Верхний баннер
11:05 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:23, 05 июня 2015

«Самое главное для пассажиров – не хвататься за руль», - Андрей Тарасов, инструктор по контраварийному вождению

«Самое главное для пассажиров – не хвататься за руль», - Андрей Тарасов, инструктор по контраварийному вождению
«Самое главное для пассажиров – не хвататься за руль», - Андрей Тарасов, инструктор по контраварийному вождению

Тема: особенности летнего вождения

Гости: Андрей Тарасов, автоэксперт, инструктор по контраварийному вождению

Программа: «Дальний свет»

Дата выхода: 3 июня 2015 года

Ведущие: Анастасия Вяткина

- Добрый день! В эфире программа «Дальний свет». У микрофона Анастасия Вяткина. В гостях у нас в который раз Андрей Тарасов, наш большой друг, товарищ, автоэксперт, инструктор по контраварийному вождению. Мы с Андреем решили обсудить такую вещь, как особенности летнего вождения. Вот смотрите… Зимой скользкая дорога, снегопады, снежная каша, слякоть и куча всяких проблем. Есть свою нюансы. Не так давно мы обсуждали нюансы весеннего вождения. Оказалось, что их более десяти. Сейчас обсуждаем нюансы летнего вождения. А что такое лето? Лето – это дожди, ливни, грозы, туманы по утрам за городом, жара, тополиный пух. Андрей, давайте поделимся, какие нюансы есть у летнего вождения.

Андрей Тарасов: Добрый день, уважаемые слушатели! Сегодня такая тема о летнем вождении. И вот дождь и все что с ним связано, жара, которая у нас сейчас есть. По поводу жары: особенно если ваша машина живет уже не один год, она не молодая, то что может слышать водитель, который стоит в пробке? Иногда включается новый звук, вдруг что-то загудело, и падают обороты в двигателе, у некоторых машин возникает вибрация. И для новичка это что-то непонятное. Я помню себя, когда я был начинающим водителем, когда появился звук, я не понял, что случилось, почему это начинает жужжать здесь, в машине. Это очень просто – включается система охлаждения, которая понимает, что жара, и начинает дуть на радиатор, этого пугаться не надо. Но когда вы едете быстро, то это все обдумается воздухом. Что еще может быть связано с этим перегревом? Вот скоро начнут цвести тополя, появится тополиный пух, кроме аллергии для человека есть еще и проблемы для машины. Во-первых, радиатор забивается пухом. И вообще многие специалисты советуют промывать радиатор после весенней грязи, потому что когда он забит какой-то грязью и пухом, то он хуже охлаждает охлаждающую жидкость. Поэтому советую, особенно если ваша машина старая, или самому, или заехать на мойку и промыть этот радиатор. Что еще может быть с тополиным пухом? Он забивается под капот, и бывают, хоть и редко, но бывают случаи возгорания машины, когда пух скопился, что-то перегрелось – и машина у вас может загореться. Поэтому советую, когда особенно машина долго стоит, проверяйте, поднимайте капот, очищайте вентиляционные какие-то отверстия.

- Действительно, летом появляется очень много сообщений о самовозгораниях машин, и, действительно, видимо, не всегда виновата проводка, где-то может и пух.

