Верхний баннер
13:47 | ВТОРНИК | 23 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.25 € 99.36

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Пятнашки

10.05.2014 | 22:00
"Есть определенное пространство, в котором я могу работать, создавать смыслы и запускать культурные процессы", - Наталья Шостина

- Первая тема, о которой вы хотели говорить, касается бренда Перми. Как у города может быть бренд?

- Я бы сказала не в единственном числе. Бренды.  Знаковые явления, фигуры, события, артефакты, которые отличают этот город от других, придают известность. Говорить о каком-то одном бренде, медведь или молот  – это не совсем верно.

Последнее время Пермь переживает культурные стрессы – меняется культурная политика. После таких стрессов мы остаемся в пустоши и думаем – что же дальше, в чем Пермь, в чем ее история?

Последние 10 лет я активно слежу и участвую в пермских культурных проектах.

- Мы позаимствовали Дягилева, «застолбили» его и теперь Пермь и Дягилев – это что-то через запятую. Хотя, сам Дягилев о Перми отзывался крайне негативно, старался сюда не возвращаться. Но мы «застолбили» Дягилева. Кого мы еще забрали как заготовку для бренда? Мы пытались то же самое сделать с Пастернаком. Я в ту сторону думаю?

- Я думаю, да если мы говорим о личности как о бренде. И Пермь – это не просто инженерный город, возникший более 200 лет назад. Пермь – это концентрация исторических событий, ментальностей, судеб. Среди тех, кто родился в Перми и уехал в другой город есть такие, кто хорошо отзывается о Перми, есть те, кто ее клянет. Каждые 2-3 года поток эмиграции из этого города, потому что нет возможности реализовать свое потенциал. Это неудивительно.

В Бардымском районе у нас находится имение Дягилева и проезжая, понимаешь, что мы сами не храним те немногие крохи памяти о жизни великого человека. Так или иначе, «Дягилевские сезоны» - это мегапроект и серьезный арт-кластер в мировой культуре.

- То, что мы забрали себе Дягилева, как мне иногда кажется, позволило Дягилеву вообще выжить в современной культуре. Теперь Сергей Павлович – это вполне себе деятель русской культуры. Он на слуху. Надо слишком долго изучать историю русской культуры для того, чтобы наткнуться на имя Сергея Дягилева. Если бы Петербург оставил себе Дягилева, пермь бы не претендовала на него и он просто затерялся бы, как мне кажется.

- Роль Дягилева касается не только России. Этот его культурный продукт производился в Париже, в Европе. Пермь – это место, которое родило, воспитало этого человека.

- Я поясню. Он родом не из Перми. Он из  Нижнего Новгорода, по-моему. И учился он по малолетству в Петербурге. В Пермь он приехал по месту службы отца и учился тут в гимназии. Тут у него детство прошло. Вся пора взросления до того момента, пока не пришло время поступать в университет. Он уехал и старался никогда больше сюда не возвращаться, и у него это удачно получилось. Я к тому, что можно было успеть Новгороду, Петербургу… но это сделали в Перми и мы получили бренд. А какие еще у нас есть имена?

- У нас очень сильные инженеры в городе. Это связано с промышленным профилем города.

- Я хочу остановиться на именах, которые можно ставить через запятую. Дягилев… возможно, Славянов.

- Конечно, Славянов, как представитель времени, изобретательной мысли. Это, безусловно, вклад в инженерию России. Это гордость пермяков. Бренд – он же не просто присоседился к имени или к событию. В первую очередь – там оценка, гордость. Не каждая территория может похвастаться явлением или историческим пулом, которым может похвастаться в ресурсном смысле, в смысле исторических знаний. Поэтому хочется, чтобы Пермь развивалась в 14-м году, в XXI веке. Это связано не только с инфраструктурой, но и с правильной ментальностью горожан. С тем, чтобы они видели какую-то линию развития, смысл традиций воспитания детей и т.д.

