет такой ажиотаж. Совершенно удивительно. Когда мы показали 2 спектакля по МакДонаху на фестивале «Ренальный театр» в Екатеринбурге, «Коммерсант», Роман Должанский написал, что вот, свершилось, театр «У моста» открыл нового драматурга, и сейчас Мартин МакДонах пойдет во всех театрах в России. Я не верил, что будет такое. Но на самом деле, более 120 постановок по его пьесам в России. Сразу после нашего выступления на фестивале появилось через 2-3 месяца спектаклей 10. И в Москве, и в Питере по 8 постановок МакДонаха. Интерес к Мартину МакДонаху огромный. И за это время он снял еще 2 фильма, «Залечь на дно в Брюгге», который был номинирован на «Оскара» и получил «Золотой глобус». Вы знаете, что первый фильм МакДонаха получил «Оскара». А второй фильм номинировался. А вот в этом году вышел третий фильм  «Семь психопатов» со всеми звездами Голливуда. За это время МакДонах стал главной, ключевой фигурой театрального, кинематографического процесса. Но те спектакли, которые идут в России, они на 99% всегда меня очень разочаровывали. Потому что соль МакДонаха, его самая главная особенность, он пишет комедии. Вот эти спектакли я смотрел, они были всегда не смешные. И чаще всего на поверхность выходил другой пласт, верхний, где грубые сюжеты, грубые люди. Как вот в Питере я видел спектакль «Сиротливый запад», где насытили спектакль огромным количеством мата, что совершенно ненужно. У МакДонаха итак достаточно жесткие сюжеты, жесткие персонажи. Тем более, наши не понимают, что они в российских пьесах включают мат, и они довольны. А когда выходит персонаж ирландский или английский и начинает ругаться русскими матерными словами, это всегда выглядит…

- А им это не свойственно, по-моему, в принципе.

- У них в Англии, в Ирландии замечательное слово есть, мы поработали сейчас с английским режиссером, Леоном Кейном, он поставил у нас «Человек-подушка». И это потрясающе, у него такой лексикон богатый. Мы с ним разговариваем, и он во фразе несколько раз может сказать, fucking. И это восторг возникает. Когда я говорю, сделаем так вот, он говорит, fucking, fucking, это классно. Или допустим, что-то не получилось, он расстроился, говорит, fucking. Или он, допустим, делает вопрос. А что это такое, fucking, я не знаю. У них совсем другое. И это совсем не мат для англичан, для ирландцев. Поэтому я решил, что нужно провести такой фестиваль показательный, фестиваль-лабораторию. Где мы показали 4 своих спектакля. Критика до сих пор говорит, что 10 лет прошло, а никто лучше театра «У моста» не поставил МакДонаха в России. А сейчас еще международная критика. К нам приехали Нина Мазур из Германии, Роллан Бонин из Франции, Ирэна Нимерецка, советник чешского посольства, Патрик Лонерган, главный гость наш из Ирландии. Главный специалист по МакДонаху. И все они сказали, что спектакли театра «У моста» они эталонные не только для России. Патрик сказал, что так в Ирландии никто еще не поставил МакДонаха. В интервью сказал такую вещь, что я написал книгу о МакДонахе, первая в мире книга, ее Патрик написал, исследование творчества МакДонаха, я говорит, думал, что я уже сказал все про МакДонаха, после вашего фестиваля я буду писать дальше. Потому что вы дали такой огромный…

- Пласт для исследований новый.

- Да, и он сказал, что так МакДонаха никто не поставил даже в Ирландии. И он приедет и позвонит Мартину и скажет, что потрясающие пермские спектакли, которые даже покруче ирландских. Поэтому, получилось. Мы хотели сделать фестиваль поговорить обо всех этих спектаклях. Потому что каждый день были обсуждения международных исследователей и критиков. Каждый день были мастер-классы, лекции и исследования МакДонаха, поэтому, я очень рад, что это произошло. Я потрясен, насколько все получилось, на 190%. Потому что, только что мы приехали с фестиваля неразборчиво, где показывали нашего «Калеку  с Инишмаана», где снова получили гран-при. Это фестиваль Римаса Туминуса. Так из-за политической ситуации в стране 5 театров не приехали на фестиваль. У нас  12 театров из 7 стран мира, которые были отобраны, которые были утверждены всеми экспертами, они все приехали. Более того, во время фестиваля к нам стали приезжать интересные, разные люди, совсем не запланированные. Фестиваль начался через 3 дня. А к нам прилетели американцы из Вашингтона, Чарльз с Франческой, они прилетели в Москву, услышали, что такой фестиваль, и прилетели к нам.

