Верхний баннер
15:42 | | 21 ИЮЛЯ 2024

$ 88.02 € 96.04

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

20:00, 01 июля 2024

Министр образования Пермского края Раиса Кассина: «Существует топ-5 предметов, которые необходимо сдать для поступления в техникумы и вузы»

Министр образования Пермского края Раиса Кассина: «Существует топ-5 предметов, которые необходимо сдать для поступления в техникумы и вузы»

Артем Жаворонков, ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья. Большой экспертный эфир на 91.2 FM.  Меня зовут Артем Жаворонков, Константин Вахрушев - за звукорежиссерским пультом. В гостях у нас сегодня Раиса Алексеевна Кассина, министр образования и науки Пермского края.

Здравствуйте.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Здравствуйте.

Артем Жаворонков, ведущий:

Тема само собой разумеющаяся - ЕГЭ, старт приемной кампании в вузы, ну и куча всего с этим связанного. Мы по разделениям, что называется, пойдем, потому что обсудить хотелось бы и итоги Единого государственного экзамена, возможности для выпускников 11 классов, возможности для выпускников 9 классов, ну и, собственно, профориентацию, наверное...

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Хорошо.

Артем Жаворонков, ведущий:

...если у нас хватит на это время.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Хорошо.

Артем Жаворонков, ведущий:

Давайте, с чего начнем. ЕГЭ. Это, я не знаю, наша боль, наша радость. Это та неизбежность, с которой мы имеем дело вот уже много лет. И показатель того, как регион сдает Единый государственный экзамен, это один из ключевых, наверное, показателей в том, как развивается образование на нашей территории.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Ну я бы начала с того, что ЕГЭ для меня и, в общем-то, для всего нашего педагогического сообщества - это справедливость, на самом деле, во-первых. Во-вторых, это комфортность, потому что сдаешь ты не конкретным людям, с которыми ты не знаком и не знаешь, что от них ожидать, это во-первых. Во-вторых, сдаешь один раз и не надо потом идти отдельно сдавать еще экзамены вступительные. Поэтому я оцениваю как раз ЕГЭ, можно спорить сколько угодно о технологии его проведения, но по сути, по цели это совершенно правильная процедура.

У нас ребята сдают хорошо, но для меня хорошо не столько результаты, потому что хорошо или плохо - это семья решает, ребенок решает, прежде всего. Для меня важней всего, есть ли нарушения или нет. То есть самое главное - это сдать честно, сдать справедливо, а с нашей стороны технологически обеспечить сдачу без сбоя. Потому что если экзамен не будет засчитан, например, если слишком долго не будут работать камеры или электричество исчезнет, там, что-нибудь, то тогда просто экзамен считается не засчитанным. Вот это для нас катастрофа. Слава богу, таких катастроф не было.

Артем Жаворонков, ведущий:

Слушайте, вот, я про это хотел спросить. За столько лет неужели у нас эта система не отлажена, бывали ли сбои? Я ни одного не припомню.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Бывали сбои. Мы научились очень быстро их ликвидировать. Поэтому слава богу, что это проходит незамеченным. Как вы понимаете, дожди, грозы и так далее, провода рвутся, в общем, чего только не бывало. И я рада, что это как-то прошло незамеченным. Значит, мы все успели сделать вовремя.

Ну а вот для семьи, для ребенка самого, конечно, важны результаты. Но мы тоже их делаем... Вот не средний балл ЕГЭ нас интересует, мы не рейтингуем школы по среднему баллу, мы... для нас очень важно, сколько высокобалльников сдали, это первая позиция, что говорит о системной работе школы. Если много высокобалльников, говорят, что, ну, целую школу подготовили хорошо, все замечательно. И вторая позиция, крайне важная, - количество не сдавших. Но это мы будем знать в сентябре, потому что еще есть возможность пересдать. Вот эти два параметра самые главные.

И есть еще очень важный параметр, я бы вообще его нулевым прямо поставила, это процент, или доля, или количество ребят, которые сдают те или другие определенные экзамены. Постольку поскольку мы промышленный край, мы все время следим за тем, и не просто следим, а что-то для этого делаем, чтобы увеличилось количество ребят, которые сдают математику профильную, физику, химию, биологию, информатику. Вот пять предметов, топ-предметов, которые крайне необходимы для того, чтобы соответствующие специалисты были подготовлены в вузах и техникумах.