 Например сегодня, возвращаясь в Пермь после выходных мы проезжали через камский мост и был озвучен вопрос о набережной Перми. Она открыта для посещений?

- Она была закрыта, когда я был там последний раз. С тех пор я себя не утруждал себя этим вопросом.

- Тем не менее, набережная Камы – это знаковое  место, одно из самых красивых в городе. Задается вопрос, горожане лишены, хорошая погода. Почему бы не погулять, не прокатиться на пароходике.

- Так у нас набережная страшная.

- Так ее ремонтируют.

- Так она еще страшнее получается. Вы фотографии видели?

- Поэтому я и жду того момента, когда можно будет прогуляться.

- Прогуляйтесь по кладбищу – будет примерно то же самое. У нас набережную сделали именно так, чтобы на ней было невозможно находиться. Мне довелось побывать на набережной в Самаре. Я понимаю, что некорректно сравнивать нашу набережную с лучшей набережной страны, но приехав в Самару на три дня, все эти три дня можно посвятить только осмотру набережной. Она шириной в километр.Там есть всё.

 А у нас гранит, мрамор, лавочки, Кама. Каму можно посмотреть.

- Кама – одна из самых ярких достопримечательностей города. Я надеюсь, пермяки понимают это и любят Каму. Поэтому, конечно трепетно относимся к набережной, в каком бы стиле она ни была оформлена. Все равно там будут гулять, бегать на роликах. Это наше место.

- Кама – это составляющая пермского бренда?

- Конечно, не в каждом городе есть такая река.

- А еще какие-нибудь природные объекты могут, через запятую, встать в этот ряд.

- Вообще водная сеть, с точки зрения туризма, исследования экологии, вообще красоты Пермского края. А если мы говорим про Пермь, мы подозреваем не только промышленный мегаполис, но и природу, которая обогащает всех, кто это понимает и стремится выехать как можно чаще из суеты города. Это одна из главных эмоциональных составляющих природы. Вишерский заповедник, реки вокруг Чусовой – это сплавы.

Несколько дней назад мне удалось открыть туристический сезон поездкой в каменный город. Это интересное явление, природный памятник. Вокруг него много споров. Этот памятник недавно был открыт. Он связан с древним пермским морем. Ходишь и понимаешь, что вокруг тебя история сроком в 280 млн. лет, не окультуренная еще. Так скажем, не сделано из этого еще некое событийное мероприятие, институция музея, хотя поток туристов, рвущийся дикарями в каменный город, разрушает его. Это одна из проблем, которая стоит перед нами как перед современниками. Насколько мы это ценим, насколько мы понимаем нашу принадлежность, нашу суть, насколько от нас зависит. Если мы гадим эту территорию, соответственно, что с ней будет. Такой один из животрепещущих вопросов современности – отношение к территории.

- 280 миллионов лет и бутылка из-под кока-колы пустая валяется. Примерно понятно. У нас не только Каменный город так выглядит. Все туристические объекты, которые находятся в прямой досягаемости, выглядят примерно одинаково.

- Это тоже элемент нашей культуры.  Культура – это не только получение эмоций. Это и поведение, потребности, связи, коммуникации. Если мы привыкли быть потребителями, то на этом и показывается уровень человека.

- Давайте вернемся к брендам. Заводы – они входят в городские бренды.

- Конечно. Не каждый завод такое значение, но постиндустриальная пора, в которой мы оказываемся, уже много лет находимся естественный отбор. Какие-то предприятия закрываются, какие-то становятся инновационными. Это течение времени, ход событий, который и Пермь не миновал. Здесь я не очень сильна в географии такой КПД.

- Когда я выхожу на балкон своего дома, я смотрю на Каму. Она изгибается, уходит в сторону КамГЭС… Перед тем, как на мои глаза попадается Кама, я вижу трубы  Мотовилихинского завода. Потом Каму и противоположный берег. Когда я смотрю из окна, то вспоминаю, как кто-то из московских коллег разродился однажды в фейсбуке записью на тему того, как им больно смотреть на природу, на другом берегу которой находится завод. Им приходится опускать глаза ниже, чтобы не видеть завода и насладиться видом реки. И я не могу насладиться рекой, не видя труб Мотовилихинских заводов. Иначе это не была бы Пермь.

