Верхний баннер
11:54 | СРЕДА | 16 ИЮНЯ 2021

$ 71.83 € 87.21

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневник отличницы

24.03.2014 | 22:00
"Денег всегда не хватает. И нам с вами их не хватает. Грамотно потратить, расставить приоритеты – задача директора", - Людмила Гаджиева

- Поводом для нашей встречи стала приятная новость, что пермские школы попали в некий топ-рейтинг по условиям обучения агентства «Социальный навигатор». Российское агентство провело по 41 одному региону исследование, в нем было задействовано порядка 1,5 тысячи школ. Выяснилось, что пермские школы с углубленным изучением предметов стали одними из лучших в стране. Например, по возможностям индивидуального развития и условиям обучения. Что такое индивидуальное развитие в современной школе, как оно достигается, зачем оно нужно, мы сегодня и поговорим. Итак, зачем нужна индивидуализация?

 

- Во-первых, хотелось бы сказать, что было очень приятно увидеть наши школы в лидерах этого рейтинга, потому что мы индивидуализацией у себя в Перми занимаемся с 2005 года. Поэтому этот результат – закономерность. Если говорить о том, зачем нужна индивидуализация в образовании, то я бы начала не с образования. В том мире, в котором мы живем, мы видим, что индивидуальный подход к человеку используется во всех сферах нашей жизнедеятельности. Помните, еще в те времена, давным-давно в туристические поездки людей как собирали? В автобус по 30-40 человек. Сначала тебя скомплектуют в группу…

 

- И скажут, куда едешь (смеются).

 

- Сейчас, как правило, даже заказ путевок на отдых идет в индивидуальном режиме. Интернет-магазины все выстроены по принципу купли-продажи индивидуального запроса от человека. Банковская сфера – мы видим, что банки, стараясь привлечь клиентскую базу, максимально ориентируются на индивидуальные запросы того или иного человека. Образование – одна из сфер, которая находится в этом глобальном тренде индивидуализации.

 

- Поборники классической системы образования, которые считают, что лучшей системой была советская и надо к ней вернуться, скажут вам: «Хотят они индивидуальный подход – пускай отдают своих детей в частные школы».

 

- На самом деле есть такая точка зрения, когда с родителями общаешься. Но большинство родителей понимает, что их детям жить в современном мире, ребенок должен простраивать индивидуальную траекторию не только образовательную, а вообще жизненную. При этом на первый план выходят не столько те или иные знания по предметам математики, физики, русского языка, а способность эту траекторию самому строить, понимаете? Не действовать по указке взрослого, подруги, коллеги, а исходить из своих целей, запросов, вот что самое главное, когда мы говорим об индивидуальном учебном плане в сфере образования.

 

- Но мы же теряем фундаментальное образование таким образом. Если мы не ставим знание по предметам во главу угла.

 

- Здесь я готова с вами поспорить. Фундаментальность образования гарантируется тем, что в основе индивидуального учебного плана все же лежит базисный учебный план (БУП), который нам трактует федерация и который зафиксирован в БУПе 2014 года. Это говорит о том, что ребенок необходимый минимум содержания фундаментального образования получает и получит. Но дальше мы говорим – давайте, дорогие школы, и администрация школ нас слышит, предлагать нашим старшеклассникам, они уже взрослые ребятки, пусть они сами с учетом своих запросов, видения перспектив своего образовательного пути, выбирают, какие предметы и на каком уровне сложности им наиболее интересны. Еще раз, это не говорит о том, что они скажут: «Нет, мне математика не нужна, я гуманитарий». В любом случае минимум математики они обязаны взять, потому что им еще нужно сдать ЕГЭ по математике. Но при этом они понимают, что если они хотят связать свою сферу, например, с химической промышленностью ему для поступления нужны химия, математика, а может быть, еще и английский, он вполне может в свой учебный план включить предметы, которые ему интересны.

 

- Скажите, работа по индивидуальным образовательным планам обязательна в старшей школе? Это федеральное требование или инициатива школы с поддержкой департамента?

