Верхний баннер
07:39 | | 28 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Социум

26.05.2013 | 16:00
Интернет в жизни пермяков
Теги: интернет

Сегодня мы говорим об интернете и о том, как он влияет на жизнь пермяков. Для начала маленькое представление. Скажите Ольга, каковы ваши научные интересы?

 

Ольга Анкудинова: В первую очередь меня интересует развитие интернета и его влияние на социум. Начиналось все с довольно банального вопроса об интернет-зависимости. Сейчас сфера моих интересов переместилась на социальные сети, сейчас в частности интересует интернет и успешность человека, их взаимосвязь.

 

Интересная тема. Когда мы говорим о влиянии интернета на общество, то сразу же у нас в голове возникают разные мифы, которые активно распространяются в СМИ. Например, что под влияние интернета можно попасть как под влияние наркотика или игровых автоматов. Интернет-зависимость, действительно ли есть такое явление или это вымысел?

 

Ольга Анкудинова: Именно с этого вопроса весь интерес у меня и возник. При определенном исследовании пришла к выводу, что нельзя вести речь об интернет-зависимости как таковой, так как интернет – это все-таки больше инструмент, как телефон. Сложно назвать это зависимостью, это скорее реалии жизни.

 

То есть мании у человека возникают сами по себе, а уж использует он их через интернет или другие инструменты, это уже дело вторичное, правильно понимаю?

 

Ольга Анкудинова: Да, получается, что через интернет проще реализовать и увидеть все проявления крайностей, психологических и социальных, такая лакмусовая бумажка.

 

Понятно, кто-то еще делал исследование? В мире наверно тема достаточно распространенная.

 

Ольга Анкудинова: Интернет-зависимость – очень популярная тема в свое время была, очень много исследований было.

 

И все они примерно об одном и том же.

 

Ольга Анкудинова: Примерно да.

 

Другой популярный миф, особенно в возрастной аудитории: интернет – это источник разврата, насилия, порнографии и так далее и все это на общество очень дурно влияет. С этим как быть?

 

Ольга Анкудинова: Могу подтвердить, что запрещенного контента огромное количество. Все зависит все-таки от воспитания человека. Я всегда привожу такой пример, когда мне начинают эти аргументы приводить. Интернет, как и любой инструмент, допустим нож, в одних руках это может быть спасение человека, а в других случаях может покалечить.

 

Это понятно, это достаточно банально, извините. Вопрос на самом деле стоит глубже. Если традиционные СМИ поддаются какому-то более-менее регулированию, их содержание, контент и так далее, то интернет поддается этому в очень малой степени. Критики распространения интернета всегда именно об этом говорят. Общество, в котором много разных людей, получив доступ к запретным темам, информации, начинает развращаться. Мы видим, что распространение интернета действительно провоцирует появление преступности, отклонений от каких-то норм или это все-таки не сильно проявлено?

 

Ольга Анкудинова: Таких проявлений каких-то крайних всплесков после появления интернета не наблюдается, то есть опять же это проявление каких-то личных особенностей. По большей части возрастная категория чаще всего так реагирует на неизвестное.

 

То есть это больше страх, нежели реальность?

 

Ольга Анкудинова: Да.

 

Еще один распространенный миф, что интернет изолирует человека от общества, что люди, которые погружены в интернет, ни с кем не общаются, все превращается в виртуальное общение, которое никакое личное общение подменить собой не может, что мы постепенно становимся такими дряблыми существами, которые сидят перед экранами, невыходящими на улицу, не видящими живых людей и так далее

 

Ольга Анкудинова:  Тут опять же зависит от направленности конкретного человека. Если человек хочет найти общение, он посредством интернета выйдет на реальное общение. Практика показывает, что интернет-общение так или иначе ведет к реальному общению. Если человек пытается замкнуться уйти от коммуникации, то он может и без интернета сделать это.

 

То есть никакой изоляции нет?

 

Ольга Анкудинова: Каких-то крайних проявлений достаточно мало. Надо трезво оценивать все плюсы и минусы новшеств и не создавать себе монстров.

 

Мне всегда казалось, что интернет для определенных категорий населения даже расширяет границы общения.

 

Ольга Анкудинова: Да, в определенной степени интернет-коммуникация проще для определенных кругов и личностей, то есть проще начинать с интернет-общения и потом выводить на реальные коммуникации.

 

Вообще на что интернет влияет и влияет ли вообще на общество или это очередная игрушка?

