Верхний баннер
22:28 | | 28 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:45, 14 апреля 2016

«Количество недовольных данным законопроектом и данной программой настолько высоко, что, вполне возможно, приведет к существенному изменению кадрового состава управленцев в Пермском крае», – депутат ЗС Илья Шулькин о программе капремонта

«Количество недовольных данным законопроектом и данной программой настолько высоко, что, вполне возможно, приведет к существенному изменению кадрового состава управленцев в Пермском крае», – депутат ЗС Илья Шулькин о программе капремонта
«Количество недовольных данным законопроектом и данной программой настолько высоко, что, вполне возможно, приведет к существенному изменению кадрового состава управленцев в Пермском крае», – депутат ЗС Илья Шулькин о программе капремонта
- На «Эхе Перми» рубрика «Экспертное мнение». Меня зовут Артем Жаворонков, Мария Зуева за звукорежиссерским пультом. Сегодня у нас в студии Илья Григорьевич Шулькин, депутат Законодательного собрания Пермского края, эксперт в сфере ЖКХ, и один из инициаторов создания портала «Реальное ЖКХ». Здравствуйте!

Илья Шулькин: Здравствуйте!

- Ничего не перепутал?

Илья Шулькин: Нет, все правильно – портал реальноежкх.рф.

- Ну, чтобы посмеяться, сегодня буквально перед нашим эфиром новость появилась: управляющая компания незаконно выплатила премии на 5 миллионов рублей и обанкротилась. Ничего удивительного?

Илья Шулькин: Ничего удивительного. Дело в том, что в городе Перми почти 70% рынка контролируется компаниями, которые делают бизнес не на управлении жильем, а на управлении финансами, которые поступают в эти управляющие компании, и вывод средств, в том числе с целью дальнейшего распределение в виде зарплаты, либо в виде каких-то не оказанных услуг через компании-однодневки – это стандартная практика для пермского рынка ЖКХ.

- И ничего с этим не поделать?

Илья Шулькин: Почему не поделать? Главное, что нужно делать – это вводить понятные и прозрачные правила при лицензировании УК, заключать с ними адекватные соглашения по взаимодействию, правоохранительная система должна работать нормально. Ведь есть примеры, где рынок работает довольно цивилизовано. Если говорить о соседях, в том же Екатеринбурге. УК управляют жилым фондом. При этом, УК в десяток раз меньше, чем в Перми, и администрация города вполне адекватно управляет отраслью. Наши городские власти относятся к этому так… если не наплевательски, то халатно, с моей точки зрения.

- Мне стал доступен документ, который, я так понимаю, как раз в адрес реальноежкх.рф, и вас лично, поступил от одного из пермяков, от собственника нежилого помещения в многоквартирном доме номер 3а по улице Хасана. Дом 60-х годов постройки, стоит, и платят они в общий котел. Стоит он вроде как в программе капремонта. Причем, в первый период 2014-2017 годов, там уже должны были производится работы, их насчитали там аж 9. Но собственник задается любопытным вопросом, сопоставив два документа – информацию, содержащуюся на портале краевого фонда капремонта, и на портале содействия ЖКХ, на федеральном портале. Где их дом стоит совершенно в другой строке, что касается времени осуществления ремонта…

Илья Шулькин: Я расскажу, там все намного проще. По этому дому сроки ремонта всех видов работ, которые только существуют, а именно так криво составлена программа, что все виды работ перечислены одним пунктом и заявлены на одни и те же даты. Так вот по этому дому все виды работ были запланированы до 2017 года.

- Сейчас же 2016-й, может успеют?

