Верхний баннер
09:32 | | 23 ИЮНЯ 2024

$ 87.96 € 94.26

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:08, 13 апреля 2023

Президент Пермской художественной галереи Надежда Беляева о выставке «Река и храмы. Купцы-пароходчики Каменские», которая открывается 28 апреля

Президент Пермской художественной галереи Надежда Беляева о выставке «Река и храмы. Купцы-пароходчики Каменские», которая открывается 28 апреля

Фото: Общественная палата Пермского края

Алексей Поляков, ведущий:

9 часов 4 минуты, 13 апреля на календаре, сегодня четверг. И, как мы и обещали, у нас в гостях - президент Пермской государственной художественной галереи Надежда Владимировна Беляева. Надежда Владимировна, доброе утро.

Доброе утро.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Доброе утро.

Анна Лукина, ведущая:

Доброе утро.

Алексей Поляков, ведущий:

Очень рады вас видеть. Я надеюсь, что мы сегодня поговорим не только о выставке, которую мы не так давно анонсировали в новостях, причем в первую очередь мы говорили, да, о ключевом экспонате этой выставки - об иконостасе Николая Рериха, о нем мы, надеюсь, тоже поговорим сегодня. но и в целом о том, чем сейчас живет галерея. Но все-таки давайте сначала про выставку. Выставка "Река и храмы. Купцы-пароходчики Каменские" открывается 28 апреля. Я так понимаю, что непосредственно связано в том числе и с юбилеем нашего города появление этой выставки?

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Безусловно. Потому что Каменские до... считайте, они в 1857 году выкупаются от крепостной зависимости.

Анна Лукина, ведущая:

То есть это бывшие крепостные.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Это бывшие крепостные. 1857 год, да, им, старшему, уже 47 лет. То есть это те, которые, ну в начале Перми, которые делали Пермь такую, которую мы еще немножечко знаем, потому что сохранились эти здания. Поэтому, вы знаете, очень увлекательная и интересная история. Я, как и вы, просто житель Перми, но я, скажем, искусствовед, да, мне чаще приходится встречаться с искусством, которое, конечно, развивается всегда в любой стране и связано с историей, на фоне истории, да. Но вот такое погружение в историю и в историю одной семьи, да, пожалуй, у меня проходит впервые, несмотря на то, что были и Дягилевы, были и Строгановы, да. Но вот как-то так, понимаете, вот они - наши. И считаю, что по ним просто можно делать фильм, можно делать сериал. Ну, все-таки Дягилевы - это дворяне изначально.

Алексей Поляков, ведущий:

Ну, Строгановы - тоже государевы люди.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Строгановы, ну, тем более. А эти - крепостные. И всего у них было-то жизни 60 лет на три поколения. То есть отцы в 47, другой в 37 лет начали свое собственное дело на свободе. И, понимаете, говорю, будь то в 47, 37 между ними была вот такая разница. Ну, наверное, уже для вас даже это старые люди, да, начинать бизнес в 47 лет. Дети родились и были крепостными, дети, сыновья, которые вступили в их дело, да. И только внуки были свободными людьми.

Алексей Поляков, ведущий:

Дорогие друзья, у нас сегодня прямо эфир посвящен уникальным людям Перми. Вот только что мы разговаривали о метеорологе Панаеве, который в 52 года записывал погоду вокруг, и это все тоже конец XIX - начало XX века. Сейчас мы узнаем, те, кто не знали, о тех, кому, например, посвящена целая гимназия нашего города №4 имени братьев Каменских. Вот они, эти самые братья Каменские. 9 часов 13 минут. Мы продолжаем общаться с нашим гостем. У нас в гостях сегодня - президент Пермской государственной художественной галереи Надежда Владимировна Беляева. И одна из тем нашего разговора - это предстоящая, готовящаяся в данный момент выставка "Река и храмы. Купцы-пароходчики Каменские". Мы узнали, что Каменские - выходцы из крепостных, выкупившие сами себя. Интересно, что они...

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Заплатили порядка 70-ти тысяч рублей, это достаточно много. Но могу сказать, что Морозовы выкупились за значительно меньшую сумму. Почему-то цены на выкуп...

