Верхний баннер
15:42 | ПЯТНИЦА | 03 МАЯ 2024

$ 92.05 € 98.64

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:00, 15 мая 2012

Будущее проекта "Пермь - культурная столица"

Ведущий: Добрый день.  Продолжаем эфиры «Эха Перми». В студии – Нина Соловей. За пультом звукорежиссера – Антон Мелехин. Исполняющий обязанности министра культуры, массовых коммуникаций и молодежной политики Александр Протасевич сегодня  гость нашей студии. Добрый день, Александр Рудольфович. Уважаемые радиослушатели есть у нас, безусловно, телефон прямого эфира – 261-88-67 и есть у нас эфирное ICQ 404582017. Но телефонную трубочку мы будем поднимать несколько позже.  Я на правах ведущей все-таки первой задам вопросы  нашему гостю, хотя  Александр Рудольфович довольно частый гость студии «Эха Перми».  Как  это  ни странно, но сегодня наш эфир будет  посвящен министерству культуры.

Александр Протасевич: Неожиданно, действительно.

Ведущий: Да.  Ну, правда, мы с вами встречались в этой студии  по поводу  каких-то событий, фестивалей, каких-то специальных проектов. Чаще всего  это по поводу проекта «Центры культуры Пермского края»  и так далее. Но почему  хочется сегодня поговорить  с вами  о министерстве культуры конкретно, потому что вы, как никто из ваших  предшественников ну, когда уже образовалось   министерство культуры, дольше всех работаете, дольше всех работаете вообще в этой структуре. И поэтому мне кажется, что вы  больше всех и должны знать, из чего состоит министерство культуры, на что направлена эта работа. Потому что  очень часто,  вот даже я сейчас уже  смотрю по вопросам на нашем  сайте echoperm.ru, очень часто    на министерство культуры валят всё: и социальную политику, и  благоустройство города, и так далее, и так далее. Поэтому мой   вопрос очень простой, и я надеюсь, что  вы также   доходчиво сможете  на него ответить. Чем занимается министерство культуры Пермского края? Чем призвано оно заниматься?  За что оно точно отвечает?

А.П.: На самом деле, вы правы, наверно, в том, что сложновато ответить  в двух словах. И вот вы сейчас сказали о том, что в последнее время  к министерству адресуется очень много вопросов, даже в тех частях, где, казалось бы, министерство культуры, может быть, впрямую и не имеет отношения. Это, наверно, говорит о том, что в последнее время культурная политика  заняла какую-то очень серьезную нишу  вообще на политическом  поле в Пермском крае. Действительно,  культура стала очень сильно влиять на многие процессы, которые происходят в регионе. Но в целом, если  говорить о непосредственных функциях министерства, то есть положение  о министерстве, если говорить формальным языком. В этом  положении прописаны полномочия. Этих полномочий   достаточно длинный перечень. И если вы посмотрите, то вы, наверно,  очень сильно удивитесь, потому что   это сильно отличается от того, что  вот, как правило, люди привыкли для себя видеть по каким-то внешним признакам.

Ведущий:  Но одна из основных задач, чем должно министерство культуры заниматься?

А.П.:  Это, конечно, создание условий  для творческой самореализации людей,  это обеспечение развития профессионального искусства, это возможности для дополнительного  художественного образования, в первую очередь,  детей и молодежи, это самые разные направления поддержки    нашей молодежи. В последнее время  это и формирование политики в сфере развития туризма. Это  огромный пул вопросов, связанных с сохранением, популяризации историко-культурного  наследия. Это  наши замечательные памятники. И если говорить уже о  техническом воплощении деятельности министерства, то,  наверно, для начала есть смысл сказать о том, что вообще-то есть  очень развернутая, очень большая инфраструктура сферы культуры, которая у нас в Пермском крае сформирована и во многом развивается тоже. Но для начала вот, может быть, увязать с тем, что сейчас  у нас проходит большой международный  библиотечный конгресс. Вот буквально вчера было открытие. Это, действительно, очень значимое событие.    И вы знаете о том, что Пермь   в этом году объявлена библиотечной столицей России. У нас работает пока 811  библиотек, это  только муниципальных, не считая   наших краевых, известных всем «горьковки», детской, для слабовидящих. Это, конечно,  огромное хозяйство и это очень   мощная основа, вообще, продвижения культурной информационной политики в Пермском крае. У нас  835 культурно-досуговых учреждений. Это   тех самых домов культуры, клубов, на которых во многом вообще  держится жизнь, особенно во многих  отдаленных поселениях. У нас более  60 музеев. И, кстати, надо сказать, что вот в последние годы количество музеев увеличивается. Я считаю,  что это как раз результат очень активной культурной политики,  направленной на появление такой самоидентичности территории, когда территории, действительно, начинают  изучать свою историю на основе вот этой собственной идентичности,  создавать новые институции, создавать  какие-то прецеденты для повышения  туристической инвестиционной привлекательности. У нас есть, безусловно,  замечательная система художественного образования, которая,  слава богу, сохранилась с советских времен. Это то лучшее, что точно надо было оставлять, поддерживать, и что мы, на самом деле,  сегодня стараемся и делать. Вы, наверно, осведомлены о том, что   буквально недавно наша делегация вернулась  из Москвы с Всероссийских Дельфийских игр.

