Верхний баннер
14:11 | ВТОРНИК | 30 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дальний свет

01.06.2011 | 13:52
Машина для ребенка.

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Продолжается прямой эфир на 91,2 FM. Сегодня среда. Это значит, что программа «Дальний свет», как обычно, на своем месте. Сегодня у микрофонов по-прежнему Роман Попов и директор пермского центра высшего водительского мастерства Михаил Гофман. Михаил Александрович, здравствуйте.

Михаил Гофман: Добрый день.

Ведущий: Ну, и отдельно представим нашего гостя. Андрей Тарасов, эксперт по безопасному вождению, инструктор по контраварийной подготовке. Я вот вас так в последнее время наловчился представлять. Андрей, здравствуйте.

Андрей Тарасов: Добрый день.

Ведущий: Почему мы пригласили Андрея Тарасова именно сегодня, 1 июня, в День защиты детей? Потому что Андрей, помимо прочего, у нас одной из специализаций своих имеет обучение именно детей вождению. Я так знаю, что и Михаил Александрович тоже с детьми дело имел, и обучал, да. То есть, и программы у Михаила Гофмана есть, направленные именно на обучение детей. Так что сегодня, мне кажется, самое время в День защиты детей поговорить не столько о защите детей-пешеходов, мы об этом, в принципе, говорим очень часто, да, а сколько о том, а вообще, вот нужно ли у нас в головах в обществе попробовать внедрить мысль о необходимости обучения детей вождению автомобиля. Вот, в принципе, это нужно? Михаил Александрович, давайте с вас.

М.Г.: Ну, я считаю, что это, безусловно, нужно. Раньше в школах, я это застал еще, был, так называемый, урок автодело, где преподавали очень хорошо. Ну, во всяком случае, мне повезло. Преподавали и устройство автомобиля, это был, по-моему, ГАЗ-51 у нас в школе. Это было 40 с лишним лет тому назад, если не 50. Да, 50, кстати. Так вот, и это давало что ли тем, кто хотел, наверно, тем, кто хотел, это давало, ну, я не знаю, неоценимую просто… наверно, неоценимую поддержку в том, что вообще-то вот правила дорожного движения и устройство автомобиля должен знать каждый водитель. Насколько это было актуально тогда, когда было мало автомобилей, частных автомобилей практически не было. Тогда, наверно, это было не очень актуально. Сейчас-то это, вот, ну, просто, я не знаю… как можно детей не обучать тому, чтобы они умели водить автомобиль, если, наверно, из десяти девять из них сядут за, как только им исполнится 18 лет.

Ведущий: Андрей, ваша точка на этот счет.

А.Т.: Я согласен. Дело в том, что сейчас современный человек должен знать языки, владеть компьютером и водить автомобиль. Сейчас, пожалуй, даже в некоторых компаниях, когда принимают на работу, спрашивают, водишь ли ты автомобиль, есть ли у тебя права? Поэтому это уже такое обязательное условие современного человека, который желает быть вот таким успешным и продвигаться в своей жизни.

Ведущий: Ну, если мы говорим о том, что человек должен водить автомобиль в современном обществе, мы ведь не всегда разумеем именно обучение вождению с раннего возраста. То есть, можно же спокойно, да, вот исполняется 18 лет, все, пошел в автошколу.

А.Т.: Вы знаете, вот есть такой пример. Велосипед если освоил человек лет в 10-15, то он может 30 лет не садиться за руль, сядет потом и поедет, как будто бы это было вчера. Навыки, полученные вот в этом детском возрасте, они наиболее полны, наиболее точны, и они не забываются. Более того, дети обучаются намного легче, чем взрослые. У них нет страха показаться неумехой. Им это очень интересно. И они вот эту такую отчасти игру осваивают с помощью, что называется, ??????? (неразборчиво) осваивают правильные навыки вождения, потому что потом переучивать намного сложнее, чем сразу научить правильно. Более того, они начинают понимать такой опасный предмет автомобиль, насколько он может быть неконтролируемым, и они уже более ??????? (неразборчиво) на дороге. Они уже понимают, как быть велосипедистом. Они понимают, что плохо видно из автомобиля, что он сразу не остановится. И это помогает им, кроме того, что они могут потом ездить в автомобиле, понимают эту опасность, и с ней уже как-то свыкаться, и понимать, как с ней жить дальше.

