Верхний баннер
03:30 | | 28 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дальний свет

12.03.2014 | 11:05
"Самое выгодное время для покупки автомобиля - весна", - Юрий Полуэктов

- Эпизод первый, мы договаривались, что этот эфир состоится еще пару недель назад, но тогда взяли паузу, потому что было ничего непонятно в отношениях России с окружающим миром. Соответственно во взаимоотношениях рубля и остальных валют. На данный момент по-прежнему не очень понятно, но, наверняка, уже появилась какая-то ясность у автомобильных продавцов. И отсюда первый вопрос, цены взлетят на автомобили в 2014 году? Я не беру классическое ежегодное повышение, я говорю конкретно про взлет.

 

-Я бы постарался избегать слова взлететь. Цены однозначно будут выше, значительно выше, но этот процесс должен быть немного плавным. Таково мое  мнение. Потому что никто не хочет дважды вставать на грабли, я имею в виду грабли 2008 – 2009 года, когда резко были подняты цены и никто своих задач не решил.

 

- Давай вернемся к ситуации 2008 – 2009. Я ведь прекрасно помню, кризис, который ударил в равной степени по всем отраслям. Но тогда автопроизводители, как-то не сговариваясь, решили на кризис отреагировать по рыночному. То есть, все растет, и мы растем. Ты произнес фразу, никто тогда не решил своих задач. А какие тут вообще могут быть задачи, разве они у капиталистов по Марксу не одинаковые?

 

- Хорошо. Значит. У нас разговор начался с того, что цены вырастут, но не резко. Что я имел в виду. Когда в 2008 – 2009 году были резко подняты цены, ни производитель не решил задачу, он не смог продать эти автомобили, ни дилер не смог выполнить свои задачи, продать эти автомобили. У всех были очень большие склады и у производителя, и у импортера, и у продавца. Именно это я и подразумевал.

 

- Сейчас кто решает свои задачи в первую очередь из этой связки производитель, импортер, продавец?

 

- Мое мнение, что свои задачи все-таки может решить продавец. Потому что, чем крупнее структура, тем сильнее в ней инерция.

 

- То есть, у продавца есть маневр, а у производителя на этот маневр толком нету сил.

 

- Не соглашусь. У производителя тоже есть возможность маневра, но ему требуется больше сил и больше времени.

 

- Возьмём любую автомобильную марку, абстрактную. Посмотрим. Производитель в 2013 году на 2014 год поставил определенные задачи перед производственниками. Объемы, насыщенность рынков и так далее. Вот прошло несколько месяцев, в 2014 году начался какой-то непонятный, на российском, по крайней мере, рынке, кризис, который неизвестно к чему сейчас приведет. Производитель как быстро может скорректировать задачи?

 

- Я считаю, что время реакции производителя, порядка 6 месяцев. Только через 6 месяцев мы можем увидеть изменения.

 

- Получается, что заводы работают, не учитывая ситуации, как минимум на российском рынке в текущий момент.

-Я не соглашусь с твоим утверждением. Представь, что ты разогнался и бежишь по льду. И вдруг тебе резко понадобилось повернуть налево или направо. Ты сможешь это сделать? Нет. Потому что у тебя слишком высока инерция, и пока ты ее не погасишь, ты не сможешь повернуть. Так же и производитель. Это куча комплектующих, это куча поставщиков-смежников, это куча договоров. Чтобы все это изменить, пересмотреть производство, вместо 100 автомобилей произвести 70, на это требуется время. И по опыту 2008 – 2009 года, я оцениваю, что это где-то 6 месяцев.

 

- Хорошо, производитель, инерция, медленная смена планов, медленная смена приоритетов. Перейдем к следующему звену. Давай назовем его поставщик. Как это у вас на рынке называется. Люди, которые на российском уровне, на федеральном уровне…

 

- Назовем импортер.

 

- Отвечают за продажу автомобилей. Что они сейчас могут сделать?