Ведущий:  Да. Четыре золотых медали привезли.

А.П.: Да. Там еще есть серебряная…

Ведущий: Есть. Ну, самое главное…

А.П.: Самое главное, что общекомандный зачет – это попадание в первую  тройку.  Это совершенно беспрецедентный результат, потому что  на четвертом месте оказалась Москва, на пятом – Московская область. То есть  Пермь  оказалась в первой тройке. Это, действительно, вот такое вещественное признание той системы  художественного образования, которая сложилась, работает  и развивается, слава богу, в Пермском  крае. Конечно, у нас есть и пять средних учебных заведения  художественной направленности, у нас есть высшие учебные заведения, конечно, в первую очередь институт культуры, и замечательный музыкальный факультет  в педагогическом университете. Еще ряд вузов сейчас сильно  ориентируется тоже на творческую   направленность, И что нас радует, на подготовку современных менеджеров в сфере культуры.  То есть это вот такая огромная инфраструктура. Я не  говорю уже о том, что у нас  без малого 3 тысячи памятников архитектуры, исторических, археологических памятников. Это тоже огромное колоссальное наследие. И сейчас  отдельный отдел вот с этого года занимается  исключительно памятниками.  Ну, и вот функции, связанные с развитием туризма,  это вообще совершенно отдельная отрасль,  которая тоже сейчас  оказалась в сфере деятельности министерства культуры. То есть, как видите, это, действительно, огромный сегмент, который, видимо, уже заходит сильно уже и в экономическую составляющую деятельности вообще  Пермского края. 

Ведущий: Александр Рудольфович, мне сейчас подумалось, что, наверняка,  вот эти  какие-то жалобы, какие-то сетования  по  поводу работы министерства культуры связаны еще и со стереотипом из прошлого, нашего советского прошлого, когда, помните, существовали художественные советы, когда  одним  росчерком пера, например,  госпожа Фурцева, самый известный министр культуры, могла, ну, просто с лица земли стереть  какое-то учреждение культуры. И сегодня, вот я сужу по тем вопросам,  опять же, которые  пришли на сайт. Например, тут спрашивают  по поводу рекламы спектакля «Анна Каренина» Театра-Театра. И, наверняка, вам часто говорят: - а вот этот театр, накажите этих, а вот  эти, накажите этих. Насколько я понимаю, вы  не являетесь такими прямыми… ну, скажем,  вышестоящим прямым органом, который имеет право   что-то диктовать там, грубо говоря, филармонии  этот концерт не проводить, а выставочному залу эту выставку  не организовывать, театру не распространять по  городу листовки, где красная борода, например, у Алексея Толстого.   Вот этот миф, мне кажется, тоже очень важно развенчать.

А.П.: Вы знаете, точно не хотелось бы, чтобы  министерство выступало этаким  ханжой,  где сидят люди, которые точно знают, что и как должно быть, что в какой цвет  должно быть покрашено. Главное, что есть действующее законодательство, главное, что есть люди, руководители наших учреждений, наших институций,  которые занимаются организацией  мероприятий. Мне кажется, что в какой-то момент мы уже прошли вот  это Рубикон, когда  вседозволенность была такова, что, действительно,  зашкаливала, и мы в какой-то момент были  вынуждены направлять отдельно  такие письма в наши учреждения, где просили  либо сильно отредактировать, например, тексты, которые  звучат, потому что, действительно, иногда переходило все границы возможного, либо в отдельных случаях предупреждать о том, что спектакль содержит какие-то моменты, которые, например, не рекомендуются  детям до 16.