Артем Жаворонков, ведущий:

Ну, опять же, у министерства нет рычагов давления на семью, на желание ребенка выбрать именно естественно-научные предметы для сдачи. Это он решает.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Абсолютно точно. Наше дело помочь семье, ребенку правильно определиться с выбором. Мы должны создать такие условия, чтобы каждый ребенок себя прокачал на предмет того, кем он должен стать или может стать. Вот это наша главная задача - вовремя детей сориентировать, дать им правильную профориентацию и чтоб они правильно провели свое собственное самоопределение.

Артем Жаворонков, ведущий:

Помочь поверить в себя, ведь многие из-за страха математики и физики держатся от нее подальше. Ну, куда проще с обществознанием или с историей.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Ну, историю я не отношу к предметам, которые легко сдать. Два самых сложных предмета, и это выражается в количестве баллов, - это биология и история. Там самые небольшие баллы, потому что это очень трудные предметы. Ведь история - это не даты, когда...

Артем Жаворонков, ведущий:

Понять.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, что нужно сдать, а последовательность событий, которая привела к тому или другому результату. И вот это понять - это очень сложно, на самом деле. Ну уж а биология... Я сама биолог по специальности, я русский сдаю на 96 баллов, биологию я на столько не сдам свою собственную.

Артем Жаворонков, ведущий:

В смысле сдаете? То есть вы каждый год пробуете...

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Ну, не каждый год, но пробую временами, вот. Это очень тяжелый предмет с учетом того, что, например, в 10-11 классе учат только общую биологию, там, генетика, биогеоценология, вот такое вот. А сдаешь-то ты, начиная с ботаники. То есть огромная часть работы приходится на самого ученика, на самостоятельную его работу. Где-то в школах помогают вспомнить все, начиная, там, с пятого класса. Поэтому это трудный предмет. Вот понимания того, что якобы математика, физика, хуже всех, нет. По информатике вообще высочайшие просто баллы.

Артем Жаворонков, ведущий:

Ну давайте к цифрам. Сколько у нас в нынешнем году выпускников по краю и каковы результаты, ведь какие-то уже можно обнародовать?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да. У нас примерно 10,5 тысяч выпускников. Это я говорю про ЕГЭ, то есть 11 классы закончили. Мы пока не знаем, сколько из них перешли порог минимальный и не получат аттестаты, потому что сейчас идут резервные дни, ребята еще активно все пересдают. Потом у нас будут 4-5, такие уже любимые нами даты 4-5 июля, когда все могут пересдать по одному экзамену, если они недовольны своим результатом. Здесь есть одна особенность, я ее считаю справедливой, должны взвешенно подойти ребята к тому, чтобы сдать... пересдать или нет. У нас, например, один мальчик, у него 98 баллов, он хочет пересдать на 100. Вот я с ним вчера разговаривала. Но, наверно, это не тот случай, когда следует рисковать, всяко может быть, потому что засчитают результат последний. То есть первый результат по этому предмету аннулируется.

Артем Жаворонков, ведущий:

Это вот тот самый... те самые президентские...

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Президентские дни, да. Мы впервые будем апробировать. Пока не знаю, сколько заявится, потому что знать мы это будем только третьего числа. Потом у ребят будет кроме того, что сейчас они пересдают некоторые экзамены, дальше будет в сентябре еще возможность пересдать. Поэтому вот. Пока результатов конечных нет, но уже все очень неплохо. У нас 108 стобалльников, при этом шесть мультистобалльников. И это как раз говорит о том, что не просто умные и талантливые дети в Пермском крае (это точно абсолютно), но это говорит о системной работе в школе. Потому что когда по одному предмету 100 баллов, это, скорее всего, личные достижения этого ученика. Когда мультистобалльники, да еще по несколько человек из школы, это говорит о том, что в школе создана та среда, которая приведет к такой победе.

Артем Жаворонков, ведущий:

Здесь вот вопрос такой пограничный, или даже можно его посчитать, наверное, провокационным, ведь школа заинтересована в том, чтобы у них было много стобалльников. И они могут ведь прицельно смотреть на ребят в других образовательных учреждениях, переманивать их к себе.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Этим они у нас и занимаются.