 

- На федеральном уровне все-таки рекомендуют предлагать для выбора предметы на базовом уровне сложности или на профильном. Как обязательное не ставится так жестко. Но при этом, раз мы этот вызов времени уловили еще в 2005 году, мы, конечно, через управляющие советы родителей, администрацию учреждений все-таки предлагаем принять детям эту возможность выбора.

 

- Сколько школ работает по такой системе?

 

- Что касается старшей ступени, это 10-11 классы, более 100 школ, которые обучение по этим индивидуальным учебным планам реализует.

 

- А сколько всего у нас школ?

 

- 135, включая коррекционные, интернаты.

 

- Почти все общеобразовательные школы в старшем звене используют  индивидуальный учебный план.

 

- Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Все зависит еще и от кадрового состава. Если школа не может предложить изучать математику на высоком уровне сложности, нет такого учителя, то дети в этой школе ограничены в этом плане.

 

- А какие здесь могут быть риски? Недавно была история с географией в школе №135, которая как раз была следствием того, что детям был дан выбор. Им была предоставлена возможность не изучать географию. Потом оказалось, что изучать они все-таки географию должны.

 

- Ситуация, насколько я знаю, складывалась в 135 школе по-другому. Там заболел учитель географии, потом ушел в отпуск без содержания, дети на 2 месяца с лишним оказались без учителя географии. Сейчас задача образовательного учреждения – компенсировать этот недостаток часов разными способами, чтобы дети могли учебную программу по географии пройти. Эта ситуация по географии в 135 школе никак не связана с теми подходами, которые мы рекомендуем применять в школах.

 

- Но есть риск у старшеклассников, что он не берет предметы в свой индивидуальный образовательный план, потом меняются правила игры, и он оказывается без соответствующей отметки в аттестате?

 

- Абсолютно убеждена, что риска нет. Есть определенные сложности, причем не для детей и родителей, а для администрации школы. Возьмем среднюю по размерам школу, где учатся 75 10-классников. Представляете, каждый из 75 сформирует свой учебный план? Классная система как таковая начинает постепенно разрушаться. Это значит, что завучу необходимо так составить расписание, чтобы учесть эти индивидуальные запросы детей.

 

- В принципе это вообще возможно сделать?

 

- Возможно, это мы уже прошли в практике с 2005 года. У нас формируется группа, где-то 10 человек, где-то 15, где-то 20 в зависимости от выбора детей. Второй риск административный, это стоимость услуги. Мы понимаем, что когда дети обучаются таким способом, организация учебного процесса так простроена, то стоимость услуги выше. Правильно, либо вы учитель математики, у вас в классе 25 человек, либо вы учитель математики, у вас в классе 10 человек. Понятно, что стоимость такой услуги становится дороже. Но мне очень приятно, что наиболее продвинутые директоры школ, понимая это, предусматривают в своих бюджетах средства, чтобы систему индивидуализации поддерживать, потому что она привлекает родителей.

 

- То есть дополнительно не финансируется, все делается в рамках школьного бюджета. Ведь принято считать, что у нас денег в школах всегда в обрез.

 

- Это тоже стереотип, который нам в головы всегда внушают. Денег всегда не хватает, и нам с вами всегда их не хватает. Поэтому грамотно потратить, расставить приоритеты – задача директора. Если директор правильно понимает, что для того, чтобы быть конкурентоспособным, чтобы к нему в школу шли родители, вели своих детей, он должен быть чем-то привлекательным. И, конечно, если школа учитывает запросы ребенка, то любой родитель поймет: «Да, мне лучше в эту школу».

 

- Мы сейчас поговорили о старших классах, где индивидуализация сводится к базовому или продвинутому уровню изучения тех или иных предметов. То, что мне понадобится при поступлении, я изучаю более глубоко, а то, что нет – по верхам посмотреть, базовую основу получить. А что касается основной школы? Там ведь еще нет такого профессионального самоопределения?