Ведущий: А в случае неповиновения, чем вы могли  грозить? Ведь вы же не имеете, по-моему,  сегодня, ну, может, я ошибаюсь, не имеете  таких прав, ну снять спектакль, грубо говоря, с репертуара. Или имеете? 

А.П.: Скажем так. Вот надо сразу, чтобы уважаемые слушатели понимали о том,  что есть  несколько уровней власти. Есть уровень краевой власти. И есть  ряд учреждений, которые  находятся, скажем так, в непосредственном подчинении  министерству культуры.  Это краевые учреждения. И есть муниципальные учреждения, где мы можем влиять, скорее, рекомендательно.   То есть это могут быть какие-то  разговоры, какие-то письма. Наверно, могут быть, конечно же, и какие-то санкции. Я не хотел бы сейчас о них распространяться, но, конечно,  никто   не   отменял все-таки определенной контролирующей функции со стороны министерства. Другое  дело, что везде разные инструменты.  Но мне кажется, что в последнее время нам как-то удалось  без каких-то перегибов палки просто нормальной цивилизованной политикой,  нормальным цивилизованным общением с нашими коллегами выработать вот какие-то те самые границы  приличия, за которые  творческие люди, какой бы полет фантазии  у людей ни был,  все-таки в этих рамках  оставаться.

Ведущий:  Ну, в общем, вас, например, как слушателя… кто же это задал у нас вопрос?  Так и  подписался, имя  «слушатель»: «Вас не смущает, например, там рекламная кампания…»  Ну, на мой взгляд, очень креативная, этого спектакля «Анна Каренина»? 

А.П.: Я там не вижу никаких, честно говоря… можно, наверно, спорить. И современное искусство, оно, в общем, наверно,  за этим и как-то появилось в нашей жизни, чтобы создавать, в том числе, и почву для дискуссии. Если кому-то не нравится цветовая гамма, не нравятся какие-то решения,  ну,    посмотрите, какие есть в мире  эксперименты с образами. Мы чего только не видим в мире. То есть  возьмите художника Сальвадора Дали или  Марка Шагала.   Ну, сколько угодно можно спорить, дискутировать.  То, что в данном случае сделано в рамках  рекламной кампании, по-моему, там, как минимум, нет ничего такого, что ниже пояса, и что могло бы как-то сломать чью-то психику или  кого-то обидеть, чье-то самолюбие.

Ведущий: А что касается фестивалей,  которые поддерживает министерство культуры, ну, там при помощи госзаказа, с участием госзаказа. Кто  решает и как решает, что вот  этот фестиваль будет, ему мы выделим финансирование, этот фестиваль не  будет? Какие-то критерии существуют? 

А.П.: Вы знаете, практически  у всех крупных учреждений существуют  советы, есть органы, которые, действительно, принимают такие  коллегиальные решения. Что касается поддержки отдельных каких-то проектов, фестивалей, то вот вы сейчас  упомянули о том, что   были времена, когда были советы.

Ведущий: Да.

А.П.: Вт я вас уверяю, сейчас в министерстве  практически  по каждому значимому направлению существуют  такие советы.

Ведущий: Сейчас-то в советах, я надеюсь,  там художники, артисты, музыканты. А раньше-то в советах-то были все-таки партийные люди в основном.

А.П.:  Принципиально, как правило, в такие советы не входят чиновники, и даже представители  министерства, если и входят, то только  на уровне совещательного голоса, а не в качестве председателей.  Вот такой прецедент создан в крае. Это реально сейчас работает.  Вот существует целая система сейчас  грантовых конкурсов, которые позволяют  поддерживать наши культурные институции, которым выделяются достаточно приличные средства.  Так вот для того, чтобы получить   вот эту поддержку,  проект, конечно же, проходит  обязательно через  совет. И  советы такие существуют по  театральному направлению,  по направлению  библиотек, по  направлению музейной деятельности. По всем практически ключевым направлениям. Поэтому было бы  неправильно считать, что   либо министр, либо кто-то из его ближайшего окружения  принимаем какие-то личные  решения в этой части.