Илья Шулькин: Дело все в том, что тот объем работ, который необходимо провести, невозможно произвести в течение одного года, именно потому был указан период. На 2016 год дом не заявлен, и на 2017-й его вряд ли заявят. Но дело не в этом. Собственник обратился с другим вопросом, он увидел, что дом изменил номер в очереди – это раз. Второе, он увидел, что все работы перенесены на 2028 год, и он задается вопросом: с чего баня упала? На каком основании региональный оператор принял решение о переносе срока ремонта нашего дома – собрание жильцов не проводилось, протокол о соответствующем решении отсутствует, полномочий таких нет делать это. И тут важно разобраться с тезисом, который мы довольно активно продвигаем в жизнь, что вся программа капремонта составлена некорректно и является неправильной, и ее надо отменять. Данный дом – это хороший пример того, с какими ошибками сформирована программа. Как она должна формироваться, в двух словах. Программа была принята в апреле 2014 года. В основу программы должны были лечь планы муниципалитетов по капремонту многоквартирных домов, проекты планов. Так вот хочу сказать, что город Пермь тогда свой план не представил. Мониторинг техсостояния домов не был проведен, и краткосрочный проект краткосрочного капремонта не был составлен, тем не менее, программа была принята.

- И это основополагающий документ.

Илья Шулькин: Это основополагающий документ, программу приняли, просто перечислив все возможные дома, забив туда все существующие виды работ, и дальше в случайной выборке кто-то оказался раньше, кто-то позже. Дальше, на основании принятой программы – проект краткосрочного плана, по каждому муниципалитету должен был превратиться в краткосрочный план, должно было уйти слово «проект», и должен был появится утвержденный документ. На три года – 2015-2017 г.г. Так вот, по городу Перми снова не появился такой документ, не было ни проекта, ни краткосрочного плана, его нет и сейчас. У нас есть краевая программа без города Перми. Отсюда возникают все ошибки, потому что действительно у данных собственников стоят в программе сроки ремонта по всем видам работ до 2017 года. Как они там оказались? Они не знают.

- По принципу трех «П»: с потолка, пола, и высосанное из пальца?

Илья Шулькин: Принципы какие-то были, но просто они непонятны. Дальше оператор видит, что он не может исполнить этот план, потому что не хватает средств фонда, и он не готов технически это реализовать, потому что у него не готова инфраструктура для обслуживания такого ремонта. И он переносит, а это незаконно. Мало того, когда мы обращаемся в Министерство ЖКХ Пермского края с такими проблемами – они идут практически по всем домам, вся программа так составлена – и говорим, что, ребята, давайте хотя бы изменим виды работ по определенным срокам, у вас указаны все 9, это технически невозможно. Давайте выберем приоритеты – в каких-то домах надо ремонтировать кровлю, в каких-то фасад, в каких-то системы, связанные с несущими конструкциями и т.д. Они говорят: «Нет». А мы говорим: «А почему?». «А кто сейчас на себя возьмет ответственность из нас», – это нам заявляют чиновники из Министерства ЖКХ – а кто сейчас готов взять ответственность изменить виды работ. Вот мы сейчас напишем – «несущая конструкция», а рухнет кровля, а я буду виноват, что я тут поставил подпись о сокращении тех или иных видов, или перенос сроков работ на более поздний. О чем речь? Не было мониторинга технического состояния домов, никто точно не знает, почему именно эти работы, и почему именно такой приоритет. Это базовое исследование, которое должно было лечь в региональную программу капремонта. Поэтому мы говорим, что программа неправильная и ее нужно отменять. Чем дольше мы работаем по этой программе, тем большее количество необратимых ошибок у нас копится. А власти города Перми практически проявили полную недееспособность, потому что программе уже два года, а по Перми нет краткосрочного плана с четким понятным перечнем работ, которые в программу попали.

- А как отменять программу? Через суд? Это законодатели могут сделать?

