Верхний баннер
21:10 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

18:06, 25 августа 2022

Министр образования Пермского края Раиса Кассина: «Весь сентябрь в школах Перми будут проходить антитеррористические мероприятия»

25 августа на «Эхе Перми» с министром образования и науки Пермского края обсудили готовность образовательных учреждений региона к новому учебному году.

Министр образования Пермского края Раиса Кассина: «Весь сентябрь в школах Перми будут проходить антитеррористические мероприятия»

Добрый вечер, друзья. Вы слушаете "Эхо Перми" на волне 91.2 fm. Как всегда по четвергам в это время в эфире передача "Борьба за власть", я ее автор и ведущий Михаил Майоров. За режиссерским пультом - Константин Вахрушев. А в гостях у нас сегодня министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина. Раиса Алексеевна, здравствуйте.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Здравствуйте.

Михаил Майоров, ведущий (ММ):

Тема нашего разговора, конечно же, это наступающий новый учебный год. Для большинства пермяков и жителей Пермского края это знаковое событие. Дети идут в школу, либо они сами идут в школу, либо идут в ВУЗы. Опять же возвращаются в детские сады. И вот как раз накануне на этой неделе состоялась традиционная педагогическая конференция. Сразу скажу, вам там наградили. Замминистра просвещения Российской Федерации Анастасия Зырянова вручила ведомственную награду за верность профессии, поэтому наши поздравления.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Спасибо.

ММ:

Награда достойная. И вопрос - что важного для учащихся и их родителей прозвучало на педсовете?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Вот я бы разделила на части, потому что для педагогов - это одно важное и, прежде всего, это касается всего того, что требуется для построения единого образовательного процесса. Я думаю, что немножко в сторону это возьму. А для родителей, детей это главное - это расширение возможностей для самореализации ребенка. Вот вроде так сложно сказала. На самом деле все больше-больше возможностей, чтоб ребенок себя мог найти в море профессий, в море там различных там специальностей и так далее.

ММ:

А смотрите, вот секундочку, все это прозвучало под такими яркими словами: принцип ученикоцентричности, единое образовательное пространство, магистральные проекты. Расшифруйте нам нашим нормальным человеческим языком,что под этим скрывается.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, конечно. Для родителей, для семьи - это означает,что мы хотим, например, чтобы были единые образовательные стандарты, чтоб когда ребенок из одной школы переходил в другую школу, а в нашей жизни это случается, у него не менялись учебники, у него не менялся учебный план. То есть это было то, к чему он привык, во-первых, во-вторых, это было, ну продолжением того, что было до этого. Мы хотим, чтобы в каждой школе было большое количество занятий, спортивных занятий. Не один вид спорта или вообще их отсутствие, а чтоб он мог себя реализовать в спорте каким-либо образом. Мы хотим, чтоб в каждой школе был театральный кружок не для того, чтобы всех туда, извините за выражение, запихать, чтоб все были там, а чтоб была такая возможность туда прийти, потому что вообще-то театральный кружок, литературный кружок - это очень много значит в жизни каждого ребенка. Вот те, кто прошли вот эту часть своей жизни, именно в кружках театральных, они намного успешнее, быстрее двигаются. Это означает, что будет очень много допобразования в сторону инженерных специальностей. Ну, то есть можно будет себя найти. И очень важно, вот наверное это главное, что много возможностей новых появляется в Пермском крае для профилизации. Медицинские классы, классы технические, технологические классы и так далее. Ну то есть инженерно-авиационные классы, то есть много классов, где бы ребенок после пятого, после седьмого, после десятого, ой, после девятого класса мог себя поискать в каких-то определенных сферах жизни. Конечно, важно, что к 1 сентября школы были максимально готовы и сейчас мы даже, может быть, меньше думаем о содержании образования, а больше вот о такой технической готовности. Важно, чтобы были сделаны ремонтные работы. Они сделаны. Важно, чтобы санитарно-эпидемиологическая обстановка в школе соответствовала требованиям. Сделали. Противопожарные мероприятия проведены. И, конечно, особое внимание антитеррористической защищенности наших образовательных учреждений. Поэтому вот у нас сентябрь, например, он будет весь посвящен мероприятиям, связанным вот к противодействию вот таких вот антитеррористических, либо противотеррористических...