- Это просто туристы?

- Нет, это общественное радио Америки.

- Они приехали в Москву по делам…

-И вдруг услышали. Но, может быть, они услышали об этом раньше. Потому что, когда мы провели пресс-конференцию за 2 дня до фестиваля, то на другой же день около 20 зарубежных СМИ опубликовали итоги пресс-конференции и объявили, что через 2 дня начинается фестиваль в России. И было потрясающе написано. Газета «Голливудский репортер» в Лос-Анджелесе, там было написано, ура, в Сибири, в городе Перми проходит первый в мире фестиваль МакДонаха, который проводит Сергей Федотов со своим театром «У моста». И потом очень многие перепечатали зарубежные СМИ. И это очень смешно, оказывается, они не знают, что такое Урал, они знают, что такое Сибирь. Поэтому огромный интерес вызвал фестиваль, все прошло. Мне вчера позвонил министр культуры края, Игорь Гладнев, сказал, ты и здесь стал чемпионом, потому что так четко, стройно провести фестиваль, без единой накладки, с такой организацией потрясающей. Никто не опоздал, никто не отменился. Все вовремя. И приехали лучшие театры, как мы и обещали.

- Ну, Сергей Павлович, вы обещали, что Мартин МакДонах приедет и все-таки, он не смог.

- Я хочу сказать одну такую вещь. Вот Патрик мне объяснил одну такую вещь, он был представителем МакДонаха, он сказал, что Мартин совершенно непредсказуем, во-первых, во-вторых, тот объем нагрузки, который сейчас у Мартина, реально, он сейчас главная фигура, он обогнал Тарантино. Потому что Тарантино снимает фильмы и этим знаменит, но театральные пьесы МакДонаха идут по всему миру. Он в Америке драматург №1 сейчас и во многих странах. Так вот, он сказал, что у него такая занятость, и что он сейчас снимает 4-й фильм в Голливуде, что очень трудно ему вырваться. И вообще, сначала, он хотел приехать на весь фестиваль, потом он сказал, что только на 4… Когда мы с ним встречались в Ирландии, он сказал, что я прилечу на 3 дня, сделайте мне очень плотный график. Но великие режиссеры очень, очень… Я понимаю их график. Я, конечно, очень расстроился. Но самое главное, что 2 месяца назад в Ирландии я увидел МакДонаха, он реальный, живой человек, и он такой, каким я его себе представлял. У него нет никакой позы, никакой помпезности, он очень скромный. Гениальный человек, простой в общении. Это большой ребенок, как и все его персонажи. И тот ключ, который я открыл, о чем пишет критика, что театр «У моста» открыл свой ключ, он в том, что все персонажи МакДонаха, они все человечны, они все хотят добра. Очень многие, маргиналы, есть и убийцы, есть люди, которые в тюрьме побывали. Но они все хотят добра. И этот парадокс открыл театр «У моста». И вот это такая вещь несовместимая, что это невероятно смешные комедии про людей маргиналов, но они смешные и очень человечные. И всегда в конце возникает катарсис. Так вот, МакДонах такой. Он очень большой-большой ребенок, голубые глаза, очень наивный, засмущался сразу, когда мы с ним встретились. Я же с ним не планировал встречаться, я шел по улице, он вышел из бара, я сказал, Мартин, привет, он говорит, привет, а ты кто?  Я говорю, я Сергей Федотов. Он говорит, а Пермь, фестиваль, я буду, буду. До последнего момента он должен был быть, но я могу сказать, что, когда мне сообщили за 2 дня, что он не приедет, я очень расстроился. Я думал, что все тоже будут в страшном разочаровании, все участники. Нет, это был такой праздник, была такая встреча друзей. Представляете, целый фестиваль фанатиков МакДонаха. То есть, это просто невероятно. И Патрик был таким представителем, заместителем МакДонаха, с Патриком все пытались общаться, как бы видели в лице Патрика, как будто Мартина МакДонаха.