 

- Они сейчас могут принять решение оставить заказ производства для нашей страны в том же объеме, как был, либо его изменить, но опять же изменить его на раз, два они не могут, результат будет через несколько месяцев. Либо, к примеру, изменить наполнение заказа.

 

- Если мы говорим про несколько месяцев, мы имеем в виду уже не полгода, как у производителя, а несколько меньше.

 

- Это и есть импортер. Просто суть, производитель, чтобы работать на российском рынке у него есть юридическое лицо, которое мы на нашем рынке называем импортер, это сленговое больше слово.

 

- Понятно, те же самые полгода. Как он может изменить направление заказа?

 

- Лучше всего понять на примере. К примеру, я заказа 100 автомобилей Х производства апреля месяца, которые придут в мае. Сейчас я еще могу изменить заказ. Мне не надо 100 автомобилей Х этой марки. Я возьму 80 Х и 20 У. Вот это и есть наполнение.

 

- Это импортер решает?

 

- Да.

 

- То есть, на уровне импортера  уже необходимо просчитать потребности покупателей апреля – мая.

 

- Совершенно верно.

 

- Соответственно, когда мы переходим к конечному звену в этой продажной цепочке под названием дилер, получается, импортер фактически на вас возлагает еще и аналитику.

- Совершенно верно. Потому что за свои заказы мы отвечаем сами. И апрель, май, я хочу сказать, это еще очень быстро. Потому что сегодня, в марте месяце, мы должны видеть свои продажи где-то июля, августа, чтобы заказывать производство. Потому что, чем дальше производство от России, тем дольше автомобиль приходит, больше времени понадобиться.

 

- Каким образом вы аналитику пытаетесь вести. На что вы опираетесь? Кого вы пытаетесь считывать, каике сигналы, если уж на то пошло. Ведь по учебникам работать у вас просто не получится. Подобного рода учебников просто не изобретено.

- Если честно, это, наверное, опыт, интуиция, капелька везения. Большая капелька.

 

- То есть, дилеры всех марок сейчас находятся в ситуации, когда они должны попрыгать вокруг костра, постучать в бубен и понять, будут их покупать в июле или не будут их покупать в июле?

 

- Совершенно верно.

 

- Для того, чтобы сейчас отправить привет импортерам, которые его передадут производителям.

 

- Да. И количество и номенклатуру.

 

- Теперь давай сравнивать с ситуаций 2008 – 2009 годов. На тот момент импортеры как быстро отреагировали на то, что покупательская способность снизилась.

 

- Смотря какая именно реакция импортера нас интересует. Реакций было много.

 

- Элементарная реакция, ребята, не присылайте нам больше, у нас не берут по таким ценам.

 

- Я сказал, что полгода и больше.

 

- А реакция, ребята, присылайте нам более бюджетные комплектации, потому что у нас не берут по таким ценам или что-нибудь подобное

 

- Полгода.

 

- Те же самые полгода?

 

- Да.

 

- Если конкретный дилер здесь на местах не обладает большим количеством собственных запасов финансовых, в первую очередь, как быстро он окажется в ситуации, что ему придется сворачивать бизнес и объявлять себя банкротом. Ведь в 2008 – 2009 году, я подчеркну, по России таких примеров было достаточно много.

 

-  Стоп, стоп. Я тут не соглашусь. Почему он должен сворачивать бизнес и объявлять себя банкротом. Напомню, что у нас было в 2008 – 2009 году. Никто, по большому счету, того, что произошло, не ожидал. У всех была радостная уверенность в завтрашнем дне. Огромные склады, огромные кредиты, потому что была целая теория, что бизнес надо строить на кредитах. И потом, когда кончился спрос, эта перевернутая пирамида рухнула. Но люди выводы сделали. Если даже небольшой дилер, почему надо банкротиться. Надо просто со здравым смыслом подойти к собственным складам тем же. Надо понимать, думаю, мы все прекрасно понимаем, начиная с конца прошлого года рынок российский подсаживается, роста спроса в ближайшей перспективе не предвидится. Соответственно и склады надо держать согласно текущему моменту.

