Верхний баннер
17:18 | ЧЕТВЕРГ | 18 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.32 € 100.28

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:56, 18 сентября 2015
Автор: Анастасия Вяткина

«Велосипедисты сами провоцируют нелюбовь к себе», — Константин Долгановский, блогер

«Велосипедисты сами провоцируют нелюбовь к себе», — Константин Долгановский, блогер
«Велосипедисты сами провоцируют нелюбовь к себе», — Константин Долгановский, блогер

Тема: поведение велосипедистов на дороге, отношения велосипедистов с автовладельцами и пешеходами

Гости: Константин Долгановский, блогер

Программа: «Дальний свет»

Дата выхода: 16 сентября 2015 года

Ведущие: Анастасия Вяткина

- Добрый день, в эфире программа «Дальний свет», у микрофона Анастасия Вяткина. Наконец –то услышались после летнего отпуска. Наверное, все уже отдохнули, а если не все, то до нового года все успеют отдохнуть. В гостях у нас пермский блогер Константин Долгановский. Мы с ним решили обсудить тему велосипедистов. Казалось бы, осень, сезон завершается, какие могут быть велосипедисты? Но тем не менее за лето мы на них насмотрелись многократно, а они на нас. Есть проблема во взаимоотношениях, и Константин неустанно говорит, что есть эти проблемы, конфликт. Странные какие-то отношениями между велосипедистами и автомобилистами. Поэтому поговорим сегодня именно об этом. Привет Костя!

Константин Долгановский: Здравствуй, Настя! С удовольствием бы послушал твой рассказ, ты ведь ездила далеко? Как там обстоят дела с велосипедистами?

- Я ездила в солнечную Грузию, была в разных городах. Практически всю страну от границы России до Турции мы проехали на машине, были в Тбилиси, столице, очень плотный трафик, далеко не факт, что там все по ПДД, очень динамичное движение, мне напомнило Барселону по интенсивности движения – с местными темпераментными нюансами. «Пищевая цепочка» на дороге там такая: «Мерседес», новая машина, старая машина, пешеход. Пешеход там никто. Но вместе с тем пешеходы там совершенно не страдают от этого. Например, незадолго до меня там тоже были пермяки, с которыми мы обсуждали, а как оно там, пешеходам и велосипедистам, мы три дня не могли перейти дорогу. Мы дорогу в Тбилиси научились переходить моментально – просто берешь и идешь, тебя никто не задавит и даже не остановится, и не будет кричать «Эй, что ты там делаешь»!

Константин Долгановский: Это отлично! А что с велосипедистами?

- А их там нет.

Константин Долгановский: Как это нет? Климат-то явно благоприятствует?

- За 10 дней пребывания у меня не было перед глазами постоянного потока, как, например, у нас на улице Ленина, хотя мы, в общем, всегда были в центре, и в Батуми велосипедистов крайне мало. Хотя климат способствует. Нет социальной рекламы, направленной на «пересаживайтесь на велосипед».

Константин Долгановский: Интересный кейс. Логично, что в не богатой стране не может быть социальной рекламы, но там должны быть велосипеды просто потому, что уровень жизни не очень высокий в общем и целом. Вспомни историю, которая была 20 лет назад в Китае, там были практически только одни велосипеды, сейчас это конечно совсем не так, но интересно.

- Маршрутки. Они передвигаются на маршрутках. Гуляют пешком среди пальм в Батуми. Велосипедистов крайне мало. Велосипедисты и пешеходы – это та категория участников дорожного движения в солнечной Грузии, на которую не обращают внимания, никто давить тебя не будет, можешь спокойно идти. Но пропускать – нет! Не пропускают.

Константин Долгановский: Интересно.

- При всем при этом, когда едешь по самому центру Батуми – у меня в телефоне куча фоток, к сожалению, не могу показать – едешь и пешеходы стайками прямо. Переход? Нет, не слышали. Нам надо – мы пошли. Конечно, когда приезжаешь из такой атмосферы в Пермь, кажется, что у нас очень цивилизованный европейский город.

