Верхний баннер
05:39 | | 19 МАЯ 2024

$ 90.99 € 98.78

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:21, 28 марта 2011

Прямой эфир. Чем грозит нарушение миграционного законодательства?

Ведущий: В рамках дневного разворота на Пермском «Эхе» гость нашей студии заместитель начальника УФМС России по Пермскому краю Евгений Александрович Милов. Добрый день, Евгений Александрович.

Евгений Милов: Добрый день.

Ведущий: Веду разговор я – Юлия Хлобыст. Евгений Александрович, скажите, пожалуйста, все-таки, сколько у нас на сегодняшний день, какой процент мигрантов заезжает на территорию Пермского края, вообще, какой учет у вас сегодня, какая статистика?

Е.М.: Ну, если анализировать ситуацию о прибытии в Пермский край иностранных граждан, то последние 3 года, если перейти конкретно в цифрах, то я готов озвучить их. В докризисный 2008-й год мы достигли максимального количества прибывших к нам иностранных граждан. То есть, поставлено было на миграционный учет более 100 тысяч иностранных граждан. Ну, и в дальнейшем в 2009-м году и в 2010-м количество прибывших иностранных граждан снижалось. То есть, если в 2009-м году на миграционный учет было поставлено около 80 тысяч иностранных граждан, то также и в течение 2010-го года примерно то же количество – 81 тысяча иностранных граждан было поставлено на миграционный учет.

Ведущий: Это только тех, кто поставлен. А вот общее количество тех, кто въезжал, вообще, оно поддается каким-то образом учету?

Е.М.: Вот это как раз то общее количество, которые прошли через учет, которые прибыли на два дня, на неделю, которые прибыли на более длительные сроки. Это общее количество иностранцев, которые прошли через учет миграционной службы в Пермском крае.

Ведущий: Но есть еще неучтенные.

Е.М.: Ну, безусловно, что они есть.

Ведущий: Какой процент их?

Е.М.: Процент… посчитать его совершенно невозможно. Понятно, что система учета иностранных граждан с 2007-го года у нас достаточно упрощена, и поэтому каждый иностранный гражданин, прибывший в Пермский край, для него не составляет проблемы встать на миграционный учет, как в органах федеральной миграционной службы, так и через почтовые отделения.

Ведущий: Понятно. Скажите, пожалуйста, все-таки, вот вы говорите – не существует проблем встать на учет. Давайте немножко поподробнее. Каким образом человек должен встать на учет, и затем получить гражданство? Вот какие шаги он должен вообще предпринять для этого?

Е.М.: Ну, нужно начать, наверно, тогда, как человек въезжает в Российскую Федерацию. То есть, самое главное, что он въезжает по действительному документу, удостоверяющему личность, пересекает границу с Российской Федерацией, где получает миграционную карту с отметкой о пересечении государственной границы, это мы говорим о безвизовых странах, в основном, конечно, это СНГ, и прибывает в Пермский край. Здесь для постановки на миграционный учет ему необходимо предоставить принимающей его стороне свой национальный паспорт, миграционную карту, и уже в дальнейшем не сам иностранный гражданин, а принимающая его сторона осуществляет все действия, необходимые для постановки его на миграционный учет.

Ведущий: Какие это действия, и сколько они занимают по времени?

Е.М.: Постановка на миграционный учет производится в течение одного рабочего дня. То есть, принимающая сторона, уже гражданин, к которому прибыл иностранец, представляет в миграционную службу документы иностранного гражданина, свои документы, заполняет соответствующие бланки, и производится постановка на миграционный учет. Причем, допускается постановка как непосредственно в органах миграционной службы, так и через почтовые отделения, где отправляется уведомление принимающей стороной в наш адрес через почту.

Ведущий: Это, если есть принимающая сторона. А если нет принимающей стороны? Или, она должна быть вот, вообще, по любому?

Е.М.: Если иностранец прибыл в Пермский край, то он, ведь прибыл не на пустое место, а обязательно у него есть принимающая сторона. То есть, он с любой целью поездки, пусть это будет частная, рабочая, деловая, он прибыл сюда на конкретное место, где он будет пребывать. То есть, естественно, у него всегда есть принимающая сторона.

Ведущий: Дальше что происходит с этими людьми? Предположим, они хотят получить гражданство, хотят получить вид на жительство. И вот здесь мы должны, кстати, разделить. Есть люди, которые заинтересованы во временной миграции, я правильно понимаю? И есть те, которые хотят здесь остаться на постоянное место жительства. И это две разных категории, насколько я понимаю.