Илья Шулькин: Законодатели этого сделать не могут, эта программа принимается постановлением правительства Пермского края и правительством же и отменяется. Другое дело, что простимулировать данное решение можно тремя способами: в судебном порядке, через протест прокуратуры, и через публичное обсуждение. И по сути мы идем всеми тремя путями. С нашей стороны поддерживается ряд исков, связанный с отменой программы, мы взаимодействуем с прокуратурой, мы подготовили обращение, и мы собираем подписи за отмену данной программы. И смотрите, какая ситуация… Ведь никто в частных разговорах никто нам не говорит о том, что программа правильная. И то, что она неправильная и ее надо отменять, признают все. И единственная причина, почему это не делается, это риски – либо потерять работу, либо выглядеть дураком, либо понести еще какие-то потери имиджевого характера, материального характера. Все понимают, что это скандал. Но чем дольше мы живем по такой неправильной программе, тем большее количество таких необратимых ошибок копится. А переделывать ее придется все равно. Но, опять же, переделывая эту программу, я даю простой пример… По данному дому технически сделать работы, которые указаны, невозможно по двум причинам. Во-первых, невозможно сделать их в срок, во-вторых, нет средств в фонде. Потому что если посчитать общий объём по этому дому капитального ремонта, то это порядка 20-25 миллионов рублей. Если умножить на все дома, которые зашли в краткосрочный план до 2017 года, то появляется цифра в пределах 50 миллиардов рублей, это за три года.

- Но так как они вошли, они ведь имеют право требовать, имеют право пойти в суд.

Илья Шулькин: Точно. А весь сбор по фонду будет в пределах 9 миллиардов по этим годам, по начислению, а не по сбору. При этом объемов работ на 50 миллиардов, а собирать планируют меньше 10. То есть мы говорим о том, что и финансово эта программа не обеспечена. Как выйти из этой ситуации? Ждать, пока закончатся сроки контрактов на госслужбе, после этого перейти на другую работу, и оставить все эти проблемы тем управленцам, которые придут вслед.

- Вряд ли кто-то выйдет повиниться, и кто-то возьмет на себя ответственность, уйдет в отставку и скажет: давайте переделывать.

Илья Шулькин: Есть другие примеры. Насколько я знаю, действующий министр ЖКХ Пермского края сейчас планирует принять участие в выборах в Законодательное собрание. Я так понимаю, что человек хочет в сентябре с одного поста перейти на другой, при этом формально с него ответственность за неисполнение каких-то решений или каких-то направлений министерства будет снята.

- Это ведь халатность? Здесь нет оснований для уголовного преследования?

Илья Шулькин: Такое заключение могут дать только правоохранительные органы. Но с моей точки зрения, халатность проявляют и городские власти, и краевые. Мало того, количество недовольных данным законопроектом и данной программой настолько высоко, что, вполне возможно, приведет к существенному изменению кадрового состава управленцев в Пермском крае. Кстати, на что я надеюсь, потому что считаю это нормальным.

- А вот по этому дому, там ведь любопытная информация о том, что сайт реформы ЖКХ, федеральный сайт, открестился от этих изменений, которые у них оказались на сайте, которые нашел тот пермяк, который обратился. Была официальная бумага от Минрегионразвития, которое сказало, что все данные нам предоставляет краевой региональный оператор. И то, что они нам предоставили, то мы и опубликовали. Так это получается, что у краевого оператора сидит человек, который точно знает, что может быть скандал, или для того, чтобы каким-то образом сохранить лицо, фактически измененные сфальсифицированные данные предоставляет федеральному ведомству.

Илья Шулькин: Знаете, все надеются на то, что граждане не разберутся и не заметят. Все-таки уровень юридической подготовки довольно невысокий, и многие даже не могут свой дом найти. Система настолько запутана и непрозрачна, что найти информацию по своему дому – где он находится, что по нему будут делать, в какие сроки… надежда на то, что никто ничего не заметит. В данном случае попался квалифицированный пользователь, который нашел свой дом «до и после». Да, действительно, все сделал региональный оператор, потому что федералы в данном случае только фиксируют факт – им подали данные, они внесли изменения. Но это решение регионального оператора абсолютно незаконно. Они не имеют право ни переносить сроки, ни изменять виды работ. Написали 9 видов работ, написали сроки до 2017 года – извольте найти деньги. Как эта система работает в других регионах? Во-первых, программа более реалистична, во-вторых, бюджет все-таки ее поддерживает, во всяком случае в первые годы. Надо четко понимать, что и бюджеты субъектов, и, порой, бюджеты муниципалитетов софинансируют исполнение данных программ по своим территориям на определенную долю, пока еще не набрался определенный объем средств.