 

- Или каким-то образом реагировать на спрос. Например, я вот сейчас подвожу тебя к самому для потребителя приятному. Например, максимально не повышать цены. Максимально стараться работать в ноль, а местами может быть и в убыток себе, чтобы покупательскую способность держать на том же уровне.

 

- Совершенно верно. Мы именно о том и говорили. Я не буду отказываться от своих слов. Да, в такой ситуации выгодно работать и в ноль, иногда даже в минус себе, потому что по большому счету  это инвестиция в завтрашний день.

 

- То есть, дилеры на местах с одной стороны уверены, у них выбора другого нет, что пройдет время и будет чуть лучше.

 

- А как иначе жить-то, если в этом не верить?

 

- С надеждой на это чуть лучше, с надежной на это условно светлое будущее, сейчас начинается поедание собственной подушки.

 

- В принципе, да.

 

- А дальше, можно ли говорить о том, что у нас у всех дилеров толщина этой подушки примерно одинакова. Согласись, что есть дилеры, которые больше закредитованы, меньше закредитованы. Которые относятся к холдингу диверсифицированному, который может их поддержать. Или которые работают единично на рынке, этим уже совсем беда. Толщина подушки разная.

 

- Можно я коротко отвечу, соглашусь.

 

- В таком случае, мы получаем вполне естественный вывод. Сейчас буквально на да, нет. В 2014 году во второй половине мы вполне можем увидеть на российском авторынке крах некоторых дилеров.

 

- Можем.

 

- В таком случае давай охарактеризуем тех дилеров, краткая характеристика, кто больше подвержен этому краху. Про кредитное плечо я уже сказал, понятно, что те, кто больше закредитованы.

 

- В принципе, это основное, что может их больно ударить. И какая-то управленческая глупость может обрушить.

 

- Подбор марок у себя в модельном ряде.

 

- Но это то, что я отношу к разряду управленческой глупости.

 

- То есть, не надо было брать себе в продажную линейку эту марку, если в кризис ее не будут покупать. Такая далекая управленческая глупость?

 

- Я немножко другое имел в виду. Когда мы видим, что рынок не очень здоров, и брать какую-то марку, которая ничего не показала, в надежде, что она что-то покажет, но при этом на падающем рынке, наверное, очень рискованно.

 

- Давай по маркам. Какие марки автомобилей, по твоему мнению наименее подвержены скачку цен? По твоему мнению характеристики этих марок.

 

- Безусловно, это те марки, которые собираются на территории России. И чем выше степень локализации при производстве этих автомобилей, тем значительно меньше риски этих скачков цен.

 

- То есть, чем больше автомобиль подтянут к рублевой зоне в своем производстве…

 

- В том числе и компонентном

 

- Да, тем меньше риск того, что цена на него…

 

- Резкого повышения цены.

 

- То, что повышение цены будет, это неизбежно.

 

- Да, к сожалению.

 

- А как сейчас тогда мы совместим следующие тезисы. Тезис первый, дилеры держат цену на минимальном уровне, а порой работают в минус для того, чтобы удержать покупательский спрос. Тезис второй, цена все равно возрастет, никуда не денешься.

 

- Да.

 

- Как эти два тезиса совместить. Можно ли считать, что полгода или несколько месяцев у нас как у покупателей есть возможность относительно выгодно купить машину, а потом эта возможность пропадет?

 

- Во-первых, два этих тезиса уживаются последовательно. По поводу выгоды приобретения. Чем ближе к началу этого периода, условно, полугодичного, тем больше выгод, чем ближе к окончанию 6 месяцев, тем все меньше и меньше будет таких выгодных переложений, это будут какие-то не очень ликвидные позиции, которые остались. И уже того выбора, который бы хотелось получить, его просто не будет.

 

- Соответственно, заводы, импортеры к концу этого срока будут…

 

- Перестроятся.

 

- Таким образом, чтобы иметь возможность повышать стоимость автомобиля и при этом каким-то образом не терять своих позиций.