Ведущий: Михаил Александрович, а с какого возраста в таком случае?

М.Г.: Ну, я начал ездить, стоя за рулем. То есть, с сидения я до педалей не доставал.

Ведущий: То есть, в данном случае даже непринципиален возраст?

М.Г.: Нет, непринципиален возраст. Дело в том, что Андрей абсолютно прав. Ребенок – это не просто чистый лист бумаги.

А.Т.: Это воск такой.

М.Г.: Да, это вот из него можно лепить все, что угодно. То есть, понимаете, как, я не люблю, когда меня считают при обучении авторитетом, да. Я говорю, вы мне не верите, вы сомневаетесь во всем, так ребенку-то это ведь и надо. Он-то ведь привык сомневаться, правда? И для него авторитетов, в принципе, нет. Поэтому если у него пытливый ум, если у него развита любознательность, то то, что он получил при обучении вождению автомобиля, он еще будет искать…. сейчас же Интернет есть, он будет искать. Да, если, допустим, ему рассказали про устройство двигателя, он обязательно проверит, а так ли это, да? Так ли устроен автомобиль, о котором ему рассказывали. Если правила дорожного движения взрослому человеку раз пять надо прочитать, чтобы запомнить хотя бы чуть-чуть, ребенку одного раза достаточно. С ним говорить интереснее, чем со взрослым человеком.

Ведущий: Телефон прямого эфира 261-88-67. Друзья, давайте подключайтесь к разговору. Вопрос пока все тот же самый. Скажите, как вы считаете, а нужно ли с раннего возраста, с детского возраста обучать людей вождению автомобиля. Если да, то постарайтесь найти доводы. Если нет, то точно также, объясните, почему. Андрей, а не возникает ощущение, что вот вы сейчас объясните ребенку, да, в его неокрепшую голову вложите столь важные знания, ну, а потом он, значит, исключительно по баловству возьмет и поедет, и попадет в неприятную ситуацию?

А.Т.: Наоборот, он будет понимать, насколько это будет опасно и сложно. Конечно, гарантий тут нет. Но дело в том, что если он понимает ответственность, которую он видит, вот он не так остановился, сшиб конус или фишку, и понимает, что если бы это была не фишка, а что-то другое, он почувствует эту опасность. Потом, это зависит еще от родителей, как они поддерживают отношение его. Случаи, когда дети «болели» автомобилем, бывали уже, я думаю, в каждом веке, в каждое время. Но принципиально это, наоборот, его отдалит от хулиганства. Тем более, когда он может позаниматься, может поехать с тем же отцом своим или с мамой на ту же площадку, где он занимался с инструктором, и там это дело продолжить.

Ведущий: Михаил Александрович, вот вас, я знаю, еще несколько лет назад очень любили обвинять в том, что вы-де даете навыки, которые делают автомобилиста опасным. Вот вы учите вот его ездить вот, дескать, быстро, и вот поэтому он сейчас пойдет лихачить.

М.Г.: Ну, это, видите, в чем дело, обвиняли те, кто никогда у меня не бывал. Я своей задачей уже много лет ставлю привить человеку страх, именно страх, сделать его привычным. Поэтому те, кто не учились, конечно, они же называют то, чем мы с Андреем занимаемся, экстремальным вождением.

А.Т.: Но это не экстремальное вождение.

М.Г.: Мы категорически против этого. Это контраварийное вождение. Понимаете? Да, допустим, Андрей на меньших скоростях, а на меньших скоростях, мы учим выбирать скорость входа в поворот, учим управлять скольжением автомобиля, учим выходу из критических ситуаций на больших скоростях даже. Но человек начинает понимать, насколько это опасно. Мы ему показываем, как это опасно. И он уже… вы знаете, у меня даже есть запись где-то 2005-го примерно года. Один из моих курсантов, снимали, не помню, тогда то ли резюме-программу, то ли… и он сказал – я полгода уже езжу на автомобиле, и я понял, что до того, как я пришел туда обучаться и прошел это обучение, мне просто везло.

