Верхний баннер
18:22 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

16:30, 13 мая 2015

«Главной идеей кино, главной мыслью является: "Я русский солдат, я обещал ей вернуться"», - Николай Наумов о документальном фильме «Васенин»

«Главной идеей кино, главной мыслью является: "Я русский солдат, я обещал ей вернуться"», - Николай Наумов о документальном фильме «Васенин»
«Главной идеей кино, главной мыслью является: "Я русский солдат, я обещал ей вернуться"», - Николай Наумов о документальном фильме «Васенин»

Тема: премьер документального фильма «Васенин»

Гости: Андрей Григорьев, режиссер фильма; Павел Саблин, оператор; Дмитрий Куртенев, оператор; Николай Наумов, актер озвучивания.

Программа: «Красный Человечек»

Дата выхода: 12 мая 2015 года

Ведущие: Анна Букатова

- Доброго дня, слушатели «Эха Перми». В студии Анна Букатова. В эфире программа «Красный Человечек», которая, напомню, рассказывает о наиболее ярком событии в культурной среде города. На этой неделе мне кажется таковым премьера фильма «Васенин». На днях ее презентовал пермякам Николай Наумов – звезда сериала «Реальные пацаны» и соавтор проекта. Николай участвовал в большой народной кампании по сбору средств на фильм, в которой приняли участие такие люди, как Сергей Лавров – наш министр иностранных дел, Евгений Миронов, Владимир Познер и Александр Гордон. Создатели – съемочная группа из Екатеринбурга, родных мест ветерана – это режиссер Андрей Григорьев, и два кинооператора – Павел Саблин и Дмитрий Куренев. Все они приезжали в Пермь буквально на несколько часов, на премьеру фильма в один из наших кинотеатров. Вот там я их и поймала. Запись этого интервью я сегодня вам и предлагаю.

- Почему ты снялся в этом видео, почему столько людей его поддержали?

Николай Наумов: Потому что невозможно было остаться безучастным в такой истории. Андрей не раз говорил в интервью, что истории жизни Николая Максимовича Васенина хватило бы не на один голливудский сценарий. Жизнь этого человека интересна и увлекательна, он наш соотечественник и земляк, уралец. Поэтому ребята, находясь там, в Екатеринбурге, они были вдохновлены написанным однажды каким-то очерком в газете или каком-то периодическом издании. Андрей вдохновился историей своего коллеги и начал тогда копать-копать, рыть.

- Продолжайте тогда, Андрей, что это за история? Как этот фильм, проект получился?

Андрей Григорьев: Историю Николая Максимовича сравнивают с «Титаником», с «Одним днем Ивана Денисовича», с «Перл Харбор». Сравнивают с такими знаменитыми проектами, фильмами, книгами. Это история действительно одна на миллион и имеет свою уникальность.

Николай Наумов: Я знаю, что этот фильм – я буду иногда помогать задавать вопросы – эту работу пытался сделать «Первый канал», в том числе громкие журналисты хотели приехать, бортом МЧС увезти в Москву, но не вышло. У вас почему-то это получилось. Расскажи и поделись секретами, как вы пришли к Николаю Максимовичу первый раз?

Андрей Григорьев: Когда я прочитал очерк в газете, в местном издании… История невероятная, 3-4 поворотных события в его жизни, и каждое – это отдельный фильм. Любовь, война, плен, предательство, снова любовь, снова война, снова плен, снова предательство. И все это в одном человеке, в его короткой жизни. Хотя в длинной – 95 лет ему было.

- Мы фильм не видели, расскажите вкратце, что это за 4 момента в его жизни?

Андрей Григорьев: Первое и важное это то, что он сбежал от немцев, первая попытка бегства была в 1942 году, а в 1943 она была более удачная. В 1943 году он сбежал от немцев и присоединился к отряду французского Сопротивления. Францию тогда он знал только по книжкам – Гюго, Дюма, Мопассан, и поэтому он бежал во Францию. Предгорье Альп, департамент Дром, река Рон. Он присоединился к французскому Сопротивлению, попал в дом капитана Мано. Не сразу. Капитан Мано, армия ФФИ, армия де Голля, они получали указания из Англии, де Голль по радио посылал зашифрованные сообщения. «Собака-колли родила шестерых щенят» – это значило, что будет с самолёта какое-то вооружение с 6-ю посылками. И они все это искали, искали партизана, находили по запаху шоколада. Французы такие романтичные, говорили, что вот по запаху шоколада искали, что нам скинули англичане.

Николай Наумов: Попадает он во Францию, в отряд Мано и встречает дочь капитана – Жанну.

Андрей Григорьев: И Жанна, она выходила его после полученных ранений, и он, как я люблю повторять, стал опасным для немцев. Любовь его вдохновила, он стал опасным, он взял очень много людей в плен, знал тактику ведения боя – он был после Советско-Финской войны.