- Мне хочется вас порасспрашивать про участников. Они были все из разных стран, из разных городов. Мне интересно восприятие артистов других стран, других городов МакДонаха. Одинаковые они, разные, чем они отличаются?

- Все спектакли были очень разные. Польский театр имени Вилама Хожицы привез спектакль «Лейтенант с Инишмора» и это был совершенно оригинальный спектакль, такой драйв, такая дерзость, такой прилив энергии мощнейший. Зал просто стоял на ушах. Это был такой МакДонах. Более того, там очень классно они все сцены боев построили, что это был реально настоящий боевик, как в кино зрители были. Это был такой подход. Наверное, более для молодежного зрителя, потому что там очень много стреляли, очень много убивали. Хотя все спектакли, которые были в программе, прошли с большим успехом. И зрители не уходили со спектакля, это очень здорово. И допустим, «Человек-подушка»  Босния и Герцеговины, это спектакль, за который режиссер получил диплом за лучшую режиссуру, и за лучший ансамбль театр сараевский получил. Так вот, это совершенно другой подход к МакДонаху, это пьеса очень брутальная, очень жесткая. И оказалось, что можно вот эту пьесу писателя, который пишет очень жесткие рассказы, поставить очень философски с одной стороны, а во-вторых, с отстранением. Актеры играли так тонко, что сюжеты были очень жесткие, жестокие, вы знаете, там сюжеты про убийства детей, но это такая получилась блестящая пародия на фильмы ужастиков, и актеры с такой иронией эту ситуацию подавали, что мы постоянно видели, что актеры играют разными смыслами, и был очень смешной спектакль. Совершенно другой спектакль МХАТ, привез «Человека-подушку». Это такой очень эстетический, очень красивый у Серебрянникова спектакль. Очень яркие визуальные эффекты, очень красивый свет, очень красивые композиции, фантазии, то есть, это совсем другой спектакль. Для меня тоже было удивительно, что как только мы объявили фестиваль, и БДТ, и МХАТ, главные театры страны, они сразу заявились, и мы сразу их включили.

- Но они давно ставят МакДонаха, если я не ошибаюсь, и тот и другой театр.

- Да.

- Не грех заявиться было.

- МХАТ давно играет «Человека-подушку», лет, 6, а в БДТ недавно была премьера, достаточно новый спектакль. Все спектакли были очень разные. Но с каким огромным интересом участники… У нас  было 4 спектакля «Человек-подушка».

- Разные.

- Да, разных театров. И еще был моно-спектакль 5-й «В поисках человека-подушки» из Великобритании. Они смотрели каждый эту пьесу в другом исполнении и возникали бурные дискуссии. У нас каждый вечер в «Sheamus» проходил театральный клуб, где гудели до 2, до 4 утра, и где обсуждали разницу этих спектаклей. И мне так было интересно, когда сходились Катуриана и начинали спорить, говорить, а, у тебя вот эта сцена лучше, а у меня вот эта. Это, конечно, очень здорово. И зрители воспринимали. Я сначала думал, что невозможно собрать зрителей. У нас было 16 спектаклей на фестивале. И не только в нашем зале, 200 мест, оперный, 800, театр драмы, там 600 мест, театра кукол там 400 или 500. Все 16 спектаклей были забиты, были проданы с аншлагами. Поэтому, этот фестиваль удивителен еще в том, что такое огромное внимание и у простого зрителя. И более того, каждый день было обсуждение, полный зал собирался на обсуждение. Не только те театры, которые играли, но и те люди, которые приехали на фестиваль. В середине фестиваля я вдруг обнаружил, мне сообщили, что есть огромное количество зрителей, приехавших из других городов России за свой счет, и которые приехали, и поселились и ходили на все фестивальные спектакли, на все обсуждения. И мы даже в конце придумали диплом, Андрей Абросимов, он прилетел из Казани за свой счет, купил билеты на все спектакли, был на всех обсуждениях, на всех лекциях. Я вообще не думал, что такое возможно. Из Иркутска приехала женщина, которая нас видела, «Калеку с Инишмаана» мы играли летом. Она прилетела на фестиваль, весь фестиваль здесь была. Из Смоленска приехали, из Севастополя приехали. Из разных городов. Огромный интерес к МакДонаху. Я очень мудро поступил, в конкурсе были только театры, которые приехали, театр «У моста» играл свои спектакли вне конкурса. Мы, как хозяева, исключили из конкурса наши спектакли. И даже МХАТ и БДТ, два первых, академические театры страны, они тоже были как гости, и в самый первый день фестиваля, и в последний, тоже были исключены из конкурса. И все остальные были в таком состоянии соревнования  очень хорошем.