Ведущий: У нас есть телефонный звонок. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Кира, город Пермь. Я хотела бы дать комментарий именно по поводу обучения детей вождению. Я не уверена, что я могу ответить, именно с какого возраста начинать. Но я за это. И мой довод… вот я сама водитель, и я боюсь водителей именно подростков за рулем. Я, как водитель, именно боюсь таких. И мне кажется, если детям прививать, вовлекая именно в культуру вождения, да, помимо технических ???????? (неразборчиво), как осуществлять маневр, поворот, то это будет, мне кажется, колоссальный вклад именно в развитие нашего общества и через детей. Даже через вот такое ответственное мероприятие, как научить водить автомобиль. Вот такая моя позиция.

Ведущий: Да, понятно. Только скажите, Кира, а как соотносится ваше согласие с тем, что детей надо обучать и ваша боязнь подростков за рулем?

Слушатель: Я считаю, что… вот, когда я сама получала права, училась уже три месяца, когда это только вот ввели, увеличили срок учебы, в моей группе были подростки, которые, ну, так… то есть, вот преподаватели на них постоянно жаловались, что они гоняют, что они не чувствуют некой ответственности, что они делают. Ведь потом, извините, правила, они кровью написаны, и неужели каждый раз свой опыт подростку получать именно кровью. Ну, сколько таких аварий, когда подросток за рулем. Да, я боюсь нынешних подростков. Но если детей с юного возраста, с молодых ногтей знакомить с культурой вождения и как это делать безопасно для всех участников, я считаю, вот это будет, действительно, огромный шаг.

Ведущий: Понятно. Спасибо.

М.Г.: Кира, я думаю, что любой здравомыслящий человек с вами согласится. А я хотел бы вам задать еще один вопрос. А с какого возраста вы считаете ребенка подростком? Вернее, до какого возраста?

Ведущий: Подросток – это до скольки лет?

М.Г.: Нет, я понимаю, у меня семеро детей, и 42-летняя дочь для меня тоже ребенок, но она не подросток.

Слушатель: Подросток, подросток… Я бы, знаете, к какому социальному фактору привязала этот подростковый возраст, когда человек начинает уже жить самостоятельно, независимо от родителей, и в финансовом плане, и, может, даже территориально.

М.Г.: Согласен с вами.

Слушатель: Вот до этого момента я считаю его подростком.

Ведущий: Понятно. Спасибо. И, соответственно, к этому же сразу добавляем – и это вечное стремление вырваться из-под опеки, и это явное нежелание следовать правилам, потому что уже надоело, потому что уже взрослый, и так далее.

М.Г.: Нет, стоп, Роман. Вырваться из-под опеки – это одно. Я в 14 лет ушел и стал жить самостоятельно, да. Просто ушел от мамы, чтобы шарфик за батарею не складывать с шапкой. И другое совершенно дело – нарушать правила. То есть, не уважать никого. Это совершенно другое дело.

Ведущий: Андрей, прокомментируйте.

А.Т.: Дело в том, что, на самом деле, я согласен с этой девушкой. Вот эта культура вождения, которая у нас отсутствует или там как-то ее мало, она закладывается или может быть заложена в детях. Потому что, когда ему показываешь, объясняешь, как надо уважать других, он это переносит уже потом на отношения в классе, со своими друзьями, с родителями, и это переходит дальше. Когда мы видим вот какие-то хамские выходки на дороге, это вот то, что, ну, скорее всего, как были плохо воспитаны эти люди. Ему не рассказали вовремя, что так делать нельзя, так делать плохо, а так делать хорошо. И чем раньше мы будем этому нашему юноше или девушке об этом говорить, показывать на примере дороги, когда мы за рулем, когда они пассажиры наши, тем это будет больше влиять на развитие нашего общества.

Ведущий: Эфирное ICQ 404582017. Телефон прямого эфира 261-88-67. И вот несколько сообщений. «Зачем знать техническое устройство автомобиля, если все равно все завязано в авто на компьютер и электронику? – вопрос от Гагарина. Кто начнет? Зачем знать устройство автомобиля?