Андрей Тарасов: Пух – это такое горючее вещество, которое может загореться. Недавно вспоминал Владимира Гофмана, который был тут несколько лет назад, он всегда рассказывал, что за машиной всегда нужно ухаживать и смотреть, и я согласен с этим. Даже если современный автомобиль, он только вышел с завода, вы его купили, то вот эти проблемы типа пуха, грязи и прочего, их стоит самим устранять, здесь не требуется никакого сервиса. Если ваша машина достаточно давно живет, и возникает проблема с перегревом, то как об этом узнать? Гладя на панель приборов, вы видите показатель температуры двигателя, и когда эта стрелочка заходит в красную зону, и когда вы слышите, что ваша система охлаждения никак не выключается, а жужжит настойчиво и не выключается, тогда дело идет к перегреву или закипанию двигателя. Здесь самое важное и простое – съехать на обочину, включить аварийку, включить печку на полную мощность, чтобы хоть немножко тепло отводилось от двигателя. Стараться сразу двигатель не выключать, потому что когда вы выключаете двигатель, у вас перестает работать насос, который гонит систему охлаждения по двигателю. Почему она происходит? Потому что может быть какая-то утечка охлаждающей жидкости, и у тех, у кого машина живет не первый год, стоит периодически посматривать под колеса машины. Какие-то подтеки жидкости, которые могут там находятся, они могут сказать, что у вас что-то вытекает из системы охлаждения. Периодически, хотя бы раз в неделю, заглядывайте под капот и просматривайте этот уровень, потому что эта история с летними ремонтами, часовые стояния в пробках…

- Действительно в часовых пробках в дачных направлениях – и Восточный обход, и Юго-Камское направление, и, конечно же, Пермь-Екатеринбург – стабильно каждую пятницу кто-нибудь да закипает.

Андрей Тарасов: И видно, что машина съехала на обочину, открыт капот, идет пар, и здесь, как говорится, профилактика – она и в Африке профилактика. Лучше эту ситуацию предусмотреть, чем потом решать эту ситуацию на месте. Что еще нам может помешать в эту жару? Есть две проблемы: нет кондиционера – жарко, душно, пыльно, есть кондиционер – люди простывают. И там, и там требуется внимательное отношение. Когда кондиционера нет, то все открывают окна, создают вентиляцию, и залетает пыль и прочее. Иногда просто следует включить систему подачи воздуха, хоть какого теплого, чтобы был какой-то обдув, чем просто ехать с открытыми окнами. Из личного опыта советую иметь с собой несколько бутылок воды и какое-нибудь полотенечко, и когда вы стоите час в этой пробке, и вам становится плохо и дурно от того, что такая жара, то намочите полотенечко, положили на шею и на лоб, и вам уже будет немного легче. 

- Я добавлю такой очень девчачий совет – вы уж простите, но это работает. Есть такая штука, как термальная водичка в пульверизаторе, она очень помогает освежиться, когда стоишь в пробке, когда уже в невмоготу и мозги закипают. Вот, кстати, проблема, что в пробках закипают не только двигатели, но и мозги у некоторых автомобилистов, и это приводит к каким-то неадекватным аварийным ситуациям. Что делать, если мы вдруг столкнулись с дорожной агрессией – на фоне недавней драки между женщинами?

Андрей Тарасов: Я не совсем понял, почему эта женщина не закрылась в своей машине, на мой взгляд, единственное, что можно сделать – закрыться в машине, заблокировать двери и вызывать помощь – полицию, друзей или кого-то еще. Потому что вступать в эту драку…. Это не спортивный ринг, где ты доказываешь свое преимущество, а это нападение на тебя, и самое простое – это закрыться и вызвать помощь.

- А если закрылись, а дорожный агрессор взял и просто стекло выбил, и все равно пытается вытащить тебя, чтобы разобраться?

Андрей Тарасов: Мы тут, конечно, все варианты не рассмотрим, бывает, люди оружие применяют и прочее. Когда человек находится в агрессии, он практически невменяем, и вступать с ним в какие-то содержательные беседы, на мой взгляд, бесполезно, это вызовет его агрессию, поэтому лучше максимально дистанцироваться. Как ни прискорбно, я так понимаю, в случае с этой женщиной помощи не было.

- Помощи ждать не приходится.

Андрей Тарасов: Но, тем не менее, звать на помощь, кричать, все-таки нужно.

- Мне кажется, можно обозначить для соседей по потоку очень заметно, что у тебя проблема, несколько раз очень громко и долго посигналить, использовать клаксон для привлечения внимания.