- Рассказывайте, кто, за что получил награду, заслуженную или незаслуженную.

- Все были заслужены. Я, поскольку большой профессионал по участию в фестивалях, за 26 лет жизни театра «У моста» мы участвовали в 130 фестивалях. Поэтому я видел разное и участвовал, еще как гость в других фестивалях. И я понимаю, что есть такие отчетные фестивали, где просто показывается и не происходит соревнования. И изначально была идея провести такой парадный фестиваль, но я хотел, чтобы был с одной стороны фестиваль-лаборатория, а с другой стороны, чтобы он и выявил лучших представителей, чтобы это было соревнование, чтобы это был горячий разговор. И, по мнению зрителей и критиков, я слышал очень много разговоров, обсуждали итоги жюри. Все согласились, все были согласны. И на этот раз было мнение жюри единогласное и это совпало со зрительским мнением. За лучшую мужскую роль получил актер из Ижевска, который играл Катуриана, за лучшую женскую роль лауреатский диплом получила австрийская актриса, театр из Австрии, из Вены. За лучший актерский ансамбль получил театр из Боснии, так же он получил диплом лауреата за лучшую режиссуру. Практически, иностранные театры оказались очень сильными. И был конкурс, настоящий конкурс. И все ждали, кто получил гран-при. Авторитетное жюри, международное жюри единогласно присудило гран-при челябинскому камерному спектаклю «Красавица из Линэна» и я очень рад, что челябинцы приехали, потому что это театр очень известен в России и сам проводит фестиваль «Камерата», очень известный в России, но сам почему-то очень редко выезжает. Я периодически бываю в Челябинске, и вижу, и видел, насколько это интересный и яркий, но не очень отмеченный театр в фестивалях. И свершилось, камерный театр, увезли за лучшую мужскую роль второго плана, Михаил Яковлев получил, и гран-при. Очень интересные, красивые у нас получились призы. Мы долго думали, как же сделать так, чтобы они были оригинальными, и чтобы они отвечали, что это в Перми, что это в театре «У моста», что это такая уникальная ситуация, фестиваль МакДонаха, первый фестиваль МакДонаха.  Почему-то ни в одной из стран Европы никто не додумался до этой идеи. Только пермский театр «У моста». И мы буквально за 3 до окончания обнаружили, что есть, даже в магазине нет, мы обнаружили в интернете, что есть такие артефакты Пермского периода, окаменевшее дерево, которому 300 млн. лет. Это потрясающе. И там написано Пермский период. И все это происходит в Перми. И многие иностранцы даже не сопоставили, что Пермский период, которому 300 млн. лет и Пермь. и вот эти артефакты, вот это окаменевшее дерево было найдено именно здесь, в Перми. Поэтому такие потрясающие, всем очень понравились призы. И они отвечают и истории Перми, и Пермь, оказывается, во всем мире известна. И Патрик сказал, что сейчас он будет писать в зарубежной прессе, и очень много уже пришло ему из интернета разных статей, информации о фестивале. И он сказал, что сейчас, действительно можно сказать, что Пермь – культурная столица.

- Смотрите, вы говорили, что пермский театр «У моста» не участвовал в программе, потому что вы принимающая сторона, гран-при получил челябинский театр, но именно режиссером «Красавицы из Линэна» значитесь вы. Вы не считаете, что это некоторое лукавство?

- Почему значитесь?

- Являетесь.