- Вам надо побольше путешествовать.

- Возможно.

- Выезжать из города, отключиться от традиционных пейзажей, связанных с мегаполисом. Я живу в центре города. Недавно под моими окнами прошел парад, свидетелем чему я была. Это на протяжении 40 лет, ежегодно, в течение года, 7 ноября и 9 мая такая большая шумная, такая городская жизнь разворачивается под окнами, со всеми охранными мероприятиями, потспарадными развлечениями. Приходится с этим справляться, поэтому чаще ездим на природу.

- Исторические личности, природные пейзажи, индустриальная культура. Что мы не включили в пермские бренды.

- Конечно я должна напомнить об артефакте «пермский звериный стиль»…

- Который в Сыктывкаре именуется частью их культуры, а в Екатеринбурге его называют «Уральский звериный стиль».

Их несколько, их много. Но пермский звериный стиль уникален информационным кодом, который оставили в древнем искусстве наши предки. Мы занимаемся исследованием этого явления. Это очень важный исторический код территории.

Скажите, как пермский звериный стиль может стать нашим брендом, если те же самые картинки можно увидеть в Сыктывкаре и в Екатеринбурге? Они нее называют это Пермский звериным стилем.

- Рекомендую в таких тонких моментах, а это оригинальная тема, связанная с изучением, с информацией. Если мы про это мало знаем, то не можем это использовать . Это как раз какой-то просветительский момент связан. Если вы интересуетесь, вы сможете понять уникальность пермского звериного стиля в количестве фантастических существ, изображенных на металлических бляшках. Отсюда начинается какая-то более конкретная о том, что каких… человеко-лосей, например.

- Пермский звериный стиль уникален количеством фантастических зверей в нем присутствующих, а нам осталось только вытащить их в масскульт?

- Может и не совсем в массовую культуру. Они может даже воспротивятся такому процессу глобальному. Просто об этом знать, интересоваться, уважать. В том числе, создавать современные продукты на основе знаний своей истории.

Я, например, не совсем согласна с тем, что пермский бренд – это красный человечек. Бренд – это испытание временем. Буква «П» появилась недавно и потом исчезла. История ее появления сомнительная и анекдотическая. Время покажет, что останется в памяти, что подвержено не сиюминутной технологией.

- А сколько времени должно пройти, чтобы буква «П» стала брендом? Или не стала.

- Это для меня не самая интересная история для изучения. Мне больше нравится обозначение Перми как «Пермь».

- Хорошо. Сколько должно пройти времени, чтобы бренд появился, как таковой? Дягилев стал пермским брендом какое-то количество времени назад. А Пастернак то ли стал, то ли не стал. А звериный стиль вообще появился в нашем сознании совсем недавно.

- «Бренд» - вообще слово не нами придуманное и не нами выученное в детстве. Это такая технология работы с потребителем, с массовым сознанием, в том числе с идентификацией территории. Многие ученые , исследователи не принимают историю бренда по отношению к пермскому звериному стилю. Это просто тема, которая уникальная территория. Поэтому, во времена Дягилева вряд ли звучало слово «бренд» по отношению к балету. Это современный язык, которым мы, как кодом, обозначаем интересные ветки.  Что касается времени, все зависит из пользования, то есть, через что узнаваема территория. Например, была олимпиада в Сочи. Через что узнавалась территория Пермского края? Там были культурные павильоны, презентационные выставочные стенды. Каждая территория представляла себя через какой-то артефакт или сувенир. Через что представлялась Пермь?

- Понятия не имею. А вы в курсе.

- Что-то вот, по-моему, не осталось в памяти. Был правильный поиск. Обращались ко мне в качестве консультаций – что могло бы быть на уровне презентационных маленьких мулек для спортсменов, гостей, иностранцев… Было предложено использовать Пермский период. Тоже явление, которое для Перми уникально, названное в честь Перми, в честь геологической системы. Это вообще не то, чтобы уникально, это только здесь.