Анна Лукина, ведущая:

Разнились.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

... у нас, видимо, были больше, чем в центре, да. Потому что, ну, Бутеро-Родали была - это Шаховская Варвара Павловна. Вы знаете, красавица, подруга Пушкина. Вы наверняка ее портрет видели и знаете, если когда-то, там, листали какие-то книги. Просто потрясающе красивая женщина, но она готова была, как и другие помещики, некоторые может быть нет, но она готова была предоставлять свободу своим крепостным за какие-то определенные суммы. Все-таки сумма в Перми была достаточно большой. И вот могу сказать, что выкупались, плюс ко всему еще, только по мужской линии. То есть они выкупали себя с сыновьями. Ну, женщины, видимо, шли как-то впридачу, да. Но вы правильно сказали про механический завод, мы вот так вот будем сказать, и, наверное, вот туда-сюда, потому что мы говорим сейчас не историю с вами, да, а мы говорим какие-то ключевые моменты. Мне понравился ваш вопрос. Потому что, ну, что такое ремонтно-механический завод тогда? Но они там ремонтировали свои пароходы, а тогда только был один у Любимова купца пароход. Они - пионеры. Любимов и Каменский - пионеры вот нового пароходного движения. Вообще-то раньше по Каме тоже плавали пароходы, суда, скажем так. Одни тащили бурлаки, другие - на веслах. И вот начинается новая эра с этих двух персон. Любимов, дальше встает бывший крепостной буквально Каменский. Уже 60-й год, 57-й выкупается. Он берет в аренду пароход, на нем плывет. Дальше выкупает, дальше развивается, набирает обороты. Так вот этот ремонтные завод, в 1874-м году они его открыли, и в 1874-м году, восемьсот конечно же, да, он - в числе крупнейших предприятий Перми,190 человек. Пермь вообще была другая. Я просто открывают на себе глаза. Ведь вроде ты это все знаешь, но, когда ты вот вдруг входишь внутрь истории, да, когда ты видишь не открыточные виды Перми, презентабельные, презентационные такие, да, а когда ты видишь вот Пермь... Вот что такое монастырь наш, да, женский на Плеханова, да? А это - загородный дом... А?

Алексей Поляков, ведущий:

У меня детство прошло во дворах рядом с этим монастырем.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Вот. А это был не город, это было загородное место. И, когда ты видишь документальные фотографии, не открыточные, да, то ты смотришь: вот эти избушки, которые мы еще застали, наверное, и вы их видели, да, а там в полях, в полях, пространствах стоит потрясающий Успенский храм. Так вот на него дают Каменские, сразу же кладут в банк 50 тысяч рублей. Это суперски большая сумма, потому что, скажем, в Нижнем Новгороде они потом дома... у них стоимость их 12 тысяч, то есть представляете сколько.

Алексей Поляков, ведущий:

И то это все чуть меньше, чем их выкуп.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Ну да, да. Но они это дают взнос такой, да. Но, считайте, монастырь - это несколько церквей, да, это Успенский собор, где потом похоронены были в нижнем храме четверо Каменских. Сейчас на этом месте стоит больница Елизаветинская, да. Это Казанский собор первый деревянный, потом его перестраивают, уже Иван Григорьевич перестраивает его, да. И это жемчужина, которая и сегодня у нас жива, Казанский... возродили Казанскую церковь. Это Жен мироносиц, которая на кладбище. Это часовня в честь 300-летия Романовых.

Алексей Поляков, ведущий:

Я так понял, что мы сейчас раскрываем смысл названия грядущей выставки. "Река" - понятно, о какой реке речь, "и храмы" - этих храмов много. Дорогие друзья, мы продолжим после блока рекламы. 9 часов 20 минут. Итак, продолжаем общается с президентом Пермской государственной художественной галереи Надеждой Владимировной Беляевой. "Река и храмы. Купцы-пароходчики Каменские". Храмы. Сколько их там? Вы назвали огромное количество локаций.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Знаете, во-первых, они вложились, будем говорить, в Успенском монастыре было 27 строений, 27, да. ЭТо был самый крупный монастырь, самый красивый монастырь, да. Они обеспечили свечами, там, и Белогорский,  и так далее. В общем, они и сами себе зарабатывали на жизнь и очень основательно, да. Но вообще Каменские вложили в порядка 10 храмов свои средства. Но, что интересно, да, это была дружная семья, это была семья, которые ценили ценности. Но у Федора у старшего дочь уходит в монастырь. А монастырей-то у нас тогда нет, и вот она уезжает в Нижний Новгород в монастырь, и мать уезжает с ней. Через год Ирина, дочь, она умирает, и через год за ней следом умирает мать. Похоронена она там. Так вот, ежели муж похоронен здесь, в Перми, думаю, что здесь косточки его лежат, то там мы не знаем, где Ирина, где мать.

