- Эпизод первый, мы договаривались, что этот эфир состоится еще пару недель назад, но тогда взяли паузу, потому что было ничего непонятно в отношениях России с окружающим миром. Соответственно во взаимоотношениях рубля и остальных валют. На данный момент по-прежнему не очень понятно, но, наверняка, уже появилась какая-то ясность у автомобильных продавцов. И отсюда первый вопрос, цены взлетят на автомобили в 2014 году? Я не беру классическое ежегодное повышение, я говорю конкретно про взлет.
-Я бы постарался избегать слова взлететь. Цены однозначно будут выше, значительно выше, но этот процесс должен быть немного плавным. Таково мое мнение. Потому что никто не хочет дважды вставать на грабли, я имею в виду грабли 2008 – 2009 года, когда резко были подняты цены и никто своих задач не решил.
- Давай вернемся к ситуации 2008 – 2009. Я ведь прекрасно помню, кризис, который ударил в равной степени по всем отраслям. Но тогда автопроизводители, как-то не сговариваясь, решили на кризис отреагировать по рыночному. То есть, все растет, и мы растем. Ты произнес фразу, никто тогда не решил своих задач. А какие тут вообще могут быть задачи, разве они у капиталистов по Марксу не одинаковые?
- Хорошо. Значит. У нас разговор начался с того, что цены вырастут, но не резко. Что я имел в виду. Когда в 2008 – 2009 году были резко подняты цены, ни производитель не решил задачу, он не смог продать эти автомобили, ни дилер не смог выполнить свои задачи, продать эти автомобили. У всех были очень большие склады и у производителя, и у импортера, и у продавца. Именно это я и подразумевал.
- Сейчас кто решает свои задачи в первую очередь из этой связки производитель, импортер, продавец?
- Мое мнение, что свои задачи все-таки может решить продавец. Потому что, чем крупнее структура, тем сильнее в ней инерция.
- То есть, у продавца есть маневр, а у производителя на этот маневр толком нету сил.
- Не соглашусь. У производителя тоже есть возможность маневра, но ему требуется больше сил и больше времени.
- Возьмём любую автомобильную марку, абстрактную. Посмотрим. Производитель в 2013 году на 2014 год поставил определенные задачи перед производственниками. Объемы, насыщенность рынков и так далее. Вот прошло несколько месяцев, в 2014 году начался какой-то непонятный, на российском, по крайней мере, рынке, кризис, который неизвестно к чему сейчас приведет. Производитель как быстро может скорректировать задачи?
- Я считаю, что время реакции производителя, порядка 6 месяцев. Только через 6 месяцев мы можем увидеть изменения.
- Получается, что заводы работают, не учитывая ситуации, как минимум на российском рынке в текущий момент.
-Я не соглашусь с твоим утверждением. Представь, что ты разогнался и бежишь по льду. И вдруг тебе резко понадобилось повернуть налево или направо. Ты сможешь это сделать? Нет. Потому что у тебя слишком высока инерция, и пока ты ее не погасишь, ты не сможешь повернуть. Так же и производитель. Это куча комплектующих, это куча поставщиков-смежников, это куча договоров. Чтобы все это изменить, пересмотреть производство, вместо 100 автомобилей произвести 70, на это требуется время. И по опыту 2008 – 2009 года, я оцениваю, что это где-то 6 месяцев.
- Хорошо, производитель, инерция, медленная смена планов, медленная смена приоритетов. Перейдем к следующему звену. Давай назовем его поставщик. Как это у вас на рынке называется. Люди, которые на российском уровне, на федеральном уровне…
- Назовем импортер.
- Отвечают за продажу автомобилей. Что они сейчас могут сделать?
- Они сейчас могут принять решение оставить заказ производства для нашей страны в том же объеме, как был, либо его изменить, но опять же изменить его на раз, два они не могут, результат будет через несколько месяцев. Либо, к примеру, изменить наполнение заказа.
- Если мы говорим про несколько месяцев, мы имеем в виду уже не полгода, как у производителя, а несколько меньше.
- Это и есть импортер. Просто суть, производитель, чтобы работать на российском рынке у него есть юридическое лицо, которое мы на нашем рынке называем импортер, это сленговое больше слово.
- Понятно, те же самые полгода. Как он может изменить направление заказа?
- Лучше всего понять на примере. К примеру, я заказа 100 автомобилей Х производства апреля месяца, которые придут в мае. Сейчас я еще могу изменить заказ. Мне не надо 100 автомобилей Х этой марки. Я возьму 80 Х и 20 У. Вот это и есть наполнение.
- Это импортер решает?