ММ:

Мероприятий.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, мероприятий, наоборот, переговорю.

ММ:

На заседании городской Думы господин Грибанов, зам. главы администрации Перми, рассказывал об этой подготовке и показывал даже диаграмму расходования средств. И вот именно на антитеррористическую подготовку, половина средств была направлена именно на эти цели.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, это примерно так. И больше на 80 с лишним миллионов рублей, чем в прошлом году, потому что, хотя у нас все средства есть, мы их все время совершенствуем, видеокамеры добавляем, на определенные пульты выводим, то есть делаем так, чтобы родители и дети, все были спокойны за то, что в школе там ничего такого чрезвычайного не произойдет. Но весь сентябрь дети будут проходить тренировки, то есть это тренировки в самых разных ситуациях, не буду их сейчас все перечислять, потому что в разных ситуациях нужно научиться действовать по-разному, поэтому будем учить детей вот как раз поведению в разных сложных ситуациях.

ММ:

А если мы говорим о безопасности, то в краевой столице цифры примерно понятны, 100-процентный охват видеонаблюдением внутри-снаружи, 100-процентный охват ограждениями, ну, практически 100-процентный охват частными охранными предприятиями, тревожными кнопками, связью с Росгвардией. А как обстоят дела в школах в муниципалитетах, потому что у них же должен быть тот же уровень комфорта и безопасности, как и в Перми.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, примерно также. Но у нас все школы, они нами официально поделены на 4 категории. И вот, например, видеокамеры должны быть для 1-3 категорий. Естественно они есть для 1-3 категории школ в полном объеме. Но мы всегда говорим, что четвертая категория, даже если и не обязательны у них видеокамеры, там еще ряд других вещей, все равно нужно стремиться к этому. Поэтому мы делаем все возможное и невозможное для того, чтобы АПС, видеокамеры, ограждения - все это было в каждой школе даже сверхнормы. Вот так скажем.

ММ:

А вопрос, который тоже всегда вызывает большой интерес, насколько мы обеспечены местами в учебных образовательных учреждениях? То есть сколько идет, сколько у нас, достаточно ли, как у нас строится и как ремонтируется. Вот недавно вы приводили цифры. В этом году у нас должно быть построено и введено в эксплуатацию 9 школ. Правильно?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, все правильно. Правда, одна из этих девяти школ, сразу проговорю, это школа после капремонта в Кусье-Александровском.

ММ:

Ну там практически с нуля построенное здание. То есть можно считать новостройка близко.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, да, да практически с нуля. Но для, я думаю, что ребята, родители так и считают, потому что даже изменилась конфигурация кабинетов и оборудование новое туда мы поставляем и так далее. Все остальные школы - это новостройки. Причем многие из них в Перми. Относительно того, хватает, не хватает. У нас сейчас во вторую смену занимается примерно 30 процентов детей. Но дело не в том, сколько во вторую смену. Я лично отношусь ко второй смене нормально. Более того, считаю, что разумная вторая смена, она только помогает нормально жить, получать достойную зарплату, иметь допобразование, потому что его не сделаешь все с трех часов вечера до восьми.

ММ:

И, наверное, эффективно использовать помещение.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Конечно, конечно.

ММ:

Потому что, если все закончится в 2 часа и все разойдутся, а смысл держать такие огромные школы.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, все правильно. Но мы, конечно, строим, и прежде всего строим там, где строятся новые микрорайоны, это первый подход. И второй подход, когда в старых зданиях просто мы считаем уже осуществлять образовательную деятельность наших детей невозможно. Поэтому строим там, где новостройки. И строим там, где пора заменять. Строек действительно очень много. Но в этом году в общей сложности 15 образовательных учреждений мы сдадим, в прошлом году было 17. Но это, конечно, просто немыслимые цифры. Но мы строим, причем строим, замечу, даже за один год.