М.Г.: Могу я. Дело в том, что можно, конечно же, быть наездником. Или, как у нас говорят, ездуном. Но, если не знать, как работает тот или иной узел автомобиля, если не знать взаимосвязи их работы, если не знать как работает ??????? (неразборчиво) автомобиля, вообще, на что он способен, не знать его возможности, то безопасно, наверное, можно ездить, соблюдая правила и помня о том, что их мало, кто соблюдает в нашей стране, к сожалению, потому что отсутствует неотвратимость наказания. Но стать, действительно, безопасным для всех можно только тогда, когда человек, узнав автомобиль, полюбит его. Полюбит – это значит, он его жалеть не будет, а он будет за ним следить, как за ребенком за родным. Ну, я вот все время ж повторяю это. В меня камни летели, но я и сейчас еще раз скажу, что у автомобиля одно состояние – идеальное.

Ведущий: Андрей, зачем знать техническое устройство, если и так все на электронике

А.Т.: Возможно, глубинно знать сейчас уже не нужно. Но на самом деле, как вот компьютер не знают, как там происходят какие-то сочетания ????????? (неразборчиво) и прочее. Но знать некие системы безопасности, как работает АБС… Что нам автомобиль говорит? Потому что, когда мы едем в автомобиле современном, он нам постоянно дает обратную связь, что же происходит. И вот понимать эти знаки, где он там как запищал, как замелькали какие-то символы, и что они значат, это важно, конечно.

Ведущий: Как застучало, как зашелестел.

А.Т.: Да, да. Потому что, бывает, звонят мне ученики и говорят - у меня сломались тормоза. Почему? Там такой скрежет, грохот. Это просто АБС работает. А ему об этом никто не рассказал в свое время. Это вот незнание базовых вещей.

Ведущий: Что же вы своим ученикам-то не рассказали, Андрей?

М.Г.: Почему? Ученикам-то Андрей рассказывает.

Ведущий: А потом уже к вам пришел, да?

М.Г.: Тут дело вот еще, в чем. Безусловно, сейчас вот я тоже своими руками свой автомобиль не делаю, но раз в две недели, еще раз повторюсь, я уже много раз это говорил, раз в две недели диагностику подвески и раз в два месяца диагностику всех систем. Но я, по крайней мере, знаю, что вот в этом сервисе мне лапшу на уши не повесят. Почему знаю? Ну, потому что вот, ну, извините, я с 14 лет, наверно… в 18 я уже запросто мог и двигатель разобрать, и коробку, и собрать потом, и он еще ездил потом много, много.

Ведущий: Виктор пишет нам по ICQ: «Являюсь администратором одного из автоклубов города. Буквально пару недель назад на нашем форуме подняли тему сотрудничества одной из школ города в плане обучения детей дорожным законам, и азам вождения, и устройства водителя. Хотим за лето подготовить программу для школьников. А навело на эту мысль то, как они бегают через дорогу и дергаются перед автомобилем». Это пишет Виктор. Ну, я так подозреваю, что программа для школьников у нас, по-моему…

М.Г.: Много программ.

Ведущий: Очень много людей уже ???????? (неразборчиво).

М.Г.: Это, начиная с Артура Гайнанова, еще продолжается. Очень много внес в этот вклад, по-моему, как раз вот Никитин. Это который… как называется, Андрей, правильно, ВОА – Всероссийское общество автолюбителей.

А.Т.: СТК «Мотор» у нас занимается, этот вот… Плотников как раз.

М.Г.: Нет, ну, это не вождение автомобиля. Тут человек говорит про пешеходов-детей.

Ведущий: Нет, он говорит про… и вождение, в том числе. То есть, про то, что ребенок, должен знать, как едет автомобиль, хотя бы для того, чтоб не прыгать перед ним. Мне кажется это тоже важно. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Добрый день. Меня Владимир зовут. У меня такой вопрос. Вот у нас ест Балатовский, Черняевский лесопарк. И там разрешено ездить легковым машинам или нет?

Ведущий: Где?

Слушатель: В Балатовском парке. Написано ООПТ «Черняевский лесопарк». Занимаешься спортом, бежишь кросс, смотришь – машина заезжает в лес о ДКЖ, и через лес через Подлесную в лес поехал дальше. Вот по правилам дорожного движения там можно им двигаться?