- То есть вот эта любовь, она стала, по идее, любовью всей его жизни?

Андрей Григорьев: Ну, по идее, да. Это как первая любовь. Ты же не можешь забыть свою первую любовь. Это любовь его вдохновила. Никто не может забыть первую любовь. Так и с Николаем Максимовичем, он пронес эту любовь на протяжении всей жизни. И когда не стало его жены Зинаиды, геолога-разведчицы, они познакомились уже в ГУЛАГе…

- То есть, когда фильм снимался, он был один, и поехал искать свою любовь?

Андрей Григорьев: Да-да.

Николай Наумов: После того, как он отвоевал во Франции, в Сан-Сарле, где он влюбился в Жанну, он получил отказ от Жоржа Мано в просьбе жениться на Жанне. Отец Жанны сказал: «Да ты, Коля, у тебя пистолет да фуфайка, давай дуй обратно туда, откуда ты взялся». И Николай Максимович попадает в Париж, в дипмиссию, где он вместе с де Голлем сотрудничает, есть документальные факты. Его интересная судьба продолжается. И после этого он возвращается в Советский союз, где ему говорят: «Где ты был, на какой стороне, что ты там делал, добро пожаловать на 15 лет в ГУЛАГ, друг». И он попадает на 15 лет в ГУЛАГ. И очень интересная история, как появилась у него Зинаида.

Андрей Григорьев: В ГУЛАГе беглых наказывали за попытку к бегству. Он вышел из барака, видит толпа людей, и вот одна девчушка сказала: «Так вам и надо, враги народа», он на нее посмотрел и все – ты будешь моей женой, всю жизнь с врагом народа проживешь. И она стала его женой и всю жизнь с врагом народа прожила. Она писала запросы в Москву: «Могу ли я выйти за Николая Максимовича, потому что он осужденный», и ей разрешили. У них трое детей – Сергей, Василий и Татьяна.

Николай Наумов: И после того, как Зинаиды не стало, он хранил ей верность и уважал ее как свою супругу. В 2008 году, когда жены не стало, он поделился историей своей любви.

Андрей Григорьев: Вначале с сыновьями, а потом с журналистами, а потом и со всеми нами.

- Сам фильм, он обо всем об этом рассказывает? Он построен в формате интервью?

Николай Наумов: Фильм охватывает не все, что мы рассказали. То есть документальный фильм, как любит повторять Андрей Григорьев, некое освидетельствование фактов и показаний. Документальный фильм для него – я впервые слышал такую формулировку документального кино, ее мне предложил Андрей – это освидетельствование фактов и показаний. Есть факт, что он воевал там? Значит, мы его освидетельствуем, проверяем, предаем огласке, снимаем художественную составляющую, монтируем и показываем. То есть, вот этот фильм создан из проверенных фактов, и туда вплетаются красивой вязью, канвой, лейтмотивом история его любви и история его героических сражений.

Павел Саблин: Мы сначала сняли серию интервью, потом съездили во Францию, проверили все эти факты, это было в декабре 2013 года.

- Вот как это было? Вы нашли ветерана, узнали эту историю, дальше?

Павел Саблин: Записали серию интервью с ним, после этого съездили во Францию, в те места, где он именно был, где воевал. Нас сопровождал французский историк, который вообще нашел всю эту семью Мано. Все это отсняли. После Нового года Андрей пришел в гости к Николаю Максимовичу: «Давайте во Францию съездим». Собственно говоря, он долго не думал, согласился.

- А сколько лет было ему?

Павел Саблин: 94 года уже было.

- Человеку в 94 года предлагают поехать во Францию, которую он видел только в моменты войны?

Николай Наумов: Ему не только предлагают, ему делают загранпаспорт в 94 года.

- Это невероятно интересный процесс, расскажите? Я, например, не могу свою бабушку в театр вытащить? Как вам это удалось?

Андрей Григорьев: Наш друг Тимофей Жуков, он делал с ним дыхательные упражнения, ходил на палках лыжных – финская ходьба, всячески готовили его психологически и физически.

- Расскажите?

Андрей Григорьев: После съемочного процесса приходили в гости, и, конечно, по всем медицинским факторам мы его поддерживали. Любое его ухудшение самочувствия, и мы сразу же принимали максимальные действия. И после Дня Победы, после 9 мая, его тройничный лицевой нерв дал о себе знать. 15 лет его это постоянно мучило, семья отказалась от операции, ставили временную блокаду, чтобы сдержать боль, и в свое время это перестало действовать, блокаду надо было делать раз в полгода. И в один из дней так ухудшилось самочувствие, что он принимал кучу обезболивающих, у него мышцы смыкало, мог сознание потерять, пару ушибов было. Мы все это видели, и я думаю: да как же так-то? И мы обратились к нашим друзьям в Екатеринбурге с тем, чтобы каким-то образом найти врачей, которые возьмутся прооперировать. Вы понимаете вообще, насколько это надо иметь храбрость, чтобы оперировать ветерана Великой Отечественной войны в 94 года? Это нашлись настоящие герои, которые взялись за это. В Екатеринбурге, городская больница № 40, нейрохирургическое отделение.

