Верхний баннер
18:45 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:13, 17 февраля 2020

Почему эксперимент по централизации лабораторий в Прикамье может закончиться провалом

Врачи рассказали «Эху Перми» о первых итогах работы больниц в составе централизованной лаборатории.

В результате реализации «сырого» проекта медучреждения столкнулись с задержками получения результатов анализов, увеличением расходов на лабораторные услуги и невозможностью соблюдения порядков оказания медицинской помощи.

Первый «блин»

Суть проекта заключалась в том, что все лаборатории в Пермском крае необходимо объединить в одну (централизованную клинико-диагностическую лабораторию), а в стационарах оставить лишь экстренные, которые бы работали в виде «отделений».

Теперь уже бывший министр здравоохранения Пермского края Дмитрий Матвеев неоднократно заявлял, что основная цель реорганизации лабораторной службы — ее стандартизация. Мол, оборудование в лабораториях все устаревшее, специалисты уже давно не ездили на переобучение. Главная претензия, которая звучала в адрес сотрудников лабораторных служб, — несоответствие анализов: в разных лабораториях один и тот же анализ имеет разные результаты, поэтому они не внушают доверия.

Но все это были слова. А как же реформа претворялась в жизнь на деле?

5 июля 2019 года Минздрав выпустил приказ «Об организации централизованной клинико-диагностической лаборатории», в котором были четко прописаны не только перечень медучреждений, которые войдут в централизованную лабораторию, список исследований, но и порядок взаимодействия медучреждений и центральной лаборатории.

При этом для каждого из пунктов приказа были прописаны свои дедлайны. Так, в срок до 1 августа 2019 года в регионе необходимо было создать централизованную клинико-диагностическую лабораторию. В срок до 15 июля 2019 года — утвердить перечень медучреждений и организовать работу с ними. До 1 ноября 2019 года необходимо было провести все мероприятия по оснащению ЦКДЛ всем необходимым оборудованием. До 31 августа 2019 года совместно с главным внештатным специалистом по клинико-лабораторной диагностике подготовить и направить в ТФОМС Пермского края технологические карты с целью расчета тарифов на медуслуги.

Главврачам медучреждений необходимо было провести в трудовых коллективах собрания по разъяснению всех проводимых мероприятий и обеспечить соблюдение трудовых прав при сокращении работников.

Директору МИАЦ Юлии Сагындыковой необходимо было организовать доработку ЕИСЗ ПК в срок до 1 октября 2019 года. Контроль за исполнением приказа был возложен на первого заместителя министра здравоохранения Пермского края Шамиля Биктаева.

В перечень медорганизаций, в которых закрывались собственные лаборатории и вместо них открывались «филиалы» ЦКДЛ, были включены ГКП № 2, ГКП № 5, КДКБ, ГКБ № 3, ГКБ им. Тверье, ГКБ № 7, Уинская ЦРБ, Суксунская ЦРБ, Кишертская ЦРБ, Пермская ЦРБ, Осинская ЦРБ, Куединская КРБ, Чернушинская РБ, Октябрьская ЦРБ, Еловская ЦРБ, Бардымская ЦРБ, Березовская ЦРБ, Ординская ЦРБ, Кунгурская ЦРБ, ДГП № 4, ДГК им Пичугина и ГБ № 8.

Для неэкстренных лабораторий был утвержден перечень исследований: гематологические, иммуногематологические, общеклинические, цитологические, биохимические, коагулологические, исследование гормонов и онкомаркеров серологические и ПЦР-исследования. Но включены туда не все виды лабораторных анализов.

Частный интерес

В 2018 году в Пермском крае на базе Пермской краевой клинической больницы был создан ГАУЗ «Централизованная клинико-диагностическая лаборатория» (ЦКДЛ) с пропиской по адресу: ул. Маршала Жукова, 33, где находится перинатальный центр.

Примечательно, что директором нового учреждения был назначен бывший директор ООО «Лабдиагностика» Олег Судюков, который первое время совмещал обе эти должности.

Долгое время считалось, что создание ЦКДЛ — всего лишь уловка, а централизация лабораторий проводится с целью последующей их передачи на аутсорсинг. При этом назывались две компании, которые могут получить крупные контракты по обслуживанию медучреждений: «МедЛабЭкспресс» и «Лабдиагностика».

Однако после полутора лет подготовки реформы выяснилось, что ни медучреждения, ни сама лаборатория к работе не готовы. Так, например, массу вопросов вызывает порядок взаимодействия медицинских организаций и ЦКДЛ. Если сотрудники экстренных лабораторий («филиалов ЦКДЛ») не являются штатными работниками этих больниц, то как медучреждение должно контролировать их работу?

В приказе прописано, что медучреждения должны назначить ответственных за проведение исследований, которые должны следить за соблюдением технологии, принятием срочных клинических решений, контролировать обоснованность и количество назначенных исследований и все. Доставка контейнеров с биоматериалами — это тоже зона ответственности медучреждения, а не ЦКДЛ.

Централизованная лаборатория, в свою очередь, отвечает только за обеспечение работников необходимым оборудованием, хранение талонов, формирование реестров и счетов, выполнение исследований и отправку результатов.

Первые итоги реформы

Все вышеперечисленное — это лишь планы, то, как ЦКДЛ должна была работать в регионе. На деле все вышло иначе. Как сообщают наши источники, сбои начались практически сразу. Время доставки результатов анализов увеличилось в три раза.

— Одно дело — когда вся цепочка в медучреждении, и ты можешь отследить ее от начала (забора биоматериала — прим. ред.) и до конца (получения результата — прим. ред.). И совсем другое — когда все звенья цепи разные, каждый отвечает только за свой «участок». В итоге за конечный результат ответственности никто не несет. Поэтому анализы теряются, выполняются с задержками, либо совсем не делаются, — говорит собеседник.

Кроме того, приказом не прописано правовая коллизия, возникающая между порядками оказания медицинской помощи и новым документом. Как быть врачам на местах, если некоторые виды анализов сделать в предельно сжатые сроки невозможно, а по порядкам оказания помощи они должны быть выполнены, чтобы можно было оказать экстренную помощь пациенту. Кто в этом случае будет нести ответственность за результат лечения?
Немаловажным фактом стали и тарифы на выполнение лабораторных услуг. Первоначальный посыл всей реформы звучал примерно так: объединение и транспортировка анализов будет дешевле, чем содержание целой лаборатории. Но выяснилось, что с учетом стоимости контейнеров и транспортировки расходы вырастут примерно в два раза.

К этому еще и добавились проблемы с ЕИСЗ, которая, как известно, работает в Пермском крае со сбоями. В общем, на выходе получился целый массив проблем. Но, несмотря на это, реформа продолжает реализовываться.

Система, как рапортуют в Минздраве, работает. Худо-бедно, но идет. Правда, куда идет, непонятно, учитывая, что в регионе достаточно других проблем, где сегодня необходимы деньги, усилия и новые управленческие решения. Президент России Владимир Путин поставил одной из основных задач модернизацию первичного звена. Строительство новых ФАПов, их оснащение, решение кадровых проблем. Но, несмотря на это, в Пермском крае обозначились свои приоритеты — это например, централизация лабораторных и бухгалтерских услуг. Вряд ли опасный эксперимент с поликлиниками-стационарами, которые объединялись и разъединялись, в данном случае удастся провернуть с лабораториями, которые, объединив всего лишь один раз, разъединить уже будет сложно.

Почему эксперимент по централизации лабораторий в Прикамье может закончиться провалом

Фото: zoon.ru


Обсуждение
4508
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.