Гость: Вячеслав Раков, доцент кафедры всеобщей истории ПГНИУ, преподаватель кафедры теологии РИНО при ПГНИУ.
Тема: Теология официально признана научной дисциплиной. Такое решение 11 октября приняла высшая аттестационная комиссия. Что представляет собой богословие как наука, говорили с доцентом кафедры всеобщей истории Пермского госуниверситета, преподавателем кафедры теологии РИНО при классическом вузе Вячеславом Раковым.
Ведущий: Сергей Хакимов.
СПРАВКА:
Вячеслав Раков - доцент кафедры всеобщей истории ПГНИУ, преподаватель кафедры теологии. Специалист по западноевропейскому Возрождению, автор монографии "Европейское чудо". Доцент Пермского отделения Высшей школы экономики. Автор поэтических публикаций в журналах "Уральская новь", "Урал", "Арион", "Провинция".
Научные интересы - история древнего мира и средних веков, история мировых цивилизаций, сравнительная культурология.
Президиум Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки России одобрил паспорт новой научной специальности «теология». Ключевой областью предметного поля новой специальности станет изучение истории и современного состояния межрелигиозных отношений, а также отношение религиозных организаций и традиций к государству и обществу, к различным направлениям светской мысли.
Специалисты теологии займутся анализом священных текстов, религиозной литературы и произведений искусства. Кроме того, они изучат правовые нормы и практическую деятельность религиозных организаций, а также обряды и особенности богослужения.
В России всё больше усиливается роль православия, во многом благодаря власти. Многие это критикуют, появляются даже такие термины как «православный талибан». Не переусердствовало ли государство в дружбе с церковью?
Историк Вячеслав Раков считает, что с одной стороны, движение государства в сторону церкви — естественное движение, поскольку Россия как никогда, нуждается в укреплении моральных оснований социальной жизни, и государство ищет что-то, на что мы все вместе могли бы опереться. Церковь и вера — один из наших «спасательных кругов». Власть нуждается в церкви также потому, что ей самой также необходима моральная легитимация. С другой стороны, церковь должна оставаться церковью, а государство должно оставаться государством. Не должно быть слияния. Да, церковь должна выходить за пределы церковной ограды, у нее должны быть собственные социальные практики, например, в области филантропии или духовного просвещения. Церковь должна высказываться по общественным и культурным проблемам — это нормально. Но церковь не должна политизироваться, иначе она теряет себя. Религиозность не должна быть только формальной, она должна идти вглубь. Но точной формулы соотношения церкви и общества нет, потому что жизнь подвижна и формулы за ней не успевают.
_____________________________________________