Андрей Тарасов: По возможности, возможно, уехать куда-то в сторону. Я понимаю, что многие, кто нас слушают, особенно мужчины спортивного духа, будут пытаться этот конфликт развивать дальше. Те, кто работали на Севере, могут вспомнить такую вещь… Едешь на «Жигулях», навстречу едет «Волга», дорога узкая в одну полосу, и ты уезжаешь, потому что «Волга» больше и главнее. Едешь ты на «Волге», и навстречу едет грузовик, то ты съезжаешь, потому что грузовик больше и так далее. Я к тому это говорю, что если ты пытаешься с кем-то бороться, то он может оказаться еще больше и сильнее, чем ты, и это будет вечная война. Я думаю, люди не этим выезжают на дорогу. Я считаю, что не стоит доказывать свое превосходство в дорожной агрессии, это не тот путь, который нужен для безопасности вашей жизни.

- Мне кажется, что еще важно стараться не провоцировать конфликты, если замечаете на дороге водителя, который, по вашему мнению, ведет себя как-то неадекватно. Лучше стараться держаться подальше от него, перестроиться в другой ряд. Если, кстати, видите, что у него совсем неадекватное поведение, может быть, что-то не в порядке с человеком, может быть, просто пьяный, то не поленитесь и позвоните «02», сообщите. Возможно, вы спасете и свой автомобиль, и жизнь, здоровье других участников движения.

Андрей Тарасов: Иногда конфликты начинаются из-за того, что один человек мог бы его погасить извинением, может, даже формальным, он начинает агрессивно наступать на того, кто на него наехал. Иногда, скажу по опыту, когда ты скажешь «извините, я был не прав», это может затушить конфликт, по крайней мере, это путь к этому. А если сразу, сходу на тебя наехали, и тут же сам начинаешь наезжать, то это гарантированный конфликт, который закончится неизвестно чем.

- Есть еще такое правило «3Д» – дай дорогу дураку, мы его все знаем, и иногда это спасает ситуацию. 

Андрей Тарасов: Своя правота по-разному может закончиться. Вот когда я приехал домой живой и здоровый, вот тогда я прав. А то, что я указал кому-то на дороге, что он не прав… Никого не надо учить, пока тебя не просят, не надо лезть с советами. А когда ты после сложных поездок вернулся домой, все твои близкие живы и здоровы, ты сам доволен своим днем, вот тогда твоя правота и наступила. 

- Вернемся к нюансам летнего вождения и поговорим о ярком солнце, поскольку летом оно настолько яркое, что глазам больно, и в итоге не видишь. Что вы нам предложите?

Андрей Тарасов: В принципе, ответ довольно прост – темные очки. Но тут надо понимать, что это обязательный элемент набора водителя, потому что есть яркое солнце дневное, есть яркое солнце закатное, когда солнце очень низко над горизонтом, и яркое солнце рассветное. Поэтому темные очки – это необходимый элемент вашей безопасности. Многие это делают специально для машины, то есть это не суперочки с супероправой, а просто в машине надели, вышли из машины – убрали. Это необходимо. У меня был такой случай, что после дождя солнце, асфальт блестит, возникает такая резь в глазах, слезы, ты не можешь ничего видеть, мне пришлось ехать и где-то полчаса в тени отдыхать и адаптироваться. Потому что после сильного дождя и грозы асфальт мокрый, много воды, солнце слепит, со всех сторон блики, это очень тяжелый момент. Что еще важно понимать, на мой взгляд… Когда я попал на дорогу, я здесь не должен никуда торопиться, потому что есть такие особенности – преодолеть себя, мол, трудно, плохо, слепит, а я буду ехать. Возникает вопрос – зачем? Если я это преодолеваю для того, чтобы какую-то работу выполнить, то тут еще вопрос спорный, а когда я просто еду со своей семьей, детьми и женой, то я себя ставлю в такую опасность, которая, может, таким боком выйдет, что лучше полчаса подождать и потом доехать. Поэтому яркое солнце – это темные очки, солнцезащитный козырек в машине.

