Верхний баннер
19:58 | ЧЕТВЕРГ | 18 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 17 марта 2014

"Мы готовим не просто учителя биологии. Его подготовка должна приближаться к специалисту по работе с человеком", - Константин Егоров

- Роль гуманитариев в сегодняшнем обществе представляется мне не совсем ясной и понятной. Мне как филологу часто приходится слышать рассуждения на тему, зачем вообще столько нужно филологов, чтобы учить детей русскому и литературе, их нужно на порядок меньше. Большинство не работает по своей основой специальности, кроме того, кризис перепроизводства юристов, экономистов и так далее. Сколько нужно обществу гуманитариев: нужно ли их меньше или больше, чем технарей?

 

- Не хотелось бы обсуждать вопрос в таком количественном ключе, потому что любой прогноз – дело не совсем благовидное.  Тем более, если это касается макроэкономических прогнозов, связанных с востребованностью специальностей, это очень сложная вещь особенно в условиях экономики сегодняшнего типа. Я не совсем сторонник подхода, когда говорят, что мы перепроизводим достаточно большое количество гуманитариев или учителей по одной причине – если мы сегодня смотрим в структуру образования Пермского края, региональную систему, то понимаем, что большинство учителей, которые работают в школах, это подвижники, которые имеют глубоко пенсионный возраст или запенсионный. Поэтому не приведи господь, случится какая-нибудь ситуация, когда массовый исход из школ произойдет. Мы прекрасно понимаем, что невозможно готовить впрок учителя и невозможно, с другой стороны, находиться на той модели образовательной востребованности, которая сегодня существует в Пермском крае. Здесь ножницы, серьезная проблема. Она решается и министерством образования Пермского края, и нашим университетом.

 

- Какая проблема: не хватает учителей?

 

- Мы уже когда-то с вами говорили, что есть отдельная востребованность в учителях отдельной специальности. Сегодня отдельным рядом проектов Пермского края «Мобильный учитель», например, проблема начинает решаться. Но я бы в нашу тему хотел внести другой аспект, больше говорить о гуманитарной составляющей, почему сегодня в обществе наиболее востребованы гуманитарии. В чем мы видим основную причину? Дело в том, что сегодня происходят очень серьезные, радикальные изменения во всех сферах деятельности, жизни человека и общества, в том числе сферы образования. Может быть, они не настолько явны, но ощущаются. Выпускник педагогического вуза сегодня, и мы это прекрасно сознаем, должен быть готов к решению тех задач, которые перед ним ставит общество. Мы прекрасно при этом сознаем, что продукт для нас – это выпускник – не всегда отвечает востребованиям нашего регионального сообщества. В 2013 году, конце 2012 года мы проводили широкомасштабные исследования о востребованности образовательных программ и востребованности выпускников методом фокус-групп, экспертных оценок. Мы увидели очень интересную ситуацию – большинство работодателей фиксирует в качестве требований к выпускнику не совсем профессиональные знания и профессиональные качества. Я бы вынес то за скобки, назвал бы эту характеристику «надпрофессиональной компетенцией».

 

- Мы говорим о работодателях в сфере образования?

 

- Шире, педагогический университет работает в разных сферах. Что консодидирует всех работодателей, одна важная характеристика – профессиональные компетенции, которая, как считает работодатель, должна развиваться в вузе. Если мы посмотрим наш стандарт, как правило, он не говорит о таких компетенциях, как личностный рост, умение работать в проектных командах, проектное мышление.

 

- Работодатель прямо заказывает людей, способных к личностному росту?

 

- Саморазвитие, устремленность на успех. Где-то даже звучит оптимизм деятельности. Что это сегодня такое? то, с чем мы сталкиваемся, это своеобразный гуманитарный запрос на меняющееся поле образования, которое происходит. Сегодня в образовании появляется новое понятие – гуманитарные технологии. Я попытаюсь этот аспект сегодня раскрыть. Но однозначно мы можем зафиксировать ситуацию. сегодня никто никого уже не убеждает, что главные проблемы развития нашего государства и общества лежат не в материально-технической сфере, а духовно-нравственном развитии и здоровье.

 

- Тут, мне кажется, многие с вами не согласятся. Промышленность вовсю кричит о кризисе и дефиците инженерных квалифицированных кадров, именно в этом они видят причины торможения нашего инновационного развития.

