Верхний баннер
13:05 | ЧЕТВЕРГ | 02 МАЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:00, 06 декабря 2011

Нарушения на выборах

Теги: выборы

Ведущий: На «Эхе» дневной эфир. У микрофона – Юрий Бобров. Здравствуйте. За звукорежиссерским пультом нам сегодня будет обеспечивать эфир Сергей Слободин. А разговаривать мы будем о нарушениях на выборах в Перми и в Пермском крае с председателем регионального представительства ассоциации «Голос» Виталием Ковиным. Виталий, здравствуйте.

 

Виталий Ковин: Здравствуйте.

 

Ведущий: Виталий, завершились выборы. Вместе со всей страной пермяки их пережили. Ставки высоки. Кто-то пытается сохранить мандаты, кто-то пытается получить власть в свои руки, и поэтому, соответственно, в ход идут всяческие нарушения. А ваша организация самая-самая специальная, которая профессионально занимается тем, что эти нарушения отслеживает, выявляет, оглашает, делает их публичными, и пытается их пресечь и устранить. Самые какие-то сильные впечатления о прошедших выборах.

 

В.К.: Ну, во-первых, спасибо за оценку нашей деятельности. И, вообще, я хотел бы поблагодарить достаточно большое количество людей, которые вот эти последние дни… ну, которая вот сложилась достаточно сложная ситуация вокруг ассоциации «Голос», вы об этом знаете, и вот 4-го числа, да и накануне, я получил достаточно большое количество звонков от самых разных людей, от знакомых, от общественников, от правозащитников, от представителей СМИ с вопросами, как у вас дела, все ли в порядке, не нужна ли какая помощь, поддержка и так далее. Поэтому я чрезвычайно всем благодарен за такие слова поддержки. Что касается нашей деятельности вот 4-го числа, ну, в общем-то, она прошла достаточно в штатном режиме, хотя не без проблем. 63 корреспондента газеты «Гражданский голос» вот они вышли на информационный мониторинг избирательных участков…

 

Ведущий: Так, чтобы было понятно, корреспонденты газеты «Голос» - это фактически наблюдатели ассоциации «Голос», просто вот он так назван.

 

В.К.: Такова специфика законодательства. Она не позволяет проводить мониторинг представителям общественных организаций. Ну, естественно, позволяет это делать…

 

Ведущий: Представителям СМИ.

 

В.К.: …представителям СМИ, да.

 

Ведущий: Поэтому «Голос» зарегистрировал свою газету.

 

В.К.: Да, у нас есть газета.

 

Ведущий: 63 в городе Перми.

 

В.К.: 63 в городе Перми на участках и 2 в территориальных избирательных комиссиях. Но в итоге удалось, так сказать, 63-м корреспондентам осуществить свою работу, а два корреспондента были удалены с избирательных участков в момент подсчета голосов. В целом я считаю, что мы свою работу в значительной степени выполнили. И, естественно, что у нас есть теперь некая информация, сведения о тех проблемах на избирательных участках, с которыми мы можем поделиться.

 

Ведущий: Ну, вот давайте самое интересное, наверное, самое массовое

 

В.К.: Ну, вот то, что началось где-то с 9-10 часов утра, стали поступать сведения, сообщения о появлении достаточно больших групп избирателей с открепительными удостоверениями. То есть одномоментно. То, естественно, возникли разного рода предположения, подозрения о так называемых подвозах избирателей. Мы об этом, в принципе, ну, предполагали, что так произойдет, говорили об этом у вас в эфире накануне. Все, собственно, подтвердилось достаточно быстро. Причем, это фиксировали не только мы. Это фиксировали наблюдатели от самых разных партий.

 

Ведущий: Ну, давайте о подвозах чуть-чуть попозже, я попрошу вас просто, как эксперта, рассказать, что это за подвозы, почему они вообще происходят. Подвозы, хорошо. Еще.