- Был же еще и федеральный источник, они ведь тоже финансировали различные фонды и программы, которые, как следует из различных новостных лент, мы успешно проспали… Какие-то деньги даже фонд содействию реформированию ЖКХ у Пермского края отнял за ненадобностью, потому что неиспользованные лежали.

Илья Шулькин: Вообще, данная программа предполагала заменить финансирование за счет других фондов. Предполагала, что создан долговременный механизм, который должен начать работать с 2014 года и продолжать свою работу практически бесконечно, потому что постоянно возникает проблема о восстановлении износа по многоквартирным домам. Пермский край оказался в числе тех территорий, кто успешно эту программу провалил. И сейчас мы фиксируем, что в 2017 году теоретически будут выделены последние средства из федерального бюджета. Пермский край недополучает эти деньги в связи с тем, что недееспособное руководство не понимает, как их получить и отчитаться за эти средства, то есть мы их не дополучали в течение нескольких лет, с 2017 года они вообще перестают выделяться. Мы фиксируем, что у нас нерабочая программа, и приплыли.

- Критика абсолютно здравая. Но наступит ведь момент, когда все-таки от нее придётся отказаться, к этому все идет. Есть ли сегодня параллельные наработки? Есть ли вам что сегодня предложить по части нового варианты этой программы, с учетом того, что там наворотили до 13 апреля 2016 года?

Илья Шулькин: Все очевидно. Региональный оператор, перенося сроки на 2028 год, по большому счету пытается привести данную программу в некое техническое – пока мы говорим, в некое техническое соответствие с реальностью. Предполагается, что, да, на более поздних сроках, если разбить виды работ по частям, их можно будет сделать, но решения незаконные. Вы поймите… почему нельзя изменить программу? Потому что это незаконно. Вот изменения, которые сейчас пытается внести региональный оператор, в частности, по этому дому – незаконные. А как делать законно? А законно только один способ – по формальным признакам нужно отменить всю программу, и дальше то, что делает сейчас региональный оператор – по частям по каждому дому после технического мониторинга прописать и в сроках, и в объёмах, и сделать доступ к этой информации максимально открытым, как это сделали, например, в Москве. Москва не торопилась. В Москве программу запустили в августе 2015, при этом они проработали все от начала и до конца, и сейчас есть личный кабинет каждого дома. Вы, как собственник, можете зайти в личный кабинет через мобильное приложение и посмотреть, что по вашему дому планируется, в какие сроки, в какие объемы, кто подрядчик и т.д. В Перми вы не найдете ничего. Мало того, все, что сейчас пытается сделать региональный оператор, он делает неправильно.

- По вашим оценкам, если до этого дойдет, мы все ждем, когда программа будет отменена. На устранение всех нюансов сколько времени еще потребуется, если представим, что с завтрашнего дня найдется кто-то, кто сможет поставить крест на региональной программе?

Илья Шулькин: Учитывая, что по семи территориям материалы по многоквартирным домам получены, нет только по городу Перми. И я сильно сомневаюсь, что городская власть в состоянии сделать это в нормальные сроки, я думаю, что в течение полугода можно разработать и принять нормальную работоспособную программу.

- Это в крае будет работать?

Илья Шулькин: Это в крае. И до конца года ее запустить. Я думаю, что это сняло бы все вопросы со стороны населения.

- Илья Григорьевич, спасибо! До встречи!

Илья Шулькин: Спасибо! До свидания!

___________________

Программа вышла в эфир 13 апреля 2016 г.


Обсуждение
2754
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.