Ведущий: Нет, нельзя.

Слушатель: Нельзя? А за ДКЖ там вовсю заезжают в лес, стоят на машинах, и на площадки на спортивные. То есть, кто-то контролировать это должен, да?

Ведущий: Ну, как минимум, лесоохрана.

Слушатель: Лесоохрана?

Ведущий: Конечно.

М.Г.: Я думаю, что и администрация района.

Ведущий: И администрация района тоже, безусловно. «В автошколе можно учиться с 16 лет, - пишет Михаил, - сам учился в летние каникулы перед 11-м классом. Чем моложе, тем легче учиться и в теории, и на практике». Кстати, а вот вы когда обучали, господа, курсантов с малолетства, самый маленький возраст какой был у обучаемых?

М.Г.: У меня восемь лет. Рослая девочка была.

А.Т.: У меня семь лет, вот сейчас мальчик занимается. Но семь лет на машине с механикой на отечественной машине плохо регулируются кресла, а вот на машине их, как бы, личной, где можно подвинуть, в семь лет он достает до педали, поднимаешь кресло, и он спокойно начинает ехать.

Ведущий: В данном случае еще вот один момент, Михаил Александрович. А где можно обучать детей? Вот я имею в виду территориально. Где это можно сделать, чтобы это было еще к тому же законно?

М.Г.: Видите, в чем дело, Роман. Дело в том, что у нас в городе сейчас нет практически ни одной порядочной площадки, и мы с Андреем вынуждены заниматься чуть ли не инкогнито. Я считаю, что, вообще-то, те автодромы, которые считаются автодромами, учебными площадками, они совершенно непригодны для обучения. По моей методике там вообще нельзя обучать людей. Потому что мне нужна, по крайней мере, полоса, ну, длиной, скажем, 700 метров, вот типа той, которая на Бахаревке, 750 метров. То есть, для того, чтобы разогна… для того, чтоб человек почувствовал, еще не выезжая в город и за город, почувствовал, что такое 40, 60, 90, почувствовал, как перед поворотом снижать скорость, и так далее. То есть, должно быть место. У нас в городе такого места официального нет.

А.Т.: Любая закрытая площадка, ну, вот для детей там скорость максимум 50 километров в час вот ограничивается, поэтому это автодром учкомбинатовский бывший на Соликамском тракте, это та же Бахаревка…

М.Г.: Но он достаточно дорого стоит.

А.Т.: Да. Было бы хорошо нам попасть на картодром в Камской долине, где можно более эффективно сделать занятия. Но пока вот любая закрытая площадка, где мы можем…

М.Г.: Официально пока нигде не разрешено.

А.Т.: Это большая проблема ??????? (неразборчиво).

Ведущий: Кстати, по поводу картодрома на Камской долине. Тоже вот одно из первых мест, о которых я вспомнил. Казалось бы, ведь это исключительно…

М.Г.: Ой, да что вы. Помните, как Сережа Корнилков мучался для проведения…

Ведущий: Ну, это да. М

.Г.: …этапа чемпионата России

. Ведущий: «Я считаю, - пишет Николай, - что обучать нужно, конечно, с детства, но права выдавать минимум в 21 год, ибо вспомните себя в 18». Точка зрения Николая.

М.Г.: Нормально. А чё вспоминать? Нормально. Можно ездить. В Америке ездят с 15, 16 лет.

А.Т.: Да, с 16 лет. В Америке в 16 лет получают права и уже начинают ездить.

М.Г.: И поверьте, что там аварийность не выше, чем у нас. Я могу точно статистику принести на следующий раз, и подтвержу это.

Ведущий: То есть, в данном случае давайте сейчас несколько слов не о том, с какого возраста обучать. Я так понял, что и с семи, и с восьми лет это реально… Кстати, вот секундочку, еще остановлюсь на этом моменте. А как вообще вот вы понимаете, что с этим ребенком уже можно работать? Потому что иногда мне кажется, что ребенок в пять лет - это буквально кладезь мудрости. Иногда я вижу 12-летних обалдуев, мне кажется, что куда им?

А.Т.: А он же сам хочет.