Константин Долгановский: Но тем не менее хорошо, что мы вернулись в Пермь, давайте тогда… Что обсудим, Анастасия?

- А давайте сравним с полной противоположностью по велосипедистам тот город, который… Тбилиси меня удивил, их там нет. В противопоставление могу привести город, где их тьма – Вена, Австрия. Там их тьма, там для них организовано все, велосипедист там – царь, а пешеходы… Ну так, он идет где-то рядом, там очень широкие велодорожки, велосипедистов там очень много. Там есть в центре Вены – не была я, конечно, на окраинах – специальная организация дорожного движения для велосипедистов. Для них продублированные маленькие светофорчики везде стоят.  Широченные, в половину тротуара на улице Ленина, велодорожки. Велосипедисты там ездят, ездят очень быстро, и не дай Бог ты, пешеход, станешь на их велодорожку, они тебя обругают на своем наречии, дзинькнут тебе, зыркнут недобро, и все, ты там никто. Велосипедист – царь.

Константин Долгановский: У тебя был печальный опыт, я так понимаю?

 - Меня чуть не сшибли, я вовремя успела отпрыгнуть и очень была этим удивлена. Тем не менее давай вернемся в Пермь. Как у нас велосипедистов? Много, мало? Понятно, что сезонно.

Константин Долгановский: Поскольку в последние годы лета в Перми нет, и по такой погоде это все не очень приятно.

- Мокренько?

Константин Долгановский: Мягко говоря, грязненько и холодно. Потому что для нас, жителей Урала и средней полосы, это не транспорт, а развлечение. Безусловно, могут выйти те, которые скажут: «Да как, мы каждый день ездим на нем на работу». Но этих людей будет на весь город на двух руках пересчитать, может, чуть больше.

- У нас город простирается на 70 с лишним километров. Жители центра при работе в центре или в пределах одного большого района, конечно же, да, можно. Если человек живет на Парковом, а работает на площади Дружбы, то я сомневаюсь, что он поедет на велосипеде.

Константин Долгановский: Поехать то он может, но есть масса поводов, по которым он не поедет. И это не вопрос расстояния, это вопрос рельефа, инфраструктуры, погоды.

- Вопрос душа на работе?

Константин Долгановский: Естественно. И во всех этих историях каким-то жирным вопросом повисает в воздухе на тему создания велоинфраструктуры, каких-то велодорожек, чего-то там еще вело.

- Не с ориентированием на Вену, на Амстердам, где все это постоянно транслируется.

Константин Долгановский: Это еще одна история, будучи перенесенная в чистом виде из Европы, не работает так, как она должна работать, так, как предполагали ее создатели. Мы этих историй видели уже немало, ссылаться на них не станем, чтобы не провоцировать. Это явно не та история про велосипед. Потому что в городе, где среднегодовая температура чуть выше 0 градусов, в пределах 1 градуса, если я не ошибаюсь.

- И лето 2 недели в году.

Константин Долгановский: Лето будет, но и это пройдет, это все волнами, через год или два лето к нам вернется. Но среднегодовая температура останется такой же. И устраивать какие-то велодорожки, как ты говоришь, в Вене, или в Дании, или в Голландии – это противоречит здравому смыслу. Здесь никуда не денется, и все эти попытки, все эти заигрывания власти выглядит как очередная имитация бурной деятельности. Это в моем представлении.

- Так как инфраструктура не налажена… Так как в Вене, например, по центру велосипедистам ездить комфортно. По не центральным улицам он уже выбирает, либо по ПДД в метре от проезжей части, либо валит по тротуару. И вот как раз когда велосипедист едет по тротуару, он мешает пешеходам, пешеход мешает ему, у них там тоже сложные взаимоотношения. А когда он едет на дороге, то автомобилисты многие, и мы с тобой в том числе, задаемся вопросом: «А какого черта ты тут делаешь?»

Константин Долгановский: Нет, я не задаюсь таким вопросом. Он там должен быть, я его аккуратно объезжаю и еду спокойно дальше.

- А иногда он едет совершенно не в метре, устраивая какие-то маневры.

Константин Долгановский: Это другой вопрос.