Артем Жаворонков, ведущий:

Активно.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, активно занимаются. Но есть, скажем так, такое практически рейдерское поступление в школу. А есть где все продумано. У нас очень много школ, которые набирают ребят с пятого, потом с седьмого, потом с десятого класса, добавляя вот эти классы, когда ребенок уже понял, кем он хочет стать, какие ему предметы важны. Он начинает мигрировать из школы в школу. Но это обычно один раз они меняют школу, и мы, конечно, это поддерживаем. Потому что понять, что у тебя математические способности великие, ну, наверно, можно как-то в семь лет, но маловероятно. Но понять, что ты хочешь стать, даже, может быть, не инженером, а прицельно каким-то инженером, это невозможно сделать, там, в 5-6 лет. Поэтому надо давать все время возможности менять свою профильную подготовку в зависимости от того, как ты сейчас себя чувствуешь, что ты наработал, что тебе ближе. Оценить свои возможности, с одной стороны, а с другой стороны, потребности вот собственные.

Артем Жаворонков, ведущий:

Ну, если ты хорошо разбираешься в математике, а по географическому принципу попал в школу с углубленным изучением французского языка, разумеется, ты будешь искать себе образовательное учреждение уже к выходу из среднего звена с соответствующим профилем.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Все правильно. Это обычно делает семья, но школы мы все призываем, ну извините за такой сленг, не жадничать и ребенку помогать определиться с его будущем. Если действительно он уже ближе к математике, к информатике, например, ну, нужно помочь ему найти другую школу. Это наша вся система на это нацелена. Поэтому мы открываем большое количество профильных классов, ну, например, медицинских классов, например, инженерных разных классов, в том числе авиаклассов, агротехнологические классы. В общем... Технологические просто классы, энергоклассы, у нас даже космоклассы есть, вот.

Поэтому в зависимости от того, что ребенку хочется, у нас есть самые разные направленности. Нужно, конечно... У нас есть целая школа дизайна, например. То есть уже, там, к седьмому, к десятому классу ребенок обычно понимает, что ему в жизни интересно. И нужно подобрать эту школу. Мы готовы это делать. Мы заинтересованы в том, чтоб ребята меньше ошибались в выборе профессии.

Артем Жаворонков, ведущий:

Если говорить про направления, про предметы ЕГЭ, у нас в лидерах по-прежнему гуманитарии?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

У нас в лидерах по-прежнему, хотя идет снижение, обществознание. Но ошибочно думать, что это только, как раньше думали, только экономика. Все меньше ребят выбирают, в принципе, экономику, это правильно, юриспруденцию. Очень много ребят, которые выбирают обществознание, потому что его принимают в педагогический университет. А вот как раз педагогический университет у нас лидер по приему. Очень быстро с первого раза заполняются все бюджетные места, контрольные цифры приема. Ребят, желающих поступать на педагогическую специальность, очень много. А туда нужно сдавать в основном обществознание, вот. Поэтому я ничего плохого в этом не вижу. Другое дело, что снижается литература, снижается несколько история. Ребята прагматично подходят к выбору, потому что нужно понимать, где ты будешь работать. Я всегда говорю, что сначала нужно выбрать профессию и место работы, и только потом выбирать образовательное учреждение, которое тебя приведет к этому желаемому результату, вот.

Артем Жаворонков, ведущий:

Но ведь у этих образовательных учреждений с профилем или в профильных классах места тоже ограничены, всех желающих принять они не могут. И бывают ли такие случаи, когда школы общаются с родителями, с учениками, предлагая им наоборот, уйти, потому что ученик не дотягивает, например.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Категорически это не приветствую. Категорически. Школа может выбрать, например, инженерное образование, инженерный класс, но второй класс должен быть общеобразовательный. Не растут дети с определенными наклонностями в одном приближении к школе, скажем так. Поэтому школа должна давать все возможности для развития. И если ребенку не нужен вот этот специализированный класс, значит, должен быть общеобразовательный. Либо в соседней школе. Но мы обязаны предоставить ему такую возможность. Поэтому то, что вы сказали красиво, я скажу не очень красиво: выдавливание ребенка из школы это абсолютно не наш подход, и мы восстанавливаем справедливость сразу же.

Артем Жаворонков, ведущий:

Ну то есть в данном случае вы стоите на позиции ребенка и его родителей, а не образовательного учреждения. К вам можно прийти пожаловаться.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Даже не только в данном случае. Во всех случаях мы всегда на стороне ребенка, конечно. Ну, даже не то что пожаловаться, нужно помочь ребенку определиться. Мы готовы работать с каждым, кто к нам обратится. Собственно говоря, вот лето у нас на это уходит.