 

- Правы будут и те, и другие. Когда мы говорим о состоянии общества, то я попытаюсь немножко акцентировать внимание на взгляд философии 20 века, которая говорит, что в евроатлантической культуре произошел кризис гуманизма. Это связано с тем, что происходит отставание духовно-нравственной культуры от материально-технического прогресса, которого достигла евроантлантическая цивилизация. Это не беда России на сегодняшний день. В условиях глобализации мы переживаем общие процессы, которые интегрировано проявляются в системе образования. Отдельные недоумения того, что происходит сегодня в части реформирования вузов или педагогической системы образования, как раз связано с вызовами, которые перед нами ставит постулат гуманизации образования. Здесь есть и взгляды пессимистов, которые говорят, что невозможно будет остановить взбесившуюся агрессию технологий. Есть более мягкий взгляд оптимистов на то, что гуманитарные технологии, образование позволят сформировать своеобразный этический намордник на активное развитие научно-технического прогресса. Эта тема не нова, в этой части всегда возникает вопрос, что педагогический вуз, почему наше название вуза отражает составляющую «гуманитарный»? здесь несколько аспектов. Когда мы работаем исключительно с системой образования, это один аспект. Мы понимаем, что система образования, школы, дошкольные учреждения сегодня настолько быстро и активно меняются, что готовить выпускника по моделям воспитания советского периода утопично и нереально.

 

- Кстати, немножко хотелось бы остановиться на моделях советского воспитания. Недавно главный избиратель Российской Федерации (смеются) Чуров официально заявил, что необходимо вернуть советскую систему образования, потому что только она могла готовить человека к реальной жизни и заметьте, к реальному бизнесу. Вот этот миф советского воспитания как некоего эталона настолько живуч, что мне кажется,  если мы говорим о реальных запросах общества, то очень часто это выражается в том, что давайте вернем все как было.

 

- Конечно, в этом всегда есть ностальгический контекст. Но давайте смотреть в реалии сегодняшнего дня. Сегодня школа работает в абсолютно других условиях ментальных, экономических. Рыночная экономика, школы – это самостоятельный инструмент или организм, который не в системе вертикали, а самостоятельно принимает решение. Что очень важно, сама школьная среда, или образовательная, это может быть и вуз, активно поменялась. Мы видим, что за одной партой могут находиться дети абсолютно разных групп с разными возможностями.

 

- Вы говорите про инклюзивное образование.

 

- Да, которое очень активно развивается. Я говорю и про детей, которые имеют ограниченные возможности иного рода. Поэтому мне очень интересно смотреть на сегодняшних детей, когда читают книжку, первоклассник открывает свой первый учебник и пытается жестом расширения перевернуть страницы. Классический жест, когда мы читаем страницы в Apple. Поменялась среда, электронные ресурсы, мышление сегодняшних школьников, которые пришли за парты. Мы не говорим, что не надо отрицать, оставим за скобками разговора. Возникает другой вопрос. Мы ведь сегодня говорим не о педагогических технологиях, потому что это разговор больше 20 века. Мы говорим о гуманитарных технологиях. Здесь есть несколько важных аспектов, которые актуализируют задачу гуманитарных технологий. Помимо того, что меняется система образования, появляется системный запрос в обществе на иного рода специалистов, модераторов разного рода конфликтов, запросы на медиаобразование, на людей, которые будут сопровождать исключительные услуги или потребности отдельного рода категорий граждан. Если посмотреть в справочнике профессий, нет таких профессий сегодня. Но запросы эти есть. Если посмотреть на востребованные топы отдельного рода услуг, это услуги слушателей, где богатые и обеспеченные люди нанимают для своих пожилых родителей категорию людей, которые занимаются работой по дому, слушают пожилых людей, которые выговаривают разного рода эмоции. Это важные психотерапевтические функции. Сегодня огромный спектр такого рода услуг, который невозможно вложить в профессию педагога. Сегодня запросы к педагогам тоже меняются. Если мы посмотрим на стандарт педагога, новый документ «Концепция поддержки высшего педагогического образования», что принципиально нового в этих документах? Новый интегрированный взгляд на личность, человека. Сегодня уже недостаточно учителя-предметника, который отчитает свой предмет, выведет на новый уровень достижений своего ученика, поставит ему высокую отметку и на этом успокоится. Нет, возникает серьезный запрос на формирование уникальной среды, будь это директор фирмы или директор школы, на подготовку специалистов, обладающих универсальными конкретными навыками. Сегодня очень часто мы фиксируем ситуацию, общаясь с нашими выпускниками, что это не специалист, у которого по полочкам разложена отдельно психология и педагогика. Это системные запросы, системные механизмы, которые должен включать педагог для работы в школе или образовательной среде. Если мы посмотрим на систему образования шире, то увидим, что и система дошкольных образовательных учреждений тоже меняется. Наверное, подвижки в системе образования – это показатель того, что общество стало более сложным с более системными запросами. Гуманитарные технологии – это попытка осознать меняющийся образовательный процесс, внутренняя кухня вузов. Наверное, одними из первых эту позицию осознали именно педагогические вузы. Специфика отраслевого вуза приводила к тому, что работали именно в плоскости «человек-человек», и сегодня понимаем, что те технологии не совсем срабатывают. Мы смотрим на наших студентов и понимаем, что у них возникают опять более сложные серьезные задачи в целом.