- И там возникает вопрос: «Друг на двух колесах, что ты там делаешь?»

Константин Долгановский: На самом деле, велосипедистам место на дороге, на тротуаре ему делать нечего – это очевидно абсолютно. И когда я вижу велосипедиста на дороге, я просто обращаю на него внимание, но я к нему отношусь нормально. Проблема в том, что таких велосипедистов очень мало. Большая часть, как ты видишь своими глазами, предпочитает ездить по тротуару. И вот когда я иду пешком, на меня едет этот товарищ, летит и обгоняет меня, вот это вот у меня уже вызывает ярко выраженные негативные эмоции. Начиная с того, что по правилам дорожного движения его тут не должно быть, заканчивая тем, что он может кого-нибудь сбить. Даже если не меня, то ребенка, бабушку или еще кого-то. Масса таких случаев. И проблемы тут две: нет осознания того, как они должны себя в этом случае вести, не нужно говорить о ПДД, они их не знают, за редким исключением тех, кто их знает и ездит по дороге, второе – это то, что отсутствует карательная система, их никто за это не может наказать. На них в принципе никто не обращает внимания. И эта вседозволенность вызывает такие моменты. Ты говоришь о том, что есть отношения между велосипедистами, автомобилистами и пешеходом, на самом деле никаких отношений нет.

- Потому что все друг друга не любят?

Константин Долгановский: Они не любят по-разному. Одни презирают, другие не любят и презирают, а третьи реально не любят и боятся.

- До эфира я зашла на пермский форум велосипедистов «ВелоПермь». Этих ребят мы не позвали сегодня, но обязательно позовем в следующий раз, когда мы решим вернуться к этой теме.

Константин Долгановский: Я даже могу тебе сказать, что они тебе ответят. Все будет очень культурно, мы такие классные, мы соблюдаем ПДД, и даже не наврут, они действительно соблюдают, но проблема в том, что это как с мотоциклистами.

- Дело в том, что из 10 велосипедистов 1 или 2 имеют право гордо носить нашивку «ВелоПермь» и соблюдают все правила. В остальном это просто люди, выехавшие прогуляться, либо не имеющие отношения к этому правильному движению.

Константин Долгановский: Нет никакой проблемы в том, что они выехали прогуляться, проблема в том, как они себя ведут на дороге, и какую они опасность представляют в первую очередь для себя.

- Их мнение концентрированное можно узнать на «ВелоПермь». Я почитала, и там сами велосипедисты, в общем-то, сами стоят перед дилеммой - ехать по тротуару или ехать по дороге с нами, с автомобилистами. По тротуару они боятся пешеходов, они их когда боятся, когда раздражают, когда они их бесят. Есть и ненависть, есть и трогательная забота, как бы кого не задеть, не сбить.

Константин Долгановский: Пешеходы, они ведь совершенно непредсказуемые. В любой момент пешеход может сменить направление, траекторию движения на сколько угодно градусов и оказаться у тебя под колесами.

- А те велосипедисты, которые на «ВелоПермь» выбирают движение по дороге, они проникаются симпатией, по крайней мере, к автомобилистам, говоря о том, что, эти люди хотя бы ПДД знают, они более предсказуемые.

Константин Долгановский: Несоблюдение чревато поврежденной машиной, как минимум. Общий уровень соблюдения правил, чтобы не говорили, у автомобилистов на порядки выше, чем у пешеходов или велосипедистов.

- И в итоге мы видим картину: пешеходы идут по своей части дороги, по пешеходной полосе, велосипедисты по дорожке.

Константин Долгановский: Не всегда.

- Это уже отдельная история.

Константин Долгановский: Вся эта история рассыпается на ряд отдельных историй. И по большей части все они, кроме историй с автомобилистами, это смысловые тупики. Это, как сказали бы, «висяк» или «глухарь», то есть она не решаема, эта проблема не решаема, потому что у господ полицейских, которых тоже, кстати, можно позвать на эту тему, у них нет ни возможности, ни желания заниматься этой проблемой. Да, у них, наверное, есть очень много более важных проблем. Тот же детский травматизм. Я согласен с ними в этом, но я, честно говоря, ни разу не видел, что бы полицейский пытался что-то сделать с нарушившим правило велосипедистом.