Алексей Поляков, ведущий:

Слушайте, я вспомнил немного детство свое, как раз проходившее в районе пересечения Ленина и Плеханова, и вот там вот во дворах у нас стоял и стоит до сих пор этот женский монастырь. Я помню, как мы бегали по дворам вдоль Ленина, внутри дворов и натыкались там на надгробные плиты. Их было 2-3, но мы их видели отчетливо с выбитыми какими-то историями. Может быть это пробудило во мне интерес к истории.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Это ближе тогда к школе, к гимназии.

Алексей Поляков, ведущий:

Да-да-да, да.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Потому что там было кладбище.

Алексей Поляков, ведущий:

Где-то вот в том районе. Ну, я помню, что как минимум одну я в детстве видел. Может быть тогда мне стало интересно заниматься историей.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Ну, вот монахини, они же сейчас нашли крест, который Алексею поставлен, да, то есть большой каменный крест. Он тоже исчез, но, в общем, вот как-то они его отрыли. Но, что интересно, я никак не могу понять, и задаю вопросы историкам, все купцы вкладывали в храмы, но эти жили с особым богом в душе, со своим и с почитанием, да, и Григорий, который второй брат вот младший, да, выкупился, он ушел после смерти брата в монахи, он принял монашество. То есть, понимаете, у них какие-то отношения были с богом...

Анна Лукина, ведущая:

Особенные.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

... особенные, свои, уважительные. Понимаете? И храмы, которые они ставили, они были, как говорят тогда, благолепны. Я уже научилась, понимаете, каким-то тем словам, и они вошли в мой лексикон. И в Нижнем они помогают, и в Питере, где вот у них контора тоже, они ставят потрясающе красивый храм. Это большие храмы. И, конечно, очень жаль, что храм, который построен в честь освобождения от крепостничества, который вот там, где авиационный техникум на месте вот этого двора, да, он был снесен. Конечно, Каменские внесли сразу же, в принципе, 8 тысяч рублей. Это, ну, каждый раз это большие очень деньги, вот. Но все дело в том, что, понимаете, храм достроен, как писала пресса того времени, только благодаря их стараниям. И еще, понимаете, вот мы с вами скачем, хочется побольше рассказать хотя бы каких-то фактов. Вот эти крепостные, да, Федор - глава Перми с 1865 по 1869, гласный, то есть депутат думы городской. И он едет к Александру II с делегацией, там Дягилев, другие купцы, и он преподносит икону Александру II в честь его спасения, там, так сказать, избавления от смерти, да. Он преподносит ее, отчитывается потом перед горожанами. Следующий сын - Александр Григорьевич - второго брата, он на коронации следующего царя, понимаете, в свите пермской, там несколько человек, и он... царь принимает и жмет руку им. Иван Григорьевич, он становится, из последних который, он становится членом Госсовета, и, конечно, во всех торжествах, посвященных 300-летию, конечно, он с Николаем II, и Николай II выражает иногда недовольство его свободолюбивыми речами. Крепостные.. лифт социальный, да.

Алексей Поляков, ведущий:

Друзья, речь идет о 300-летии дома Романовых, а не о 300-летии Перми. На всякий случай оговорим, потому что цифра 300 сейчас у нас на слуху.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Да, да, но там, да, 300-летие было...

Алексей Поляков, ведущий:

... дома Романовых.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

... дома Романовых, да, и поэтому он, конечно, ну, как статусный человек, он принимал везде участие, и Николай II давал... Понимаете, вот какой лифт. Они все из крепостных, и все здороваются с царем за руку.

Алексей Поляков, ведущий:

Дорогие друзья, для тех, кто к нам подключился только что, мы говорим о Каменских и об их роли, в том числе, в жизни нашего города, нашего края. И все это в связи с предстоящей выставкой "Река и храмы. Купцы-пароходчики Каменские", которая откроется в Художественной галерее 28 апреля. Ну, а сейчас мы немножко в более поздний период истории нашего края обратим свое внимание. Информация об этом сегодня уже была, но больше подробностей - в рубрике "Дневники юбилея" от Ани Кирик.

Алексей Поляков, ведущий:

9 часов 34 минуты. У нас в гостях сегодня - президент Пермской государственной художественной галереи Надежда Владимировна Беляева. Мы обсуждаем до сих пор Каменских, я думаю, что это можно делать бесконечно долго, и это не уместится в наш эфир, и предстоящую выставку "Река и храмы. Купцы-пароходчики Каменские".

Анна Лукина, ведущая:

Я прочитала, что там на выставке будут представлены также архивные документы, которые пермяки не видели никогда в жизни. Как вообще черпали материал? Откуда?