- Да.
- То есть, на уровне импортера уже необходимо просчитать потребности покупателей апреля – мая.
- Совершенно верно.
- Соответственно, когда мы переходим к конечному звену в этой продажной цепочке под названием дилер, получается, импортер фактически на вас возлагает еще и аналитику.
- Совершенно верно. Потому что за свои заказы мы отвечаем сами. И апрель, май, я хочу сказать, это еще очень быстро. Потому что сегодня, в марте месяце, мы должны видеть свои продажи где-то июля, августа, чтобы заказывать производство. Потому что, чем дальше производство от России, тем дольше автомобиль приходит, больше времени понадобиться.
- Каким образом вы аналитику пытаетесь вести. На что вы опираетесь? Кого вы пытаетесь считывать, каике сигналы, если уж на то пошло. Ведь по учебникам работать у вас просто не получится. Подобного рода учебников просто не изобретено.
- Если честно, это, наверное, опыт, интуиция, капелька везения. Большая капелька.
- То есть, дилеры всех марок сейчас находятся в ситуации, когда они должны попрыгать вокруг костра, постучать в бубен и понять, будут их покупать в июле или не будут их покупать в июле?
- Совершенно верно.
- Для того, чтобы сейчас отправить привет импортерам, которые его передадут производителям.
- Да. И количество и номенклатуру.
- Теперь давай сравнивать с ситуаций 2008 – 2009 годов. На тот момент импортеры как быстро отреагировали на то, что покупательская способность снизилась.
- Смотря какая именно реакция импортера нас интересует. Реакций было много.
- Элементарная реакция, ребята, не присылайте нам больше, у нас не берут по таким ценам.
- Я сказал, что полгода и больше.
- А реакция, ребята, присылайте нам более бюджетные комплектации, потому что у нас не берут по таким ценам или что-нибудь подобное
- Полгода.
- Те же самые полгода?
- Да.
- Если конкретный дилер здесь на местах не обладает большим количеством собственных запасов финансовых, в первую очередь, как быстро он окажется в ситуации, что ему придется сворачивать бизнес и объявлять себя банкротом. Ведь в 2008 – 2009 году, я подчеркну, по России таких примеров было достаточно много.
- Стоп, стоп. Я тут не соглашусь. Почему он должен сворачивать бизнес и объявлять себя банкротом. Напомню, что у нас было в 2008 – 2009 году. Никто, по большому счету, того, что произошло, не ожидал. У всех была радостная уверенность в завтрашнем дне. Огромные склады, огромные кредиты, потому что была целая теория, что бизнес надо строить на кредитах. И потом, когда кончился спрос, эта перевернутая пирамида рухнула. Но люди выводы сделали. Если даже небольшой дилер, почему надо банкротиться. Надо просто со здравым смыслом подойти к собственным складам тем же. Надо понимать, думаю, мы все прекрасно понимаем, начиная с конца прошлого года рынок российский подсаживается, роста спроса в ближайшей перспективе не предвидится. Соответственно и склады надо держать согласно текущему моменту.
- Или каким-то образом реагировать на спрос. Например, я вот сейчас подвожу тебя к самому для потребителя приятному. Например, максимально не повышать цены. Максимально стараться работать в ноль, а местами может быть и в убыток себе, чтобы покупательскую способность держать на том же уровне.
- Совершенно верно. Мы именно о том и говорили. Я не буду отказываться от своих слов. Да, в такой ситуации выгодно работать и в ноль, иногда даже в минус себе, потому что по большому счету это инвестиция в завтрашний день.
- То есть, дилеры на местах с одной стороны уверены, у них выбора другого нет, что пройдет время и будет чуть лучше.
- А как иначе жить-то, если в этом не верить?
- С надеждой на это чуть лучше, с надежной на это условно светлое будущее, сейчас начинается поедание собственной подушки.
- В принципе, да.
- А дальше, можно ли говорить о том, что у нас у всех дилеров толщина этой подушки примерно одинакова. Согласись, что есть дилеры, которые больше закредитованы, меньше закредитованы. Которые относятся к холдингу диверсифицированному, который может их поддержать. Или которые работают единично на рынке, этим уже совсем беда. Толщина подушки разная.
- Можно я коротко отвечу, соглашусь.
- В таком случае, мы получаем вполне естественный вывод. Сейчас буквально на да, нет. В 2014 году во второй половине мы вполне можем увидеть на российском авторынке крах некоторых дилеров.
- Можем.
- В таком случае давай охарактеризуем тех дилеров, краткая характеристика, кто больше подвержен этому краху. Про кредитное плечо я уже сказал, понятно, что те, кто больше закредитованы.