- Если он уже стал причиной ДТП, только тогда.

Константин Долгановский: Да, если он уже попал в ДТП, а так… Я слышал истории о том, как штрафуют пешеходов, когда они переходят в неположенном месте.

- Штрафуют?

Константин Долгановский: Сам не видел, не знаю. Но про велосипедистов я ничего подобного не слышал. Опять же, их доля исчезающе мала, что бы ни говорили, их очень и очень мало.

- Что пишут ребята с «ВелоПермь» на форуме, где обсуждаются правовые вопросы, если велосипедист попадает в ДТП: к сожалению, при возникновении ДТП с участием велосипедиста часто именно он считается виновным. До сих пор остается открытый вопрос о регистрации велосипедов и присвоении им номеров. Об этом говорят, спорят, размышляют, но проблема с места не сдвигается. Вот как логически любят размышлять по большей части наши инспектора: у тебя нет прав и регистрационного знака, следовательно, ты не имеешь права выезжать на дорогу общего пользования, на проезжую часть, где машины ездят, следовательно, ты виноват в ДТП. И это отправная точка при принятии решения по ДТП судьей или страховой компанией. Именно в большинстве случаев в ДТП с участием велосипедистов суд признает виновными их. Понятное дело, если очевидно нарушение ПДД автомобилистом, то, конечно же, он. Ну, например, такой спорный случай, когда автомобиль пересекает пешеходный переход, а в это время на пешеходном переходе выкатывается велосипедист.

Константин Долгановский: А что здесь спорного? Абсолютно очевидно!

- Очевидно это для нас, мы с тобой права получили.

Константин Долгановский: Это то, о чем мы с тобой говорили, они не знают правил. Еще один тот самый смысловой тупик. Они говорят: мы полноценные участники дорожного движения. Но при этом, если они знают ПДД, то они их не соблюдают, за исключением 10-15 %. Прав нет, нет страховки.

- Прав нет, нет и обязанностей и ответственности.

Константин Долгановский: Нет страховки, вот в чем проблема. Когда возникает какой-то ущерб, я не говорю сейчас про здоровье, как ты будешь с него взыскивать?

- Вот мы и пришли к самому «соли и перцу»

Константин Долгановский: Я вернусь чуть назад. Позволю усомниться себе в том, что ты сейчас цитировала то, как мыслят инспекторы. Насколько мне известно по иным текстам, они говорят, что велосипедист должен быть на дороге. Поскольку существует пункт правил, по-моему, 24-2, согласно которому по тротуарам имеют право ездить дети на велосипедах до 12 лет.

- Либо велодорожка, которая случается Пермью, Веной и Амстердамом, и прикреплена к тротуару.

Константин Долгановский: Велосипедист должен быть на дороге. Если ты будешь звать товарищей с «ВелоПермь», зови и юриста, это будет не лишним и очень интересно. Несмотря на то, что их мало, их все-таки не так мало. Их очень мало в процентном соотношении с населением, но все равно ежедневно несколько сотен велосипедистов на дороги выезжают, соответственно, вляпаться в историю может любой, и велосипедист, и автомобилист, и пешеход, любой.

 – Вот как раз вопрос. Велосипедист не имеет регистрационного знака, его невозможно идентифицировать по камерам видеонаблюдения.

Константин Долгановский: Крайне сложно. И никто не будет этим заниматься.

- И за это лето случались такие ситуации, что велосипедист на тротуаре сбивал женщину, при этом женщине пришлось обращаться в больницу не с синяками, а действительно был нанесен ущерб здоровью. Она лечилась около месяца. А велосипедист просто уехал. Он даже «извини» не сказал. И такие же ситуации случаются на дороге, когда велосипедист бьет, мнет бампер, капот и быстренько улепетывает, пока автомобилист понимает, что произошло, он не обнаруживает другого транспортного средства и понимает, что это был велосипедист. Выходит из машины обойти посмотреть, велосипедист уже за 2 квартала быстренько крутит педали.