Артем Жаворонков, ведущий:

Вроде каникулярное время, с одной стороны, да, а с другой стороны...

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Нет, мы не чувствуем этих каникул. Хорошо, что чувствуют их учителя, прежде всего, родители, дети. Мы работаем так, чтобы начать учебный год вот не плавно, а вот сразу, как положено. Поэтому сейчас много происходит различных дел, которые нам нужны.

Артем Жаворонков, ведущий:

Вы сказали про педуниверситет, который пользуется особой популярностью в последнее время. Это, наверное, в том числе работа самого... там, деканатов, направлений, ректората вуза. А как со всеми остальными?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Ну, в принципе, мы в прошлом году выполнили контрольные цифры практически по всем вузам. Не с первого раза, ну, то есть у нас там два захода, но выполнили. Это очень важно - заполнить контрольные цифры приема. Причем там же не всех берут детей, а только тех, которые преодолели минимальный балл именно в пермском вузе. То есть, например, у нас в педуниверситет балл значительно выше, чем в педуниверситет другого региона. В медуниверситете у нас баллы выше, чем в медуниверситете другого региона. Надо сказать, что Дмитрий Николаевич Махонин, поняв это, мы огромную работу проделали. Ну почему, например, чтоб поступить в московский вуз, можно средний балл иметь 139, а у нас 179. Ну, мы теряем ребят. Поэтому мы тут тоже восстанавливаем справедливость и делаем все, чтобы ребята могли остаться у нас в Пермском крае, сдав на определенное количество баллов. Это не всегда плохие баллы, это нормальные баллы.

Артем Жаворонков, ведущий:

Ну, 179 - это же очень много.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Это очень много.

Артем Жаворонков, ведущий:

Это почти все пятерки, да, получается. Ну, если так говорить...

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Ну, да, примерно да.

Артем Жаворонков, ведущий:

Дорогие друзья, это большой экспертный эфир на 91.2 FM. Министр образования и науки Пермского края Раиса Алексеевна Кассина у нас в гостях. Артем Жаворонков, Константин Вахрушев - команда от нашей радиостанции. Прервемся буквально на пару минут - реклама.

Продолжается большой экспертный эфир на 91.2 FM.  У микрофона Артем Жаворонков, Константин Вахрушев - за звукорежиссерским пультом. Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края, у нас в гостях.

Раиса Алексеевна, вопрос про девятиклашек, ведь это тоже отдельный блок. У нас большое количество среднеспециальных образовательных учреждений, и там тоже, я знаю, высокая конкуренция на поступление.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

В последние годы, я точно не скажу, какой это период, но последние вот 4-5 лет абсолютно точно, даже вот неправильно сказать слово, ажиотаж поступления в профессиональные учреждения наши. Скорее, это выверенная позиция родителей и детей. Дети очень рано взрослеют, и многие из них точно определились с профессией. И для того, чтобы работать по этой профессии, работать на определенном предприятии, они понимают, что нужно получить не высшее образование, а получить среднее профессиональное образование. И оно скорее приведет детей к успеху, который вот они себе спланировали. Поэтому сейчас 60 процентов детей у нас, которые заканчивают 9 класс, идут в техникумы, а после 11 класса еще 20 процентов. То есть нужно понимать, что это большая масса ребят, которые получают среднее профессиональное образование. Поэтому для нас это важнейшее звено, просто важнейшее звено в подготовке кадров.

И мы наращиваем и контрольные цифры приема, мы увеличиваем количество техникумов, которые вступают у нас в так называемый проект "Профессионалитет". А это, чтоб понятно было, это сто миллионов рублей только федеральных средств, плюс средства работодателей, плюс средства нашего региона, которые губернатор обязательно выделяет. Потому что понимаем, что все наши предприятия сейчас просто зависят в количестве от качества подготовки ребят среднего профессионального образования. В общем, мы эту тему очень любим, поддерживаем, ремонтируем, покупаем оборудование, открываем новые специальности. В этом году девять новых специальностей сразу открыли. В общем, надо сказать...