 

Ольга Анкудинова: В определенной степени сейчас всю картину представить сложно на данный момент, потому что последствий использования интернета в нашей жизни достаточно много, и все исследовать невозможно, но к определенным выводам мы пришли. Интернет является инструментом для реализации своего потенциала, и от характера его использования зависит очень многое, в т.ч. степень успешности человека.

 

Можно охарактеризовать, с помощью каких исследований вы пришли к такому выводу?

 

Ольга Анкудинова: В рамках исследования ПГПУ «Барьеры и возможности реализации человеческого потенциала» с декабря прошлого года были проведены социологический опрос 800 человек и глубинные интервью. Часть вопросов касалась именно источников информации и характера их использования, которые впоследствии при анализе были связаны с успешностью человека.

 

То есть вы посмотрели, кто как использует, и соотнесли это с вопросами-индикаторами успешности. И какие взаимосвязи появились?

 

Ольга Анкудинова: В результате исследования у нас получилось, что телевизионная аудитория составляет 88% пермяков, интернетом пользуются 53% горожан, аудитория печатных изданий составила 39%, аудитория радио – 17%. Получается, что основные источники информации – телевидение и интернет, в связи с этим мы анализировали в связке эти два источника. Основную массу телевизионной аудитории составляют пенсионеры, рабочие и безработные – это те, кто используют только телевидение. То есть мы разделили: только телевидение, телевидение + интернет и только интернет. Эти три категории впоследствии и исследовались.

 

Сколько у нас исключительно телевизионной аудитории?

 

Ольга Анкудинова: 45%. Только интернетом чаще всего пользуются студенты и офисные работники.

 

Естественно, молодые люди, люди, имеющие доступ к интернету в течение рабочего дня. Сколько их?

 

Ольга Анкудинова: Это гораздо меньшая категория – 17% горожан. Те, кто используют и телевидение, и интернет, – это служащие, руководители, предприниматели, специалисты с высшим образованием, бюджетники.

 

То есть работающие люди в массе своей, обладающие профессией.

 

Ольга Анкудинова: Здесь порядка 42%.

 

И кто из них успешен или неуспешен и почему?

 

Ольга Анкудинова: В процессе анализа получилось, что интернет-аудитория – подавляющее большинство успешных пермяков. Это молодые активные люди до 45 лет, которые обладают более высоким материальным достатком и социальным статусом, у них выше уровень образования и квалификации. Интересно, что у них более высокий уровень готовности к риску. Они активно проектируют свое будущее и наращивают все виды капитала, физически, экономически, то есть они настроены на активную самореализацию. В этом случае они проявляют самостоятельность, мобильность и оптимизм.

 

Какие-то дополнительные процедуры проводились, чтобы установить твердую связь использованием двух источников информации и успешностью?

 

Ольга Анкудинова: Понятно, что это категория наиболее успешных людей. Мы проследили уровень успешности и заметили, что использование интернета коррелирует с успешностью человека. То есть как только они добавляют к телевидению в качестве источника информации интернет, тут же появляется взаимосвязь с успешностью.

 

Получается, что интернет делает людей каким-то образом успешными. Но всякий ли человек, пользующийся интернетом, становится успешным?

 

Ольга Анкудинова: Это как раз и есть вывод нашего исследования, для чего и как используется интернет. Здесь мы проследили активность пользователей.

 

Частоту посещений?

 

Ольга Анкудинова: Нет, именно контент.

 

То есть куда они ходят и какие сайты открывают.

 

Ольга Анкудинова: Да, какими ресурсами они пользуются. Здесь проявились две стратегии: атрибутивно-досуговая и инструментальная. Атрибутивно-досуговая стратегия – это потребление готового контента именно досуговой части, то есть скачивание, онлайн-просмотры фильмов, роликов, прослушивание музыки, книги в меньшей степени, также это активное общение в мессенджерах, то есть аська, скайп, и посещение сайтов знакомств. Эта стратегия свойственна тем, кто неуспешен, кто сам по себе ощущает свою не успешность. Вторая стратегия, инструментальная – здесь пользователь проявляет больше интернет-активности. Тот же самый набор активности, но более широко здесь представлены такие сферы как работа и карьера, финансовые операции и СМИ. Активно используется поиск информации для работы, повышения квалификации и уровня образования, деловая переписка.

 

А поиски работы?

 

Ольга Анкудинова: В том числе. Финансовая активность подразумевает собой онлайн-покупки, осуществление платежей и дополнительные заработки. В т.ч. капитализируется хобби: все, что раньше занимало исключительно досуговую часть времени, сейчас используется для извлечения дополнительного заработка. Также успешные люди активно интересуются СМИ в интернете.