 

- Раннее самоопределение, пусть даже по выбору той или иной учебной дисциплины, опасно. Дети в этом возрасте еще не готовы сделать выбор. Поэтому мы в рамках основной школы реализуем модель пространства выбора, главной целью ставим дать детям возможность выбирать из любых, в том числе не образовательных курсов. Чтобы было понятно, школа детям предлагает – я сейчас назову интересные названия курсов, которые говорят сами за себя. Я взяла это из конкретных примеров наших пермских школ: «Букет из конфет», «Подзорная труба своими руками», «Изготовление цветов», «Салфеточный дизайн», «Оригами», «Твистинг», «Компьютерная презентация»… Таких курсов очень-очень много. Самое главное, что они не долгосрочны. Это не то, что я, пятиклассник, выбрала этот курс и целый год хожу. Мы считаем, что будущее за краткосрочными курсами – 8-15 часов. Я – ученица 6 класса, выбрала у себя в школе робототехнику. Я походила, 12 часов позанималась, прошла этот курс, допустим, мне понравилось. Если да, то я буду иметь возможность заниматься робототехникой, но брать более высокий уровень сложности, более продвинутый. Но если мне не понравилось или понравилось, но я хочу позаниматься в школе ремонта, то почему бы и нет? Я пошла, сходила в школу ремонта.

 

- Это вы называете курсы, которые реально преподаются в пермских школах, 5-6 классах?

 

- Да, я попросила коллег к эфиру, чтобы мне взяли конкретные примеры конкретных курсов, чтобы быть более убедительной. Вот, называю вам, зачитываю буквально из того, что реализуют наши школы.

 

- Вот это все в рамках учебного плана, это все стоит в расписании?

 

- Начну с конца, это все бесплатно для родителей (смеются). Но основное – это даже не дополнительные курсы, образовательные и не образовательные. Особенность нашей модели второй ступени, мы начинаем ее реализовать с 5-6 классов, заключается в другом. Мы основные предметы, как литература, обществознание, история, природоведение, предлагаем изучать через деятельность. Детям предлагается, опять же беру подсказку от школ, изучать литературу в следующих курсах – «Дискуссия», «Театр», «Литература в киношедеврах», «Журналистика», «Литература как детектив», «Литература и краеведение» и так далее. понимаете? Как мы литературу изучали? Стоит литература в плане, читаем произведение, проанализировали… А здесь как раз литература изучается через вид деятельности, и это правильно. Ребенок может ориентироваться в том, какие профессиональные сферы существуют.

 

- Здесь речь не идет о более глубоком изучении программы?

 

- Правильно поняли, да.

 

- Но получается, что «Литература как детектив», «Журналистика» - это все должны готовить сами педагоги. Получается, что под каждое из направлений должна готовиться какая-то отдельная авторская методическая программа. У школ и педагогов есть ресурсы, чтобы все это делать?

 

- Самое главное, я всегда говорю, это моя личная позиция – была бы цель, ресурсы найдутся. Если есть заинтересованный педагог, он всегда этот курс сможет разработать. Откуда появились эти курсы? Они собственно и пошли от учителей. Есть интересующийся учитель, у него есть идея, он ее оформляет в виде краткосрочной программы, рассматривает у себя на методическом совете и реализует. При этом еще раз подчеркиваю – да, стандарт никто не отменял, ЕГЭ на выходе все равно сдавать. Это все не в ущерб стандарту, чтобы родители были спокойны.

 

- О том, каким образом дети могут выбирать среди изучения одного и того же предмета, давайте и поговорим. Есть литература в 5 видах. Каким образом организован рабочий процесс, когда у нас есть одновременно 5 видов литературы?

 

- Вы приходите в школу, видите расписание. Если сначала я занималась в 5 «А», а вы в 5 «Б», то с вами если мы выбрали «Литературу как детектив», то мы за «Литературу как детектив» из 5 «А» и 5 «Б» собрались вместе. У нас классы разомкнулись, а потом сомкнулись, чтобы изучать «Литературу как детектив».

 

- Я понимаю, но думаю, способны ли дети в 5 классе на такую самоорганизацию – выбрать правильный кабинет, туда пойти без классного руководителя, без куратора. Они когда идут толпой от одного кабинета к другому, им как-то проще и понятнее. А тут ведь надо сразу же включать мозг и не заблудиться.