- Этак мы еще и Мурчисона скоро заберем.

- Он уже звучит часто и используется в качестве заявления того, что история живая и прошлое в настоящем тоже имеет смысл.

- Одна из веселых игр, когда приезжаешь в другой город – это попытка понять как этот город предстанет перед тобой, где он – товар лицом. Любой город. Я обычно обращаюсь либо на улице – пристаю со словами: «Ребята, у меня несколько часов, что у вас посмотреть». Либо обращаюсь к сотрудникам гостиницы, в которой остановился. Тут очень занятно получается. Есть города, где на тебя смотрят осмысленные глаза и  человек говорит: - «Несколько часов, блин, так мало! Но, ладно, езжай туда, смотри то, потом туда и не забудь про это». Приходится передвигаться по четкому маршруту. Но гораздо чаще: «Смотреть… А чо у нас смотреть? Да ладно, у нас и смотреть-то нечего». Вот это вот «а чо у нас смотреть?» я услышал в Оренбурге – городе, который сам по себе памятник. Из исторической части города можно вообще не выходить, потому чо там великолепно сохранившиеся старые здания, одно другого краше. Восхитительная архитектура. Как будто присутствуешь на съемках старого фильма про XVII XIX век.  Ты просто идешь по городу. Рядом проходит огромное количество местных жителей, которые не обращают на это внимания и не могут ничего об этом рассказать, преподнести. Однажды я задумался – а что, если среднестатистического пермяка остановить с просьбой о таком совете? Что у вас смотреть? Мы в состоянии ответить.

- Мне часто задают такой вопрос гости, которые приезжают на фестиваль «Камва». Многие идут в старую Пермь, бродят там. Удивляются какой-то эклектике пермской, восхищаются Камой, бродят по набережной. А есть те, кто просто берем машину и едет на Гайву, Закамск. У нас есть и лес на территории города, и заводы, ГРЭС. Есть гости, которые, увидев коллекцию пермских богов, настолько счастливы от того, что увидели это живьем… Пермь же многопластовая. Конечно не хватает современных кластеров. Один из моментов, который Пермь упустила, переход от культурной революции к обычному течению жизни, никаких явных новаторских событий в Перми не произошло. Арт-кластеров в Перми не добавилось. Они в Перми закрываются. Могло бы быть и пермский Арбат.  Пусть даже на уровне одной улочки, если бы там было сконцентрировано культурное наследие, современные культурные ПРАВИЛЬНЫЕ молодежные формы там клубы и так далее. Не имеется в виду музыкальные клубы. Это было бы очень популярным место для гостей, для тусовки, для молодежи. Хорошее очень место. Проект красиво начинался, но, к сожалению, заморозился. Может быть, скоро эта улица снова будет проездной. И будет воспоминание о пермском Арбате, будет такая маленькая страница мифа. Арт-кластеры, которые создавали бы современный пульс, приезжает молодой человек с выступлением и где ему эту среду увидеть? Систерс-бар, Пиотровский – и все. Отсутствие арт-кластеров, где могли бы творить художники, музыканты не в формате фестиваля, потому, что фестивальная жизнь увела в сторону культуру современной Перми, мы привыкли к фестивалям, которые нагрянут летом, пофестивалим, а потом снова будем жить в серой обыденности. Своя местная, креативная жизнь – она у нас сокрыта.

- Может быть, оно и правильно. У нас долгая зима, сжатые скулы. Дождемся середины Мая, + 20, когда можно будет улыбнуться и позволить себе чуть больше. Лето короткое, чего бы не пофестивалить.

- Наверное, кому-то так было бы удобнее. Но пермское культурное сообщество живет не сезонно. Оно живет постоянно. Востребованность, возможность творческой жизни – это очень важно и для молодых, и для состоявшихся художников. Пермь очень богата ими.