ММ:

Здание школы, корпус?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да. Это реально построить, например, гимназия 3 в Перми построена за один год. Сейчас у нас школа строится, бывшая 129-я получает новый корпус, техношкола. В марте зашли, в декабре сдадим.

ММ:

А я для сравнения, я просто поясню, о чем идет речь. До того, как был построен корпус Дягилевской гимназии, у нас перерыв в строительстве новых школ в регионе составлял четверть века.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, все правильно.

ММ:

Вот с того момента, с того момента, как не закончился Советский Союз и до Дягилевки, 25 лет мы ничего не строили. Сейчас мы строим 9 школ за год, при этом за один год готовы возвести корпус здания.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Примерно так. Правда, к сожалению, это не всегда так, вот честно должны признать, не всегда так. Очень много зависит от того, какая компания пришла на строительство. Очень часто, к сожалению, не срабатывают они и посередине бросают. Поэтому есть школы, которые мы вынужденно переносим на следующий год сдачу, например, школа в Кунгуре идет с опозданием. Рядом школа в Филипповке тоже идет с опозданием. Все зависит, очень много зависит от подрядчика. Но мы все равно построим, чуть может быть дольше, но построим.

ММ:

Всего на год было выделено 2 миллиарда рублей на эти цели, как я вижу. Больше 360 корпусов провели ремонт, отдельно 4 школы преобразятся к 1 сентября. Это "СинТез", "Фотоника", 77, 22-я школа. И пойдут у нас всего в этом году в школы порядка 338 тысяч учащихся, цифры я видел.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Это более чем на 7 тысяч детей больше, чем в прошлом году. Сразу проговорю, что немножко меньше пойдет в детские сады. Но мы все понимаем, что рождаемость снижается. Но в школы пойдет на 7 тысяч больше. Поэтому мы строим примерно столько же и столько же к нам приходит новых детей. Поэтому пока мы на одном уровне, во вторую смену вот 30 процентов. Но я считаю, что речь сейчас все больше должна идти о том, чтобы строить школы ради комфортности, ради качества образования, а не только потому что их не хватает.

ММ:

Но понятно, что речь идет не только о строительстве школ, но и, наверное, о начинке, потому что технологии они теперь неизменный участник любого образовательного процесса.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Это точно. Мы все школы, а они у нас как бы, мы делим их на 2 части. Есть федеральный бюджет, нет федерального бюджета. Это крайне важно, потому что в отличие от очень многих регионов мы строим за счет региональных бюджетов очень много. Как правило, вот в других регионах, ну, это редко встречается. Но оснащаем мы их примерно одинаково. То есть это по самому высокому принципу идет вот эта вот самая начинка, начиная с компьютерной техники и заканчивая всякими там, не знаю, партами, они должны быть все яркие, красивые и так далее. Оснащение должно быть все кругом просто супер. Но пока все получается.

ММ:

А что туда входит? Я видел, что губернатор опять же акцентировал внимание, что не только должно строиться, но и что как раз образовательная среда должна быть достаточно технологичной. И какова роль нацпроектов в этой истории?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, значит, если школа строится с участием федеральных средств, то она оснащается примерно из расчета 200 тысяч на одного ребенка, это очень большая норма. И мы покупаем цифровые лаборатории, кабинеты физики, химии полностью оснащаем, мобильные классы с ноутбуками. Ноутбуки в каждый класс, соответствующее презентационное оборудование к нему. Это кабинеты робототехники, суперсовременное для уроков технологии оборудование, там столярные мастерские, слесарные мастерские, но это все современные станки, вот не те, которые были когда такие огромные. Библиотечное пространство по-новому выстроено, когда они не вот столы, столы, столы, как вот раньше было в библиотеках, а мягкие пуфики, специальные заграждения, чтобы дети могли комфортно себя чувствовать, если они занимаются каким-то своим любимым делом в библиотеке. Но вообще много чего. 3 спортзала, как правило, в каждой школе у нас теперь 3 спортзала, у нас 3 урока физкультуры. Спортплощадки, это просто отдельная тема, что входит в эти спортплощадки с мягким резиновым покрытием, с беговой дорожкой, с прыжками, с многофункциональными площадками для баскетбола, волейбола. Все это вот входит в понятие "современная школа".