Е.М.: Да, безусловно. Есть категория трудовых мигрантов, которые приезжают сюда осуществлять трудовую деятельность, временные заработки, и возвращаются в свою страну. Есть та категория, которая переезжает в Российскую Федерацию, в том числе, в Пермский край, на постоянное место жительства. Их необходимо, конечно же, разделять. Ну, и в то же время, необходимо разделять иностранных граждан с безвизовым порядком въезда и с визовым порядком въезда. Если немножко на нашу ситуацию упростить, то это будет иностранные граждане из стран СНГ и из дальнего зарубежья. Тоже там порядок оформления законодательно разнится.

Ведущий: То есть, если гражданин прибывает сюда временно, то это одна процедура. И она несложная. То есть, нужно встать на миграционный учет, выполнить все соответствующие какие-то там телодвижения, оформить соответствующие документы, и сколько он может здесь оставаться?

Е.М.: Иностранный гражданин с безвизовым порядком въезда, то есть, это мы опять берем страны СНГ, может здесь находиться беспрепятственно до 90 суток.

Ведущий: Три месяца.

Е.М.: Три месяца.

Ведущий: И есть граждане, которые мигрируют сюда, так сказать, уже в надежде обрести здесь постоянное место жительства. Каковы должны быть их действия, чтобы получить гражданство, вот что они должны пошагово сделать и, самое главное, сколько это вообще занимает фактически времени?

Е.М.: Ну, если говорить про гражданство Российской Федерации, то иностранному гражданину, прибывшему в Пермский край на постоян6ное место жительства, после постановки на миграционный учет необходимо пройти еще две стадии, чтобы подойти к процедуре гражданства. То есть, первая стадии, это получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации на три года. Тоже необходимо для получения этого разрешения уже сам иностранный гражданин собирает необходимый перечень документов.

Ведущий: Он большой, этот перечень?

Е.М.: Он для стран безвизовых достаточно тоже небольшой, но включает в себя прохождение медицинского освидетельствования. После получения временного проживания на три года, прожив по этому проживанию в течение одного года, иностранец обращается с заявлением о выдачи вида на жительство в Российской Федерации. И вот по виду на жительство, прожив в Российской Федерации не менее 5 лет, иностранный гражданин имеет возможность обратиться с заявлением о приеме гражданства. То есть, процедура достаточно длительная.

Ведущий: То есть, не менее пяти лет проходит с того момента, как человек, приехавший сюда, может получить гражданство.

Е.М.: Да. Эта процедура у нас была упрощена до 1 июля 2009-го года, когда для получения гражданства иностранному гражданину из ближнего зарубежья не нужно было оформлять вид на жительство и проживать по нему 5 лет. То есть, достаточно было получить временное проживание на три года, и сразу же иностранный гражданин мог обращаться с заявлением о приеме в гражданство. То сейчас, после 1 июля 2009-го года законодатель изменил эту статью в законе о гражданстве. И, соответственно, был введен дополнительно вид на жительство и срок проживания - 5 лет.

Ведущий: Хорошо. Не могу не затронуть эту тему. Вы сказали о том, что человек, который собирается получать здесь гражданство, он должен пройти медицинское обследование. Вообще, насколько я понимаю, с медицинским обследованием у мигрантов очень тяжело дела обстоят. Так, не так?

Е.М.: Ну, я не могу с вами согласиться. То есть, если иностранцу необходимо оформить надлежащим образом документы, то без прохождения медицинского освидетельствования он не получит никакие документы. То есть, это, в принципе, обязанность на иностранце, и в основной массе они ее проходят.

Ведущий: А каким образом он может пройти? Потому что вот гражданин России должен иметь полис обязательного медицинского страхования. И с этим полисом он может, в общем-то, пойти в любое учреждение муниципальное, а сейчас уже и частные некоторые, которые работают по системе госгарантий, и там получить обследование. Каким образом иностранный гражданин может получить вот медицинское обследование, и вообще, медицинскую помощь?

Е.М.: Медицинское обследование иностранный гражданин получает на платной основе, так как, соответственно, нет у него полиса медицинского страхования.

Ведущий: И это единственный вариант.

Е.М.: Ну, на сегодняшний день, да. То есть, бесплатной медицины у нас для иностранных граждан не существует. Но, я думаю, что экстренную помощь в любом случае любому гражданину медучреждение и «Скорая помощь», в том числе, оказывает.