(перерыв)

- Самоидентификация или «Длинные истории»?

- Оно связано между собой. В культуре есть важные сферы, которые нельзя приостанавливать. Если они прекращаются, потом их сложно наверстать.

Например, Пермь – многонациональный город. Ежегодно мы проводим фестиваль этнических культур и мне приходится изучать пермскую этнику. Нельзя прекращать развитие национальной культуры . Если вчера она была неактуальной, то завтра ее не наверстать. Есть такой тренд «Длинные истории». Он не кратковременный. Он должен развиваться долгое время и только тогда мы получим результаты. Если культурная политика меняется ежегодно, смысл теряется. Потом мы находимся в долгом поиске.

- Получается, что каждая новая властная команда должна поддерживать… должен быть какой-то общественный договор. Они могут «тасовать карты», определять политику в области благоустройства   и т.д., но не должны трогать культуру?

- Есть приоритетные направления – ресурсы территории, на которых строится культура, экономика. Ресурсы в Пермском регионе очевидно – это и пермские бренды, национальная культура, исторические бренды, событийный и природный туризм… Это должно развиваться и рассматриваться как стратегические направления.

- Вам это очевидно, а кому-то, может быть, очевидно что-то другое. Кому-то кажется, что территорию нужно развивать через яркую современную культурную политику или через иные культурные институции. Так и получается – кто приходит, тот и заказывает музыку.

- Наверное так.

- Если бы вы оказались «у руля», что бы вы сделали в нашей культурной политике в первую очередь.

- Странный такой вопрос. В каком смысле «у руля». Я не вожу машину. Я боюсь машин.

- Представьте, что именно вам предстоит определять пермскую культурную политику в несколько ближайших лет.

- Такой провокационный заход на тему… К счастью, я не у руля, потому, что я практик. Есть определенное пространство, в котором я могу работать, создавать смыслы и запускать культурные процессы, коммуникации. Я занимаюсь не столько амбициозными процессами, сколько познавательными и прогрессивными. Поэтому я не могу говорить о масштабной политике.

Некоторые приоритеты я определить могу – это развитие территорий, экологические проблемы, пермские бренды, на которых строится узнавание конкретной территории в масштабах мировой культуры.

- Пермяки должны отдавать себе отчет в том, что Пермь – это особый город, отличный от других городов. Пермский край – особое место, отличающееся от других мест. Они должны слету обозначить особость?

- Мне сложно мыслить такими категориями. Во время работы над проектом «Камва», мы поняли, что если нам не будет интересна своя культура, нам не будет интересна культура другого. А культура – это те грани, которые нас окружает, начиная с того, здоровается ли с вами ваш сосед, чисты ли улицы, не нарушает ли ваше личное культурное пространство агрессивная среда. Факторов много. Поэтому идентификация для пермяка существует, может ли он это сформулировать или он просто это чувствует.

- Какие идентификационные метки чаще всего попадаются вам?

- Дух Перми – это метка?

- Вполне. Этакое пермячество.

Особенности пермяков притягивают сюда много исследователей. Я говорю об этом уверенно, потому что есть такая исследовательская площадка, как фестиваль «Камва». К нам приезжают очень интересные, умные люди, которые изучают это место и стараются тут побывать, почувствовать пермский дух. Лидеры культурной революции – они же тоже главным достоинством считали местную атмосферу, людей. Не каждый город может этим гордиться.

- А характеристики у этой атмосферы есть? Или это не более, чем ощущение?

- (смеется) Заходим на второй час.

- Не получится. Хотя бы начнем.  

- Давайте сделаем это темой нашей следующей встречи. Я подготовлюсь.

Дух – это конечно есть у пермского сообщества.

- Кого вы порекомендуете на следующий эфир программы «Пятнашки».

 - Евгений Пугин, лидер экологической компании «Зеленый ветер».  Эдуард Андриянов, музыкальный продюсер, художественный руководитель фестиваля «Камва».

 


Обсуждение
2105
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.