 

- Знаете, вы правильно заметили, что толпой у нас всегда все происходило. Причем толпой проще не детям, а взрослым – взял и туда-сюда направил. Но надо идти не так, как нам проще, а так, как интересно детям, все равно идти от них. На самом деле все это в практике спокойно работает, детям интересно. Я общалась в начале года с учителями и детьми 84 школы, глаза горят и у тех, и у других. Понимаете, когда обучение строится на мотивации, это совершенно другие результаты. Более того, мы с вами говорили до эфира – мы традиционно проводим городские родительские собрания. Сначала мы их проводили в целом по городу, а теперь по районам. Родители сами заинтересованы, начинают разбираться, большинство уже заинтересовано, чтобы подходы к организации учебного процесса в школе начали меняться. Они понимают, что их ребенку будет легче, лучше потом входить в мир профессионального образования и деятельности. Я считаю, что позиция родителя должна постепенно меняться. У нас раньше как? Родитель либо не вмешивается в выборе профессиональной сферы деятельности, либо делает выбор за ребенка.

 

- Желая ему добра.

 

- Да, но продавливает свое решение. Мы сейчас говорим – давайте вместе учиться делать выбор, начиная хотя бы с 5 класса, а может быть, и раньше. Вы мама, у вас пришел пятиклассник, а вам говорят – нужно выбрать из 10…

 

- Людмила Анатольевна, современные родители, которым не безразлично образование своих детей, делают выбор, извините, в 5 лет! Они говорят – мой ребенок пойдет в английскую школу, поэтому с 6 лет правдами и неправдами мы идем в воскреску, потом правдами и неправдами ребенка в английскую школу устраиваем.

 

- Есть такая проблема, тенденция. Как раз проблему селекции и отбора можно тоже было бы пообсуждать. Строго говоря, это не совсем правильно, потому что в 5-6, даже 7 лет мы не можем понять, какие склонности могут быть у твоего малыша.

 

- Но мы хотим гарантировать ему заведомо качественный уровень образования, хороший круг общения.

 

- В этом есть определенная логика, и тем не менее, мы должны разными способами внедрять ту модель, которая правильна. Правильная в том, что чтобы ребенок недалеко от места своего жилья мог получать разнообразный выбор тех или иных услуг в зависимости от твоих склонностей, интересов, возможностей кошелька, всего, но недалеко от дома. Соответственно, в школе должен быть такой набор кадров и преподавателей-предметников, и тьюторов, и психологов, которые могли бы отреагировать адекватно на запросы семьи.

 

- Должны-то должны, а есть ли они? Сколько школ сейчас работает по вашей модели?

 

- Поскольку мы реализуем ее уже два года, в нее включились 38 школ. Мы считали, порядка 30-35%, это пока немного, но мы стартовали недавно.

 

- Она будет распространяться и по другим школам тоже.

 

- Да, мы постепенно, ненасильственно, методом убеждения включаем все другие школы, потому что это требует серьезных умственных вложений. Получается, эти 38 школ предлагают на выбор детям от 3 до 6 предметов для деления. Как я приводила вам пример на литературе, таких предметов для деления они предлагают от 3 до 6 для 5-6-х классов. Потом мы будем делать это для 7-х классов, 8-х классов. Согласитесь, от этого ребенок только выигрывает.

 

- А где-то вообще есть список этих школ, чтобы определиться и посмотреть, есть ли у тебя под боком школа, где реализуется это пространство выбора?

 

- Да. Вот мы посмотрели рейтинг, с которого начали разговор. Вошли более 10 школ, которые участвуют в реализации этой модели.

 

- А в принципе школы – участники этого проекта? Где-то опубликован список?

 

- Мы его специально не публиковали, можно на сайте у нас разместить, показать. Хорошо, что внимание вашего радио к этой…

 

- Если у нас есть школы, которые используют такие вещи вне зависимости от статусности, та же 84-я школа, которую вы упомянули…

 

- Это обычная образовательная школа микрорайона.

 

- Туда особо никто не рвется, а может быть, стоило бы, на самом деле.

 

- Приглашать административные команды, родителей этих школ, чтобы они рассказывали, что могут предложить.

 

- До эфира вы сказали, что начальную школу всеми процессами индивидуализации вы не охватываете. А почему и какие тут есть перспективы?

