Верхний баннер
14:03 | ПЯТНИЦА | 26 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:27, 12 февраля 2015

Игорь Аверкиев об электричках, митинге перевозчиков, ценах в кризис, приговоре за призыв к погрому

Темы: Об электричках, митинге перевозчиков, ценах в кризис, приговоре за призыв к погрому 

Программа "Особое мнение"

Дата выхода: 05 февраля 2015 года.

Ведущий: Евгения Романова

Гость: Игорь Аверкиев, председатель Пермской гражданской палаты

- Начну с темы электричек. Проблема решилась за несколько часов. Отменили 25 электричек. Путин сказал «вы что, с ума сошли?», вернули на следующий день, в Перми 15. Вот этот ручной режим был, есть и будет?

Игорь Аверкиев об электричках, митинге перевозчиков, ценах в кризис, приговоре за призыв к погрому
Игорь Аверкиев об электричках, митинге перевозчиков, ценах в кризис, приговоре за призыв к погрому
- Тут, конечно, очень много всяких вещей. Поскольку мы втягиваемся в кризис, ручного режима будет больше, просто потому, что это кризис, много неучтенных обстоятельств. Но, во-первых, не в самом начале, а во-вторых, не с такими смешными штуками.

- Почему смешными?

- Насколько я помню, первый звонок был аж в ноябре, когда ликвидировали электрички в Вологодской области. Все газеты обо всем написали, аналитики сказали, прошло полтора месяца. То ли Путин газет не читает, абсолютно нелепая ситуация. У нас такая старая тактика – все просчитано. Сначала идиоты-чиновники говорят, что нужно сокращать электрички. Это опасно. Идиоты-чиновники сначала сокращают много, потом президент говорит «какое безобразие», заступается за народ, и сокращают столько, сколько надо. Остается 15. Если бы сразу же 15, и все бы поддержали, были бы проблемы. А так сократили много, президент спас нацию, и все. Наверное, так будет достаточно часто.

- В роли доброго царя.

- Конечно. Он же не знает, что уже два месяца как все произошло.

- Но при этом не вернули поезд Пермь-Екатеринбург, возмущение осталось.

- Понятно, что это был уже не тот уровень. Кто будет возмущаться? Небольшой сектор в среднем классе, который ездит туда в командировки. Основная масса полубедных людей пользуется пригородами.

- По поводу ручного управления, у Виктора Басаргина заметно это стало?

- (смеется) И он такой, и Чиркунов. У нас нет губернаторов без ручного управления. Вернее, оно возможно тогда, когда губернаторы самостоятельны – есть хозяйство, он знает, что с ним сделать, он главный.

- Есть такой пример в России?

- Да нет, конечно! Когда из центра спускаются с регулярностью, с нерегулярностью из пяти центров, системная работа на региональном уровне невозможна, потому что федералы делают что хотят. Все изначально ручное, это проблема не Басаргина и еще кого-то, это проблемы всей власти страны.  Поскольку самостоятельности в вертикали никакой нигде нет, все ручное.

- Было и до него, и у Чиркунова. Я не помню, но и до Чиркунова наверняка было.

- Чуть поменьше, но было. В 1990-е годы пытались выходить из кризиса организованно, там хоть что-то было, самостоятельность. А так это просто особенности российской власти.

- Давайте к перевозчикам. 10 февраля проведут митинг с требованием отставки Игоря Сапко. Пока не вдаваясь в суть конфликта, митинг, пикет эффективны на рынке перевозок? Я не помню последние митинги на этом рынке.

- Весь опыт говорит о том, что транспортники, будь то диспетчеры, автобусники, могут взять за глотку целое государство.

- В Перми?

- Уж не говоря о таком крохотном городишке, как Пермь. Мы же помним, у нас же была забастовка. С полицейскими ездили автобусы, ФСБ-шники стояли на остановках. Много чего было. Все, конечно, возможно. Просто непонятно, почему крайним выбрали Сапко? Абсолютно ничего уже не решающий человек.