Константин Долгановский: Он же может просто в обратную сторону уехать, как бы здесь вариантов нет. И это еще один смысловой тупик. Я не знаю, что с этим делать.

- Как регулируются отношения, когда велосипедист сбивает пешеход с причинением ощутимого ущерба. Или мнет крыло или царапает дверь. И, оказалось, сумма ущерба для автомобилиста небольшая, ну 10 тысяч рублей заполировать.

Константин Долгановский: Ну как сказать, небольшая? Для кого-то очень существенная. А есть же принципы, почему, если виноват велосипедист, платить должен автомобилист?

- Даже если он не скрылся, ты ему говоришь: «Ты мне повредил машину и это стоит 10 тысяч», а он тебе: «А давай я тебя пивом угощу». Как? Ведь страхового урегулирования тоже нет? Они несут ответственность в рамках гражданско-правовой. А ответственность с точки зрения автомобилистов вообще не регулируется.

Константин Долгановский: Есть еще один момент – не факт, что виноват будет велосипедист. Ты почитала форум, они считают, что виноват всегда велосипедист, а на самом деле это далеко не всегда так. Потому что наши ПДД таким образом составлены, что ПДД и смысл отдельно. И ситуация может таким образом развернуться, что он тебе прямым текстом говорит: «Да, я не прав, но платить не буду». Он знает, что он знает, что ты не можешь его заставить, потому что нет.

- Давай устаканимся в той области, когда велосипедист неправ.

Константин Долгановский: Без юристов мы с тобой тут не устаканимся, поэтому тебе хозяйке тут на заметку, будь любезна, организуй этот момент, пожалуйста, потому что он точно будет не лишним для нас всех.

- Спасибо за идею! Я думаю, что мы поговорим об этом, но возможно уже не в этом вело-сезоне, а в начале следующего, как любой автомобилист.

Константин Долгановский: С твоими знакомыми друзьями из ГИБДД тоже есть смысл это обсуждать.

- Тут можно целый симпозиум устроить. С нами хотят поговорить. Алло, здравствуйте!

- Здравствуйте! Это Алексей, горд Пермь. Я с полчаса включился, я не знаю, до новостей был разговор или нет?

- Был.

- Я бы хотел узнать, как должен себя вести законный автолюбитель на дороге, когда у него возникают проблемы с теми, кто движется на легких мотоциклах без номеров, на различных скутерах. Недавно по телевизору показали репортаж, где машина столкнулась со скутером, и диктор говорит, что «семерка» не пропустила скутер – а он является полноправным членом дорожного движения? Прав нет, номеров нет. С какой скоростью хочет, с такой и едет, правила не соблюдает. Почему я, человек, который платит налоги, я должен его бояться? Почему я должен пропускать того, у кого нет прав? Почему я должен смотреть вправо, влево, назад, вперед, что бы он мог аккуратно проехать? Как себя тут должен вести автомобилист?»

- Спасибо, Алексей, за эмоциональное мнение. Константин, как ты думаешь, как?

Константин Долгановский: Теперь еще одна смысловая ловушка. Только теперь с учетов большего веса и большей скорости, и большей опасности для здоровья. Права ведь ввели?

- Там зависит от категории.

Константин Долгановский: Алексей, все что мы можем вам предложить – это быть предельно внимательным, другого способа нет. Сейчас нет, и в ближайшие годы его не будет. Мы ваше негодование разделяем, и сделать здесь ничего нельзя.

- Более чем разделяем и в той части, что мы тоже платим транспортные налоги, а они не платят, но при этом инфраструктуру они свою получают.

Константин Долгановский: Я совершенно не склонен, чтобы они платили транспортный налог, мне хватит, если они просто будут соблюдать правила. Можно притащить лошадь на водопой, но нельзя заставит ее пить. Это та же самая история, к сожалению.

- И в таких случаях, как описал Алексей, зачастую эта малая мототехника без номеров и прав при выезде на дорогу имеет преимущество, и тут уже можно присваивать обоюдку. С нами еще хотят поговорить. Здравствуйте, вы в эфире!