Ведущий: Даже без медицинского полиса.

Е.М.: Конечно.

Ведущий: Даже мигранту. Хорошо. Чем грозит мигранту ситуация, когда он не прошел регистрацию вовремя?

Е.М.: Если иностранный гражданин нарушает правила миграционного учета, то за это предусмотрена у нас административная ответственность в кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, где санкции этой статьи – это штраф административный от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, либо без такого.

Ведущий: Какой срок считается просроком? Вот скажите, в какой срок я должна пройти регистрацию, чтобы не получить вот этот штраф, как вы говорите, от двух до пяти тысяч, а дальше уже выдворение?

Е.М.: Законом о миграционном учете срок установлен. Это три рабочих дня со дня прибытия иностранца в Пермский край. Но уже внесен, и, по-моему, даже подписан президентом Российской Федерации федеральный закон, который вносит поправки. И этот срок будет увеличен до семи дней, что вполне возможно, для иностранца будет возможностью успеть в семидневный срок законно встать на миграционный учет.

Ведущий: То есть, в течение трех рабочих дней иностранец обязан встать на миграционный учет. Ваши службы справляются с этим? Может быть, не все зависит от человеческого фактора, предположим, когда человек по каким-то причинам не идет? Может быть, есть и такой фактор, когда ваши службы не справляются, чтоб поставить на учет вовремя?

Е.М.: Нет, такой проблемы у нас не существует. Мы проводим постановку на миграционный учет, как в Управлении федеральной миграционной службы, так и в наших территориальных подразделениях в Пермском крае, в том числе, поэтому здесь проблемы не существует.

Ведущий: Вроде бы пока все гладко. Но у нас есть письмо. Письмо – конкретный случай. И оно… не знаю, насколько оно показательно. Но думаю, что это не единственный случай, который вот происходит у нас в Прикамье. Я зачитаю, и потом мы попросим дать комментарий по этому письму и Уполномоченного по правам человека, который у нас будет на связи – Татьяну Ивановну Марголину, и Евгения Александровича Милова. Письмо написал Ясницкий Леонид Нахимович, это профессор Пермского Государственного университета и Почетный работник высшей школы. Адресовал он его и начальнику УФМС по Пермскому краю, и, соответственно, копия пошла к Уполномоченному по правам человека. Собственно, это те два ведомства, которые у нас сегодня, так или иначе, будут комментировать это послание. Что пишет Леонид Нахимович Ясницкий. «Находясь в отделении экстренной хирургии медсанчасти № 1, я стал свидетелем случая, поразившего меня своей жестокостью и глупостью. К нам в палату привезли под милицейским конвоем серьезно раненого в живот человека. Его зовут Сергей Алексеевич Ярных. Как выяснилось, он пытался покончить с собой, оказавшись в безвыходном положении. Его краткая биография. Родился в 1958 году в городе Горнозаводске Пермской области. Родители, когда ему исполнилось 9 лет, по состоянию здоровья решили сменить климат, и переехали в Узбекистан. Через несколько лет Сергей Алексеевич вернулся в Пермь, и отсюда ушел служить в Советскую Армию. После демобилизации вернулся в Пермь, однако вынужден был уехать в Узбекистан к больным родителям. После смерти родителей, после распада СССР, он не смог жить и работать в Узбекистане. Пришлось продать квартиру. Денег от продажи квартиры хватило только на билет на Родину, в Россию, в Пермь. Здесь, имея паспорт гражданина Узбекистана, работал в Лысьве. Собирался сменить гражданство. Но не успел. Был задержан миграционной службой, и Лысьвенский городской суд 29 октября 2010-го года вынес решение о его депортации в Узбекистан, где нет ни жилья, ни родственников, ни работы. Уже находясь в спецприемнике города Перми, перед самой отправкой, понимая, что в чужой стране Узбекистане его никто и ничто не ждет, Сергей Алексеевич, не находя выхода, совершил попытку самоубийства. Врачи вернули его к жизни. Изложенную историю, - пишет Леонид Яхницкий, - я узнал из разговора с Сергеем Алексеевичем. Он весьма славный человек. После беседы с ним я звонил в миграционную службу. Конвоиры, которые днем и ночью находились в палате, и сотрудники миграционной службы, сочувствовали Сергею Алексеевичу, но должны были выполнять постановление суда. Прошу, если у вас есть хоть какая-то возможность и полномочия, помогите бывшему соотечественнику Сергею Алексеевичу Ярных сохранить жизнь и найти выход из сложившейся ситуации. И подпись профессора Пермского Государственного университета Леонида Нахимовича Ясницкого. Вот такое письмо, такой, по сути дела, крик души. Я разговаривала с Леонидом Нахимовичем перед эфиром. И он сказал, что решение краевого суда осталось в силе. И, видимо, Сергея Алексеевича Ярных, его депортируют все-таки в Узбекистан. То есть, по сути дела туда, где у него ничего не осталось. Также Леонид Нахимович Ясницкий сказал мне в разговоре о том, что, когда он побывал в спецприемнике вот в этом, где находятся депортанты, то он понял, что это случай далеко не единственный. Что на самом деле таких людей, которых выдворяют, причем, бывших наших соотечественников, причем, земляков, я бы даже сказала, они есть. это не единственный случай. Поэтому предлагаю сейчас комментарий Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Ивановны Марголиной. Добрый день, Татьяна Ивановна.