Ведущий:  То есть элементарный  тот же самый критерий,  чтоб не было повторяемости, или, к примеру, никакой связи с нашим городом  нет.

А.П.: Координация, выстраивание каких-то  приоритетов. Ну вот, например, в этом году у нас появился дополнительный конкурс для  культурно-досуговых учреждений. Пока там достаточно скромный грантовый фонд,  порядка 2 миллионов.  Но,  тем не менее, основная направленность на  поддержку малообеспеченных, социально не защищенных слоев населения.  То есть  мы это называем проект-миссия, когда творческие люди создают  какие-то проекты, и эти проекты выносят  за пределы своих учреждений, приезжают в дома престарелых, для детишек, для ????? (неразборчиво).

Ведущий:  То есть это,  грубо говоря,  может какой-то быть концерт, да?

А.П.:  Это может быть какая-то срежиссированная  концертно-театральная программа.  На самом деле, всё, что угодно.  Задача экспертов, как раз, определить, чтобы был критерий качества обязательно и вот та самая социальная направленность,  о которой мы сегодня  говорим. Вообще мы говорим о социально ориентированной  культурной политике. Это в последнее время тренд министерства.  

Ведущий:  Примем короткий звонок и продолжим. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Василий Семенович меня зовут. Александр Рудольфович, несколько вопросов у меня к вам. Правильно вы, наверно, полагаете, что руководить  культурой должны, прежде всего, подвижники и профессионалы? Никто из вашей команды, включая вас, Мильграма,  никогда не были подвижниками  и, конечно, никогда не были профессионалами. Вы руководили оркестром «Кругозор».  Где «Кругозор»? Рассыпался. Мильграм руководил театром. Где репертуар? Полное банкротство. Понимаете? И самое главное, вы  прячетесь. Не проводите ни круглые столы,  никакие другие мероприятия, не выслушиваете мнение  нас.  А культура у нас валится.  И то, что Дельфийские игры прошли блестяще, они блестяще прошли  за счет старой подготовки, во-первых. И, во-вторых, все-таки классика была предоставлена. А вы же сейчас  пытаетесь просто из бюджета  изъять деньги и  рассовать по карманам.  И обратите внимание, я думал, что я один такой. А  Лидия Сычева  написала в газете «Звезда»  огромную статью, где расписала буквально все, как это происходит, сколько украли денег, куда, как, к чему. Александр Рудольфович,  не кажется ли вам, что пришло время вам, банкротам от культуры, уйти?  Это вы сделаете лучшее, что можете сделать для нашего края. Александр Рудольфович, уйдите.

Ведущий: А кого вы прочите  на это место? Вот как вы говорите, профессионалы.

Слушатель: Надо провести круглые столы. Есть у нас интеллигенция.

Ведущий: Но вы конкретно кого можете  предложить вот людей?..

Слушатель:  Давайте ректора института культуры для начала.  Хотя бы честный, порядочный человек и специалист.

Ведущий:  Который занимается своим делом прекрасно в институте культуры.

Слушатель:  Найдем, найдем, но   банкротов не надо. И главное, уберите вот от этих руководителей   деньги бюджетные, и  они убегут сразу же в разные стороны, потому что они не подвижники, и никакого отношения к культуре они не имеют.  Это функционеры.

Ведущий: Всё. Вы извините, пожалуйста. Не в целях цензуры, а в целях   хотя бы экономии времени. Ну, я только могу одно сказать по поводу  тех же  круглых столов. Это точно неправда, как журналист вам говорю,  потому что  их очень много проходит, на мой взгляд. И бесконечные те же самые интервью,  выходы в эфир. Ну, что, это не возможность ??????? (неразборчиво)?

А.П.:  Надо сказать, что в последнее время, значит,  у министерства есть огромное количество Интернет-ресурсов. Любой вопрос, информация идет огромное количество по  разным каналам. Министерство сейчас  возобновило регулярные пресс-конференции. В принципе, по каждому крупному проекту тоже проходят пресс-конференции. То есть я считаю, что информация, наверно, даже зашкаливает сейчас. 

Ведущий:  Вход не закрыт на эти пресс-конференции.