Артем Жаворонков, ведущий:

В каких? Вообще в разных средних специальных учебных заведениях?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, да. Например, мы в этом году открыли, они, может быть, так звучат трудно, на самом деле все они востребованы экономикой Пермского края. Вообще надо сказать, что у нас остались в профессиональном образовании только те профессии и специальности, которые... сто процентов по которым дети будут трудоустроены. Мы убрали все промежуточные... Ну, вот чтоб понятно было, например, мы сейчас не учим по профессии продавца. Потому что не надо учить четыре года быть продавцом, когда это можно сейчас при современных технологиях сделать, например, за 1-3 месяца. Ну и так далее. То есть мы это вот все очень много просматриваем.

А новые у нас контролер качества машиностроения, например, слесарь-наладчик контрольно-измерительных приборов, то есть КИПовцы. Очень востребовано, это просто с первого курса дети все нарасхват, и прямо вот их готовы хоть сейчас забрать. Аппаратчик-оператор производства химических соединений, лаборанты разные, металлургическое производство. В общем, самые разные профессии открываем по заказу работодателей.

Артем Жаворонков, ведущий:

Кстати, вот это взаимодействие с работодателем. Я так понимаю, что оно выходит на качественно новый уровень, и уже работодатель порой финансирует подготовку специалистов. И это не про целевой набор речь, когда сам работодатель отправляет учиться кого-то, оплачивает учебы, а потом этот человек возвращается и отрабатывает у него. Речь идет именно о том, что они именно стимулируют в профориентации молодежь.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Абсолютно точно. Два типа включения работодателей в подготовку кадров. Ну, я имею в виду, с нашего уровня. Первое направление - это системное обучение, когда дети, там, 3-4 года учатся, и в программах, в составлении программ, в организации практики и даже в предоставлении специалистов активное участие принимают работодатели. То есть они прям направляют людей, покупают оборудование какое-то определенное, потому что дети должны учиться на тех станках, на которых им потом придется работать. Вот такое взаимодействие это с "Протоном" очень хорошо построено, с "Метафраксом", которые... ну просто вот для него техникум - это родной. Двенадцать специалистов "Метафракса" работают непосредственно в образовательном учреждении у нас. Ну понятно, чтобы подготовить специалистов, которые придут на работу...

Артем Жаворонков, ведущий:

В качестве преподавателей?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да. Да, да, да. Ну, по субботам, в том числе, приходят и работают. Вообще просто вот смогли мы это наладить. А вторая история, когда... Кстати, можно целевые договоры в СПО (в среднем профессиональном образовании) заключать хоть на первом курсе, хоть на четвертом. Ну, то есть в любой вот этот срок можно заключать. Ребенок, ну, я так привыкла говорить, на самом деле уже взрослые люди, они гарантированно придут на производство, вот.

А вторая часть их вклада заключается в том, что они направляют к нам в техникумы готовить по коротким программам. Не всегда... Например, у взрослого человека уже есть, там, 2-3 образования, но газоэлектросварщика у него нет. А это то, что востребовано. Востребовано просто неимоверно.

Артем Жаворонков, ведущий:

То есть повышение квалификации, повышение... переквалификация.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да. И в том числе просто подготовка. Ну, подготовка будет три, повышение квалификации, скажем, один месяц. Но это не системное обучение, когда тебе еще философию дают и психологию дают, это вот не про это, а конкретные навыки в течение короткого времени. И сразу на производство.

Артем Жаворонков, ведущий:

Дорогие друзья, большой экспертный эфир на 91.2 FM. Общаемся с министром образования и науки Пермского края Раисой Кассиной. Прервемся, пауза будет чуть продолжительнее - кроме рекламы вашему вниманию будет предложен еще и блок новостей. Вернемся минутки через четыре.

Заключительный блок большого экспертного эфира на 91.2 FM. Артем Жаворонков у микрофона, Константин Вахрушев - за звукорежиссерским пультом. В гостях в нашей студии Раиса Алексеевна Кассина, министр образования и науки Пермского края.

Раиса Алексеева, вопрос, опять же, про географию. Но не географию как предмет, а географию как нашу реальность. Мы понимаем, что у жителей краевой столицы чуть больше шансов, возможностей. Как обстоят дела в территориях? И мы, опять же, понимаем, что те же самые выпускники каких-нибудь провинциальных школ по отношению к Перми едут в пермские вузы. Есть вообще статистика, они лучше сдают экзамены? Всегда казалось, что в глубинке сдают лучше и учатся лучше в среднем.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Ну вообще первый раз от вас слышу, что в глубинке учатся лучше. Обычно считают наоборот, а я все время развеиваю эти страхи родителей из глубинок, что их детей готовят не так. Нет, ребята... не буду называть место, которое Пермь занимает по вот этим, потому что этот рейтинг у нас негласный по результатам ЕГЭ. Я вас уверяю, на первых позициях это другие территории. Поэтому...