 

В.К.: Другая проблема, с которой мы столкнулись, это голосование. И не только мы. Опять же наблюдатели от партий. Это голосование вне помещений, ну или то, что у нас называется голосование на дому. То есть как, опять же говорили о том, что достаточно много заявок, и далеко не все эти заявки поданы самими избирателями, как это должно быть согласно законодательству. То есть на достаточно большом количестве избирательных комиссий, где мы были, где заявок таких достаточно было много, председатели фактически признавались, не скрывали о том, что им эти списки были переданы из служб социальной защиты, или принесли старшие по домам, по подъездам и так далее, и тому подобное. То есть вот этот момент. То есть достаточно много было таких заявок. Причем, ситуации были остаточно странные. На одном участке там, условно говоря, 13. А на соседнем, буквально в соседней комнате 90 заявок таких.

 

Ведущий: То есть где-то там просто упал список служб соцзащиты. Да?

 

В.К.: Ну, видимо, да. Еще одна проблема, которая, как бы, выявилась, это голосование людей как раз без открепительных удостоверений. Таких оказалось достаточно много в целом по городу. То есть кто-то не смог получить открепительное удостоверение накануне, потому что они завершились, но, тем не менее, хотели проголосовать, и предпринимали такие попытки. Приходили.

 

Ведущий: Потому что они завершились или…

 

В.К.: Они закончились.

 

Ведущий: Закончились?

 

В.К.: Да, я прошу прощения, да, потому что они закончились. И некоторые избиратели предпринимали такие попытки все-таки проголосовать. То есть приходили на избирательные участки и просили, требовали - дайте мне возможность проголосовать, но открепительного у меня нет.

 

Ведущий: Давали?

 

В.К.: Где давали, а где не давали. И опять же одно из первых поступило сообщение, что достаточно большая группа людей приехала вообще без всяких открепительных. Якобы они уже побывали на нескольких участках, им везде отказали. На том участке, где был наш корреспондент, им тоже отказали. Они дальше поехали. Что с ними стало, не знаю.

 

Ведущий: Фактически голосование без открепительного, как вброс, да, голоса? Поскольку человек, получается, может везде голосовать.

 

В.К.: Нет, если разрешить везде, то, конечно. То есть вот эта проблема вскрылась. Другая проблема, еще одна проблема вскрылась это то, что участковые комиссии не готовы в очередной раз работать в таком публичном, открытом режиме. Вообще, существует норма о гласности деятельности избирательной комиссии. Соответственно, все ее документы, все сведения, которыми она располагает, которые не содержат, например, персональные данные, которые нельзя распространять, то есть доступ к этим документам должен быть свободным и открытым. И что наблюдатели, что наши корреспонденты иногда им эти сведения приходилось добывать, скажем так, не без боя, не без проблем. Ну, тот же, например, реестр. Узнать, сколько в реестре заявок для голосования на дому, иногда было достаточно сложно. Хотя в этом никакой тайны абсолютно нет назвать это число.

 

Ведущий: И быть не может.

 

В.К.: И быть не может. И, как уже потом рассказывали журналисты ряда изданий, газет, Интернет-порталов, и так далее, они встретились с проблемой, и наши корреспонденты встретились с проблемой, это ведение фотовидеосъемки на избирательных участках.

 

Ведущий: Мы обсуждаем нарушения в ходе выборов, их масштабность, а также пытаемся ответить на вопрос…

 

В.К.: Почему это происходит.

 

Ведущий: Да, почему это происходит. Виталий, и вот есть очень интересное нарушение, которое в Перми впервые так массово звучит. О нем сообщали в день выборов и ваши наблюдатели, и ваши пресс-релизы, и также наблюдатели и представители политических партий. И мы уже в начале разговора тоже это упомянули – автобусы, подвозы, массовые подвозы избирателей. Еще год назад политологи и представители «Голоса» предупреждали, что вот в связи с…

 

В.К.: Да, то системой, которая у нас существует…

 

Ведущий: Вот давайте вот о ней подробнее. Что это за нарушение, почему оно?

 

В.К.: Да, разделение партийных списков вот на 30 региональных групп, естественно, что всем мандатов не достанется. И внутри партии «Единой России» началось соревнование за то, кто займет там первое, условно говоря, место в этом рейтинге.

 

Ведущий: То есть на автобусах возила одна партия.