- Расскажите, каково работать с достаточно взрослым человеком, который редко выходит из дома, а ту с телевизионщиками работать, отвечать на вопросы, давать интервью?

Дмитрий Куренев: Все, наверное, начиналось постепенно. То есть если сейчас спросить, как так произошло, что он на все это согласился, и как произошло, что вы 2 раза съездили во Францию, а один раз даже с Васениным съездили… Если бы мы тогда пришли к Николаю Максимовичу и сказали, что будет две поездки во Францию, полтора года будет сниматься фильм, естественно, нам бы сказали «нет», как и все остальным каналам. Но мы начали потихоньку. Мы всего лишь начали ходить и брать интервью у него, один день, второй день, третий день. Поначалу было очень тяжело, потому что он просто физически был слабый, ему просто тяжело было говорить. И нам было страшно с ним разговаривать, потому что мы боялись ему навредить. Мы даже не могли его вывести на улицу, потому что это было практически невозможно. По прошествии нескольких интервью он только начал интересоваться тем, что происходит. Поначалу, я бы сказал, что нам вообще не доверяли. Переломным моментом я бы назвал поездку на родину Васенина в село Пышак, когда Андрей сказал: а давай поедем и снимем его село! Мы им, по-моему, даже не сказали – или нет, мы сказали, но семья Васениных пропустила это мимо ушей, потому что они нам немножко не верили. Потом уже, когда мы съездили туда, приехали и сказали, что мы там были, мы сняли эти места, вот вам в подарок кабачок, тогда уже на нас стали смотреть другими глазами. Только вот в тот момент перед нами открылись двери квартиры, и с нами начали разговаривать как с равными.

Андрей Григорьев: У каждого свои впечатления, Николай Максимович с самого начала был открыт, и даже в первую же встречу он пел песню про водку: «Я водки не пью, но люблю веселиться, а если уж выпью, люблю похмелиться». Снимали мы с 1 октября 2013 года по 22 июня 2014, за этот период был снят весь фильм, потом монтаж, и, конечно, все вот эти вот кампании краудфандинговые, поиск финансирования, поиск людей. Нам отказало местное Свердловское министерство культуры в поддержке фильма о ветеране. Причем губернатор говорил, что это такой важный, значимый такой случай, поддержка не состоялась, что, конечно, грустно. Грустно понимать не то, что не состоялась поддержка, грустно понимать другое. Что даже такие проекты не в состоянии подержать. Это же, понимаете, мы оказываемся недоразвитые в области кинематографии, вообще кроме Москвы, все остальное недоразвитое по кинематографии. В Якутии еще снимают свои фильмы, и они успешны в прокате, и, по сути, нет ничего больше.

- Расскажите о поездке во Францию. Как взрослого такого человека удалось вывезти? Мне кажется, человека, который боится путешествия в соседнее село.

Николай Наумов: Мы говорим не о простом человеке, мы говорим про того человека, который вообще мало чего в своей жизни боится. И для меня показательно, что он в 94 года, имея в себе такую мужскую харизму – он истинный воин и солдат, поехал туда даже в 94 года. Главной идеей кино, главной мыслью является: «Я русский солдат, я обещал ей вернуться».

- Он нашел ее, он вернулся к ней?

Андрей Григорьев: Он вернулся к ней. У нас на премьере в Екатеринбурге был такой случай, шарики очень медленно опускались над экраном в сцене, когда его встречали французы. Есть какая-то аналогия с фильмом «Титаник». Вот эта вот сцена возвращения, что он все равно с ней встретился, он счастлив…

- А кто его там встречал?

Андрей Григорьев: Если по фильму говорить, то встречала старушка Сюзанна, в доме которой он укрывался во время войны, партизанил, она его помнит.

Николай Наумов: Они были детьми 9-12 лет. А он был воином, ему было 24 года. Он сидит на стульчике, а они к нему подходят, такой трепетный момент, она старушка, а тогда была ребенком еще, треплет его по щекам и говорить: «Ты помнишь? Я Сюзанна». И ему переводчик и историк рассказывают, что первые дни они прятали его.

- Это удивительно, как вы нашли эту семью. Мне кажется, это каким-то невероятным трудом.

Николай Наумов: Это удивительно. Там французы в момент встречи начали доставать бумаги, на бумагах отксерокопированные фотографии и переведенные в цифру. Васенин сам спрашивает, откуда у вас это, как вы это сохранили. Откуда? А люди говорят ему: «Потому что мы вас любим». Они показывают ему документы, говорят, что вот это вы, вот он.