 

- Сразу же я вспоминаю любимый контраргумент большинства моих собеседников – это ЕГЭ. «О каком гуманитарном воспитании вы говорите, если сейчас главная задача учителя – натаскать на ЕГЭ?» что отвечать таким людям?

 

- Если посмотреть в методологическом контексте, попытка объективизировать знания и уйти от обвинений в коррупционных схемах. Но ЕГЭ всего лишь методология, сегодня она становится более сложной, объективной, это методология переходного периода. Мы увидим с вами меняющиеся подходы к оценке качества выпускника школы, вуза. Если вы меня спросите, сколько ЕГЭ просуществует, не могу сказать. Либо он перестанет жит в том виде, в каком сегодня живет, либо обрастет более качественными подходами к инструментариям оценки. если мы с вами посмотрим на новые гуманитарные стандарты образования, то главные и все аккредитационные показатели, наш вуз получил заключение в январе на 6 лет об аккредитации, мы можем сказать, что главная ставка в вузах сегодня делается на качество образования. Какая модель будет сформирована в том или ином вузе? Это решение отдельно взятого вуза или отдельно взятой образовательной организации, если мы говорим о школе. Качество – одно из ведущих составляющих. Это качество будет замеряться в разных моделях сегодня разное.

 

- Давайте теперь поговорим о прикладных проектах, которые реализуют специалисты университета в сфере тех самых гуманитарных технологий.

 

- За последние два года в нашем университете действительно много реализовано проектов. Не скажу, что все они на стадии завершения. Часть из них продолжает свою жизнь, но есть и интересные наработки. Это связано еще с одной спецификой вуза – попыткой найти главный ответ, какой вклад вносит педагогический университет в экономику страны и региона. Мы недавно попытались оценить, какие вообще исследования проводят педагогические вузы страны? В 90-е годы педагогических вузов насчитывалось около 90. недавно мы посчитали, что цифра приближается где-то к 40. поэтому выборка составила не такое большое исследование. Вузы активно занимаются вопросами развития региональной экономики. Когда мы говорим, какое место педагогического вуза сегодня по отношению к федеральному университету или национальному исследовательскому университету, я бы провел такие сравнения. Национальный исследовательский университет – это в целом работа по науке, по тем задачам, которые наука ставит перед мировым сообществом. Если федеральный университет, вклад на федеральном уровне. Отраслевые педагогические вузы, социально-гуманитарные или гуманитарно-педагогические – это в основном региональный вклад в экономику. Поэтому, когда смотришь на проекты наших соседей, Новосибирска, Томска, Челябинска, башкирского педагогического и многих других, мы видим очень интересный разрез. Это региональные исследования. чем это можно объяснить? Отвечу немножко философски – в условиях массовой глобализации мы наблюдаем большой акцент региональных исследований. Наверное, это процесс локализации, когда попытка ответить на глобальные процессы идет через региональную идентичность. Большинство исследований, которые сегодня в нашем вузе проходят, не только в нашем, но и на всем педагогическом пространстве России – это попытки обозначать разного рода аспекты региональной идентичности. Ряд проектов так и называется. У нас реализуется более 40 проектов прикладных ,часть фундаментальных, 7 молодежных. Это достаточно серьезные исследования. интересные взгляды на региональную идентичность представлены сегодня филологами. Это вопросы, связанные с развитием сельского быта, национального языка. Исследования Ивана Подюкова, профессора кафедры общего языкознания…

 

- Какого национального языка?

 

- Если мы говорим о коми-пермяцком, то фиксируем эту ситуацию. Если мы посмотрим на башкирский педагогический, это сохранение башкирского или татарского языков.

 

- Но исследование коми-пермяцкого языка является профильным для вашего вуза.