А.П.:  Что касается банкротов или не банкротов,  ну, мне бы сейчас не хотелось говорить слов что-то вроде оскорбительных каких-то вещей, но я считаю, что, скажем, в моей творческой биографии то, что я служил руководителем музыкальным ансамбля войск  по Уралу Владимира Лицмана, я считаю, что это для меня там большая честь, и я считаю, что я в этом качестве  принес достаточно большую пользу, в качестве  руководителя достаточно серьезного оркестра, который объездил полмира, и представлял достойно Пермский край. И то, что сейчас, действительно, оркестр, скажем так, приостановил свою деятельность,  это просто, наверно, говорит о том, что, действительно,  руководителя сейчас нет у этого оркестра.  

Ведущий: Ну, кстати, логично.

А.П.: Ну, вот. И я, также в свое время  был  руководителем  крупного фонда поддержки культуры, в котором здесь запущены  очень серьезные, очень большие процессы. Если помните, я руководил  проектом «Пермь – культурная столица Поволжья», и еще целым рядом крупных проектов, которые… та же «Джаз-лихорадка»,  это вот целый ряд инициатив. Ну,  я не знаю тогда, кого еще можно считать  подвижником в этом случае. Если говорить о поддержке каких-то других видов искусств, кроме  классического, ну, безусловно, поддерживаются разные.  Но могу вам сказать, что в последнее время именно классическое искусство  в Пермском крае переживает бум.

Ведущий: Да. Вы обратите внимание на афишу, опять же, моей любимой, но филармонии, тем не менее.  Было раньше столько концертов или нет?

А.П.: Надо сказать, что там  была реплика, связанная с Дельфийскими играми. Сразу могу сказать, что  в первой тройке Пермский край оказался впервые. Раньше он находился  либо за пределами десятки, либо  где-то вот в начале десятки. Поэтому  это явно позитивный, динамичный процесс. Это, с одной стороны, конечно же, наследие, но, с ругой стороны, это   достаточно прилично работающий менеджмент, и в целом  не плохо работающая, видимо, культурная политика в Пермском крае. Потому что Дельфийские игры – это не только система  художественного образования, это самые разные виды креативных индустрий, которые выходят и за рамки  системы   художественного образования.  Поэтому, ну, критика, конечно, дело хорошее, но, что касается «отобрать бюджетные деньги», вы знаете, это, наверно, тот случай, когда уважаемый слушатель не совсем до конца понимает механизм, как работает, в том числе, бюджетная система. У нас работает, вообще-то, на самом деле  в последние  годы 94-й закон, и практически все финансовые процедуры  проходят через этот 94-й закон. И в последнее время министерство проверялось  столько раз уже,  таким количеством самых разных  проверяющих организаций, что я уже просто не знаю,  где каких надо еще  там искать нарушителей  закона. Но, по крайней мере,  вот   за несколько лет мне пришлось пережить  там не один десяток таких проверок. Поэтому, если есть какие-то конкретные  претензии, пожалуйста, уважаемые коллеги, предъявите.  Но давайте все-таки на уровне оскорблений, честно говоря, не очень бы  хотелось, конечно, ??????? (неразборчиво).

Ведущий: Я вспомнила сейчас интервью, о котором говорила до эфира, с господином Авдеевым на  телеканале «Дождь». И там он рассказал о том, что  для него было неожиданностью, что когда он  пришел в министерство работать,  что вот есть какой-то проект, он  смотрит, посмотрели специалисты, действительно, хороший проект. Ставит свою резолюцию «поддержать», а потом  этот проект уходит в Минфин, и… ну, там «да» или «нет» отвечают.  И он говорит – я попал в такую ситуацию,  что я, как министр культуры, не имею право  последней резолюции. Вот с нашим министерством это также? 

А.П.: Ну, естественно.  Есть там…  министерство работает через систему  казначейства. Разные наши институции работают тоже  не сами по себе, а, конечно, все документы проходят   огромное количество разных   инстанций. И там ни одна копейка  вправо,  влево, вообще-то,  точно не может пройти. Плюс, я могу сказать, что   вот это поверхностный взгляд многих людей  на то,  что происходит сегодня в культуре, действительно,  люди не видят каких-то  очень глубинных процессов,  которые, на самом деле, происходят. Например, работает целый ряд целевых программ, которые, действительно, работают очень эффективно.