Ведущий: Их к велосипеду-то допускать нельзя.

А.Т.: Он же сам хочет. Ему же интересно.

М.Г.: Да. Есть несколько вариантов, Роман. На самом деле, я, как психолог, обычно сначала разговариваю с родителями, потому что дети наши – зеркальное отражение, так ведь? И если папа с мамой двух слов связать не могут связно, но при этом очень просят ребенка обучить, то надо уже посмотреть ребенка. Есть определенные тесты, которые могут определить – способен ребенок, расположен он к этому, нет ли у него каких-то заболеваний, которые препятствуют. Все-таки вождение автомобиля – это достаточно мощная эмоциональная и физическая нагрузка. И потом уже… Ну, в принципе, вы знаете, в основном обращаются родители, скажем так, хотя я детей учу бесплатно достаточно обеспеченные, потому что они занимаются на автомобилях своих все-таки.

Ведущий: Андрей, как определить, что вот ребенок годен?

А.Т.: Ну, это момент такой, чисто индивидуальный Вот смотришь в его глаза и понимаешь. Ну, конечно, ты говоришь с мамой, с папой. У меня приходят на занятия мамы с папой. На первом занятии они бывают всегда. Смотрят, как происходит занятие, что делает ребенок, и прочее. И видно, если ему интересно, если он с удовольствием это все делает, заниматься можно и дальше. Если ему это неинтересно, потому что его привели папа с мамой, а ему это все… хочется делать что-то другое, тогда… нет мотива. Нет мотива, нет дела, нет занятия.

Ведущий: А во сколько все-таки право-то выдать? Во сколько его можно пустить за руль?

М.Г.: Так у нас есть закон – в 18 лет. Раньше нельзя.

Ведущий: Нет, давайте мы об идеальном состоянии поговорим.

М.Г.: Тогда индивидуально подходить надо. Есть специальная методика, которая определяет, достаточно человек почувствует себя ответственным. Один может себя почувствовать ответственным в 12 лет, а другой не почувствует себя и в сорок.

А.Т.: Я думаю, что существующее положение – в 18 лет, вполне подходящее положение.

М.Г.: В нашей стране, да, конечно.

А.Т.: То есть, я думаю, что для нашего общества 18 лет – это тот минимум, который можно исполнять.

М.Г.: Единственное, что у нас ездят на «макиках» на этих, да, дети, те которые не требовали до сих пор регистрации. И вот это вот, конечно, очень плохо, потому что правила они не сдают.

Ведущий: Голосовалка во время новостей. Итак, вы сели за руль до 18-ти лет первый раз в жизни, если да, то 261-88-67. Вы сели за руль уже после 18-ти лет, если так, то 261-64-00.

Ведущий: Мы продолжаем. Мы спрашивали вас в голосовании, с какого возраста вы первый раз сели за руль. Я останавливаю голосование. 85 процентов, округлил я до круглой цифры, 85 процентов позвонивших и принявших участие в голосовании честно признались, что они первый раз сели за руль до 18 лет. И лишь 15 процентов позвонивших и принявших участие в голосовании сказали, что они сели за руль после 18 лет. Я за себя могу сказать, что я бы отнес себя ко второй группе. Я сел за руль автомобиля после 18 лет. Но что сделаешь с тем, что за рулем мотоцикла я сидел до 18 лет.

М.Г.: Роман, тут, как-то так некорректно немножко прозвучало, потому что одно дело сесть за руль, и это можно сделать и в четыре, и в пять, и в семь, и в десять, и в 12 лет. А другое дело выехать на улицы…

Ведущий: Ну, я подозреваю, что выехать на улицы…

М.Г.: …в автомобиле.

Ведущий: …выехать на улицы…

М.Г.: Это-то ведь запрещено. Это нарушение, безусловно.

Ведущий: Конечно. Никто не нарушал закон. Все поступали абсолютно честно, лояльно, правильно и так далее. У меня до сих пор, кстати, перед глазами пример некоторых моих одноклассников, которые сломя голову бежали домой после уроков, старались успеть прибежать домой вперед возвращения папы с работы, потому что, когда папа приехал с работы, он даст ключи и позволит проехать вот эти вот 30 метров по двору от подъезда до стоянки. Вот я до сих пор очень хорошо это помню. Реально, не задерживаясь, не прогуливаясь, не планируя, а сразу немедленно домой, чтобы успеть вперед, чтобы уехать. Это вот из школьной практики.