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Вы знаете, наверное, выставка - это, к сожалению, не книга, поэтому многого не покажешь, да, потому что это зрелище, которое тебя должно побудить к интересу, да, какому-то и погружению в знания, да. Ну, во-первых, с нами работали замечательные консультанты - это и Нина Петровна Баяндина, которая... ее первая книга о купцах сегодня тоже, наверное, "Купцы" о пермских купцах, библиографическая редкость. И вот сейчас за время работы этой выставки, практически это два года, да, это вот работала она и в архивах и Москвы, и Петербурга, и Перми. И поэтому, конечно же, накопано столько документов, что я желаю очень, чтобы эта книга вышла, конечно. Вот там это будет полный такой, да... Но мы еще хотели сделать такой буклет по городу. Потому что, вот я вам говорю, что они построили 10 храмов. Какие? Они, между прочим, сейчас есть, они живы, некоторые из них, они стоят, мы ходим мимо них и не знаем.

Анна Лукина, ведущая:

И не знаем об этом.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Вот, например, да, скажем, у них есть дома. Мы ходим мимо них и не знаем. Ресторан "Кама" - это их. Между прочим, земля, на которой стоит ТЮЗ, это тоже их земля, они продали ее Любимовой. Дом, где сейчас место, где строят новую сцену ТЮЗа - это снесли буквально, ну, вот там год назад, это их дом, который они подарили женской гимназии, которая прямо буквально вскоре стала Мариинской, и 27 лет в этом здании, подаренном Каменским, была Мариинская гимназия. Понимаете?

Алексей Поляков, ведущий:

То есть весь город пронизан Каменскими.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Да. То есть ресторан "Кама" - это вообще-то доходный дом тоже Каменских, и навряд ли вы об этом знали. А вообще-то при театре кукол, это же, ну, бывший пересыльный замок, примерно 200 человек в неделю проходило там, да, и они заботятся о том, чтобы у арестантов, скажем так, да, была возможность приобщиться к богу, да. И они ставят там храм Николы Чудотворца, да. Его сейчас там нет, но это опять-таки Каменские. Понимаете? Поэтому вот эта забота об убогих, нищих, лишенных чего-то, да, детях... И надо сказать, что художник Зеленин, о котором у нас в Перми много говорят, и недавно тоже, ну, вышла книга о Зеленине, Гладышев ее издал, его бы не было, если бы не Каменские, потому что это был сирота. Каменские его заметили, отдали его учиться к Шанину. Дальше послали его в Императорскую академию художеств. Наставили к нему Айвазовского с Шишкиным, на минуточку. Те посмотрели, говорят: мальчик, учись, да. Ну, у мальчика образования-то не хватало. Мальчик учится год. Они все финансируют. То есть они финансировали его всю учебу в Академии, они его послали в Париж учиться на два года. Он жил у них. То есть они его обеспечивали, они его продвигали. И вот таких людей очень много. И газеты того времени пишут, что многие очень обязаны, пишут об Александре, сыне, многие очень обязаны ему своей жизнью и своим образованием. А таких людей было много. Вдовий приют они делают. Он там сразу же 20 человек содержит, а их всего там на 50 приют, да. Он им строит, дает дом, покупает. Дети строят каменный дом. Дальше дети надстраивают... То есть вот это из поколения в поколение, как вал, добрые дела.

Алексей Поляков, ведущий:

Понятно, что двигало основателями династии Федором и Григорием. То есть вот это их то, что они вышли из крепостных, и они старались людям, которые где-то вот там же находятся, помочь. Но то. что они транслировали это дальше и сделали это традицией всех своих потомков, вот это очень ценно в этой истории - что продолжалась вот эта забота о ближних. Дорогие друзья, мы прервемся в этой увлекательной беседе на рубрику "Торжество техники" и обязательно вернемся. 9 часов 44 минуты. Мы продолжаем, как и обещали, еще события, которые можно посетить в Перми в ближайшие дни.

Анна Лукина, ведущая:

Сегодня в пространстве "Часовой завод" - фильм "Проблески сознания" 16+. Фильм снят совместно Германией и США, 2020 год. Что такое сознание? Обладают ли им все живые существа? Что происходит, когда мы умираем. Почему будто запрограммированы на мистический опыт? После четырех столетий молчания ученые вновь поднимают большие вопросы, большие с большой буквы, прорубая окно в царство, ранее тесно связанное с философией и религией. Непростая такая тема. Тут, конечно же, все неоднозначно, как и везде все, что связано с философией и религией. Мы сегодня много, кстати, о религии говорим.

Алексей Поляков, ведущий:

Ну, и можно вспомнить про центральный экспонат выставки, о которой мы говорим, иконостас.

Анна Лукина, ведущая:

Да. Вы знаете, мы говорим о религии, о церкви, о семье. Ну, вы вот сказали, да, там вот об этом фильме. но мы говорим сейчас о нейронных каких-то связях.