- А кого выбрать нужно?

- Понятно, что я не специалист, но насколько понимаю, там два основных фактора. Первый - наступающий кризис. Поэтому любой более-менее серьезный бизнес хочет “прижаться” к бюджету. Естественно, возникло много новых игроков, которые захотели на всякий случай укрепиться перевозками, которые гарантированы всегда. Намечается очередной передел рынка в кризис. Соответственно, те, кто старые, они переживают. Плюс новая сеть. Любое обновление для русского человека всегда ужасно, все боятся. Плюс там глупости, как я понимаю. Сейчас же конкурсы проходят? Начали с плохих маршрутов, а лакомые оставили на потом.

- И никто не заявляется на эти.

- Да, а делают обычно наоборот. Сначала самые лакомые, а потом уже вынуждены брать то, что останется. Как всегда, через одно место.

- Сколько уже длится бардак на рынке перевозок? Я помню, вы в 2008 году занимались этой проблемой плотно. Что нужно сделать, чтобы разрулить ее?

- Я думаю, что бардак в данном случае практически искусственный. Кризис – вещь не искусственная. А в новой сети я не вижу сверхособой необходимости, пока я не услышал объяснений, какой от нее будет экономический эффект.

- Нужно выходить, объяснять?

- А зачем тогда? Бюджет не экономится, перевозки увеличиваются – нужно объяснить, в чем выгода. Думаю, эта ситуация полуискусственная. Я много езжу по стране, у нас транспорт один из лучших. Понятно, что есть проблемы, и нам от этого не легче, но у нас нормальные автобусы, нет беспредела с ПАЗиками и маршрутками, которые обрушают все движение в городах-миллионниках.

- Сколько жалоб на «Эхо», что они резко тормозят, люди падают, там грязно, кондукторы-хамы, бешеные автобусы, трамваи сходят с рельсов…

- Да, это все очень плохо. А представьте все то же самое с дикими маршрутками, крохотными ПАЗиками, которые постоянно ломаются, а водители хуже, чем у нас, классом ниже. Понятно, что у нас не идеально, но все познается в сравнении. Нужно всем чуть-чуть подождать и посмотреть, насколько будет удобна новая сеть. А митинг – имеют право.

- Вы сказали, бесполезно требовать отставки Сапко.

- Не бесполезно, а он не крайний здесь. Он не контролирует всю думу.

- Если и требовать, то как Плотников тогда, на думе, против Гвоздева?

- Реально думаю, что управляют два человека – Плотников и Басаргин, каждый по-своему. Они контролируют, но делать митинг против них обоих туповато. Митинг – просто нужно обращаться к муниципалитету, думе, с какими-то предложениями. Кстати, пока их нигде не прочитал.

- Игорь Сасунов у нас в эфире обратил внимание, что дума начала разрабатывать, разыгрывать автобусные маршруты. На конкурс по 9 маршрутам никто не заявился, некому будет перевозить. В пример положительной реакции чиновников на солидарные действия Сасунов привел маршрутные такси. Сперва их планировали ликвидировать, но затем включили в официальный перечень. А зачем требуют отставки? Политизируют вопрос, он привлекает внимание.

- Это непонятно. Непонятно как раз, что делать бедному Сапко, если он не хочет уйти в отставку. Конкурс отменить? Или его по-другому проводить? Уже все правила объявлены.

- Отрасль перевозок – лакмусовая бумажка состояния дел в городском хозяйстве? Насколько она показывает бардак, не бардак?

- Она лакмусовая бумажка в городском хозяйстве в условиях кризиса. Передел рынка прежде всего, это проявляется на транспорте как самом лакомом куске. Видимо, это же будет проявляться в чем-то другом. Нам бы в условиях надвигающегося кризиса побольше стабильности, а постоянный передел рынка будет добавлять нестабильности, что плохо.