 

- Конечно. более того, оно для нас приоритетно. Это традиционное направление, здесь очень много интересных важных проектов. Я добавил бы еще один проект от наших ребят, Юли Даниленко, кандидата филологических наук, доцента, и студента Ивана Губина, которые создали новый словарь – литература Пермского края 21 века. Это будет электронный сборник, здесь будет собрана информация о молодых поэтах, писателях, драматургах. Более 20 персоналий представлены. Сегодня уже в библиотеках Пермского края этот словарь запрашивают.

 

- Словарь или справочник?

 

- Скорее энциклопедия. Очень интересным исследованием является исследование наших ребят-психологов, связанных с когнитивными исследованиями. Наверное, это новое зарождающееся исследование в пермской научной школе психологии Бронислава Александровича Вяткина, кандидата психологических наук, Алексей Попов и Александр Вихман разрабатывают эти проекты. В чем смысл исследования? когнитивные искажения, конкретные ошибки, которые люди допускают в типичных ситуациях. В этих типичных ситуациях всегда возникают ситуации неопределенности. Ребята поставили перед собой задачу – а как эксперт должен себя вести, принимая то или иное решение, если ситуация не совсем понятна? Люди ошибаются и в целом одинаково – основной тезис наших ребят состоит в том, что эти ошибки можно предугадывать. В этом состоит одна из задач проекта – разработать гуманитарные технологии, словарь типичных ошибок, который можно было бы применять в системе образования и при принятии управленческих решений.

 

- Эта история уже выламывается за рамки региональной идентичности.

 

- Да. Есть вопросы, связанные с историческим прошлым. Здесь активный аспект археологического прошлого – это архивные исследования. могу сказать, что сегодня наши ученые продвинулись вперед. Одна из молодых ребят, Юля Подосенова, кандидат исторических наук, комплексные исследования ювелирных изделий Пермского края. Новый взгляд в результате того, что мы приобрели интересный аппарат, портативный (неразборчиво) спектрометром, позволяет сегодня делать химический анализ разного рода артефактов. Наши археологи находят на практике, и первые исследования поразили даже московских коллег в наших артефактах, присутствие редких элементов – рутений, радоний, палладий, это новая почва для развития археологической науки региональной опять-таки. Очень интересные исследования выходят за пределы регионалистики наших коллег биологов, кафедры зоологии. Кандидат биологических наук Николай Четанов впервые в университете попробовал апробировать методику Allium-теста, выявить мутагенный фактор, который влияет на биологические системы. На примере лука пока такие тестовые испытания сделали, но уже первые исследования позволяют говорить о негативном влиянии излучения сотового телефона стандарта GSM на живые организмы. Все проекты, которые я называю – это проекты наших молодых исследователей. Я не беру крупные другие аспекты.

 

- Мы от вопросов гуманитарных технологий перешли к мобильным, которые не очень на нас, гуманитариев и не только, хорошо влияют. У меня единственное противоречие с тем, что вы сказали. Вы говорите, что существует какой-то кризис гуманитарных ценностей не только в России, но и в Европе, США, что технократическая основа общества подавляет в нас человеческое начало. Но когда мы говорим о компетенциях, которые требуются от специалистов в команде – это ценности не столько гуманитарные, сколько корпоративные. Они тоже ориентированы на производство, сферу услуг, то, чтобы человек легко и органично становился винтиком в этой системе. Нет ли здесь противоречия?

 

- Честно говоря, не вижу. Мы говорим о немножко другом аспекте, что сегодня образовательные технологии в системе высшего образования должны претерпевать изменения. Это касается сегодня качества образования. Акценты, переносимые на понимание того, что мы готовим не просто педагога, а специалиста, который работает с человеком, разными его аспектами, ситуациями, в которых человек находится – это одна из магистральных задач гуманитарного знания. Поэтому обогащение технологическим подходом сегодня одна из перспективных инновационных задач педагогического образования и не только его. Многие вузы сегодня ставят попытку таких задач. Тот же Герценовский университет в Санкт-Петербурге или ряд московских вузов эту проблему сегодня сознает. Не вижу сильного противоречия, и это еще раз убеждает меня в том, что когда мы говорим, что готовим учителя биологии, то мы готовим его не просто как учителя, по записи в дипломе он будет учитель, но его подготовка должна приближаться к специалисту по работе с человеком. Хочу еще одно исследование привести. Наверное, последний результат, исследование проводилось в количественном аспекте, не фокус-группы и не экспертные оценки, достаточно большая выборка. Наиболее успешными выпускниками, хорошо оплачиваемыми 42,9% - это гуманитарии. Дальше раскладываются уже другие. Система гуманитарной подготовки позволяет быстрее адаптироваться к меняющимся реалиям современного общества.


Обсуждение
1552
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.