- То есть вы пошли в местный городской архив?

Павел Саблин: Нет, эти люди, которые там живут, они сами сохранили. Они знали, что он приедет, заранее это все планировалось. Французы – это люди, которые заранее любят все планировать.

- То есть вы все-таки нашли эту семью и у нее оказались эти фотографии?

Андрей Григорьев: Наш координатор, спасибо ему большое, она стал частью истории. Зная досье Васенина, он помог найти его сослуживцев и найти то место, где он воевал, и найти Жанну Мано, все семейство Мано. Наш координатор во время первой и второй поездки помогал в вопросах координации, общение выстраивать, большое ему спасибо.

- Ну любимую свою нашел?

Андрей Григорьев:  Любимую свою, конечно, он нашел. Он знал о том, что она жива. Эта мысль его очень тепло грела. Когда в один из дней перед ним встал выбор, поехать или нет, он как настоящий авантюрист сказал: «А, поехали!». Такое последнее танго.

- Они увиделись?

Андрей Григорьев: Буквально несколько месяцев она его не дождалась. Он приехал, зная, что ее уже нет, с букетом красных роз, проститься с ней. Он взял цветы, возложил ей на могилку, это очень трогательный момент, он есть в фильме, и он с ней простился. Это трогательный момент, его нельзя передать, надо смотреть.

- Она знала, что он есть, он хочет к ней приехать?

Андрей Григорьев: Когда Жанна только нашлась, она была в очень плохом самочувствии, у нее была прогрессирующая болезнь  Альцгеймера. И ее сын ей рассказывал: мама, вот такая ситуация, Николь, Николай Васенин готов приехать. Но она уже совсем себя плохо чувствовала. Все эти загадки, которые остались тайнами, мы уже никогда не узнаем, что она об этом думала. Но это очень интересно, остается только догадываться.

- И самый важный вопрос: сам герой, где он?

Андрей Григорьев: 7 декабря 2014 года Николая Максимовича не стало. Он умер. На прощании с ним присутствовало очень много людей. Как раз заканчивалась краудфандинг-кампания. Там такая тоже небольшая мистика есть, цифры вертелись в обратном направлении: день до завершения проекта, 20 часов до завершения проекта, 7 часов до завершения проекта, 15 минут до завершения проекта и вот в ту ночь, 7 декабря, его не стало. Он был с нами прямо до конца. И на прощание пришло много людей, были и мэры, и губернаторы. Много родственников и людей, которые его знали. Присутствовало чувство скорби, но его перевешивало чувство гордости. Ушел счастливейший человек, 95-летний ветеран, о котором и писали, и говорили. Вышло много статей, Associated Press, Independent, The Washington post, Fox News, все российские СМИ, минута молчания была, она нависла.

- То есть в день, когда вы завершили свой проект?

Андрей Григорьев: Да, в этот день его не стало.

- Это что-то удивительное!

Андрей Григорьев: Да, в день, когда краудфандинг закончился, к которому Коля присоединился, в эту ночь не стало его. У нас в два часа ночи заканчивается проект, и в это же время у него ухудшение самочувствия и утром уже все.

- В связи с этим, вы как оцениваете свой фильм? Ведь вы сделали действительно что-то очень важное. Об этом человеке могли бы и не узнать вообще.

Андрей Григорьев: Об этом человеке узнали.

- Не так как вы это преподнесли. Не так, как вы его в фильме раскрыли.

Андрей Григорьев: Это так, да. Нам было в радость работать, совместно создавать фильм о нем, увековечить память о нем. Чувство гордости, мы радуемся, что нам удалось закончить проект, который трогает людей, мы видели реакцию в зале, общались со зрителями. Нам очень приятно быть частью этого и сподвижниками того, что именно он совершил подвиг над собой – сделал историю своей жизни беспрецедентной, он отправился во Францию и простился, выполнил этот долг. Поэтому цитату в фильме, которую говорил Николай: «Я русский солдат – я обещал вернуться», это очень важно, потому что он выполнил долг чести.

- Итак, друзья, о том, что такое долг, можно узнать и увидеть из фильма «Васенин» наших соседей екатеринбуржцев. «Васенин» – фильм, на который собирали всем миром с участием ярких медийных персон страны, в том числе и наших «реальных пацанов». Летом фильм «Васенин» ждет несколько месяцев фестивального смотра. Картиной уже заинтересовались кинотеатры Китая, Индии, Англии и Франции. А сенью планируется запустить его широкий прокат в крупных российских городах, в том числе и в Перми. Ну а программа «Красный Человечек» подошла сегодня к концу. Меня зовут Анна Букатова. 


Обсуждение
2840
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.