- Следующая тема. Торговые сети, аптеки, торговля списывают все на кризис. Говорят «у нас же кризис!» и цены в два раза поднимают. Насколько это честно, что с этим делать, как это можно регулировать?

- Я могу об этом рассуждать только как покупатель, связанный с общественным воздействием. В последнее время к нам часто обращаются организации с просьбой помочь в организации общественного контроля роста цен. Мы посмотрели, что тут можно сделать. Есть объективная ситуация, с одной стороны, мы одни из немногих в Европе без четкого закона, ограничивающего цены на розничном рынке.

- Что это дает?

- Продавец ограничен в наматывании цены товара. В Германии есть ограничения по ряду продовольственных товаров, наценки и на производителя, и на переработчика, и на продавца. А с другой стороны, есть другая проблема, у нас наценки велики еще и потому, что коррупционная составляющая в ценообразовании как в какой-нибудь азиатской стране, очень высокая. И коррупция, и всякий бардак. Допустим, НДС авансируют, а государство возвращает его через год-полтора. Понятное дело, это и на цене сказывается, бизнес не получает запланированного. Бардака и коррупции настолько много, что наценка достаточно объективна в этом смысле. Отсюда и понять сегодняшний рост цен – это прихоть, реальные последствия рынка – трудно. Я знаю, как это дело происходит в регионах, мы изучали ситуацию. Меры со стороны госорганов у нас могут наступить только в следующем случае – если цена на какой-либо товар из товаров первой необходимости в конкретном регионе цена вырастет более чем на 30%.

- У нас выросли.

- За месяц? Нет. Только в этом случае у госорганов есть право заморозить цену, пока этого нет.  У ФАС есть масса случаев регулировать цену, он не просто решил, чтобы цены очень выросли, а если он внутри этого роста цен обнаружит нарушения закона, надувание показателей и так далее. Во многих регионах уже сотни рассмотрений высоких цен, а очень мало чего предпринимается. Когда разбирают, то видят, что ничего там незаконного нет. Либо бензин подорожал, либо сырье, либо еще что-то. Нефть в два раза упала, а бензин не дешевеет – тоже непонятно, у всех дешевеет, кроме нас. Все очень сложно, но если хочется держать в тонусе продавцов и власти, то можно делать таким образом. Приходить, «Стоп цена» неплохо работает, сравнивать в разных магазинах, находить высокую цену на какой-то товар, послать жалобу в прокуратуру и антимонопольный комитет. В некоторых регионах делают как? Юридических возможностей мало. Челябинский губернатор, видимо, народолюбивый, решил с ценами бороться – они создали комитет без прав и полномочий, призывают предпринимателей, которые повышают цены, там их всячески накачивают. Но торг в следующем – если ты не понизишь цены, то мы тебя пожарниками и налоговиками тебя просто замордуем. И цены снижаются.

- Какой смысл обращаться в прокуратуру? Что она может сделать?

-Обнаружив по своему усмотрению, что там что-то не так с ценообразованием, она может обратиться в УФАС, а штрафы у антимонопольщиков достаточно серьезные. Чем больше вы жалуетесь более-менее обоснованно, тем больше крутится власть, потому что они ужасно боятся роста социальной напряженности из-за роста цен.

- А как это ощущается?

- Видят Грецию, Испанию, поэтому все боятся. Они будут реагировать на любую информацию о росте цен.

- Правильно боятся?

- Ну а как же, само собой. Власть должна бояться, иначе она обнаглеет.

- Будут писать? Надо ведь каждому…

- Есть общественные организации, активные группы, которые будут этим заниматься. Мы им поможем.

- Я вижу на сайте гражданской палаты, как в России борются с ростом цен. Есть разные регионы. Успокойте, у нас получше, чем у соседей?