- Я добавлю, что очки только поляризационные, поскольку только они очень классно снимают блики, особенно в той ситуации, о которой говорил Андрей, когда после дождя вся дорога блестит. А «полярочки», как мы их ласково называем, снимают хорошо блики и с дороги, и с соседних машин, и в целом мир в них красивее, как фильтр в «Инстаграм». Есть еще в продаже очки для ночного вождения, для тумана, с желтыми стеклами. Это эффективно?

Андрей Тарасов: Я думаю, те, кто занимаются горными лыжами, могут такую вещь заметить. Когда надеваешь такие горнолыжные желтые или оранжевые очки, то все предметы становятся более контрастными. В туман ночью или днем белая мгла, которая тебя окружает, ты не видишь, где кончается дорога и начинается поле, в этих очках все более контрастно. Поэтому мой опыт подсказывает, что это полезное приобретение, полезный аксессуар для тех, кто ездит часто, много и долго.

- Какие у нас есть нюансы, если мы попадаем в туман?

Андрей Тарасов: Как говорят нам в правилах, что в туман у нас искажаются звуки и предметы. Мы не можем точно ориентироваться, на каком расстоянии от нас находится тот или иной объект, далеко или близко. Поэтому здесь должно быть повышенное внимание, минимальная скорость по ситуации. Известная история, когда включают дальний свет, и возникает обратный эффект, когда этот свет упирается в стену из этих капелек воды, из которых туман состоит, возникает эффект экрана, то есть совсем ничего не видишь. В чем был смысл противотуманных фар, когда они появились – они же находятся внизу почти на уровне дороги и подсвечивают тебе твой будущий путь, и дальше светят, и не упираются в этот туман, и не создают этот экран. Многие еще забывают, что стандартными идет в каждой машине задние противотуманные фары, которые более ярко горят.

- Некоторые про нее забывают вообще, а некоторые про нее помнят всегда и раздражают окружающих.

Андрей Тарасов: Тем не менее, когда вы попали в ситуацию с туманом – а это бывает в погодный перепад, когда было тепло, потом прошел дождь. В любой низине туман бывает, ранним утром вокруг все видно хорошо, а в низине туман скопился и ничего не видно, и вы не знаете, что там находится. То есть вы спускаетесь в эту низину, а что там, яма ли, или еще что-то, вы не знаете. Опять же минимальная скорость и готовность остановиться в любой момент, если вы едете в такой ситуации.

- Я думаю, что тут действительно не нужно со скоростью торопиться, категорически не нужно выходить на обгон, если туман, потому что вы даже можете не увидеть машину, которая уже почти рядом с вами.

Андрей Тарасов: Вы не увидите эту машину, не поймете размер ее, она вас может не увидеть, и, соответственно, эта ситуация может закончиться нехорошо, поэтому нужно терпение. А вообще я считаю, что для водителя высшая добродетель – это терпение. Очень важный вопрос в дорожных условиях – зачем я пошел на обгон, для чего? И многие уже задумываются – может, стоит подождать минут 20, и будет ровная дорога, и будет пряма видимость, и погода будет лучше, и там уже я его и обгоню.

- Еще в тумане есть пешеходы, они не всегда понимают, что они делают. Мне вспоминается ситуация, она, по-моему, была прошлой осенью на трассе Пермь-Екатеринбург, в 5 утра был очень сильный туман, и две дамы в 5 утра , как мы понимаем, шли с вечеринки, и шли они прямо посередине проезжей части, по разделительной полосе. Им, видимо, так было комфортнее и удобнее, они были в нетрезвом состоянии, причем в сильно нетрезвом состоянии, по отзывам полиции. Закончилось это тем, что водитель автомобиля, по-моему, Chevrolet Lacetti, заметил этих дам в последний момент, он не мог их видеть в принципе, попытался избежать наезда, и в итоге впечатался во встречный грузовик. Все кончилось трагично, дам тоже задело. Поэтому нужно понимать, дорогие пешеходы, не надо так делать. На очереди у нас дожди. Я вот очень не люблю ездить в дождь. Андрей, а вы любите?