 

- Совершенно верно.

 

- Уже встанут на такие кризисно-военные рельсы.

 

- Да, переход на военные рельсы будет произведен полностью.

 

- Ты не так давно был на такой планетарной конференции Subaru. Наверняка вы там с коллегами обсуждали и планы, и возможности продаж, как вообще настроение у людей, которые производят или у людей, которые продают? К чему все готовятся?

 

- Так широко вопрос ставить не надо. Лучше все-таки говорить о нашей стране отдельно. Потому что рынок в России – одна история, рынок в Штатах – другая история, в Канаде – третья. Давай будем говорить про Россию. К сожалению, оптимизма было очень мало, если честно, его почти не было. Потому что со второго полугодия российский автомобильный рынок падал непрерывно, и программа субсидирования кредитов просто притормозила падение. Сейчас многие эксперты просто спорят, каким бы оно было, если бы не было этой программы. К сожалению, начало года ничего не изменило. Ситуация тоже достаточно сложная. Хотя я не скажу, что она кризисная, она сложная. С другой стороны, чудес не бывает, не может рынок всегда расти. Мы и так много лет росли, семимильными шагами шагали. Опять же, возвращаясь  к вопросу, оптимизма было мало.

 

- Если говорить о том, что рынок не может все время расти, то соответственно мы рано или поздно придем к вопросу, от чего рынок начал постепенно снижать темпы роста, виной ли тому ситуация на Украине, виной ли тому какой-то глобальный кризис, который нас начинает накрывать, всю планету в целом. Что на этот счет говорят эксперты?

 

- Безусловно, что мы не живём в отрыве от экономики, в том числе глобальной. Рынок начал падать, тогда еще не было никакой ситуации на Украине, ситуация на Украине всего лишь усугубила те негативные тенденции, которые наметились в августе, сентябре прошлого года.

 

- Когда начали прыгать курсы доллара, евро, было ощущение, что сейчас немножечко и все, начнется свободное плавание рубля относительно мировых валют. И даже полугода у вас нет, чтобы перестроится.

 

- Ой. Ощущения, что сейчас начнется свободное плавание рубля, у меня не было, ощущение, непонимания, что будет, было. В такой ситуации, наверное, лучше не делать резких движений. Что наша компания и сделала. Лучше остановиться, осмотреться, принять правильное решение. Ничего не случиться за неделю, две.

 

- Склады у всех марок сейчас переполнены? Можно об этом говорить, что клады переполнены?

 

- Я не могу сказать за своих коллег, и даже если бы мог, не сказал бы, потому что считаю это не этичным. Но я уже говорил о том, в чем разница между 2008 – 2009 года и 2013 – 2014. В 2008 – 2009 годах этого никто не ждал. Это было неожиданно. Здесь уже были достаточно ученые. Я считаю, что склады у всех у нас близки к оптимальным, не оптимальны, но близки к ним, такой ситуации, которая была в 2009 году, думаю, ни у кого сейчас нет.

 

- Ситуации против течения сформировавшиеся к какой-то марке наблюдаете? Когда покупательской спрос есть, а автомобилей нет?

 

- В Renault  

 

- Народ стоит в очереди, а автомобилей нет.

 

- Я бы тоже с другой стороны не сказал бы, что в очереди стоит. Во-первых, у нас и квоты производства большие, например в феврале мы ощущали нехватку некоторых моделей. На первом месте Daster.

 

- Тезис первый, народ в кризис не будет готов покупать,  и тезис второй, автомобилей периодически не хватает. Я не очень понимаю, кто же тогда покупает, если народ не готов?

 

-  Что значит, народ не готов покупать в кредит? Давай рассмотрим такую ситуацию, ты готовишься купить автомобиль, ты насобирал деньги, подобрал для себя банк. Если тебе нужен кредит. И тут грянул кризис. И как это может тебе помешать купить автомобиль. Любые кризисные явления для покупателя выгодны.

 

- Чем?