ММ:

А стоп, это для вновь строящихся? Или для всех без исключения?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Вот хороший вопрос. У нас у губернатора Дмитрия Николаевича Махонина вот любимая тема. Это независимо от места жительства ребенок должен получать одинаково качественное образование. Поэтому с одной стороны мы строим и в новых школах это просто норма должна идти. А с другой стороны параллельно мы уже в действующих школах поставляем оборудование все равно, потому что те дети не должны страдать от того, что школа 30 лет назад построена. Это полностью ремонт спортзалов. И у нас есть программа региональная в соответствии с которой до 100 спортзалов в год обновляется. Ну то есть это такая хорошая программа, настоящая. Кстати, в эти спортивные залы или там обновленные спортивные площадки приходят не только наши дети, но и все окружающее население. Мы стали работать так, что пускаем туда население. Пусть приходят, пусть занимаются, соблюдая, конечно, порядок. Мы только "за", чтоб использовали, могли использовать все население.

ММ:

Ну вот в Перми очень много площадок создавалось спортивных рядом со школами, школьные стадиончики, вот они по большей части чаще всего закрыты, когда идешь мимо.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Вот это вот плохо на самом деле. Я, конечно, понимаю, что безопасность очень важна, но, тем не менее, у нас есть примеры того, как можно это совместить и как можно сделать все-таки, чтобы народ туда шел именно заниматься спортом, играть, а не что-то другое делать. Поэтому все это можно сделать. Это плохо. Мы против этого.

ММ:

Я бы сказал, можно ведь даже не взрослым, а хотя бы детям открывать все-таки.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

И взрослым открывать. Пусть взрослые занимаются спортом, это хорошо, физкультурой. Пусть с палочками бабушки ходят, это очень хорошо. Не совсем может быть по делу, но пусть там и с колясками гуляют. Мы только "за".

ММ:

Но это сталкивается с трендом на безопасность, потому что, я честно скажу, многие родители недоумевают, когда их не пускают в школы, когда чтобы зайти, надо записаться. А мы помним, что раньше школы были достаточно открыты, можно было в любой момент прийти родителям, можно было прийти выпускнику пообщаться с учителями, с которыми он провел много времени. А сейчас школы закрыты, попасть в них сложно. И вот то, что вы предлагаете, это немножко расходится с такой ежедневной практикой.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Объясню.

ММ:

Да.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Объясню. Чтоб зайти в школу, действительно мы сейчас просто так не пускаем. Прийти, зайти, сказать - я там папа, мама. Нет. Но, во-первых, многим даются пропуска, закажи заранее. Предупреди, к тебе выйдет администратор, тебя пропустят, если понимают, что ты вот действительно родитель, ты зачем-то пришел, тебя пропустят, тебя проведут куда надо. Все это давно отработано, ничего страшного в этом нет. Вот так вот пропускаем мы на площадку и то, если у тебя есть пропуск, на площадку проходи. Это если дают пропуск, это означает, что, ну, скажем личность проверена и он может находиться на этой площадке. Ну и кроме того, естественно мы не оставляем без внимания даже, когда на улицах занимаются взрослые, у нас всегда есть, кто за этим смотрит.

ММ:

То есть желание сделать школу местом встречи разных поколений и такой социально-значимой площадкой у нас продолжает сталкиваться с вопросами безопасности, к сожалению.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

К сожалению, да. Но это не означает, что мы должны принять какую-то одну сторону. Нужно научиться совмещать, делать так, чтобы все-таки это было и безопасным, в то же время доступно для детей, для взрослых.