А.Т.: Это сильно отвлекает еще от всяких нехороших вещей. Вот у меня в прошлом году был юноша, который шел, смотрел футбол, были финалы, и он в 9 часов, как штык, хотя ложился не так давно, потому что смотрел ночью этот футбол, приходил на занятия. В школу мама его как будила с трудом, как она рассказывала. Но после этих финалов на занятия приходил, потому что ему интересно, потому что надо.

Ведущий: Михаил Александрович, сколько по времени можно заниматься с ребенком?

М.Г.: По времени? Ну, от часу до трех часов где-то примерно. У детей меньше степень утомляемости, но у них больше азарта, к сожалению. То есть, вот есть дети, которые очень сильно подвержены азарту. Азарт – это такая эмоция, которая… ребенок ее не понимает, что он в азарте. Но у него все перестает получаться. Поэтому время, конечно же, надо ограничивать. И здесь надо очень тонко чувствовать, в каком он состоянии.

Ведущий: Андрей, согласны?

А.Т.: Два часа вот у меня занятия происходят. На самом деле, не больше двух часов, потому что он уже начинает немножко, как бы, вот… отвлекаться на какие-то другие вещи. Два часа – это самый оптимальный. Два часа астрономических.

М.Г.: Ну, это еще от возраста очень сильно зависит. Дело в том, что, чем меньше возраст, вот, допустим, десятилетний ребенок, он гораздо более выносливый эмоционально, чем, скажем, 15-ти, 18-ти даже летний.

А.Т.: Тут важно чередовать упражнения. Допустим, делаем полчаса одно, потом делаем другое, потом делаем третье, чтобы он не зациклен на чем-то одном. И тогда у него вот какой-то интерес появляется. Вот он сейчас сидел, смотрел, тут он поехал, тут он передачу ??????? (неразборчиво), тут он тормозит, потом что-то еще делает, поворачивает. И когда череду ешь эти вещи, тогда более такая интересная история получается.

Ведущий: 261-88-67 – телефон прямого эфира. Продолжаем общаться с вами в том числе. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Александр. Пермь. Я бы хотел про что свое мнение выразить. Вот смотрите, обучать можно, хоть с одного года. Это уже дело такое… как говорится, обучению все поддаются, даже младше года еще лучше. Обучать нужно и устройству, и как ездить, и все прочее. Это все только на площадке, которая будет оборудована, положим, как город, и все прочее. Это все хорошо. Но надо еще здесь задуматься о том, когда его выпустить можно на дорогу, так сказать. А это уже другой вопрос. Здесь наступает и вопрос какой – его дееспособность и ответственность, кто ответствен будет за него, и так далее.

Ведущий: Александр, мы об этом говорили вот буквально минут 15 назад. Но все-таки, раз уж вы позвонили, давайте еще ваша точка зрения. А вы-то как считаете, с какого возраста, в таком случае, можно выпускать, замечу я, обученного ребенка, с какого возраста можно выпускать на дороги общего пользования?

Слушатель: Обученного ребенка выпускать можно только вот, положим, хотя бы, как сейчас, по законодательству ?????? (неразборчиво), вот только сейчас, и не раньше нисколько. Потому что ответственность наступает не так рано, как кажется.

Ведущий: Александр, это вы так считаете с юридической точки зрения? То есть, в 18 лет он будет юридически, там, материально ответственен за свои действия. Или вы так считаете с какой-то, я не знаю, иной точки зрения – педагогической, моральной, этической?

Слушатель: И в том числе, и чисто с практической, потому что у человека ответственность наступает не в 15 лет, это точно. Особенно сейчас, в наше время. Даже в 18 лет еще тоже, как ребенок.

Ведущий: Понятно. Спасибо.

М.Г.: Ну, допустим, я в 62 тоже бываю, как ребенок. В этом ничего страшного нет.

Ведущий: Я бы просто еще добавил, что дети, они в любом случае разные бывают.