- Это я поставил в камерном челябинском театре «Королеву красоты», так называется пьеса, спектакль называется «Красавица из Линэна». Никто не лукавил, у нас было очень строгое жюри, у нас был председатель жюри Анатолий Яковлевич Шапиро, это председатель жюри «Золотой маски», это председатель жюри главных фестивалей России, это народный артист, лауреат Госпремии. Это очень серьезная фигура. И никто не дал бы ничего подтасовать. Этот спектакль был действительно лучшим спектаклем на фестивале. Более того, почему я из конкурса вывел свои 4 спектакля театра «У моста». Потому что изначально многие критики говорили, что это уже изначально будет несправедливо. Потому что театральной критикой принято, что пермские спектакли лучшие в России спектакли по МакДонаху, и что лучше Федотова никто МакДонаха в России не ставит. Поэтому, если бы я поставил свои 4 спектакля в конкурс, то все призы были бы реально выиграны пермскими артистами. Но я убрал свои спектакли пермские, а челябинский театр, это другой театр и другие артисты. Они совершенно органично, достойно и объективно были приняты членами жюри, как лучший спектакль фестиваля. Притом, что и зрители все подтвердили. Поэтому здесь никакого лукавства нет. В  самом начале нашего фестиваля некоторые члены жюри сказали, что мы категорически против, что пермский театр «У моста» не участвует к конкурсе, мы требуем дополнительный регламент, восстановление, внесение исправлений. Я настоял на своем. А здесь я не мог. Вообще, члены жюри голосовали отдельно от меня, это решали.

- Вы не входили в члены жюри?

- Нет. Это решали независимые эксперты, члены жюри, поэтому для меня это очень большая радость. Запретить членам жюри распределить гран-при челябинскому театру я не мог.

- Понятно, я думаю, вы не могла сказать им, не давайте. Давайте теперь о планах на будущее поговорим.

- Я бы еще хотел сказать немножко  о прошлом. Одним из главных событий фестиваля явилась книга Патрика Лонергана, первая в мире, она вышла в Лондоне год назад. И первая в России, мы ее издали в России. Сейчас это тоже артефакт фестиваля, фестиваля по МакДонаху. Она вызвала огромный интерес, когда Патрик давал интервью, была презентация книги, он 3 часа сидел и  подписывал книги всем, кто хотел от него получить книгу с автографом. И, если говорить о будущем, уже сейчас фестиваль проходил, а к нам приходили заявки…

- На следующий год.

- Да.

- То есть, будет второй фестиваль?

- Второй фестиваль будет проходить с 7 по 13 октября 2015 года, и мы уже имеем сейчас, во-первых, на пресс-конференции в Москве перед фестивалем заявил свое участие Константин Райкин, со своей премьерой «Безрукий из Спокэна». Очень хотел Константин Аркадьевич приехать к нам, но у них премьера, была 4 октября, а фестиваль начинался 7. Никак у них не получилось. Он уже заявился на 2-й фестиваль, уже заявился ирландский театр «Декадент», уже заявился азербайджанский театр снова приехать. Им очень понравилось у нас. И еще которых мы не знаем, 15 театров заявили желание участвовать, прислали видео, мы будем смотреть. Поэтому, на будущее я приглашаю зрителей, приглашаю другие театры. Ижевцы сказали, какой потрясающий фестиваль, как классно. Мы специально ко второму фестивалю по МакДонаха будем ставить следующий спектакль по МакДонаху. Поэтому будет не одинок театр «У моста», который поставил 7 спектаклей по МакДонаху, сейчас «Сатирикон» поставил уже 3 спектакля по МакДонаху, поэтому, я думаю, что эта практика исследования автора через постановки циклов, она сейчас будет продолжаться. И интерес к МакДонаху невероятный сейчас. Я даже не подозревал, что приедет столько людей, столько будет написано в зарубежной прессе о фестивале

- Отбор театров на следующий фестиваль будет жестче? Потому что я понимаю, что у вас уже больше заявок, чем было в этот раз.

- Я думаю, что будет очень строгий отбор. Если уже сейчас около 15 заявок, то мы побьем рекорд. К первому фестивалю было около 100 заявок, 102, по-моему. То сейчас еще фестиваль не закончился, а мы уже имеем 15 заявок. Поэтому мы придумаем категории отбора, каким образом сделать это серьезнее. И я думаю, что экспертный совет будет больше. И мы дадим задание тем экспертам «Золотой маски», Олег Лаевский, Владимир Спешков, которые участвовали в нашем фестивале, дадим задание, они очень много ездят по миру, чтобы отсматривали и выбирали, они будут нашими отсмотрщиками и выборщиками фестивальных спектаклей. 


Обсуждение
2328
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.