- Нет, мы смотрели не сами цены, а как люди делают. Динамику нет. Известно, что у нас хуже, чем в Челябинске. Там какая-то невероятная вещь, цена на молоко вообще не выросла, а то ли на куру, то ли на яйца вообще понизилась за последние месяцы. Я думаю, что у нас все как везде. Основная проблема для пожилых людей – это лекарства. Там есть ограничения по списку особо необходимых лекарств. В основном они российского производства, у них хуже, покупают в основном западные аналоги. А там рост может быть в 2-3 раза за последние полгода.

- Буквально вчера был круглый стол с экспертами по недвижимости. Растут арендные ставки чуть ли не на 30%, и я вижу, что в ТЦ начинают появляться пустые плошади. Сворачиваются и уходят, бизнес много продает, рестораны закрываются. А вот под моими окнами строят большой ТЦ. Мне кажется, они построят, он будет стоять пустой.

- Понятно, но ведь строительный цикл большой. Может быть, они его и достроить-то не успеют.

- Строят быстро, по выходным, рано утром. Торопятся.

- Вон столько шуму было, когда строили второй «Айсберг», а его все еще набить не могут.

- Лично вы на чем стали экономить в кризис? Почувствовали его?

- Да. Отпуск – это святое, поэтому мы аккумулируем деньги, чтобы можно было летом съездить. Экономим буквально на всем, раньше такого не было. Хлеб – все понятно, это ерунда.

- Рестораны, отдых?

- Я редко хожу в рестораны. Понятно, сейчас гораздо меньше.

- Например, от чего вы отказались. Вот я никак не могу отказаться от такси, привыкла.

- Мне проще, у меня нет минимально дорогостоящих прихотей, мне не от чего отказаться. Другое дело отпуск, если бы я отказался, это было бы все.

- Многие в новогодние каникулы сдавали билеты из-за роста евро, говорили: «Нет, мы лучше в санаторий съездим». Итак, перейдем к теме повара, который повел сотню человек громить мигрантов и получил 4 года условно на этой неделе. 25-летний Антон Гученко прикинулся десантником, через соцсети пытался устроить себе второе Бирюлево. В итоге обвинялся сразу по нескольким статьям. Буквально на днях мы поднимали со Славой Дегтярниковым эту тему в «Развороте». Во-первых, возможно ли за день столько людей собрать? И как можно оценить, что 87% слушателей на вопрос, поддерживают ли они его действия, ответило «да»?

- Там вроде 150 человек было. Я представляю, поскольку собираем иногда людей на митинги или пикеты, что 150 человек, конечно, можно собрать за день по такому поводу. Есть уже сети «Вконтакте» националистических ребят, экстремально настроенных, было несложно их собрать.

- Меня удивило, что там было много несовершеннолетних.

- Это главное. Посмотреть любые африканские, дальневосточные новости – масса боевиков 14-18 лет. Все ужасы, бардаки, войны – это подростки, теперь это естественно, к сожалению.

- Не помню, чтобы был громкий суд, по такому громкому избиению нашли человека, осудили… Посмотрите, как он выглядит. Похож на разбойника, на хулигана?

- Ребятишки из сетей могут выглядеть совсем пацанами.

- Не могу понять, что сподвигает людей идти на это.

- Это развлечение. Есть проблемы мужской инициации. Если необходимо время от времени драться, переживать стрессы, связанные с доминированием, реальная жизнь этого не дает. Плюс пацаны в армию не идут и через все это не проходят, самоутверждение. Это необходимо, выделяются гормоны, необходим риск.

- Получается, надо в армию идти?

- Конечно! Это очень важная социальная ступень, дело не в обороне. Любой пацан должен пережить 2-3 сильных чувства, чтобы понять, кто он и зачем он.

- Армия это место? Я как мама переживаю за сына-подростка.

- Сейчас можете не переживать, год – это уже вообще полная ерунда.

- Не сломают человека, не испортят здоровье.

- Не успеют, конечно, но рисков там не меньше, чем в жизни. Конечно, если не пошлют на фронт, война не начнется.

- В мирное время в армии лучше быть.