 

- На самом деле мы начинаем движение сверху вниз, потому что более готовы к выбору старшие дети. До начальной школы, скажем откровенно, руки еще пока не дошли, хотя и здесь уже в рамках стандартов предлагается более 10 курсов бесплатно для родителей. ВГОСы это предусматривают. Поэтому выбор делается в рамках 10 курсов, родителям предлагается. Я думаю, когда мы будем дальше реализовывать модель, может быть, еще насытим какой-нибудь пермской уникальностью.

 

- А по поводу пермской уникальности. Практики, о которых вы сейчас рассказываете, насколько оригинальны в контексте современной системы образования?

 

- Может быть, это нескромно, но я считаю, что они очень оригинальны.

 

- Кто-то еще так делает, как мы? Или мы опять впереди планеты всей?

 

- Мы изучаем опыт других городов, общаемся. Сегодня второй день, к нам приехали из разных городов победители конкурса «Учитель года», они тоже отнеслись к нашей модели… Мы рассказывали наши разные тренды, они высоко оценили наши идеи, аналогичных примеров я не видела.

 

- Мы говорили, что от учителей в новых условиях форсированной индивидуализации образования требуются навыки написания авторских образовательных программ и прикладных краткосрочных курсов. Вообще каких еще перемен индивидуальный подход к ученику требует от школы? Что еще нужно менять?

 

- Самое главное, здесь необходимо внедрение системы тьюторства. Слово для «образованцев» уже известно, для родителей в меньшей степени. Это человек, который бы помогал ребенку простраивать вместе с ним его индивидуальную траекторию. Простым языком – это нужно, чтобы ребенок понял главное, не за него решить, а чтобы ребенок сам сделал выводы, какие стороны у него сильные, какие слабые, что ему нравится, а что не очень, какие цели он готов поставить. Таким образом помочь ребенку выстраивать траекторию, делать выбор, ошибаться…

 

- А если у меня слабая математика, мне надо подтянуть эту математику? Или наоборот, забить на нее и заниматься гуманитарными науками?

 

- Понятно, что я не могу вам дать универсальный ответ, потому что здесь вариантов может быть два. Надо посмотреть – либо математику улучшить и довести до определенного уровня, либо оставить на том, как она есть, если она обеспечит сдачу ЕГЭ, начать расставлять акценты на том, что ему интересно. Это может быть спорт, могут быть языки, гуманитарные науки. Тьютор, который знает ребенка лучше, его семью, все нюансы, должен помочь ребенку в выборе построения траектории.

 

- В школе 1,5 тысячи учеников. Сколько должно быть тьюторов, чтобы каждый тьютор знал тех учеников, их семьи, которые у него ходят в подшефных?

 

- Хороший вопрос, потому что он актуален. Хорошо, если бы на одного тьютора было 10-15 детей. Мы понимаем, что это достаточно дорогое удовольствие. При этом я знаю, что школа №84 имеет эту систему тьюторов. Важно, что он там пока один на 25 человек, но важно, что это не учитель-предметник. У детей нет ассоциации этого тьютора с конкретным предметом, который ведет учитель в их классе. По сути мы даже рассчитали, на 3-4 человечка в день он может спокойно составлять беседы.

 

- Каждый день?

 

- Мы рассчитали чисто математически на 25 человек. Он может с огромным количеством детей найти возможность пообщаться. В любом случае мы сейчас ищем возможные варианты, разные школы предлагают свои, нет универсальных. Мы должны понимать, что за этим будущее, к этому надо стремиться.

 

- Еще моменты по индивидуализации. Результативность – давайте поговорим о том, к каким результатам мы должны прийти с этой системой. Кроме озвученных уже мной опасений, что люди детям будут меньше владеть предметными знаниями по широкому спектру учебных дисциплин.