Татьяна Марголина (по телефону): Здравствуйте.

Ведущий: Вы слышали сейчас, да, письмо, которое я зачитывала, и, вероятно, вы в курсе ситуации, потому как копия этого письма ушла к вам в ведомство.

Т.М.: Да, и не только знаю это письмо из вашего эфира. Я читала также взволнованно этот текст, когда это письмо пришло мне. И в этой ситуации, она, действительно, такая, с точки зрения юридической, спорная. С точки зрения правовой, на мой взгляд, она все-таки имеет перспективу иную. Что я имею в виду. Мы, поняв, что буквально сегодня, например, могла бы состояться депортация этого человека в другую страну, мы попытались на прошлой неделе, есть такие срочные правила обращения в Европейский суд, правило 39, когда высылаемому человеку в другую страну либо грозит какая-либо опасность, либо идет вторжение в его личную или в семейную жизнь. Мы попытались через эти срочные правила обратить внимание Европейского суда на эту ситуацию. Вчера вечером мы получили ответ, из которого следует, что, к сожалению, в строгом варианте под эти правила данный случай не подпадает, но в обычную процедуру Европейского суда это дело может быть взято, и даже этому делу, если можно так сказать, уже присвоен определенный номер, по которому Европейский суд готов анализировать эту ситуацию. Если же вернуться к событиям Пермского края, мне, например, очень странно. Это очень редко бывает, что, например, на протест прокурора, который вынесен по решению суда первой инстанции, реагирования не было. На мой взгляд, это проблема, действительно, сложная, и, в то же время, типичная. Я вообще считаю, что социальная составляющая, родственные связи людей, уже состоявшиеся новые социальные связи, они обязательно должны учитываться при принятии решения о выдворении человека. Причем, не только тем, кто инициирует это выдворение, но и судом тоже. Я очень надеюсь, что после анализа этой ситуации, и министерство социального развития, и служба миграционная, надеюсь, и с нашим участием, мы бы посмотрели возможные варианты взаимодействия для того, чтобы определять, по сути, жизненную судьбу бывших наших земляков. Ведь смотрите, на самом деле, этот человек трижды с 2005-го года обращался в паспортную службу со своей проблемой. И, к сожалению, фактически должной необходимой даже информационной помощи по этому поводу он не получил. Очень разнятся характеристики его жизни здесь, в Пермском крае. То есть, у нас есть информация, что он работал. К сожалению, в малых городах работать за деньги не всегда получается, работал, что называется, за еду. Но это почему-то не нашло отражение в характеристиках его, когда решался, в том числе, и вопрос о его высылке. Но дело даже не в характеристиках. Дело в принципе. Многие люди, семейные отношения которых были разорваны вот этими событиями разделенности нашей бывшей большой страны, еще сегодня испытывают проблемы возможности своего жизнеустройства в нашей стране. Хотя какое-то время они жили в других странах. Поэтому мне кажется, что здесь и эту ситуацию, и другую надо обязательно рассматривать очень внимательно с учетом социальной составляющей, учетом семейной связи. Кстати, если бы он был, например, женат здесь, то это было бы очень веское основание для того, чтобы вообще не ставился вопрос о его выдворении. Потому я бы не стала ставить точку, не смотря на то, что на уровне национального законодательства все уже состоялось. И если есть сегодня возможность у каждого человека еще раз посмотреть возможность разрешения этого спора, но на уровне уже Европейского суда, мне кажется, в данном случае мы этот вариант должны тоже использовать.