М.Г.: Конечно, разные. Но дело в том, что, вы понимаете, вообще, я считаю, что этот вопрос ставить некорректно. Есть закон, в конце концов, так ведь? И не нам, собственно говоря, поднимать вопрос о том, чтобы его сменить. Правда, Роман и Андрей, да? Согласны со мной? Не нам этот вопрос поднимать. У нас же общество еще не созрело до того, чтобы все без исключения имели право в 16 лет сесть за руль. Наше общество просто не созрело.

Ведущий: Это правда. Еще один момент, тоже важный. Вот смотрите, Андрей, вот вы занимаетесь с семилетним ребенком. А сколько вы с ним занимаетесь? Года, два, три, десять?

А.Т.: Нет. У меня есть определенная программа, которая включает в себя 6 занятий по два часа. Ну, с семилетним это мы занимались на машине его родителей. А если говорить чуть постарше, когда педали достает, эта программа 6 занятий по ??????? (неразборчиво) часов позволяет научить уверенно ???????? (неразборчиво), первая, вторая, третья передача, скорость 50 километров в час, остановиться в нужном месте, повернуть.

Ведущий: Шесть занятий по сколько?

А.Т.: По два часа. В нужном месте остановиться, развернуться, ехать задним ходом. Вот такой базовый набор. Как правильно сидеть, куда правильно смотреть. Он позволяет этим ученикам получить вот такие навыки базовые.

Ведущий: Хорошо. В 13 лет ученик получил такие базовые навыки, а дальше-то что он делает?

М.Г.: А дальше он вспомнит через 5 лет, точно мы его ???????? (неразборчиво).

А.Т.: Он приходит в автошколу. Дело в том, что… я еще с одной школой работаю, которая позволяет… выдает сертификат моему этому ученику, что ему засчитывается 12 часов занятий в обучении, когда он начинает учиться в автошколе. И вот он приходит туда, в эту автошколу, инструктора уже понимают, что он не боится машины, он может правильно тронуться, правильно повернуть. И поэтому он уже более подготовленный. И он, в общем, быстро вспоминает. За полчаса… вот у меня занималась девочка осенью. Прошел перерыв. Вот считай, полгода почти прошло, мы с ней недавно встречались. Она села за руль, поехала, буквально через 10 минут она все вспомнила.

Ведущий: Михаил Александрович, а можно говорить о том, что вот даже если ребенку 12 лет, 13 лет, все равно надо пройти вот подобного рода обучение у инструкторов, даже если, не знаю, там, за руль ей светит сесть лет в 25 или в автошколу пойти в 27, все равно, только потому, что вот в этом возрасте в подкорку мозга все ложится?

М.Г.: Да, конечно же. Дело в том, что вот все-таки надо было бы здесь обязательно выслушать мнение ребят, которые вот напрямую с детьми занимаются, и они ездят на… Женя Плотников, допустим, да, или ребята из того же «Нортона», да. Правда, там мотоциклы. Но там и картинги есть, так ведь? Так вот, дело-то в том, что, чем раньше ребенок…Андрей абсолютно прав, чем раньше ребенок начнет заниматься, тем лучше это будет для него. Ну, естественно, чтоб он до педалей доставал. Потому что то, что закладывается в детстве… Вы таблицу умножения учили? Вы буквы помните?

Ведущий: Да. Некоторые. Не все.

М.Г.: На всю оставшуюся жизнь.

Ведущий: Не уверен.

М.Г.: А вы ведь их заучили в детстве.

Ведущий: Да, это правда. Я даже не помню, как это было.

М.Г.: Вот. А сейчас, попробуйте-ка сейчас выучить какой-нибудь язык. Да ни за что не получится. Ну, нет, я погорячился, конечно, получится, но не так быстро, как у ребенка.

Ведущий: Ну, что, огромное спасибо. Напомню, у нас в гостях с Михаилом Гофманом был Андрей Тарасов, инструктор по контраварийному вождению, эксперт по безопасному вождению. Михаил Гофман встретится с вами, друзья мои, в следующую среду после 15 часов, все, как обычно, в программе «Дальний свет».


Обсуждение
1599
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.