 

В.К.: Нет. Таких однозначных сведений у нас, конечно же, нет. Более того, в принципе, в этом были заинтересованы все партии. Потому что невозможно точно предугадать, где, в каком округе из 30 за вас лучше проголосуют. Но организовать лучше голосование в двух, трех, десяти, пятнадцати округах вполне возможно. Ну, например. Участок на Ленина в музыкальном училище. Мой корреспондент и наблюдатели сидят, и вдруг группа 20-30 человек заходят мужчины крепкие. Выясняется - представители пермской сетевой компании из Закамска. Спрашивается, чего это ради они из Закамска приехали в Ленинский район голосовать? Ну, понятно, 5-й округ, кто баллотируется и кому нужно было обеспечить рейтинг. Или, например, на одном из участков, который в Индустриальном районе там, в конце, поближе к ПНОСу, ну, понятно, рабочие завода, это все возможно. Но вдруг приезжает группа, как они представились, экскурсией из Березников…

 

Ведущий: Потрясающе.

 

В.К.: По-моему, из Березников вообще даже и дорога-то другая в Пермь. Но, тем не менее, приехали тоже с открепительными, голосовали.

 

Ведущий: То есть вот смотрите, у нас все, кто принимали участие в выборах, знают это, получили на руки 3 бюллетеня. Один – за федеральные партии, за региональные партии и за одномандатных кандидатов. Вот, соответственно, люди, взявшие открепительные, приехавшие на экскурсию из Березников…

 

В.К.: Они голосовали по федеральным и по региональным в ЗС по партийным спискам.

 

Ведущий: И вот, голосуя, допустим, за партию Х не в Березниках, а на территории ПНОСа…

 

В.К.: Да, они увеличивали, условно говоря, чтоб проще было, рейтинг той региональной группы, которая находится на данной территории, в городе Перми. И, соответственно, скорее всего, сократили рейтинг в другой территории, откуда они уехали.

 

Ведущий: И вот это всё произошло…

 

В.К.: Это всё для того, чтобы распределить мандаты, вот сейчас вот процесс как раз происходит, среди представителей вот данной определенной партии. А это распределение идет в зависимости от того, какая группа заняла более высокий рейтинг.

 

Ведущий: Но автобусов было много.

 

В.К.: Вот мне передали… порядка 5-6 разных номеров. Один номер передал мой корреспондент, все остальное – позвонили наблюдатели от партий, наблюдатели от кандидатов одномандатников. Ну, то есть самые разные люди.

 

Ведущий: Вот по итогам дня мы видели пресс-релиз «Справедливой России», они сообщали об 11 участках, где фиксировались подъезды на автобусах. Виталий, таков вопрос. Вот очень важно, да, и Чуров обращался к народонаселению - фиксируйте на видео ваши нарушения.

 

В.К.: Не ваши, а свидетелями которых вы были.

 

Ведущий: Вели ли вы такую работу? Просто было сообщение от вас, что двоих наблюдателей как раз вот таки пытавшихся фото- и видеосъемку вести, удалили.

 

В.К.: Ну, это право представителя СМИ на избирательном участке в день голосования вести фотовидеосъемку, не нарушая тайну голосования и не собирая персональные данные. Такое задание у корреспондентов было. Естественно, мы не собирались снимать с утра до вечера, и такой задачи не было. Просто речь шла о каких-то общих панорамных снимках, и если происходят какие-то эксцессы. Всё. И для нас главное было – это зафиксировать, как происходит процесс подсчета голосов. То есть соблюдаются ли все стадии, все правила при учете волеизъявления избирателей.

 

Ведущий: Ну, то есть вскрытие урны, вываливание на стол.