Ведущий: Татьяна Ивановна, вы сказали в самом начале своей речи о том, что европейский суд даже в срочном режиме, в общем-то, дал понять, что каких-то решений по этому человеку принципиально новых принято не будет. От кого, вы считаете, сейчас будет зависеть его судьба, может зависеть его судьба? Как ему вообще помочь?

Т.М.: Почему? Вы, вероятно, меня не так поняли. Европейский суд, там есть очень строгая процедура рассмотрения срочных дел и дел обычным порядком. Наоборот, Европейский суд присвоил ему номер, по которому обычная процедура защиты его в Европейском суде возможна. Я отела бы это подчеркнуть. Просто есть некие нюансы срочных процедур, где сразу решается вопрос, говорящий о том, что высылать нельзя. Здесь есть некий спорный вариант, который требует специального разрешения. И потому обращение в Европейский суд в ближайшие дни перспективу рассмотрения имеет, потому что рекомендовано… сегодня ему номер уже присвоен. Значит, он взят в работу.

Ведущий: Спасибо. Татьяна Ивановна.

Т.М.: Пожалуйста.

Ведущий: Спасибо вам за комментарий.

Т.М.: Спасибо.

Ведущий: Евгений Александрович, вам, безусловно, дам прокомментировать это письмо, и ответить, в том числе, и Татьяне Ивановне. Сейчас у нас звонок. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Добрый день. Бессонов. Да, Татьяна Ивановна Марголина, к сожалению, педагог, и поэтому слабо знает нормы международного права. Вот по новому международному праву гражданство определяется по гражданству родителя и по территориальности. Этот человек, родители, родились на территории Пермского края. Поэтому по нормам права, которые содержатся ????????? (неразборчиво) конституции, конвенции мы эти все ратифицировали, являются частью внутреннего законодательства. Его нужно присваивать. Что касается Европейского суда и номера, это мертвое право. Там рассматривают очень долго, и практически то, что присвоен номер, не факт, что он будет рассмотрен. Поэтому здесь вопрос нужно решать по рождению гражданства родителей.

Ведущий: Спасибо, Алексей Борисович. Вот, к сожалению, не знаю, соглашаться с вами или не соглашаться просто, потому что я, может, тоже по образованию педагог и не сильно хорошо знаю право. Но я думаю, что, если Уполномоченный по правам человека говорит о каких-то вещах, я думаю, что она, по крайней мере, компетентна в этих вещах. Итак, Евгений Александрович, давайте попытаемся прокомментировать эту ситуацию с точки зрения Управления федеральной миграционной службы.

Е.М.: Вы знаете, я бы, наверно, тоже разделил эту проблему на две части – на юридический аспект, и, может быть, на моральный, эмоциональный аспект. Да, безусловно, после распада Советского Союза, огромная категория наших соотечественников осталась за пределами Российской Федерации. И до 2002-го года, до принятия закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, в течение, получается, одиннадцати лет действовали единые правила по регистрации иностранных граждан на территории всего Советского Союза. После принятия указанного закона в 2002-м году все иностранные граждане, все граждане, которые проживают в республиках стран СНГ, стали для нас такими же иностранными гражданами, как и дальнее зарубежье. И поэтому, безусловно, гражданин, прибывший после 2002-го года по национальному паспорту одной из республик СНГ, безусловно, должен был…

Ведущий: То есть, без разницы, где родились его родители, и кто они были там по паспорту и по национальности. Но, если он проживал там и получил паспорт там, и гражданство той страны, то все.

Е.М.: Формально для государственного органа, конечно, мы рассматриваем его, как иностранного гражданина. И все те процедуры, которые он прошел через судебные инстанции, даже они не нашли оснований для неприменения к нему административного выдворения. Если же комментировать моральную сторону, то, конечно же, может быть, процедуру оформления гражданства данной категории граждан нужно было максимально упростить. То есть, сейчас она у нас опять единая для всех категорий граждан. То есть, эти процедуры оформления гражданства. Отсюда эта проблема.

Ведущий: В данной ситуации вот чем может помочь ваше ведомство этому человеку? Или все уже? Суды состоялись, и одна надежда на Европейский суд, как говорит Татьяна Ивановна Марголина.