Ведущий: Возвращаясь к прошлому нашему звонку, касаемому, в том числе, и подготовке  министра культуры,  и нынешнего министра культуры, кроме того, что вы являетесь музыкантом,  вы еще и кандидат экономических наук. Поэтому, в общем-то, как распределять,  куда распределять, и будет ли какой-то эффект… Знания есть, знания существуют.  В связи с этим вопросы, которые пришли к нам  на сайт.  По поводу  программы «Пермь – культурная столица Европы». «Какой объем финансирования этой программы и этого проекта? Не считаете ли вы,  что нужно  лучше  начинать с социальной сферы,  которая задыхается, направить те деньги на поддержку материнства и детства?» Дескать, вот это и будет культурная столица Европы.

А.П.: Вы знаете, что касается программы «Пермь – культурная столица Европы», если  говорить о формальном признаке, о  получении статуса, то это, на самом деле, я вас уверяю, там  совершенно  какие-то несущественные деньги, которые связаны с вопросами, ну, так называемого лоббирования. Это какие-то переговорные процессы, это какие-то площадки, презентационные вещи. По сравнению с бюджетом в целом, это, действительно, очень несущественные средства. Что касается проекта «культурная столица Европы» в понимании того,  как город должен выглядеть для того, чтоб соответствовать этому статусу, то, наверно, просто нужно считать бюджет, который складывается  из  проектов  развития городской среды, из проектов реализации  большого событийного ряда, который должен быть свойственен культурной столице, это инфраструктурные объекты. И в этом смысле, конечно, это, собственно, тот бюджет, который является  частью  бюджета города Перми.  Это не какой-то бюджет, который  нужно дополнительно находить и куда-то отдельно  направлять. Это часть бюджета. Надо сказать, что почему нужно статус? Потому   что  статус придает    на те бюджетные деньги, которые может  определить город для реализации  этой амбиции,  для повышения качества  жизни, для  повышения капитализации, для увеличения туристических потоков, инвестиционной привлекательности  и многого-многого другого, так вот  получение статуса, как показывает практика других  городов, которые были культурными столицами, там возникает привлечение  дополнительных средств, плюс к тому  бюджету, который есть в пределах городского бюджета, скажем так,  на один рубль, это еще от двух до пяти рублей. То есть вот давайте решим: нужен   нам такой статус или нет, если у нас практически на культуру, и не только на культуру, а вообще на качество жизни, появится  возможность в два, три раза увеличить бюджет за счет внешних инвестиций?  Что касается распределения средств  на социальные нужды. На самом деле, вот  я сейчас упоминал о том, что, действительно, существует целый комплекс целевых  программ, которые  ровно работают именно на   эту цель. Я вот неслучайно сейчас говорил  о том, что  мы сейчас  ориентированы  именно на  социальную культурную политику, социально ориентированы. Например, есть  совершенно замечательно работающие  программы. Та  же программа «Семья и дети». Из этой программы финансируются многие  проекты поддержки детского творчества.  Обеспечиваются музыкальными инструментами наши музыкальные школы, причем, в самых отдаленных деревеньках. Неважно,  где это: либо  в Перми, либо  где-то на границе края.  Это программы  гармонизации  национальных отношений, когда  поддерживаются именно  вот какие-то ростки  национального творчества.  Я уж не говорю о том, что  есть проекты, направленные на то, чтобы поддержать техническое состояние  отдаленных клубов, деревень. Это программа  называется «Приведение в нормативное состояние  объектов социальной сферы».

Ведущий: И вы тоже этим должны заниматься,  по сути.

А.П.: Что значит «должны?

Ведущий: Имеется в виду, это тоже  в вашем ведомстве.

А.П.: Если вы говорите про цифры,  то я   могу назвать. За последние годы порядка 500 миллионов рублей, пятьсот миллионов направлено ровно вот на такие объекты.  По  всему Пермскому краю их приведено в нормативное состояние, ну, если не на сто процентов, то, по крайней мере, доведено до  рабочего  состояния порядка  400 таких объектов.   Можете себе представить, какой объем  работы, если у нас всего объектов порядка двух тысяч, что вот каждый пятый примерно объект получил   такую поддержку. Ну и еще целый ряд отдельных программ. И в последнее время  вот те конкурсы, которые запущены, грантовые,  целевые программы это порядка 30 миллионов в комплексе. Еще порядка  17-18 миллионов насчитывается по проектам отдельной грантовой поддержки, в которой может принять участие практически любое учреждение, любой практически житель Пермского края. Я уже не считаю об отдельных бюджетах, о поддержке отдельных инициатив  муниципалитетов таких,  как та же ярмарка воздухоплавания,  или тот же чудный карнавал, который будет  замечательный  вот в Кудымкаре этим летом, очень яркий, там «Зов Пармы».

