Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев потребовал ужесточить наказание за продажу спиртного несовершеннолетним. А главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что наипервейший виновник подросткового алкоголизма – бизнес, который проявляет абсолютную безответственность при продаже спиртных напитков несовершеннолетним. Конечно, не всё так просто. Поговорим об этом сегодня.
Затем поводы становятся традиционными: праздник, приход гостей. После 14-15 лет наиболее характерными становятся причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости».
Приобщение к алкоголю в семье – одна из основных проблем. В 60% случаев первый раз дети пробуют алкоголь именно по инициативе членов своей семьи, чаще отца или деда. Но это полбеды. Также, наблюдая за взрослыми на праздниках, дети начинают думать, что употребление алкоголя является не просто нормой, а обязательной составляющей праздника. Конечно, свою роль играет реклама, демонстрирующая алкоголь как непременный атрибут отдыха и развлечений.
Результаты опросов, проводившихся в школах Москвы, показали, что большая часть учащихся 6-ых классов уже попробовала спиртные напитки. К 8-му классу количество подростков регулярно выпивающих, возрастает до 54%. Среди старшеклассников лишь примерно 5% ни разу не пробовали алкоголя. При этом речь, конечно, идет не о категории брошенных детей, а вообще обо всех детях этого возраста.
Таким образом, главным виновником следует признать, конечно, не бизнес, а родителей. Но совершенно точно проблему усугубляет и реклама, и то, что в России практически не работают законы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство. С рекламой подвижки есть. Поправки в закон «О рекламе» запретили рекламу всего алкоголя, в том числе пива, в СМИ. Исключений нет – ни по времени, ни по виду средства массовой информации. Эти поправки начинают действовать с 1 января 2013 года. Реклама должна исчезнуть из аэропортов, вокзалов, с транспорта и из интернета. Она останется только внутри стационарных магазинов, при этом с улицы её не должно быть видно.
Что касается бизнеса, то Геннадий Онищенко уверен: ужесточение ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним давно назрело. Далее цитата: «Вводить такие меры надо без оглядки на интересы отдельных корпоративных групп. Наш бизнес настолько безответствен, что публично заявляет, что соблюдение норм по местам продажи алкоголя и табака, губит малый и средний бизнес. Так найдите тот бизнес, который не губит здоровье наших детей, и в то же время позволяет поднимать экономику", конец цитаты.
В программе использованы материалы сайтов ya-roditel.ru и alku.ru. У микрофона была Анастасия Сечина.