Артем Жаворонков, ведущий:

Там стобалльники рождаются.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Стобалльники рождаются везде. И в Перми у нас есть, и Чайковский, Соликамск, Березники, Кунгур, Очер. Даже Юго-Камский поселок, это Пермский район. Кудымкар, Горнозаводск, Губаха - везде есть стобалльники. В прошлом году это были другие территории. Тут ведь надо, чтобы был а) талантливый ученик б) талантливый учитель. И еще обязательно родитель, который будет способствовать коммуникации вот вместе и помогать ребенку находить то, куда он должен включиться, чтоб получить максимальный балл. Нет, нет, для нас все территории равны, мы везде одинаковы.

Например, у нас есть проект "Открытый университет". Каждый ребенок совершенно бесплатно, при шести вузах у нас открыты такие отделения, может там заниматься. Заниматься как дистанционно, так и очно. И будет пройдена вся школьная программа по этому предмету. Кроме того, можно будет выполнить самые разные задания, получить какие-то консультации по ЕГЭ, ну и так далее.

Артем Жаворонков, ведущий:

То есть это будучи еще учеником...

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, 10-11 класса. Вообще никаких ограничений нет, записываются все. И самостоятельно занимаются, либо приходят на кафедру и там получают дополнительные знания. Поэтому везде одинаково хорошо готовим. И, конечно, все делаем для этого.

Артем Жаворонков, ведущий:

Но не будете, наверное, отрицать, что есть все-таки проблемы с педагогами.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Я отрицать не буду, проблема с педагогами, конечно, есть. Она не такая глобальная, как принято говорить. Ну, средняя нагрузка учителей составляет 1,4, то есть меньше чем полторы ставки, вот. Это во-первых. Во-вторых, нехватка педагогов порядка двух процентов. Но я всегда говорю: да, вот так цифры звучат просто минимальные. Но когда это касается конкретной школы и нет конкретного учителя математики, который, там, составляет, может быть, там, не знаю, какую долю процента, что... вот нехватки учителей, то это катастрофа. Катастрофа для школы, для учителей, для родителей. Поэтому мы сейчас делаем все для того, чтобы ребята, которые поступили в педуниверситет, шли в школу. Соответственно, много преференций для того, кто пришел в школу. В общем, как-то наращиваем. У нас был провал несколько лет назад, когда очень мало ребят... давали мало контрольных цифр приема, и ребят мало шло в педуниверситет. Сейчас это все исправляется.

Артем Жаворонков, ведущий:

Но еще нужно пройти... сколько времени должно пройти?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Четыре года.

Артем Жаворонков, ведущий:

Четыре года, прежде чем они смогут пополнить ряды педагогов.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, все правильно.

Артем Жаворонков, ведущий:

Ну и зарплаты тогда, наверное, подтянутся.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Зарплата у нас ровно такая, какая положена по указу Президента. То есть мы выполняем ее на сто процентов все годы. У нас с 12 года у нас отслеживается. По указу Президента она должна быть средней в экономике равна. Поэтому ровно такая же зарплата в средней экономике.

Артем Жаворонков, ведущий:

А о каких цифрах мы говорим? 40, 60...

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Ну, 50 плюс.

Артем Жаворонков, ведущий:

И так получают педагоги?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, конечно.

Артем Жаворонков, ведущий:

Вы меня удивляете, потому что я-то как раз всегда думал о том, что особенно молодым педагогам очень тяжело только потому, что они еще без опыта и определенной классификации, как это, квалификации не имеют возможности претендовать на высокие зарплаты. Без высокой нагрузки.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Действительно нелегко, поэтому у нас есть меры поддержки молодых педагогов. Мы обязательно их продумываем, потому что до того, как они аттестуются, пройдет какое-то время. Поэтому 2-3 года мы делаем дополнительные выплаты, а дальше все зависит от них. От их желания включиться вот в дополнительную какую-то работу, делать все, что нужно для аттестации, и так далее. Нелегкий вопрос с зарплатой. Понимаете, молодым очень много в жизни надо. У них и семьи, и детей хочется на море свозить. Конечно, зарплаты небольшие, но они таковы, какие требуются нам по указу Президента. Мы их выдерживаем полностью.