Ведущий: Александр Рудольфович, у нас на самом деле уже время  остается мало, а я не могу задать вопросы, не успеваю, которые  приходят. «Стали известные данные о количестве библиотек в Пермском крае. Как сообщают в «Пермьстате»,  за  год  количество сократилось почти на 20 процентов. В Пермском крае стало меньше на 174  библиотеки».  Возвращаясь к началу нашего эфира.

А.П.:  Да. Короткий комментарий по этому поводу. Статистика работает четко по своим законам.  Они  фиксируют юридические лица. Могу прокомментировать, что ситуация не столь  плачевна, как это может показаться. И тут я бы  обратил внимание на два аспекта. Первое: муниципальные библиотеки  - это полномочия муниципалитетов.  Либо муниципального района и городского округа, либо поселения.  Это разный уровень власти, разные  уровни ответственности. Но, что  касается конкретно вот этой статистики, про которую  вы сейчас сказали,  за последний год, скажем так,  хозяйственное решение учредителей этих  библиотек  это либо поселенческие власти, либо районные,  были  таковы, что  они   решили библиотеки оптимизировать. То есть, например, из двух-трех  библиотек  создается одно юридическое лицо. То есть на самом деле по факту библиотека никуда не делась, но осталось одно юридическое лицо. Вот  таких  библиотек,  например, за прошлый год   переведено было в иной статус порядка   140. То есть, казалось  бы,  из статистики эти 140 библиотек  ушли. На самом деле   они никуда не ушли. Они работают, только работают либо где-то  совмещаются со школьными библиотеками,  где-то ни совмещаются    с культурно-досуговыми учреждениями.  Я не говорю, что это идеально и хорошо.  Но это выход из положения  хозяйствующих субъектов.  Поэтому это реальность, это  действие 131-го закона,  который  таким образом распределил полномочия  в сфере культуры.

Ведущий: Анастасия пишет:  «У нас в Перми тратятся огромные деньги на проекты-однодневки, при этом нет достаточного финансирования учреждений культуры. Не имею ничего против проекта «Пермь культурная столица», но хочется сбалансированного разделения».

А.П.:  Если речь идет о заработной плате, могу вам сказать, что по краевым учреждениям ситуация  не столь, на самом деле, драматичная, как это может показаться, потому что, опять же, статистика фиксирует бюджет. Но,   учитывая бум,  который сегодня  происходит в Перми на  культурные события и  огромную посещаемость мероприятий,  конечно же, у  учреждений есть еще внебюджетные источники, есть очень серьезные возможности для того,  чтобы там, где руководитель считает  необходимым поддержать  наиболее сильных  кадров, в общем-то, все это происходит. И  надо сказать, что  у нас, действительно, достаточно  профессионально и очень сильно,  мощно  работающие сегодня культурные институции краевые. Тут нам точно есть, чем гордиться.  Вы знаете, что очень активна филармония, и театры, которые постоянно нам выдают новые постановки, которые достаточно успешно и на федеральном, и на международном уровне представляют Пермский край.  Конечно, ситуация выглядит достаточно грустно, если посмотреть на муниципальные учреждения культуры.  Еще раз обращу внимание, это полномочия  муниципалитетов.

Ведущий:  То есть, грубо говоря, если городу N дворец этот не  нужен…

А.П.: Например, да. И  это тоже уровень культурной политики  в  муниципалитетах.  Он совершенно разный. Есть муниципалитеты, где  главы  думают о своих  людях, о своей культуре и делают все для того, чтобы поддерживать там достаточно приличный уровень заработной платы.  А есть территории, где, действительно,  ситуация печальная.  Могу сказать, что  мы здесь находимся по Приволжскому федеральному округу примерно в серединке. Понимаем прекрасно, что  нам очень  хочется поддержать   наших коллег в муниципалитетах. Мы сейчас предпринимаем для этого, я вас уверяю,  вполне конкретные действия. Сейчас нами  проецировано 30-процентное повышение  заработной платы  для работников библиотек.  Причем, это сделать не так-то и просто еще и по юридическим признакам, потому что это  разный уровень, опять же, полномочий. И сейчас вместе с депутатами вот в мае месяце  начинаем, активизируем  разговор по поводу  того, чтобы значительно поднять заработную плату   и другим категориям работников культуры в муниципалитетах.