 

- Хорошими, специальными условиями на те автомобили, которые есть, либо уже заказаны в производство в докризисное время и в расчете на отсутствие кризиса.

 

- Получается, сейчас ситуация, при которой автодилеры будут работать в ноль или в минус, для того, чтобы сохранить покупательскую способность в надежде на светлое будущее. Именно эта ситуация сейчас работает на покупателей?

 

- Я противник такой категоричности, что в ноль или в минус. Я бы сказал так, что автодилеры могу работать и в ноль и даже в минус, чтобы верить в светлое будущее. И то, что для покупателя это выгодно это даже не обсуждается. Выигрывает здесь всегда покупатель.

 

- Сколько у покупателя по твоим оценкам еще время на то, чтобы что-то выиграть в этой ситуации?

 

- Скажу так, пока есть прошлогодние машины, а времени осталось не много для реализации прошлогодних автомобилей 2013 года выпуска. Это максимальная выгода. И затем, я считаю, еще месяц, 1,5 может быть, два, это автомобили 2014 года выпуска, которые начали поступать на склады и встретились с автомобилями 2013 года выпуска. Чтобы этот тромб разбить, сначала надо реализовать, в первую очередь уйдут прошлогодние. Эти будут стоять, их тоже надо реализовывать быстро. Я так считаю, на них тоже будут хорошие, специальные приятные условия. А потом произойдет та самая перестройка всех процессов и поэтому время, я считаю, ограничено, максимум двумя, от силы тремя месяцами. Хотя в три не верю. Два, два с половиной.

 

- Апрель, май.

 

- Да, апрель, май.

 

- То есть, летом уже будет другая ситуация?

 

- Летом будет нормальная ситуация.

 

- Если мы говорим про лето и про перестройку и про то, что промышленность встанет на военные рельсы, то значит ли это, что твой тезис о степени локализации производства тоже можно будет не учитывать? Все подрастут?

 

- Нет, его нельзя не учитывать. Степень роста разная будет.

 

- Те, кто производит машины в основном, за рубежом, подрастут сильно…

 

- Сильнее. Они подрастут сильнее, чем те автомобили, которые производятся в Российской Федерации, где компоненты, грубо говоря, запчасти этого автомобиля тоже произведены на  территории Российской Федерации.

 

- «Автофрам», все эти Калуга, Тольятти, Санкт-Петербург, в общем и целом, российских покупателей будут радовать и спасать.

 

- Да.

 

- А вот эта степень локализации и так далее, ведь это закладывалось в планы компании не в прошлом году, и не в позапрошлом году.

 

- Нет. Чтобы получить в свое время преференции, это были даже в свое время с производителями при заключении договора с Минпромторгом графики о выходе на тот и следующий уровень локализации. Такие договоры были с каждым производителем. На сегодняшний день на заводе «Автофрама», который производит Renault, степень локализации достигает 90%.

 

- И это позволяет нам говорит, что такого же роста на Renault, как допустим на автомобиль, который производится в США, в Мексике, такого же резкого роста на Renault не будет, потому что Renault в меньшей степени зависит от пары евро, доллар.

 

- Совершенно верно.

 

- Есть ли марки, которые по твоему мнению, просто обречены на уход с рынка. Может быть, не в этом году, может быть в следующем. Просто обречены, при сохранении существующих тенденций.

 

- Как бы я не хотел отвечать на этот вопрос.

 

- Но тем не менее.

- Я считаю, есть, но это мое личное мнение, я не буду его озвучивать.

 

- Эти марки уже не успеют перестроиться на новые рельсы новых реалий. Заключить договоры с производителями, каким-то образом перестроиться наладить взаимоотношения с Минпромтрогом, уже времени нет? Те, кто сделали, сделали, те ,кто не сделали, не успели.

 

- Мне придется все-таки сказать, о чем и о ком я думаю, я говорю о китайских производителях. Потому что их политика с точки зрения производства, гарантии, запчастей, она напоминает неорганизованный хаос. Хаос еще и организованный бывает. Но это гораздо хуже. Я считаю, появляются новые марки, они исчезают, из того что я сейчас знаю, я считаю, что какая-то часть обречена на уход. Потому что так дела не делаются.