Артем Жаворонков, ведущий:

А больше можем? Лучше можем?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Мы можем предоставить учителю дополнительное... даже не работу. Я скажу так, понимаете, во-первых, когда я работала в школе, я все кружки вела бесплатно. Просто они не оплачивались, эти кружки, ни секции, ни кружки. Это как бы твоя внеклассная работа, твоя нагрузка дополнительная. Сейчас все это оплачивается. Поэтому кажется, что нагрузка возросла. На самом деле даже за "Разговор о важном", это по понедельникам первый урок, это называется у нас "Разговор о важном", они и то оплачиваются. То есть...

Артем Жаворонков, ведущий:

Дополнительно.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Дополнительно. То есть сейчас все шаги учителя - они дополнительно оплачиваются.

Артем Жаворонков, ведущий:

Можно набрать деньги, более или менее.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да, да, было бы желание.

Артем Жаворонков, ведущий:

Ну, возвращаясь все-таки к выпускным, возвращаясь даже не к выпускным, это я забегаю вперед. Возвращаясь к экзаменам, к ЕГЭ, у вас традиционно… у нас в регионе принято проводить большой выпускной, где чествуют лучших. Он прошел?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Он вчера прошел, да. Мы необязательно чествуем лучших. Мы действительно наградили благодарностями губернатора, он, Дмитрий Николаевич, сам вручал свои благодарности. Это ребята, которые набрали... которых мы называем мультибалльники, это два раза по сто баллов набрали. Но приезжали на самом деле все желающие ребята, это было почти пять тысяч гостей ребят. Потому что выпускной одинаково хотят отметить все. И мы тут не делим ребят: талантливые - не талантливые, лучшие - не лучшие. Пускай приезжают, пускай радуются, пускай слушают хорошую музыку и понимают...

Артем Жаворонков, ведущий:

А где проходило мероприятие?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

На эспланаде.

Артем Жаворонков, ведущий:

Как это я все пропустил-то?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

А вот, приходите. У нас это все прошло на эспланаде. Было очень... И слава богу, нам повезло с погодой, дождя практически не было. Поэтому ребята, думаю, праздник почувствовали.

Артем Жаворонков, ведущий:

Скажите, пожалуйста, у нас ведь до сих пор награды золотая медаль, серебряная медаль?

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Серебряная медаль появилась только в этом году после долгого перерыва. То есть у нас была одна медаль. Когда-то были серебряные...

Артем Жаворонков, ведущий:

И золотые.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

...и золотые. Потом была только одна медаль "За успехи в учении", она не называлась золотой и серебряной. Сейчас с этого года вернули медаль II степени, что равно серебряной медали.

Артем Жаворонков, ведущий:

То есть теперь и золотая, и серебряная.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Золотые есть, и серебряные есть. Пока мы не знаем результаты, посмотрим, что у нас получится. По серебряным медалям нужны два условия, ну, равно как, собственно говоря, и по золотым. Первое - это определенное количество четверок, их не более четырех нужно для серебряной медали. Ой, не более двух для серебряной медали. Для золотой медали не должно быть четверок. Это первое. И второе - на определенное количество баллов нужно сдать ЕГЭ. То есть если ты сдал менее 70 баллов - золотая медаль не получается, если сдал менее 60 баллов - не получают серебряную медаль. Мне кажется, это справедливо.

Артем Жаворонков, ведущий:

Ну, вполне понятно, по крайней мере. Особенно когда ЕГЭ идет, что называется, вне общего табеля, который выставляют в конце года...

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

Да.

Артем Жаворонков, ведущий:

...каждому ученику.

Ну что ж, дорогие друзья, к большому сожалению, заканчивается наше эфирное время. Это большой экспертный эфир на 91.2 FM. Раиса Алексеевна Кассина, министр образования и науки Пермского края, была у нас в гостях. Артем Жаворонков провел этот разговор, Константин Вахрушев помогал нам за звукорежиссерским пультом. Я понимаю, что огромное количество еще тем и вопросов, которые, наверное, требуют разбора в рамках одного эфира каждый, но это мы отложим на потом.

Раиса Алексеевна, большое спасибо за то, что нашли время и приехали к нам и за интересный разговор.

Раиса Кассина, министр образования и науки Пермского края:

До свидания.

Артем Жаворонков, ведущий:

До свидания.


Обсуждение
1561
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.