Е.М.: Ну, безусловно, судебное решение федеральная миграционная служба отменить никоим образом не может. Процедура исполнения судебного решения об административном выдворении у нас возложена на органы внутренних дел. То есть, в настоящее время этой процедурой занимается ГУВД по Пермскому краю. Ну, здесь необходимо, наверно, просто … Наша функция - это разъяснить всем иностранным гражданам, в том числе, и нашим соотечественникам, которые пребывают в Пермском крае. Пожалуйста, приходите, оформляйте необходимые документы. Если есть какие-то проблемы у вас в территориях, необходимо, конечно же, обращаться в вышестоящую инстанцию. Мы никогда и никому в этом случае не отказываем.

Ведущий: То есть, проблема данного человека – в отсутствии у него документов. И то, что он их не смог оформить.

Е.М.: Ну, конкретно, комментировать я не могу. Но, видимо, скорее всего, человек въехал по паспорту гражданина Узбекистана. Никакие документы своевременно не оформил, и остался здесь незаконно пребывать.

Ведущий: У нас звонок. Добрый день.

Слушатель: Алле. Здравствуйте. Меня зовут Игорь. Коротко вот, что хочу сказать. Я вот на Западной Украине в центре Львова прожил три месяца. Основанием служил билет железнодорожный. То есть, 90 суток я имею право не регистрироваться в иностранном государстве. Возникает два вопроса. Вот украинцев у нас здесь частенько заставляют регистрироваться, хотя 90 суток они имеют право здесь жить без регистрации. А второй вопрос какой. Во Львове нет кавказцев, вообще, ни одного. А у нас их в Карагайском районе они добывают лес. Вот что вот они все прямо зарегистрированы, все эти азербайджанцы, и так далее? Вот у меня такой вопрос. Вы Карагайский район проверяли или нет вот комплексно так? С милицией, с ФСБ. Есть у них регистрация или нет, у этих лесодобытчиков? Потому что во Львове кавказцев нет. И на Западной Украине их тоже нет. Ни одного. Вы не поверите. Ни на рынках, ни на улицах их нет, хотя закон, пожалуйста, приезжай. Не едут туда, не хотят, не пускают местные жители. А у нас вот… украинцы говорят, что у кавказских диаспор все права. Они просто покупают себе паспорта до истечения пятилетнего срока. А украинец не может гражданство получить.

Ведущий: Спасибо, Игорь. Что скажете, Евгений Александрович?

Е.М.: Ну, ситуация Карагайского района, она постоянно на слуху, в том числе, в федеральной миграционной службе. Там неоднократно проводились, безусловно, проверки совместно и с ГУВД по Пермскому краю. То есть, ситуацию мы держим на постоянном контроле. Да, там работают и трудятся иностранные граждане, в том числе, часть этих иностранных граждан уже прошли эти процедуры и получили российское гражданство. Но регулярно, в то же время, мы выявляем там нарушения, привлекаем к административной ответственности, и, в том числе, выдворяем иностранных граждан.

Ведущий: Возвращаясь немножечко назад, все-таки давайте поставим точку в ситуации вот с этим нашим соотечественником, которого уже выдворяют из Пермского края, на защиту которого встал Уполномоченный по правам человека. Это, получается, его счастье, что он встретил неравнодушных людей на своем пути, и дальнейшую его судьбу как вы можете спрогнозировать? Скажем, Европейский суд, если он оспорит все предыдущие решения суда, он остается в Пермском крае, или как? И что будет со всеми остальными нашими соотечественниками? Тут мы уже на более глобальные темы выходим.

Е.М.: Ну, безусловно, если решение Пермского суда будет отменено вышестоящей инстанцией, Европейским судом, то, соответственно, никто иностранного гражданина за пределы Российской Федерации не выдворит. И в дальнейшем уже будет возможность у него должным образом оформить все необходимые документы.

Ведущий: Что касается других наших соотечественников, оказавшихся в подобной ситуации. Вот со стороны Пермского края какая-то помощь, с вашей стороны – Управления федеральной миграционной службы по Пермскому краю, какая-то помощь им может быть оказана? Или мы говорим, что есть федеральное законодательство, которое вот, как бы, одно на всех, и мы никакого исключения ни для кого здесь не делаем?

Е.М.: Ну, к сожалению, государственная программа по переселению соотечественников, которая действует на территории 30 субъектов Российской Федерации, в Пермском крае на сегодняшний момент еще не принята. Поэтому с этой стороны сложно что-то нам чем-то помочь нашим соотечественникам. Наша задача здесь информировать своевременно, чтоб иностранный гражданин знал, куда ему обратиться и какие документы оформить. Вот это наша основная задача. Это мы делаем и на нашем сайте, с помощью средств массовой информации. Существует у нас телефон доверия, где регулярно приходят звонки и жалобы граждан, которые мы стараемся своевременно, в срок и с максимальной пользой разрешить.