ММ:

Друзья, вы слушаете "Эхо Перми" на волне 91.2 fm. Как всегда по четвергам в это время в эфире передача "Борьба за власть", Михаил Майоров - ведущий. А в гостях у нас министр образования и науки Пермского края Раиса Алексеевна Кассина. Мы говорим о самом важно в преддверии 1 сентября, о новом учебном годе. В новостях прочитал, что с 1 сентября в Пермском крае планируется запустить единую образовательную платформу "Моя школа". Всегда интересно, потому что дистанционный формат и коммуникации позволяют внимательно следить, как учится ребенок, дает какие-то дополнительные возможности. Расскажите подробнее, что нас ждет.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Ой, на самом деле такая довольно сложная тема для разговора, потому что прообраз "Моей школы" у нас в Пермском крае есть - это наша система "ЭПОС", которая работает с 19-го года уже как бы полномасштабно, скажем так. Она все время дорабатывается, приходят какие-то новые сервисы и так далее. Разница в том, что с 1 сентября мы входим в общую систему федеральную, входит 15 регионов, в том числе наш.

ММ:

Это пилотный проект?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, это пилотный проект, мы в их числе, вот в числе этих 15. И вот сейчас задача будет все наши продукты, все наши направления должны совпасть с федеральными. Например, федерация разрабатывает свои дневники, журналы, но у нас есть свой дневник и журнал. Значит, мы будем пользоваться своим, который будет интегрирован в их общую систему вот "Моя школа". И вот сейчас период... Или, например, у нас есть своя библиотека ресурсов, которые мы используем для уроков, самых разных уроков, у федерации есть своя. Нужно естественно не одну какую-то взять, нужно сделать так, чтобы они были вполне совместимы. И вот с сентября по декабрь пойдет эта синхронизация наших внутренних ресурсов электронных и ресурсов, которые предлагает федерация.

ММ:

А в перспективе это так и будет выглядеть, когда будет синхронизация того, что разработано в регионах, плюс федералы или же федералы однажды спустят нам некий программный продукт, который будет обязательным в каждом городе, регионе.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Будет единая федеральная платформа, на которой могут действовать свои, вот. Но их будет обязательное. То есть в их системе, даже неправильно сказала, в этой нашей общей системе федеральной будет действовать огромное количество самых разных направлений, платформ, ресурсов и так далее. Мы можем туда своими вписаться. Но я, например, если будет хорошая библиотека уроков, я не вижу смысла, попытки что-то свое еще разрабатывать, мы просто должны научиться пользоваться теми ресурсами, которые есть у федерации.

ММ:

То есть это наш старый добрый "ЭПОС", который нам хорошо знаком и который уже адаптирован к нашим задачам.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Никуда не денется.

ММ:

Никуда не денется.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Вот они готовы взять, мы вот недавно вели эти переговоры, они готовы у нас взять, видят, что у нас хороший контент, и, конечно, глупо от него отказываться.

ММ:

Давайте перейдем к вопросу воспитания. Опять же господин Грибанов на пленарном заседании в городской Думе об этом поднял вопрос, он, кстати, не первый, раньше об этом говорилось. Но вот по большому счету внимание привлекло именно сейчас. О чем идет речь? О советнике по воспитательной работе. Правильно сформулировал?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Не только. Не только. Главное, что будет происходить - это появление детско-юношеских организаций, где бы могли, каждый ребенок мог найти себе дело по душе. Вот примерно так. И вот эти детские, юношеские организации, они появятся, вот это очень важно, в каждой школе. Они появятся в каждом муниципалитете, в регионе и на уровне федерации. И будет прослеживаться то самое образовательное единое пространство, о котором я говорила. Причем это будет происходить подготовительный этап до декабря. В декабре состоится такая конференция, где это все будет узаконено. Вот примерно так. А советники, которые появятся, они будут в 45 регионах России, они будут помогать созданию и функционированию вот этих вот организаций, которые будут созданы в каждом образовательном учреждении.