 

- Все современные механизмы, которые мы внедряем, важны не сами по себе, это не самоцель. Это нужно, чтобы обеспечить более высокий результат на выходе, пусть хотя бы в рамках обученности по ЕГЭ. Мы посмотрели, что дети, которые обучаются по этим индивидуальным учебным планам, дают результаты на выходе гораздо выше. Но это и понятно, потому что они все свое время сконцентрировали на тех учебных дисциплинах, которые им нужны. ЕГЭ опять же – важный, но не самый главный результат. Мы говорим, что самый главный – способность делать выбор правильно. Поэтому нам очень важно посмотреть – а дети, которые изучают, например, химию на профильном уровне, потом поступают по профилю в вузы? По нашим оценкам, более 80% детей, которые изучают на профильном уровне предмет, действительно поступают по профилю. Нам хочется надеяться, что наша система индивидуального обучения все-таки позволяет им сделать выбор взвешенно, осознанно, правильно. И они, надеемся, после профессионального образования пойдут работать именно по своему направлению, а не в альтернативную сферу.

 

- Хорошо, больше самореализовавшихся и гармоничных людей. Вот мы с вами на самом деле по касательной затронули момент выбора школы для своего ребенка, момент поступления. В оставшиеся несколько минут хочу предложить вам ответить на вопросы, которые напрямую не касаются темы нашей беседы, но были озвучены нашими слушателями на сайте, коллегами-родителями. По поводу нарезки школьных округов – когда появится эта информация? Уже прошли дни открытых дверей в школах, родителям нужно определяться, но до сих пор не очень понятно, какие дома к каким школам приписаны, какие есть возможности для поступления.

 

- Действительно вышло постановление администрации, мы закрепили каждый дом за определенной школой, что является гарантией того, что ребенок в том или ином случае попадет в то или иное образовательное учреждение. Более подробно мы 27 марта на брифинге будем рассказывать, отвечать на вопросы журналистов. На нашем сайте permedu.ru должна быть размещена информация, какая школа какое закрепление имеет. С прошлого года принципиально ситуация не изменилась. У родителей есть право выбрать ту школу, которая им наиболее интересна, которая далеко от места дома расположена. При этом, если они в эту школу по разным причинам не поступили или не захотели поступать, они будут обязательно иметь возможность пойти в школу по месту жительства.

 

- Есть какие-то правила квотирования для особенно востребованных профильных школ? Есть реальная возможность туда поступить, если ты к этой школе не приписан?

 

- Желающих гораздо больше, чем мест.

 

- Как регулируется этот конфликт интересов?

 

- По законодательству правила приема в образовательное учреждение устанавливаются самим образовательным учреждением. Для того, чтобы балансировать между законом и желанием родителей, порядка 20-30 закрепляем за статусными школами микрорайона… Например, школа №9 – порядка 20-30% жители микрорайона. На оставшиеся 70% мест мы предлагаем свободный доступ со всей территории города.

 

- А уж кого школа будет брать, определяет сама. Еще один вопрос с нашего сайта – с одной стороны, локальный, с другой, озвучена достаточно серьезная проблема. В детском саду №291 была сокращена ставка психолога в штате. Исполняющий заведующий пояснила, что недостаточно финансируются федеральные образовательные требования в 2014 году, во многих детских садах нет психолога, и ничего. Как быть, насколько обязательна ставка психолога в детском саду? По своему материнскому опыту скажу, что у нас тоже не было психолога. Мне кажется, это серьезная проблема для детского сада.

 

- Смотрите, надо начать вот с чего. Была предоставлена услуга тех категорий, которые нуждаются в ней. Самое главное – это услуга. Каким образом она оказывается? Могут быть разные варианты. Первый – в штате содержится сам педагог-психолог. Вместе с тем эту услугу руководитель учреждения может заказать у психолога педагогического районного центра, заключив договор. В зависимости от того, какое решение принял руководитель учреждения, такая модель в этом садике и есть. С точки зрения закона руководитель детского сада имел право эту ставку сократить. Я обязательно посмотрю ситуацию по 291-му садику. При этом, если есть потребность в этой услуге, тогда руководитель садика должен заключить договор со специализированной компанией.

 

- А как определяется, есть или нет потребности? Родители считают, что она есть.

 

- Значит, нужно обратиться с заявлением в администрацию садика и попросить психологическую услугу.

 

- А есть те же федеральные образовательные требования, по которым детям в любом случае должна оказываться психологическая помощь?

 

- Таких жестких установок, конечно, нет, но желательно, чтобы такая услуга предоставлялась.

 


Обсуждение
1581
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.