Ведущий: Не могу не задать уже, видимо, последний вопрос в этом эфире, вам вопрос как музыканту,  как министру культуры, как экономисту, в том числе.  Вчера в ряде СМИ появились сообщения о том,  что министерство культуры Российской Федерации считает, и прислали официальную  бумагу на запрос, если не ошибаюсь, студента музыкального колледжа,  о том, что в Перми открывать консерваторию  нецелесообразно.  Вот таково мнение федерального министерства  культуры. Как  вы считаете?

А.П.:  Вы знаете, не хотелось бы сейчас   критиковать чьи-то решения, чьи-то мнения.

Ведущий:  Вот вы как музыкант и как министр Пермского края.

А.П.:  Давайте так. Как музыкант я считаю, что Пермь сейчас находится  на таком уровне активности  культурной политики и на таких амбициях требования к профессионализму музыкантов,   что консерватория, конечно,  ну, просто  давно уже должна была бы быть здесь.  Это точно.  Это первое. 

Ведущий: А выпускники нашли бы работу?

А.П.:  Ну, вы же видите, при том ажиотаже, который сейчас происходит, у нас даже  Театр-Театр сейчас  имеет практически симфонический оркестр, и люди вынуждены совмещать.  И это  зависит еще от проектного менеджмента. Если  сильные менеджеры, которые умеют организовывать  такие проекты,  это тоже вот наша сейчас головная боль.  Потому что люди, как правило, только жалуются  на жизнь. Когда доходит до  дела, до реализации проекта конкретного,  вот тут-то и начинаются проблемы.  Тут легче жаловаться  на жизнь, чем что-то    внутри себя такое родить, структурировать.  Теперь, как экономист. Пусть каждый уважаемый пермяк подумает  вот о чем. Мы окружены очень сильными регионами, на самом деле. Мы сегодня говорим о том,  что мы вынуждены думать о  миграционных процессах.  Как  нам  сделать так, чтобы город не терял   самых лучших  свих людей. У нас по соседству  мощный Екатеринбург,  который обладает консерваторией. У  нас по соседству Башкортостан,  обладает консерваторией. У нас рядом Татарстан, который обладает консерваторией.   Понимаете, какая штука, при примерно  равном  экономическом потенциале, у Пермского края сегодня появилась возможность   получить в культуре мощное конкурентное преимущество.   И те, кто нам сегодня  говорят, что нам  это не нужно, это  нецелесообразно, я считаю, что это люди,  которые, может быть, не до конца  разделяют наши интересы, интересы пермяков.

Ведущий: Но вы считаете, что появление  нового учебного заведения, музыкального высшего учебного  заведения ни коим образом  не ущемит права, например, того же колледжа музыкального  или института культуры. 

А.П.: Слушайте,  это же, во-первых, это разные уровни образования.  То есть музыкальный колледж – это… и обратите внимание, ведь ребята, которые  заканчивают наш замечательный, безусловно, музыкальный колледж, который я очень люблю…

Ведущий: Едут в консерваторию.

А.П.: Едут куда?

Ведущий: В другие города.

А.П.: Вот и всё, вот и ответ на ваш вопрос, понимаете? А дальше, где это будет консерватория, либо это будет консерваторский факультет на базе  института культуры,  либо  это  все-таки будет какая-то  другая форма, которая будет конкурировать. В конкуренции тоже, на самом деле, нет ничего плохого, потому что, как  говорят экономисты, ничего лучшего для движения, чем создание условий  конкуренции,  еще не придумано. Потому, я думаю, что  вот в этой дискуссии каждый  пермяк, мне кажется,  сразу поймет, о чем идет речь, нужна или нет все-таки консерватория.

Ведущий: Нас в середине эфира, вернее, не нас, а вас упрекнули  в закрытости, хотя мне кажется наоборот, даже  иногда в излишней открытости. Но,  тем не менее, я надеюсь, что мы с вами встретимся в скором времени снова в  этой студии, и ответим и на другие вопросы, которые  придут,  и на которые еще сегодня не успели.

А.П.: С удовольствием.

Ведущий: Спасибо.


Обсуждение
1443
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.