ММ:

А кто эти люди? Насколько они подготовлены к данной работе?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Готовят. Они сейчас у нас вот эти наставники проходят, ну, я не знаю, сначала мощное тестирование, которое, кстати, не все с первого раза сдают. Мы немножко так, не скажу, что отвыкли, даже, может быть, скорее даже не привыкли еще к воспитательной работе и не у всех осознание, что это все-таки главное дело, что мы воспитываем детей сначала, а потом их обучаем, вот. Ну так это условно, конечно, сначала, потом - это условно. Но, тем не менее, вот воспитание выходит на первый план и поэтому не все сходу сдали вот это тестирование. А после того, как они сдадут тестирование, начинают обучение. Будет специальное обучение, конечно. Нужно научиться организовывать вот это детско-юношеское какое-то...нахождение вместе, это первое. Второе - нужно научиться правильно пользоваться там символами, нужно обязательно научиться как-то вовлекать детей в эти организации, общие деле придумывать, мероприятия, воспитательную систему выстраивать. Всему этому их будут обучать.

ММ:

А многие сразу в связи с этим стали вспоминать советскую школу. Но, как я помню, именно такой должности в советской школе не было.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Ну, я не хотела бы проводить аналогии, потому что здесь на самом деле немножко другое. Здесь ни на идеологии построено, а на занятии детей в различных кружках, секциях и так далее. Ну, что-то прообраз может какой-то и есть.

ММ:

Это те самые театры, спортивные секции, о которых вы говорили в начале эфире.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Конечно, конечно. Просто ребенок должен быть занят, он должен быть где-то, он должен здесь с другими ребятами встречаться, у них должны быть общие дела и так далее.

ММ:

Друзья, продолжим после перерыва. Оставайтесь с нами, "Эхо Перми", 91.2 fm, "Борьба за власть" и вместе с нами Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края.

Добрый вечер. 91.2 fm, "Эхо Перми". В этом время, как всегда "Борьба за власть", Михаил Майоров, а вместе с нами министр образования и науки Пермского края Раиса Алексеевна Кассина. Раиса Алексеевна, мы говорили о нововведении на предстоящий учебный год, о советниках по воспитательной работе. В связи с этим сразу у наших слушателей был вопрос. Что с поднятием флага? Как часто это будет, как это будет коррелироваться с погодой и вообще процедуру расскажите, пожалуйста.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Для образовательных учреждений подготовлены методические рекомендации, поэтому все понятно, как это будет происходить. Но сейчас поднятие флага в двух режимах. Если есть соответствующая площадка, если есть флагшток и если есть сам флаг, то это можно делать и на улице, если погода это позволяет. Если нет, то можно это делать в другом варианте. Во-первых, в следующем году, в 23-24-м, мы получим от федерации средства на приобретение всех этих символов. Пока можно делать в любом варианте, в том числе в электронном. То есть это не обязательно настоящий такой флаг, в общем в любом варианте. Но главное, чтобы все-таки это становилось нормальным трендом и детьми, кстати, это воспринимается очень хорошо, и настрой какой-то общий хороший, тем более, что после этого сразу будет разговор о важном. И все важное, что нужно сказать на неделе, классный руководитель будет с детьми проговаривать вот в этот же понедельник. И поэтому общий такой настрой на учебу, на определенное поведение, на взаимодействие. Будет, да, прямо с самого начала с этой линейки. По-разному можно выстроить.

ММ:

А разговор о важном - это общешкольное мероприятие или в каждом классе отдельно?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

В каждом классе отдельно. Разработаны уроки все, это 4 урока. Конечно, все по возрастам разбито и учителя используют этот материал, это не значит, что они должны взять, его прочитать. Это значит, что для них приготовлены сами материалы, это различные задания для детей и так далее. И используя эти материалы, учителя, классные руководители, кураторы группы в СПО (в техникумах, колледжах) будут вести разговор с детьми.

ММ:

Еще крайне важная задача, которую краевые власти всегда обозначали для решения, это профориентация, профессиональная ориентация школьников. Расскажите, пожалуйста, фронт работ в этом направлении в этом году как выглядит?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Ой, вы знаете, вот прямо полчаса назад закончила разговор с депутатами на эту тему. Разговаривала примерно час. Дайте мне час, я вам расскажу про это.