 

Андрей Тарасов: У меня другое к этому отношение, я люблю ездить вообще, а приходится ездить и в дождь, и в туман, и в мороз, и так далее. Это такие условия моей любви к вождению. Я понимаю, когда люди могут выбирать – ехать или не ехать, но тут возникает следующий момент – не познаешь, не научишься. Мы не можем нашу погоду регулировать, чтобы всегда не было дождей, чтобы было только солнце, сухо и хорошо. Надо уметь ездить в дождь, тем более, что наша климатическая полоса предполагает долгие дожди. Надо просто понимать, чем характеризуется любой дождь – это всегда низкое сцепление колес с дорогой. Надо понимать, что пошла влага, и колеса будут больше скользить, чем в сухой асфальт. Есть совет, который ходит из передачи в передачу, из книжки в книжку – первые 15-30 минут дождя дорога очень скользкая, потому что вся пыль и копоть, которая на ней есть, начинает намокать и возникает пленка из этой грязи, а потом она смывается дождем. Но в первые 15 минут машина будет как по льду скользить, поэтому надо быть внимательным и не делать ничего резкого. Дождь еще нам дает плохую видимость. Это плохая видимость вообще, потому что капли воды – это такой водяной туман из-под колес впереди идущей машины, поэтому все обгоны становятся более опасными.

- Бывает, что не только туман из воды, а откровенно по лужам все шпарят и окатывают тебя водой и грязью, это тоже очень сильно ухудшает видимость.

Андрей Тарасов: Бывает такой момент, когда дождик уже совсем маленький, а есть какая-то большая лужа, то можно заранее включить дворники. То есть, если вы видите, что вас сейчас может окатить, то лучше включить дворники в более активный режим. И вот когда сильный дождь и работают дворники, то это тоже такой элемент, который мешает, мелькает перед тобой постоянно, поэтому нужно быть осторожным и внимательным.  Есть такие дожди, когда на самой большой скорости дворник не помогает, то есть сплошная стена воды. Лучше всего съехать на обочину. То есть когда я ничего не вижу – ехать не надо. Съехать на обочину, включить аварийку и смотреть в зеркала, чтобы никто и в вас не въехал, и вы наблюдали, что происходит вокруг. Еще бывают проблемы запотевания стекол изнутри. Вот есть туман снаружи, а бывает туман изнутри. Особенно для начинающего водителя бывает такой момент ступора, когда все запотело. Это повышенная влажность, она будет всегда, в любой дождь. Здесь очень простые советы. Я столкнулся в своей жизни с тем, что у меня была машина без кондиционера, и вот внутри все запотело, а надо куда-то ехать… Первое, что я сделал – и это была ошибка – я включил холодный воздух на большой скорости, и ничего не изменилось, запотевание не прекратилось. Потом до меня дошло включить горячий воздух. Да, стало очень жарко в машине, было как-то душно и нехорошо, но зато видимость появилась. Дискомфорт от этой жары скоро проходит, потому что это не бывает вечно, но тогда стекла у тебя очищаются. А если у вас есть кондиционер, то… Опять же, многие стараются экономить расход бензина и включают кондиционер очень редко. Ну, допустим, вы его не включаете в обычный день, но, когда идет дождь, это стоит сделать, потому что одна из особенностей кондиционерного воздуха в том, что он сухой, он подсушивает влагу, и машина изнутри быстро осушается. Еще почему могут быть запотевания, когда есть кондиционер? Есть такая кнопочка, как циркуляция воздуха в машине, когда возникают какие-то вокруг плохие запахи, и включается такая защита, фильтр, который не пускает воздух снаружи. Это классная вещь, но, когда идет повышенная влажность, машина еще больше запотевает.

- Запоминаем еще раз, если у нас запотели окна изнутри, то рециркуляцию выключить, а тепленькое включить.

Андрей Тарасов: Сделать посильнее напор теплого воздуха и переждать эту душность и дискомфорт. Потому что здесь есть приоритетные факторы, то есть если нет видимости – это совсем уж плохо.