Ведущий: А почему так долго тянется прием вот этой программы помощи соотечественникам? Вы говорили, что она действует практически в 30 регионах. Но это ведь действительно, самая настоящая… силы и подспорье для нас. Только из стран СНГ, я говорю уже про Россию, 5-6 миллионов соотечественников, могут вернуться в Россию. Понятно, что какая-то часть этих людей, возможно, придется на Пермский край. Вот это та реальная сила. Они знают край, они знают здесь ситуацию. Они могут здесь остановиться, жить и работать.

Е.М.: Ну проблемы, здесь, наверно, больше всего экономического характера. То есть, федеральное законодательство, которое предусмотрело эту государственную программу, возложило обязанности по трудоустройству и обеспечению жильем этих соотечественников на субъекты Российской Федерации. Безусловно, что в Пермском крае соотечественники нужны. Они нужны, как в медицине, как преподаватели, как в сельском хозяйстве они востребованы. Но вопросы экономические, вопросы здесь финансовые. Необходимо этих иностранцев принять, трудоустроить и обеспечить их жильем. В то же время, у нас не все жители Пермского края имеют достойную работу, достойное жилье. Поэтому эта проблема существует. Но надеемся, что в текущем году все-таки эта программа заработает и в Пермском крае. И мы сможем начать эту работу.

Ведущий: Добрый день. Говорите, пожалуйста.

Слушатель: Алле. У меня вот реплика и вопрос. Я бы назвал эту историю с соотечественником маразмом, понимаете. Родители родились здесь, армию, по-моему, от России служил, продал квартиру, вернулся. Неужели пермские власти ничего не могут решить вопрос без судов? И второй у меня вопрос. Вот все, которые иностранные, неужели у них нет временной медицинской страховки? Все, спасибо.

Ведущий: Пожалуйста. По-моему, на ваш вопрос по поводу страховки, Евгений Александрович, вы уже ответили. У мигрантов, я правильно понимаю, страховки медицинской нет?

Е.М.: Нет. Нет обязательного медицинского страхования для иностранных граждан. Если он желает добровольно, он застрахуется. Если нет, то нет. Ну, для прохождения процедур по трудоустройству, оформления вида на жительство медицинское освидетельствование для иностранного гражданина является обязательным.

Ведущий: Мы выяснили, что программы помощи соотечественникам, как таковой, в Пермском крае нет. Она только планируется быть принятой пермскими властями, краевыми властями. Соответственно, на сегодняшний день, как пояснил Евгений Александрович, экономические рычаги помощи для наших соотечественников или не наших соотечественников, которые могли бы остаться в Пермском крае и жить, они сегодня пока не работают. Нет программы – нет и экономических рычагов. То есть, люди сами, может быть, и могут каким-то образом трудоустроиться, но вот на уровне региональной власти пока такой поддержки, к сожалению, нет. У нас звонок. Говорите, пожалуйста.

Слушатель: Здравствуйте. Вячеслав. Хотелось уточнить. Могу я нанять иностранных граждан на работу? И какие должны быть у них документы? Должен ли я куда-то отчитываться?

Ведущий: У вас есть, Евгений Александрович, какие-то уточняющие вопросы, например, какая это работа? То есть, в какой сфере?

Слушатель: Строительная.

Ведущий: Строительная сфера.

Слушатель: Да.

Ведущий: Много ли вам нужно человек?

Слушатель: Человек 10-15.

Е.М.: Отвечая на вопрос радиослушателя, я хотел бы заметить, что существует у нас два порядка приема иностранных граждан на работу. То есть, один порядок – это прием на работу юридическими лицами, который у нас определяется федеральным законодательством, где говорится о том, что необходимо оформить разрешение на работу для иностранного гражданина. Для наема на работу иностранных граждан у физического лица с 1 июля 2010-го года федеральным законом введено такое понятие, как патент на работу.

Ведущий: Что это такое?

Е.М.: Патент на работу - это очень достаточно быстрая и простая процедура трудоустройства иностранного гражданина у физического лица. Здесь физическому лицу - гражданину Российской Федерации не нужно участвовать в системе квотирования иностранной рабочей силы. То есть, нужен ему иностранный гражданин для выполнения какой-то конкретной работы, для этого иностранный гражданин обращается в федеральную миграционную службу и оформляет патент на работу для иностранного гражданина.