ММ:

А 10 минут.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Ну, даже не 10, я постараюсь очень быстро. Вообще на самом деле это главное, что должно происходить в образовательном учреждении с какого-то момента. С какого момента тоже трудно сказать, потому что профилизация в сторону математики это примерно там 5-7 класс. Если мы говорим про медицину, то я бы это говорила, скорее, там 9-11 класс, то есть это в разные места углубление, в разные направления углубление можно пойти в разное время. Вот смотрите. Что мы в этом направлении делаем? Во-первых, в каждом образовательном учреждении выстроена своя система профилизации и профессиональной ориентации, начиная с тестирования и заканчивая профессиональными пробами, все это должно происходить в каждом образовательном учреждении. Мы обязаны просто помочь ребенку самоопределиться, чтобы он, ну вот если сейчас спросишь у детей, какие ты профессии знаешь, он назовет 3-4 профессии, ну, скажем, заканчивая журналистами. Но мало, кто скажет, что есть такие профессии, как фрезеровщик. А когда они попробуют, вдруг становится понятно, что это то, что в общем-то по жизни может тебе пригодиться и может стать твоей настоящей профессией. Или газоэлектросварщик и так далее. Поэтому мы идем по пути профессиональных проб. Это крайне важно. Например, у меня был такой случай, мы приехали на защиту проектов у детей в городе Чусовом, школа №5, и девочка рассказывала в проекте, как она хотела быть диджеем на радио, и она прошла двухнедельную практику. Вывод, очень достойно девочка рассказывала с интересом, вывод - после практики я поняла, что я не хочу быть диджеем на радио. А до этого она уже много лет себя к этому готовила, стало понятно, что это вот не ее, не пошло, не так и вообще все... Вот вы понимаете, это очень важно.

ММ:

А всегда лучше попробовать руками.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да.

ММ:

Чтобы понять, подходит тебе это или не подходит.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да. Точно так же посещение больниц, двухнедельная практика показывает, что ты либо готов к этому, либо ты все-таки не готов к этому. Поэтому вот много, что делается в этом направлении. Выставка "Образование и карьера". У нас есть "Проекторий" - это федеральный проект, "Билет в будущее" - тоже федеральный проект, в котором, кстати, участвуют там сотни тысяч детей.

ММ:

"Кванториумы" есть.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Это вот есть федеральные проекты, где ты там дистанционно участвуешь и отдельно, конечно, это все, что связано с новыми сущностями, которые у нас появляются в допобразовании. "Кванториумы", в педуниверситете - это "Дом научной коллаборации", это все, что связано с программированием, "Точки роста", "Точки роста" у нас постепенно появляются во всех небольших сельских территориях, где дети могут все попробовать и понять, что им пригодится.

ММ:

И как раз они дают доступ к возможностям, которые удаленные территории раньше были лишены.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Конечно. А сейчас это представляете, даже в небольшой школе три кабинета отдано под "Точки роста", это дети там себя пробуют, начиная с того, что они пробуют себя в различных профессиях, заканчивая тем, что просто поиграть в шахматы или почитать книгу. Это место силы, место притяжения, это то место, где дети просто хотят находиться.

ММ:

Мы говорили о профильных классах, но в этом году ведь появятся по инициативе губернатора и профильные школы при ВУЗах.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Это вообще замечательный проект. Мы очень долго его обсуждали, мы наконец-то это сделали. При трех ВУЗах, это вот школа экономики, технический университет и классический университет, прямо вот ни при них, хотя они так называются, а прямо внутри в их структуре будут находиться школы. Сегодня последняя школа получила у нас лицензию, поэтому точно уже состоялся этот проект и ребята по разным направлениям будут проходить углубленную подготовку.