- Причем все равно в какой! Когда пацаны живут под одной крышей, первобытные животные отношения складываются все равно. Реализуются некоторые вещи, уже выходят оттуда поспокойнее и женятся (смеются).

- Дальше карьера, дети.

- В 40 лет развод (смеются).

- Второй брак, опять дети и так далее. Смотрите, почему его называли героем? Потому что был героический повод. Он разместил историю в социальных сетях: «Вчера в Перми мигрантами был запинан мой друг, два нерусских начали приставать к его девочке, я дал отпор, они запинали его до смерти, по дороге в больницу он умер». Это может быть легендой? Люди считают, что он же защитил девушку.

- Это было на самом деле?

- Так писали «Вконтакте». Не знаю, было или нет.

- Но это же самое главное. Одно дело, когда честно человек написал то, что было, это его эмоция, а другое, когда он просто провокатор. Я тут не в курсе. Но в любом случае у нас идут постоянные обмены, русские забивают нерусских, нерусские – русских.

- Форма нашей жизни? Мы без этого не сможем?

- Ближайшее время, конечно, нет. Другое дело, что в связи с кризисом нерусских будет все меньше. Низкооплачиваемые места, без дворников же можно обойтись.

- Снег завалит город.

- Как думают работодатели и так далее.

- Куда пойдет поток мигрантов?

- Либо обратно, либо попытается прорваться в бедную Европу. В Москве это уже началось, в спальных районах пройти невозможно, они привыкли к нормальным деньгам.

- В Перми, говорят, целыми классами появляются. А вот смотрите, 25-летнему повару из Кунгура Антону Гученко 100 тысяч рублей штрафа и 4 года условно – насколько наказание адекватно, как вы считаете?

- Если реальных беспорядков не произошло, то наказание, не связанное с лишением свободы, вполне адекватно. Условный срок – вполне нормально, события не произошло. Может, кому-то еще неповадно будет. Хотя ведь пацаны не думают о последствиях, гуманный у нас закон в этом смысле. Хотя я думаю, что шума подняли сверх меры и нормы.

- Мы с утра в «Развороте» обсуждали, что колбаса стала не та. Жарю колбасу на сковородке, говорит Слава Дегтярников, а она разваливается. Насколько вы щепетильно относитесь к выбору продуктов?

- Я думаю, у Дегтярникова проблема в том, что он помнит, какая была замечательная колбаса. У молодого поколения нет возможности сравнить. Я специально пытался покупать самую дорогую колбасу, сейчас я ее не ем, просто высший сорт. Это самый простой способ надеяться хоть на что-то в этой жизни. Сейчас я ем все проще. Кстати, пирог «Невский» остался, у него такой особый крем. Колбаса – да, все не то. Молоко? Понятное, что многое делается из порошка. И понятно, что молоко хуже, чем было в советское время, стандарты упали, каждый делает как может.

- Последние несколько минут посвятим вашей культурной жизни. Постановка в театре, которая вас поразила. Если не вспомните, то посмотрели ли «Левиафан»?

- Посмотрю, к Звягинцеву я отношусь достаточно сложно. Совершенно очевидно, что режиссер работает на фестивали, экспортное искусство.

- Преувеличены проблемы России?

- Там все посложнее. У него всегда фильмы модные. Это не значит, что плохо, но слишком проектные: «Давай-ка я покажу так, чтобы люди подумали так». Хотя можно включиться в игру: давай, режиссер, поиграем. Там начинается всякое интересное. Но в целом очень проектные фестивальные фильмы. А его фильмы ты смотришь и постоянно помнишь про режиссера, чего имел или не имел в виду. А в искусстве хотелось бы растворяться.

- Ажиотажа особо нет, говорят, что будут пустые залы, потому что посмотрели в интернете. Это причина?

- Да нет, все поняли, что не массовый, не блокбастер. Спрос в кинотеатр формируют подростки, причем женские, они поняли, что незачем туда ходить.


Обсуждение
3223
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.