Алексей Поляков, ведущий:

А специалист по нейроным наукам, нейронаукам была у нас в студии, не давеча, позавчера, да.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Я в этом мало что понимаю, но слово меня занимает, и я это перевожу на собственное понимание, да, и вижу, что, ну, это действительно существует. И иконостас, наверное, да, действительно такое главное событие. Для меня, например, он в этой выставке... мы практически начинаем с него. И почему мы начинаем как бы с конца? Вообще-то, ну, это 1908 год, 1907, да, это уже конец. Они до этого строили церкви, да. Для меня это заявить вот эту высоту и потом рассказать о другом, да. Конечно, он будет очень впечатлять. Над ним работали два замечательных выдающихся художника, да. С одной стороны - Рерих, которому в это время 34 года. С другой стороны - Вашков, который умер в в 36 лет, здесь. Он еще тоже молодой, но уже главный художник фирмы Оловянишникова. И человек тоже с обещающим... Скажем, у нас вот Васильев, художник, не раскрылся. Но это была надежда пейзажной живописи русского искусства. Раскрылся, но не прожил долго. То есть на него была такая надежда, что эта смена в нашем живописцам пейзажной живописи, да, вот также и на Вашкова была надежда, что он, там, станет, ну, там, конечно, в высочайшей степени некоторые священники говорят, тем же самым, там, Ушаковым, а еще более того, Рублевым. То есть замечательные Каменские имели возможность общаться с такими людьми. Вот их статус. Шишкин пишет. Знаменитый московский коллекционер мне сказал: вообще-то у них представительства были практически в 30-ти городах от запада до востока. Их представительства были в Англии, Китае, в Америке, Германии, да. И это все - наши люди, бывшие крепостные. 60 лет, 60 лет: 1857-1917, да. Кроме того, вот вы сказали, там, куда пойти, это люди были театральные, музыкальные. Какой отзыв оставляет Верочка уже. Вот так случилось, они говорят: не делите то, что имеете, это неделимое имущество, это семейное что-то, да. И вот если только не будет мужчин... Все равно женщины и мужчины - вот эти статусы, эти лестницы, они существовали. Но вот так оказалось, что и мужчин не оказалось много в последнем поколении, или им был не интересен бизнес, и вот Верочка, в принципе, она - наследница. Но, понимаете, вообще не рассказать обо всем, да, они выкупаются у Шаховской, а Верочка выходит замуж за Шаховского.

Анна Лукина, ведущая:

Да вы что?

Алексей Поляков, ведущий:

То есть за ее какого-то потомка.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Да-да, да-да, да. Понимаете? И они уезжают в Сибирь.

Алексей Поляков, ведущий:

История циклична.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Вообще циклична абсолютно, да. Уезжает в Сибирь. Он мечту свою осуществляет - бычков выращивает.

Анна Лукина, ведущая:

Ну, это же прелестно.

Алексей Поляков, ведущий:

Ну, вот такая была мечта у человека.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Вот понимаете. Вот эти качели в этой семье, они постоянно. И вот она на концерте Рахманинова и пишет: "Какая потрясающая музыка, какой потрясающий Рахманинов. Шаляпин, Горький, Гиляровский и так далее -это все тот круг, в котором они жили и вращались. Поэтому они могли заказать Нестерову, Рериху, Серову свои работы и произведения.

Алексей Поляков, ведущий:

Дорогие друзья, в очередной раз за сегодняшний только день убеждаюсь в том, что слова, которые иногда произносятся, ну, на автомате что ли, что город - это люди, а не здания и производства, сегодня эти слова имеют особенный смысл прямо на протяжении всего нашего эфира. И вот через призму истории этих людей мы станем лучше понимать может быть и свой край, и свой родной город. Удивительная история, недосказанная до конца, это точно. Но я думаю, что мы восполним информацию о Каменских, в том числе благодаря выставке, которая откроется 28 апреля, "Река и храмы. Купцы-пароходчики Каменские", Пермская государственная художественная галерея. И приоткрыла завесу немножко истории этой семья нам сегодня наша замечательная гостья - президент художественной галереи Надежда Владимировна Беляева. Надежда Владимировна, большое спасибо.

Анна Лукина, ведущая:

Спасибо огромное.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Спасибо вам за общение. Было очень с вами комфортно и интересно.

Анна Лукина, ведущая:

Мы сидели, честно, открыв рты, конечно же, сегодня.

Надежда Беляева, резидент Пермской государственной художественной галерея:

Спасибо.


Обсуждение
110
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.