 

- Если мы будем говорить о люксовых автомобилях, которые у нас сейчас продаются, в том числе автомобили большой немецкой тройки, на поверхностный взгляд, такой дилетантский, поверхностей, кажется, что кризис по ним должен ударить, потому что они и так дорого стоят, а возможно будут стоить еще дороже. Но вот перед эфиром ты говорил, что меньше всего, на первых порах, по крайней мере, пострадают именно они. Почему?

 

- Возьмем вторую половину 2013 года, начиная с августа российский рынок начал непрерывно падал. Теперь посмотрим, как в это время вели себя производители премиум-сегмента, они росли.

 

- То есть, в данном случае покупательная способность в премиум-сегменте идет в разрез рынку.

 

- Получается, что так.

 

- Или, по крайней мере, не соответствует рыночным тенденциям?

 

- Запас прочности во многие разы выше по покупательной способности.

 

- Это, в общем, понятно.

 

- Явно, как и запас прочности по удержанию цены у производителя сегмента премиум, он тоже выше.

 

- Значит ли это, что в целом мы не ждем резких скачков или каких-то мега распродажных акций в премиум-сегменте, они ведут себя спокойно, не суетятся, ждут своего клиента?

- Так тоже говорить нельзя, потому что существует еще и маркетинг, каждый решает какие-то свои задачи. И сейчас, если посмотреть, что происходило последние 2 месяца на рынке премиум, возьмем даже узко, большую немецкую тройку, было видно, что кто-то себя более агрессивной ведет, кто-то менее, кто-то решил, что в данный период времени агрессия должна отсутствовать с точки зрения маркетинга. Здесь не обязательно все к экономике привязано.

 

- То есть, на чистую, на кошелек они в своих продажах не завязаны? Слишком велик запас прочности.

 

- Ну, нельзя так сказать, что не завязаны.  Завязаны. Просто чем еще от части объясняется агрессия, не секрет, что все, кто внимательно следит за авторынком, наблюдает такое явление последний год, что премиум-сегмент начинает смещаться немножко вниз, захватывать тех клиентов, которые были в верхнем среднем. Вот этим отчасти обусловлена агрессия. Выводится новая модель, которой раньше не было от представителей большой тройки.

- Снижается стоимость входного билета.

 

- Да, да, да.

 

- И в данном случае, люди, которые могли раньше рассчитывать на верхний уровень среднеклассовых автомобилей, сейчас получают притягательную возможность потешить свое самолюбие, за эти же самые деньги зайти в мир большой тройки, к примеру.

 

- Совершенно верно.

 

- Давай вкратце подытожим весь наш разговор, вкратце, на да, нет. Если говорить про самое выгодное время 2014 года для покупки автомобиля, то это сейчас?

 

- Я считаю, до конца мая. Самое выгодное сейчас, дальше по убывающий.

 

- Если говорить про автомобили, цены на которые взлетят сильнее, то это автомобили у которых меньше степень локализации. Если вы не собираетесь в России, то вы соответственно, вы будете вынуждены дорожать. Причем, дорожать серьезно. Если говорить про общее подорожание автомобилей, то оно неизбежно будет у всех.

 

- Оно всегда было.

- В том числе и у тех, кто собирается в России, но разница дрожания будет все ощутимее и ощутимее.

 

- Совершенно верно.

 

- Если говорить про дилерскую политику, то сейчас дилеры, распродавая автомобили, находящиеся на складах, и приходящие к ним по ранее подписанным договорам, будут чуть проедать свою жировую подушку, вполне возможно что чуть-чуть позже это скажется на автомобильном рынке России, но на данный момент говорить о том, что кто-то неприметно рухнет ближайшие месяц, два просто не приходится.

 

- Я считаю, что никто не рухнет.  

 


Обсуждение
2232
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.