 

В.К.: Да, да, да, вот именно на это мы обращали внимание, потому что, ну, сколько ни говори, сколько ни фиксируй, вот если нет картинки, то никто почему-то твоим словам не верит. И здесь вот мы, как бы, постарались вот зафиксировать, действительно ли они делают шаг за шагом – раз, два, три, и так далее, или нет, или все путают, мешают и так далее. И вот на этих двух участках как раз ребята вели фотовидеосъемку таким образом. И, видимо, в какой-то момент комиссия сообразила, что они нарушили процедуру. То есть сначала нужно было погасить неиспользованные бюллетени, а потом проводить работу со списком избирателей. Они сделали наоборот. Потом мы посмотрели данные по этому участку. Ну, там обычный результат, там ничего не было – ни вбросов, ничего. Но комиссия, видимо, испугалась, и как-то вот попыталась, видимо, этот факт скрыть. Сообщили в территориальную комиссию. Оттуда приехала полиция с какой-то бумагой. Короче, ребят удалили.

 

Ведущий: То есть в данном случае из ваших корреспондентов двое пытались вести фотовидеосъемку.

 

В.К.: Нет, смотрите, проблема в том, что на других участках не было никаких проблем. Журналисты то же самое сообщают - на одних участках давали без проблем все снимать, на соседнем участке не давали. Хотя закон говорит, что это все возможно без особых затруднений.

 

Ведущий: То есть какой-то у нас такой еще животный страх на уровне исполнителей.

 

В.К.: С одной стороны, животный страх, а с другой стороны, у нас какое-то отсутствие вот общих правил. На одном участке так, на соседнем через дверь – по-другому.

 

Ведущий: Ну, и если обобщить, если сравнить с предыдущими выборами в Госдуму, с мартовскими выборами в городскую думу, где также работали ваши корреспонденты. Вообще, история вашей работы в Пермском крае, особенно в городе Перми, она очень обширна.

 

В.К.: Ну, вот у меня общее впечатление сложилось, честно говоря, такое, ну, как бы, пессимистичное. То есть я знаю, какое достаточно большое количество усилий предпринимается для улучшения качества работы избирательных комиссий, соблюдения процедур и так далее, и тому подобное.

 

Ведущий: Со стороны…

 

В.К.: Со стороны территориальных комиссий, комиссий…

 

Ведущий: Ну, со стороны вертикали.

 

В.К.: Ну, да, да, да. Там обучение, подготовка, какие-то документы печатаются для них, и так далее, и тому подобное. Но качественных улучшений нет. Более того, на мой взгляд, ситуация несколько ухудшилась по сравнению с выборами в марте месяце. Там мы отмечали, что где-то там на 40-50 процентах участков были нарушены процедуры, сейчас 60-70. Это тех, которые мы были. Может, мы попадаем все время на самые худшие участки. Не знаю, так получается. То есть либо у нас чрезвычайно сложное законодательство, к которому просто российский менталитет не в состоянии приспособиться, и люди все время, упрощая процедуры, естественно, их нарушают. И тогда нужно менять законодательство, и заниматься дальше правовым просвещением граждан. Но избиратели, самое интересное, ведут себя точно также зачастую.

 

Ведущий: Виталий, все-таки вот, если сейчас глазами эксперта посмотреть, как вы думаете, все ли результаты во всех ли округах законодательных одномандатных устоят? Будут ли попытки отмены выборов? И есть ли где-то, вот на ваш взгляд, есть ли где-то, скажем так, справедливые основания?

 

В.К.: Не знаю, не берусь об этом судить. Я знаю, что были сложности по Перми при подсчете голосов в ряде районов, в Мотовилихе, в Дзержинском, там все очень достаточно долго считалось. Причин точно вам сказать не могу. Но, не знаю, мне кажется, что нет. Как-то общий результат понятен. Поэтому смысла где-то предпринимать какие-то действия по этому поводу, мне кажется, нет.

 

Ведущий: Зафиксированные ваши нарушения куда-то…

 

В.К.: Мы их сейчас все опишем, обработаем. И я передам в соответствующие территориальные комиссии, в краевую комиссию для анализа, для исправления. Потому что что-то надо делать, как-то улучшать работу в этом направлении.

 

Ведущий: Наш эфир завершается. Виталий Сергеевич Ковин, представитель пермского отделения ассоциации «Голос». Эфир вел Юрий Бобров. За звукорежиссерским пультом работал Сергей Слободин. До свидания.

 

В.К.: До свидания.


Обсуждение
1641
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.