 

Оказывается, именно успешные более пристально следят за новостями.

 

Ольга Анкудинова: Да, я считаю, их интересует происходящее вокруг.

 

Получается, что для людей, которые не очень успешны, интернет – очередная телевизионная кошечка, с той лишь разницей, что там много каналов, и можно смотреть не только фильмы, но еще и написать письмо другу, и их не интересует политика, деньги, профессия, они там только отдыхают.

 

Ольга Анкудинова: Своего рода замена телевизору в сочетании с некой коммуникацией.

 

А успешные из интернета извлекают прибыль.

 

Ольга Анкудинова: Да, то есть как я сказала, капитализация всех сфер жизни, вкладывание в себя. Они используют ресурсы интернета для собственного развития. Что интересно, как раз здесь можно проследить общественно-политическую активность. Именно успешные показывают наличие общественно-политической жизни, различные виды гражданской активности плюс участие в благотворительности через интернет. Это связано скорее с удобством объединения, по благотворительности, проще найти ту категорию людей, которая может помочь.

 

Я полагаю, что еще проще и оказывать эту благотворительную помощь.

 

Ольга Анкудинова: Именно напрямую.

 

Всякие там яндекс-кошельки, банковские карты.

 

Ольга Анкудинова: То есть не выходя из дома можно кому-то помочь.

 

Естественно, что это провоцирует большую активность в благотворительной сфере.

 

Ольга Анкудинова: Именно успешных.

 

Итак, две стратегии, одна досуговая, вы ее назвали атрибутивная, кстати почему?

 

Ольга Анкудинова: Для некоторых категорий присутствие в интернете – это некий атрибут, то есть просто галочка, что я есть в интернете, и на этом вся активность и закончилась.

 

А вторая инструментальная.

 

Ольга Анкудинова: Инструментальная направлена на саморазвитие.

 

Когда люди стратегию выбрали, что дальше с ними происходит, особенно с этой наиболее продвинутой частью? Ведет ли инструментальное использование интернета к каким-то другим изменениям, может быть в поведении?

 

Ольга Анкудинова: Когда человек нацелен на саморазвитие и использует для этого интернет, это ведет к расширению горизонта.

 

Какие такие возможности появляются у человека, когда он залазит в интернет?

 

Ольга Анкудинова: Появляется возможность более свободного конструирования себя. Если проследить развитие интернета, с появлением социальных сетей, мы исследовали эту тему пять лет назад, был представлен больше игровой характер освоения сетей, то есть различные ники, фейковые страницы, своеобразная проба, что возможно с этим ресурсом делать.

 

Дети дорвались до игрушки и по максимуму использовали все ее возможности.

 

Ольга Анкудинова: Сейчас это выходит на некую профессиональную основу. По большей части представлен конкретный человек, вполне реальный.

 

Перестали играть.

 

Ольга Анкудинова: По большому счету перестали играть. Когда освоили этот ресурс, пришло понимание, как его можно использовать для реальных целей.

 

Правильно понимаю, что первая стадия была, когда люди привыкали к тому, что их происхождение, физические данные не на столько важны, что себя представить кем-то другим?

 

Ольга Анкудинова: Да, изначально, возможно, это было связано со страхом проявления себя на большой площадке.

 

И одновременно освобождение от страха быть неправильно понятым, страха перед новацией, экспериментами.

 

Ольга Анкудинова: Как раз прослеживается активное экспериментирование с собственной презентацией, творческим подходом, то есть конструирование себя, каким я хочу выглядеть перед этой большой аудиторией.

 

Благо, что это в виртуальной реальности, и меня не сдерживают объективные обстоятельства, реальные пол, возраст, внешность, профессия и прочее.

 

Ольга Анкудинова: Пять лет назад под любым ником можно было кого угодно встретить.

 

А сейчас?

 

Ольга Анкудинова: Сейчас, как я уже сказала, более реальный персонаж, то есть люди стали именно себя, конкретного человека, представлять в сети.

 

Тогда получается, что сейчас наступает второй этап. Наигравшись, люди этот принцип экспериментирования сместили с самопрезентации на реальные модели поведения.

 

Ольга Анкудинова: В том числе. Получается, что свободное конструирование себя переходит в некий физический план, вполне реальный. Люди поняли, что социальные статусы, может быть, несколько ослабли, и в реальности они начинают более свободно себя вести. Они понимают, что это не столь важные моменты, и более свободно, проектно реализовывают себя в реальности.