- В принципе, это основное, что может их больно ударить. И какая-то управленческая глупость может обрушить.
- Подбор марок у себя в модельном ряде.
- Но это то, что я отношу к разряду управленческой глупости.
- То есть, не надо было брать себе в продажную линейку эту марку, если в кризис ее не будут покупать. Такая далекая управленческая глупость?
- Я немножко другое имел в виду. Когда мы видим, что рынок не очень здоров, и брать какую-то марку, которая ничего не показала, в надежде, что она что-то покажет, но при этом на падающем рынке, наверное, очень рискованно.
- Давай по маркам. Какие марки автомобилей, по твоему мнению наименее подвержены скачку цен? По твоему мнению характеристики этих марок.
- Безусловно, это те марки, которые собираются на территории России. И чем выше степень локализации при производстве этих автомобилей, тем значительно меньше риски этих скачков цен.
- То есть, чем больше автомобиль подтянут к рублевой зоне в своем производстве…
- В том числе и компонентном
- Да, тем меньше риск того, что цена на него…
- Резкого повышения цены.
- То, что повышение цены будет, это неизбежно.
- Да, к сожалению.
- А как сейчас тогда мы совместим следующие тезисы. Тезис первый, дилеры держат цену на минимальном уровне, а порой работают в минус для того, чтобы удержать покупательский спрос. Тезис второй, цена все равно возрастет, никуда не денешься.
- Да.
- Как эти два тезиса совместить. Можно ли считать, что полгода или несколько месяцев у нас как у покупателей есть возможность относительно выгодно купить машину, а потом эта возможность пропадет?
- Во-первых, два этих тезиса уживаются последовательно. По поводу выгоды приобретения. Чем ближе к началу этого периода, условно, полугодичного, тем больше выгод, чем ближе к окончанию 6 месяцев, тем все меньше и меньше будет таких выгодных переложений, это будут какие-то не очень ликвидные позиции, которые остались. И уже того выбора, который бы хотелось получить, его просто не будет.
- Соответственно, заводы, импортеры к концу этого срока будут…
- Перестроятся.
- Таким образом, чтобы иметь возможность повышать стоимость автомобиля и при этом каким-то образом не терять своих позиций.
- Совершенно верно.
- Уже встанут на такие кризисно-военные рельсы.
- Да, переход на военные рельсы будет произведен полностью.
- Ты не так давно был на такой планетарной конференции Subaru. Наверняка вы там с коллегами обсуждали и планы, и возможности продаж, как вообще настроение у людей, которые производят или у людей, которые продают? К чему все готовятся?
- Так широко вопрос ставить не надо. Лучше все-таки говорить о нашей стране отдельно. Потому что рынок в России – одна история, рынок в Штатах – другая история, в Канаде – третья. Давай будем говорить про Россию. К сожалению, оптимизма было очень мало, если честно, его почти не было. Потому что со второго полугодия российский автомобильный рынок падал непрерывно, и программа субсидирования кредитов просто притормозила падение. Сейчас многие эксперты просто спорят, каким бы оно было, если бы не было этой программы. К сожалению, начало года ничего не изменило. Ситуация тоже достаточно сложная. Хотя я не скажу, что она кризисная, она сложная. С другой стороны, чудес не бывает, не может рынок всегда расти. Мы и так много лет росли, семимильными шагами шагали. Опять же, возвращаясь к вопросу, оптимизма было мало.
- Если говорить о том, что рынок не может все время расти, то соответственно мы рано или поздно придем к вопросу, от чего рынок начал постепенно снижать темпы роста, виной ли тому ситуация на Украине, виной ли тому какой-то глобальный кризис, который нас начинает накрывать, всю планету в целом. Что на этот счет говорят эксперты?
- Безусловно, что мы не живём в отрыве от экономики, в том числе глобальной. Рынок начал падать, тогда еще не было никакой ситуации на Украине, ситуация на Украине всего лишь усугубила те негативные тенденции, которые наметились в августе, сентябре прошлого года.
- Когда начали прыгать курсы доллара, евро, было ощущение, что сейчас немножечко и все, начнется свободное плавание рубля относительно мировых валют. И даже полугода у вас нет, чтобы перестроится.
- Ой. Ощущения, что сейчас начнется свободное плавание рубля, у меня не было, ощущение, непонимания, что будет, было. В такой ситуации, наверное, лучше не делать резких движений. Что наша компания и сделала. Лучше остановиться, осмотреться, принять правильное решение. Ничего не случиться за неделю, две.