ММ:

В чем отличие от предыдущего формата? Понятно, что при ВУЗах были какие-то лицеи или что-то еще. Но при, а внутри, в чем отличие?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Непосредственно обучение на оборудовании политеха, например, и преподавателями политеха. Это крайне важно. Углубление, очень важно набрать не сами предметы, а спецкурсы, которые способствуют этим предметам. Ну, например, по биологии - молекулярная биология или там генетика. Это никогда не найти в школе специалиста вот хорошего в этом направлении, это всегда специалисты ВУЗов. И не надо приезжать, как совместитель туда, ты прямо в этой структуре находишься, ты здесь преподаешь. Это погружение уже в вузовскую среду и даже не сомневаюсь, что это высочайшее качество образования, будет и желание поступать в наши ВУЗы.

ММ:

Вот как раз хотел задать вопрос. Понятно, что в перспективе, на выходе должны быть выпускники школ, которые четко понимают, куда они хотят идти и в принципе готовы к ВУЗу и потом к работе в тех условиях, которые, ну, по той профессии, которая им нравится. Промышленные предприятия и ВУЗы в этом принимают участие в профориентации?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Активное, самое активное, вообще вот это отдельная точка разговора, когда предприятия идут не только в СПО (техникумы, колледжи), это у нас вообще замечательно получается. И надо сказать, что губернатор все сильнее и сильнее эту тему акцентирует на нее внимание, потому что это правда очень важно. Но сейчас предприятия пошли и в школы. Уже понимая, что после техникума, ну, поздновато брать детей. Например, губахинский "Метафракс" и школа 15 в городе Губаха. Они вместе создали химические классы и преподаватели в том числе и с производства приходят. И вот таких вот, такого сетевого взаимодействия все больше и больше. Примеров очень много. Верещагинский центр образования очень тесно сотрудничает с предприятиями, которые находятся... Вообще на самом деле много. "Соликамскбумпром", то есть уже готовят для себя ребят. Это крайне важно.

ММ:

У нас осталось еще пару минут. Давайте, расскажите, пожалуйста, что нас ждет 1 сентября родителей и учащихся, которые придут в школы. И очень часто там проводятся линейки, на которых директора школ говорят такие напутственные слова на учебный год. Поэтому скажите, что в планах и дайте напутственное слово для всего региона.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

В планах у нас у всех детей, у всех родителей спокойная обстановка, очень надеюсь без ковида. С тем, чтобы мы только очно занимались, потому что только очное образование может быть достойным образованием, правильным образованием. Учитель всегда должен быть рядом. Я очень надеюсь, вот такое спокойное вхождение и спокойную работу в течение учебного года. А пожелать нам всем хочу, конечно, взаимопонимания, это очень важно. Уметь слушать друг друга. Родители должны уметь слышать детей, дети слушать родителей. Помните, что педагоги у нас замечательные, а качество образования, иногда я даже говорю слово, конечно, в кавычках употребляю его "к несчастью" хорошее. Почему к несчастью? Чем лучше мы учим, тем скорее они могут уехать. А мы-то все делаем для того, чтобы они хотели оставаться в Перми учиться, а потом оставаться в Перми работать, потому что лучше Пермского региона - региона нет.

ММ:

Раиса Алексеевна, не могу закончить на этой хорошей ноте, потому что вы произнесли слово "коронавирусная инфекция", "ковид". Скажите, если будут риски роста заболеваемости, есть ли вероятность ухода на дистанционку и если есть, насколько мы к этому готовы?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Сейчас дистанционка нас совсем не пугает. Мы отработали все, но самое главное, что у нас есть уроки для проведения дистанционного, у нас отработан механизм выдачи ноутбуков детям, если это требуется. Мы это научились делать. Но мы этого очень не хотим. Поэтому, скажем так, пока будет позволять обстановка, мы будем учиться очно. Ну а жертвовать здоровьем детей мы не будем, поэтому если что готовы.

ММ:

Никто не хочет дистанционки, поэтому, друзья, берегите себя, берегите свое здоровье и готовьтесь, осталось совсем немного, скоро 1 сентября и скоро учебный год. Спасибо большое. У нас в гостях была Раиса Алексеевна Кассина, министр образования и науки Пермского края. До свидания.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

До свидания.


Обсуждение
1855
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.