 

Каково ваше мнение о социальных сетях, это скорее плюс или скорее минус, это уводит нас от каких-то реальных проблем жизни или наоборот помогает людям выжить?

 

Ольга Анкудинова: Мое личное отношение к социальным сетям такое, что это интернет в интернете, смотря для чего их использует человек, то есть некий инструмент для самореализации себя.

 

Это для всех инструмент самореализации?

 

Ольга Анкудинова: Опять же, кто для чего использует интернет в целом и социальные сети. В нашем исследовании мы проследили и выявили, что процент использования социальных сетей одинаков как у успешных, так и неуспешных, то есть все используют социальные сети, разница как. Кто-то направлен на развитие, а кто-то – просто на потребление ресурса.

 

Какие социальные сети в наибольшей степени способствуют самореализации человека, или нельзя сделать такого вывода? Можно сказать, что какая-то сеть заточена больше под досуг, а какие-то – наоборот под профессию?

 

Ольга Анкудинова: Специального исследования такого не проводилось, но, как самая популярная сеть, Вконтакте является технически более удобной как для инструментальной активности, так и для досуговой.

 

А раньше была больше досуговая.

 

Ольга Анкудинова: Именно досуговая. Сейчас появляется огромное количество профессиональных групп, сообществ. Здесь же можно наблюдать продажи хобби, то есть определенные группы, которые нацелены на капитализацию хобби и помогают получить дополнительный заработок, может быть, получить общественное признание.

 

А вот вторая была еще одно время очень популярная сеть, Одноклассники, она сейчас как-то сникла немножко, это в связи с чем? Почему там профессиональные группы не возникли, и она перестала развиваться?

 

Ольга Анкудинова: У Вконтакте была более молодая аудитория, у Одноклассников – старшая категория населения. Возможно еще популярность Одноклассников упала после введения платного доступа.

 

А мне кажется, что здесь есть в связи с вашими словами другая причина. Все-таки изначально Одноклассники предполагали создание групп по годам выпуска, окончания школы, университета. Мы же понимаем, что в современной жизни все эти связи с бывшими одноклассниками больше носит такой ритуализированный характер. Да можно встретиться с одноклассниками раз в год, однако деловая жизнь идет с другими людьми. В лучше случае со школы, вуза в нашем близком окружении остается 2-3 человека, которые выбрали ту же стезю, что и мы, а все остальное отходит на задний план. Тогда получается, Вконтакте, где принципы формирования групп несколько иные, больше оказалась приспособленной к деловой жизни.

 

Ольга Анкудинова: Приспособлена и технически, и аудитория настроена на такую активность.

 

К каким глобальным последствиям может привести то, что люди научились извлекать выгоду из интернета? Какие тенденции появились?

 

Ольга Анкудинова: Главная тенденция – усилится роль интернета в целом.

 

А социальные?

 

Ольга Анкудинова: Это усиление роли саморегуляции. Интернет изначально был площадкой для отыгрывания процессов, механизмов саморегуляции.

 

Например?

 

Ольга Анкудинова: Те же сообщества, где нет жесткой иерархичности. Да там есть модератор, но он играет роль чисто прикладного характера для каких-то формальных вещей.

 

То есть люди, посещающие определенный форум, блог, вырабатывают какие-то общие правила поведения? В чем это проявляется?

 

Ольга Анкудинова: Какие-то радикальные мнения, оскорбления отсекаются, общество регулирует поведение друг друга, общение происходит на договорных условиях.

 

Я бы подчеркнул, абсолютно без какого-то внешнего воздействия.

 

Ольга Анкудинова: Получается, что такие формальные вещи не сильно влияют на коммуникацию, члены сообществ сами договариваются по каким правилам играть.

 

А как же все эти тролли?

 

Ольга Анкудинова: В определенный момент тролли могли манипулировать общественным мнением, в последнее время, сколько я наблюдаю, они очень быстро вычисляются и искореняются.

 

Блокируются?

 

Ольга Анкудинова: Если тролля распознали, теряется суть его деятельности.

 

То есть ему говорят: «Ты, батенька, тролль, иди-ка ты отсюда».

 

Ольга Анкудинова: Своего рода.

 

Если это профессиональный тролль, то есть человек, нанятый кем-то, чтобы в политических, коммерческих, других целях заглушить дискуссию, то его разоблачение ведет появлению бессмысленности дальнейших действий. И это наблюдаемо?

 

Ольга Анкудинова: Это наблюдаемо, то есть более рационально стали подходить к мнению в интернете и отслеживать радикальные мнения с какой-то определенной целью.