- Склады у всех марок сейчас переполнены? Можно об этом говорить, что клады переполнены?
- Я не могу сказать за своих коллег, и даже если бы мог, не сказал бы, потому что считаю это не этичным. Но я уже говорил о том, в чем разница между 2008 – 2009 года и 2013 – 2014. В 2008 – 2009 годах этого никто не ждал. Это было неожиданно. Здесь уже были достаточно ученые. Я считаю, что склады у всех у нас близки к оптимальным, не оптимальны, но близки к ним, такой ситуации, которая была в 2009 году, думаю, ни у кого сейчас нет.
- Ситуации против течения сформировавшиеся к какой-то марке наблюдаете? Когда покупательской спрос есть, а автомобилей нет?
- В Renault
- Народ стоит в очереди, а автомобилей нет.
- Я бы тоже с другой стороны не сказал бы, что в очереди стоит. Во-первых, у нас и квоты производства большие, например в феврале мы ощущали нехватку некоторых моделей. На первом месте Daster.
- Тезис первый, народ в кризис не будет готов покупать, и тезис второй, автомобилей периодически не хватает. Я не очень понимаю, кто же тогда покупает, если народ не готов?
- Что значит, народ не готов покупать в кредит? Давай рассмотрим такую ситуацию, ты готовишься купить автомобиль, ты насобирал деньги, подобрал для себя банк. Если тебе нужен кредит. И тут грянул кризис. И как это может тебе помешать купить автомобиль. Любые кризисные явления для покупателя выгодны.
- Чем?
- Хорошими, специальными условиями на те автомобили, которые есть, либо уже заказаны в производство в докризисное время и в расчете на отсутствие кризиса.
- Получается, сейчас ситуация, при которой автодилеры будут работать в ноль или в минус, для того, чтобы сохранить покупательскую способность в надежде на светлое будущее. Именно эта ситуация сейчас работает на покупателей?
- Я противник такой категоричности, что в ноль или в минус. Я бы сказал так, что автодилеры могу работать и в ноль и даже в минус, чтобы верить в светлое будущее. И то, что для покупателя это выгодно это даже не обсуждается. Выигрывает здесь всегда покупатель.
- Сколько у покупателя по твоим оценкам еще время на то, чтобы что-то выиграть в этой ситуации?
- Скажу так, пока есть прошлогодние машины, а времени осталось не много для реализации прошлогодних автомобилей 2013 года выпуска. Это максимальная выгода. И затем, я считаю, еще месяц, 1,5 может быть, два, это автомобили 2014 года выпуска, которые начали поступать на склады и встретились с автомобилями 2013 года выпуска. Чтобы этот тромб разбить, сначала надо реализовать, в первую очередь уйдут прошлогодние. Эти будут стоять, их тоже надо реализовывать быстро. Я так считаю, на них тоже будут хорошие, специальные приятные условия. А потом произойдет та самая перестройка всех процессов и поэтому время, я считаю, ограничено, максимум двумя, от силы тремя месяцами. Хотя в три не верю. Два, два с половиной.
- Апрель, май.
- Да, апрель, май.
- То есть, летом уже будет другая ситуация?
- Летом будет нормальная ситуация.
- Если мы говорим про лето и про перестройку и про то, что промышленность встанет на военные рельсы, то значит ли это, что твой тезис о степени локализации производства тоже можно будет не учитывать? Все подрастут?
- Нет, его нельзя не учитывать. Степень роста разная будет.
- Те, кто производит машины в основном, за рубежом, подрастут сильно…
- Сильнее. Они подрастут сильнее, чем те автомобили, которые производятся в Российской Федерации, где компоненты, грубо говоря, запчасти этого автомобиля тоже произведены на территории Российской Федерации.
- «Автофрам», все эти Калуга, Тольятти, Санкт-Петербург, в общем и целом, российских покупателей будут радовать и спасать.
- Да.
- А вот эта степень локализации и так далее, ведь это закладывалось в планы компании не в прошлом году, и не в позапрошлом году.
- Нет. Чтобы получить в свое время преференции, это были даже в свое время с производителями при заключении договора с Минпромторгом графики о выходе на тот и следующий уровень локализации. Такие договоры были с каждым производителем. На сегодняшний день на заводе «Автофрама», который производит Renault, степень локализации достигает 90%.
- И это позволяет нам говорит, что такого же роста на Renault, как допустим на автомобиль, который производится в США, в Мексике, такого же резкого роста на Renault не будет, потому что Renault в меньшей степени зависит от пары евро, доллар.
- Совершенно верно.