- Здравствуйте, это Федор. В свое время в Финляндии, а там улицы очень узкие, и двигаться очень тяжело автотранспорту, но, однако, там не вздумай трогать пешехода. Он идет, нарушает правило – остановится вся колонна и будет его пропускать. Потому что там, если только нарушишь, замучаешься платить.

- А велосипедистов там как?

- Велосипедисты там редко бывают. Если его там увидят пешеходы, его просто сшибут. Ему не дадут двигаться. Там с этим очень строго, потому что очень узкие улицы. Автобусы еле разворачиваются. Очень строго. И не дай Бог велосипедист по дороге едет, и не дай Бог ты его заденешь – штраф большой, замучаешься платить. Вот такие законы.

- Спасибо, будем знать, как оно в Финляндии. Ну вот совершенно в разных странах все по-разному. У нас сезон заканчивается, я тут начала обращать внимание, большая проблема в городе в начале сезона, и говорили об этом все, и ГАИшники велосипедистам, и мы им говорили, ругались, кулаки показывали – пересечение проезжей части по пешеходному переходу они совершали чаще всего не спеша. Идет перед твоим носом и нарушает, а ты его должен пропускать.

Константин Долгановский: Ты хочешь сказать, что сейчас что-то изменилось?

- Понятное дело, что это не статистика, нельзя доверять тем случаям, что я видела все больше и больше, что велосипедисты наконец-то слезают с велосипеда и тащат его за собой.

Константин Долгановский: Настя, ты, как красивая женщина, склонна к идеализации действительности. Я вот ничего подобного не вижу.

- Может, мне везет. Поэтому я говорю, что это мои личные наблюдения.

Константин Долгановский: Это считанные разы в течении сезона, когда я такое видел. Но за то время, пока я ехал сюда на эфир, в течении 12 минут я видел 2-х велосипедистов, которые пересекали по зебре проезжую часть, не слезая с велосипеда. Тут может закон не очень рациональный, но не нужно пересекать ее по зебре, не ездите по тротуару, ездите спокойно по дороге. Если вы едете по дороге, вас видят, никто не пытается вас специально сбить. И то, о чем говорил последний позвонивший, и ты говорила об отношениях велосипедистов и автомобилистов, он перевел на пешеходов. А это уже отдельная тема. Я, как пешеход, у меня масса претензий к велосипедистам. Я думаю, если сейчас позвонят пешеходы и скажут, что они думают, то мы рискуем закрытием программы. Причем пешеходы имеют все поводы для этого. Потому что это езда змейкой, быстрая езда, по тротуару, она совершенно непредсказуемая, или наоборот, медленная, когда три велосипедиста едут рядом и ковыряют в носу, и пешеход вынужден просто прижиматься к стенам – это тоже никуда не годится.

- А сами велосипедисты классифицируют пешеходов как крупную группу – нормальную, а дальше у них идет классификация – бабулька, бананоухи (который в плеере идет человек).

Константин Долгановский: Велосипедист с плеером – это вообще отдельная тема. И это намного опаснее для нас с тобой. Велосипедист с плеером - это как надо не любить себя. Я не могу этого понять, он же ничего не слышит. Я думаю, эту тему можно закрывать до следующего года.

- Да, мы понимаем, что находимся в смысловых тупиках. Не думаю, что в наших силах решить эту проблему, но хотя бы подумать друг о друге, сбавить обороты, полюбить их.

Константин Долгановский: Эту нелюбовь провоцируют они сами. Те, кто едет по дороге и соблюдает правила, у меня к ним нет никакой нелюбви.

- Обратимся к велосипедистам, не к хорошим, замечательным ребятам из «ВелоПермь», а к тем, кто ездит на двух колеса – почитайте ПДД на досуге, и ваша жизнь станет проще, и вам же будет меньше рисков и конфликтов. Об ответственности в тяжелых случаях придется говорить с юристами. Берегите себя на дорогах! Спасибо большое, Константин, за твое мнение! До свидания!

Константин Долгановский: До свидания!

*Фото: Максим Кимерлинг


Обсуждение
3561
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.