 

Будущее общество, поскольку интернет дальше распространяется, окажется способным все больше и больше к самоуправлению, саморегуляции. Хороший вывод. Следующий?

 

Ольга Анкудинова: Логично проследить вторую тенденцию – более спокойное отношение к личному мнению, то есть толерантность интернет-сообщества. Интернет, как я уже сказала, это открытая площадка, где можно высказаться, и присутствует взаимодействие различных категорий людей. Получается, что люди не имеющие возможности высказаться, могут быть услышаны.

 

Сейчас скорее не о толерантности идет речь. Толерантность – это вторая уже сторона. Получается, что один из известных футурологов Маршал Маклюэн был прав: всемирная деревня, каждый имеет возможность высказаться, стало быть мнение отдельных людей получает больше шансов быть распространенным на большие массы людей. Многообразие возникает, а вот уже соответственно от многообразия можно перейти

 

Ольга Анкудинова: Принять точки зрения, спокойно услышать, стирание каких-то границ, к этому как раз и ведет влияние интернета.

 

Вот это уже и вызывает толерантность.

 

Ольга Анкудинова: Следствие этого – разрушение иерархичности общества, если каждый имеет право высказаться. Интернет- пространство можно сравнить с кастрюлей спагетти, где все перемешивается, пересекается, взаимодействует, то есть разрушение привычных вертикальных иерархий. Каждый имеет право на свою позицию.

 

Я бы сказал, не только имеет право, имеет возможность. Лет 50 назад жизнь человека протекала в вертикально ориентированных структурах: работа, государство, профсоюзы, и все прекрасно понимали, что изменить ситуацию можно только добравшись до определенного уровня, где твой голос начинает быть слышим. Или как альтернатива, не нравится тебе это, иди создавай собственное. Теперь получается, сама структура интернета приучает людей к тому, что называется сетевой принцип мышления. Каждый участник сети может стать центром мнений, концентрации внимания.

 

Ольга Анкудинова: Совершенно верно. Сетевое мышление, более свободное конструирование своих коммуникаций, участие в различных сообществах – вот к этому как раз и ведет.

 

Следовательно, расползание общества, это его деградация будет?

 

Ольга Анкудинова: Следующая тенденция – стирание границ, национальных, государственных, культурных, потому что интернет-сообщество позволяет мыслить немного другими категориями и пользователи привыкают быть участниками нескольких сообществ без ориентации на какие-то границы.

 

Можно как-то наглядно продемонстрировать как эти границы исчезают?

 

Ольга Анкудинова: Коммуникация сейчас ведется без привязки к городам, каждый имеет возможность пообщаться с любым, в это плане. Затем, есть возможность поучаствовать в различных проектах: есть доступ к информации о них, есть возможность не выходя из дома принять участие в них.  Это все ведет к расширению горизонтов, уровень мышления становится шире, чем в заданных рамках без интернет-коммуникации.

 

Вы все-таки не ответили на вопрос, это деградация или развитие?

 

Ольга Анкудинова: Если у меня есть возможность поучаствовать в различных проектах, это ведет развитию моего потенциала, нежели если бы я сидела в рамках какого-то узкого общества и не имела таких возможностей. Так или иначе для каждого человека это получается расширение, развитие, нежели деградация.

 

У человека появляется больше возможностей уйти от контроля, давления, состояния, когда находишься под колпаком. Чем больше сообществ, тем больше возможностей, свободы, индивидуальности.

 

Ольга Анкудинова: Тем самым это сокращает социальную дистанцию в мировом сообществе.

 

Есть еще какие-то тенденции?

 

Ольга Анкудинова: Как следствие всего этого – свободное конструирование себя, самоидентичности и самопрезентации, и все это уже не только в сети, а в реальной жизни. Человек анализирует, на что он способен, что он хочет, и ведет активность с этой целью.

 

По итогам всех ваших исследований что можно сказать пермякам, какой вывод, какая рекомендация?

 

Ольга Анкудинова: Осваивать интернет-ресурсы, не пугаться всего нового. Чем быстрее освоят новые ресурсы, тем быстрее откроют новые горизонты для себя, сферы своей реализации. Интернет – это для успешных людей.

 

Но при этом осваивать не только досуг…

 

Ольга Анкудинова: Да, именно способы реализации с помощью интернета.

 

Где результаты вашего исследования можно будет почитать?

 

Ольга Анкудинова: В июне выходит монография «Барьеры и возможности», и пройдет конференция 13-15 июня, там можно будет ознакомиться и в интернете.


Обсуждение
1377
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.