- Есть ли марки, которые по твоему мнению, просто обречены на уход с рынка. Может быть, не в этом году, может быть в следующем. Просто обречены, при сохранении существующих тенденций.
- Как бы я не хотел отвечать на этот вопрос.
- Но тем не менее.
- Я считаю, есть, но это мое личное мнение, я не буду его озвучивать.
- Эти марки уже не успеют перестроиться на новые рельсы новых реалий. Заключить договоры с производителями, каким-то образом перестроиться наладить взаимоотношения с Минпромтрогом, уже времени нет? Те, кто сделали, сделали, те ,кто не сделали, не успели.
- Мне придется все-таки сказать, о чем и о ком я думаю, я говорю о китайских производителях. Потому что их политика с точки зрения производства, гарантии, запчастей, она напоминает неорганизованный хаос. Хаос еще и организованный бывает. Но это гораздо хуже. Я считаю, появляются новые марки, они исчезают, из того что я сейчас знаю, я считаю, что какая-то часть обречена на уход. Потому что так дела не делаются.
- Если мы будем говорить о люксовых автомобилях, которые у нас сейчас продаются, в том числе автомобили большой немецкой тройки, на поверхностный взгляд, такой дилетантский, поверхностей, кажется, что кризис по ним должен ударить, потому что они и так дорого стоят, а возможно будут стоить еще дороже. Но вот перед эфиром ты говорил, что меньше всего, на первых порах, по крайней мере, пострадают именно они. Почему?
- Возьмем вторую половину 2013 года, начиная с августа российский рынок начал непрерывно падал. Теперь посмотрим, как в это время вели себя производители премиум-сегмента, они росли.
- То есть, в данном случае покупательная способность в премиум-сегменте идет в разрез рынку.
- Получается, что так.
- Или, по крайней мере, не соответствует рыночным тенденциям?
- Запас прочности во многие разы выше по покупательной способности.
- Это, в общем, понятно.
- Явно, как и запас прочности по удержанию цены у производителя сегмента премиум, он тоже выше.
- Значит ли это, что в целом мы не ждем резких скачков или каких-то мега распродажных акций в премиум-сегменте, они ведут себя спокойно, не суетятся, ждут своего клиента?
- Так тоже говорить нельзя, потому что существует еще и маркетинг, каждый решает какие-то свои задачи. И сейчас, если посмотреть, что происходило последние 2 месяца на рынке премиум, возьмем даже узко, большую немецкую тройку, было видно, что кто-то себя более агрессивной ведет, кто-то менее, кто-то решил, что в данный период времени агрессия должна отсутствовать с точки зрения маркетинга. Здесь не обязательно все к экономике привязано.
- То есть, на чистую, на кошелек они в своих продажах не завязаны? Слишком велик запас прочности.
- Ну, нельзя так сказать, что не завязаны. Завязаны. Просто чем еще от части объясняется агрессия, не секрет, что все, кто внимательно следит за авторынком, наблюдает такое явление последний год, что премиум-сегмент начинает смещаться немножко вниз, захватывать тех клиентов, которые были в верхнем среднем. Вот этим отчасти обусловлена агрессия. Выводится новая модель, которой раньше не было от представителей большой тройки.
- Снижается стоимость входного билета.
- Да, да, да.
- И в данном случае, люди, которые могли раньше рассчитывать на верхний уровень среднеклассовых автомобилей, сейчас получают притягательную возможность потешить свое самолюбие, за эти же самые деньги зайти в мир большой тройки, к примеру.
- Совершенно верно.
- Давай вкратце подытожим весь наш разговор, вкратце, на да, нет. Если говорить про самое выгодное время 2014 года для покупки автомобиля, то это сейчас?
- Я считаю, до конца мая. Самое выгодное сейчас, дальше по убывающий.
- Если говорить про автомобили, цены на которые взлетят сильнее, то это автомобили у которых меньше степень локализации. Если вы не собираетесь в России, то вы соответственно, вы будете вынуждены дорожать. Причем, дорожать серьезно. Если говорить про общее подорожание автомобилей, то оно неизбежно будет у всех.
- Оно всегда было.
- В том числе и у тех, кто собирается в России, но разница дрожания будет все ощутимее и ощутимее.
- Совершенно верно.
- Если говорить про дилерскую политику, то сейчас дилеры, распродавая автомобили, находящиеся на складах, и приходящие к ним по ранее подписанным договорам, будут чуть проедать свою жировую подушку, вполне возможно что чуть-чуть позже это скажется на автомобильном рынке России, но на данный момент говорить о том, что кто-то неприметно рухнет ближайшие месяц, два просто не приходится.
- Я считаю, что никто не рухнет.