- Фактор, на который попадаются все – это аквапланирование, мы не устаем про него говорить, он действительно опасен.

Андрей Тарасов: Он опасен. Но, опять же, предупрежден, значит вооружен. Аквапланирование – это подвсплывание машины, когда мы въезжаем на большой скорости в длинную и не очень глубокую лужу, когда возникает между колесом и асфальтом пленка воды.

- Еще на трассах частое явление – колейность. И вот там аквапланирование, особенно на легких машинах чувствуется, будь здоров.

Андрей Тарасов: Если мы едем медленно, не устаю об этом говорить, то у нас нет этого подвсплывания, а когда мы едем на скорости 60-80 км/час и выше, когда мы влетаем в эту колею или длинную пленку воды, тогда вода машиной не сживается и машину поднимает, возникает такой водяной клин. Поэтому, если вы видите такие длинные лужи, то надо ехать либо не в колее, либо просто ехать медленнее 60 км/час. Скорость является едва ли не самым важным фактором. Большая скорость – это всегда будет подвсплытие. Второй момент – состояние резины. Если ваша резина изношена, у вас совсем нет этих каналов, отводящих воду, то вы, конечно, всплывете и будете больше скользить, потому что не будет чем цепляться. Об этом многие забывают, это наш традиционный авось.

- Вот интересно, чтобы закрыть тему аквапланирования. Если дождь, и на обгон нельзя выезжать, но черт дернул все-таки выехать на обгон, и там попал на это аквапланирование, и видишь, что где-то на горизонте уже встречные огни. Что делать?

Андрей Тарасов: Самое главное – ничего не делать рулем, потому что когда машина подвсплыла, то она скользит как по льду, и куда бы я ее не повернул, она будет скользить прямо. Это же происходит в несколько секунд. Если вы повернули резко руль, и машина коснулась колеса асфальта, то она поедет туда, куда были направлены колеса. Поэтому не крутить рулем ни в коем случае. А дальше, когда машина коснулась колесами асфальта, то уже по ситуации, либо вы разгоняетесь и уходите вперед, либо тормозите и уходите назад. Это такое чувство, которое не передашь словами, когда ты понимаешь, что машина тебя не слушается. И здесь нужно сохранять спокойствие и не дергать рулем. Я чем больше занимаюсь обучением, тем больше понимаю, что люди очень много крутят рулем, надо или не надо, сухо или скользко, вода или не вода.

- Еще такой нюанс. Когда случаются такие опасные ситуации, где водитель действительно может испугаться, что-то сделать неправильно, то сильнее водителя боятся пассажиры, потому что они понимают, что они не контролируют ситуацию, начинаются крики, визги. И, по моему убеждению, не нужно этого делать, нужно бояться молча, потому что это все еще настолько водителя пугает.

Андрей Тарасов: Вы знаете, тут такой момент, что мы не всегда можем управлять собой, не говоря уже о пассажирах. Поэтому мы можем призывать наших пассажиров быть спокойными, но это маловероятно, здесь надо быть самому спокойным и не отвлекаться. Ты видишь перед собой задачу, чтобы остаться на дороге, не столкнуться ни с кем, и ты эту задачу решаешь. Дети могут кричать, женщины могут шуметь… Самое главное для пассажиров – не хвататься за руль.

- Еще одна дождевая проблема в городе  – проблема с ливневкой. Бывают потопы в центральной части, когда вода доходит до фар. Что делать, если вы внезапно повернули с улицы Плеханова на улицу Ленина, а там вода по фары?

Андрей Тарасов: Есть такая очень неприятная вещь для машины – это гидроудар, когда влага попадает в двигатель. Она попадает туда через воздушный фильтр, который расположен выше фар. Поэтому остановиться и не создавать волну. Или ехать медленно, буквально полкилометра в час, на первой передаче, чтобы не было волны, или лучше всего стоять.


Обсуждение
1780
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.