Ведущий: А потом сам ищет себе работодателя.

Е.М.: А потом сам ищет себе работодателя.

Ведущий: Понятно. В случае с Вячеславом, если он хочет нанять себе иностранных граждан на работу, он куда должен обращаться?

Е.М.: Ну, ему, необходимо, наверно… У нас, как таковой, биржи труда иностранных граждан не существует. То есть, это инициатива гражданина Российской Федерации, где искать ему иностранных работников. Но для того, чтобы принять его к себе на выполнение каких-то работ, он обязательно должен убедиться, что иностранный гражданин находится здесь законно, и что имеет патент на работу. Потому что ответственность за нарушение правил привлечения иностранных граждан влечет , как ответственность для иностранца, который незаконно работает, так и для гражданина Российской Федерации, который незаконно привлек иностранца к работе.

 

Ведущий: Кстати, смотрите, какая у нас с вами мысль родилась, буквально, в процессе эфира. То есть, такой площадки по устройству на работу иностранных граждан, то есть, площадки, где бы находили себя те, кто предлагает работу, и те, кто хотят трудоустроиться, ее нет. По сути дела, это поле для деятельности. Может быть, даже вашей службы. Вы не думали об этом?

Е.М.: Ну, у нашей службы полномочия, они четко определены законом. То есть, мы не можем осуществлять функции агентства по занятости. Поэтому здесь это все отдано в частные руки. Соответственно, бизнес сам регулирует эти свои процессы.

Ведущий: Ну, скажем, с агентством по трудоустройству можно вести такие переговоры. Или нет? Со службой занятости, например.

Е.М.: Ну, я думаю, что банк вакансий в службе занятости существует, и там, наверно, есть категории как российских граждан, ищущих работу, так и, возможно, иностранцев.

Ведущий: Скажите, пожалуйста, Евгений Александрович, вот количество мигрантов, вообще, за последние годы выросло. Это показывает разная статистика. Законы, регламентирующие пребывание здесь иностранцев, ну, не всегда четко работают. А, между тем, вот, например, на январь 2011-го года есть статистика, говорящая о том, что только молодежи до 24-х лет в городе существует 16 процентов безработных, на селе - 20 процентов безработных. Это я говорю о нашей молодежи, не мигрантской. То есть, это российская молодежь. Может быть, в этом плане начать вести работу, то есть, не по привлечению трудовой рабочей силы бесплатной, а все-таки как-то наших привлекать к работе?

Е.М.: Безусловно, эта работа проводится. Ежегодно уполномоченный орган при правительстве Пермского края, которая определяет необходимость привлечения иностранной рабочей силы в Пермский край, определяет как общее количество иностранцев, необходимых экономике края, так и с конкретной его разбивкой по предприятиям, которые привлекают иностранцев. И в том случае обязательно рассматриваются вопросы приоритета трудоустройства граждан Российской Федерации, наших жителей. Только после того, если работодатель не может найти на данные специальности и профессии местного, так скажем, жителя нашего края, в этом случае он уже подает заявку на привлечение иностранной рабочей силы.

Ведущий: И последний вопрос. Это все-таки, каким образом вы контролируете тех работодателей, которые не выполняют, что ли, свои функции по правильному трудоустройству мигрантов? Ну, например, там, платят «серую» заработную плату, и так далее, и так далее, в общем, используют мигрантов, неоформленных официально. То есть, как-то вы боретесь, вообще, с этим явлением?

Е.М.: Данный вид деятельности мы ведем на постоянной основе . То есть, на федеральную миграционную службу возложена функция не только оказания госуслуг, но и государственного контроля, в том числе, за привлечением иностранной рабочей силы. Данные мероприятия проводятся как на плановой, так и на внеплановой основе. Если конкретно по цифрам, то за прошлый год мы привлекли 473 работодателя за незаконное привлечение иностранных к рабочей силе. В том числе, у нас есть прецеденты, Для юрлиц у нас достаточно крупные штрафы – от 250 до 1 миллиона рублей.

Ведущий: Ну, что ж, на этой, не совсем позитивной ноте, мы закончим наш разговор. Просто хочется пожелать вам, чтобы все те, кто приезжают сюда в наш Пермский край, официально вставали на учет, и, наверное, таким образом будет лучше и вам, и этим людям, которые приехали. Я благодарю за участие Евгения Милова. В студии работала Юлия Хлобыст. Всего хорошего. До встречи.

Е.М.: До свидания.


Обсуждение
2025
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.